СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку з класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка включает пояснительную записку и тематическое планирование по русскому языку по ФГОС "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку з класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Смольянская средняя общеобразовательная школа»

Брянского муниципального района Брянской области




Рассмотрено

на заседании ШМО



Протокол №

от г.

Согласовано

Зам. директора

по УВР ______________



Г.В.Шинкоренко

Утверждено

Приказом № от __________



Директор школы_________

О.В.Кузина




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования

по русскому языку 3класс

Составила: Кузина Любовь Алексеевна

учитель начальных классов

2017г.



Пояснительная записка

Программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;

  • Федерального государственного образовательных стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. пр. № 373 (в редакции приказов Минобрнауки от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 г. №2357);

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

  • Планируемых результатов начального общего образования,

  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Смольянская СОШ» на 2017 – 2018 г. г.

  • Авторской программы «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого для начальной школы, разработанной в рамках УМК «Школа России» Москва, «Просвещение» 2011 год





Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково- символического восприятия и логического мышления учащихся;

• социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и много­образии языкового и культурного пространства России, о языке как ос­нове национального самосознания;

  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

  • развитие коммуникативных умений;

  • развитие нравственных и эстетических чувств;

  • развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечивает достижение основных целей изучения предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, ор­фоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к рус­скому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.







Общая характеристика учебного предмета



Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма).

Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Раздел «Лексика » предусматривает формирование у младших школьников представлений о материальной природе языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных универсальных действий.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.


Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение русского языка в 3 классе отводится 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5.Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1.Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4.Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5.Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9.Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.



Содержание учебного предмета (170 часов)

Язык и речь (2 часа)

Виды речи. Речь, её значение. Речь –отражение культуры человека.

Язык, его значение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

Развитие речи.

Составление текста по рисунку.

Текст. Предложение. Словосочетание (14 часов)

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.

Построение текстов: повествование, описание. Рассуждение. Формирование навыка смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами.

Предложение.

Виды предложений по цели высказывания.

Знаки препинания в конце предложений.

Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России – Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма.

Предложение с обращением.

Состав предложения.

Главные и второстепенные члены предложения.

Распространённые и нераспространённые предложения.

Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией.

Разбор предложения по членам.

Простое и сложное предложения (общее представление).

Запятая внутри сложного предложения.

Связь слов в предложении. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.

Развитие речи.

Составление небольшого рассказа по репродукции картины.

Составление предложений (и текста) из деформированных слов. А также по рисунку, по заданной теме, по модели.

Слово в языке и речи (19 часов)

Лексическое значение слова.

Номинативная функция слова.

Работа с толковым словарём, словарём синонимов и антонимов.

Использование омонимов в речи.

Слово и словосочетание.

Значение фразеологизмов и их использование в речи.

Работа со словарём фразеологизмов.

Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов.

Обобщении и углубление представлений об изученных частях речи.

Имя числительное (общее представление).

Обобщение и уточнение представлений об однокоренных словах, о корне слова.

Слово и слог. Звуки и буквы.

Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне.

Согласные звуки и буквы для их обозначения.

Мягкий разделительный знак (Ь)

Формирование установки на здоровый образ жизни

Развитие речи.

Подробное изложение с языковым анализом текста. По вопросам или коллективно составленному плану. Составление предложений и текста по репродукции картины.

Состав слова (16 часов)

Корень слова. Однокоренные слова.

Чередование согласных кВ корне.

Сложные слова.

Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём.

Формы слова. Окончание.

Значение приставки и суффикса в слове.

Основа слова.

Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём.

Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.

Разбор слова по составу.

Формирование навыка моделирование слова.

Развитие речи.

Сочинение по репродукции картины.

Редактирование предложений с неуместным употреблением в них однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.

Правописание частей слова (29 часов)

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

Формирование умений ставить собой орфографическую задачу, определять пути её решения.

Правописание слов с безударными гласными в корне слова.

Слова старославянского происхождения их «следы» в русском языке.

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласными в корне.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Правописание слов с удвоенными согласными.

Правописание суффиксов и приставок.

Правописание приставок и предлогов.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

Развитие речи.

Изложение повествовательного деформированного текстам.

Составление объявления.

Части речи (76 часов)

Части речи (общее представление)

Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Представление об устаревших словах.

Собственные и нарицательные имена существительные.

Правописание имён собственных.

Изменение имён существительных по числам.

Имена существительные общего рода.

Формирование навыка культура речи.

Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода.

Изменение имён существительных по падежам.

Неизменяемые имена существительные.

Падежи.

Начальная форма имени существительного.

Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное. Лексическое значение имён прилагательных.

Обогащение словарного запаса именами прилагательными.

Связь имени прилагательного и имени существительного.

Изменение имён прилагательных по родам.

Родовые окончания имён прилагательных.

Изменение имён прилагательных по падежам.

Начальная форма имени прилагательного.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Местоимение. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.

Местоимения единственного и множественного числа.

Род местоимений.

Морфологический разбор местоимения.

Глагол. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам.

Начальная форма глагола.

Глагольные вопросы что делать? Что сделать?

Изменение глаголов по временам.

Правописание частицы не с глаголами.

Морфологический разбор глагола.

Развитие речи.

Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. По опорным словам.

Письмо по памяти.

Составление устного рассказа по серии картин.

Сочинение по репродукции картины.

Составление текста-описания растения в научном стиле.

Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины.

Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям.

Составление сочинения-отзыва по репродукции картины.

Составление письма.

Составление текста по сюжетным рисункам.

Составление предложений с нарушенным порядком слов.

Повторение (14 часов)


Слова с непроверяемым написанием для изучения в 3 классе

Аккуратно, альбом, берег, вместе, вокруг, восемь, воскресенье, восток, вторник, гвоздика, герой, горох, желать, животное, завтрак, заря. здравствуй, интересный, картофель, квартира, килограмм, коллектив, коллекция, комната, компьютер, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, овёс, овощи, огород, огурец, однажды, одуванчик, около, орех, песок, пирог, погода, помидор, понедельник, пороша, потом, поэт, праздник, приветливо, пшеница, пятница, ракета, растение, ромашка, рябина, самолёт, север, сирень, солдат, солома, среда, столица, трактор, трамвай, ужин, четверг, четыре, чёрный, чувство, шоссе.




Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


  1. Учебно-методический комплект.

    • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2010 г.

  • Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник с приложением на электронном носителе. 3 класс. В 2 ч. М: Просвещение «2017»

  • О.И. Дмитриева «Поурочные разработки по русскому языку» 3 класс. Москва. «Вако», 2014


  1. Интернет-ресурсы.

  • Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа http//nachalka/info/about/193

  • Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа http//nsc 1 september.ru/urok


  1. Наглядные пособия

    • Комплект таблиц по русскому языку для 3 класса


Электронные средства обучения.

Электронное к учебнику В.П. Канакиной «Русскоий язык 3 класс» на электронном носителе


  1. Технические средства обучения

      • Портативный программно-технический комплекс учителя (Многофункциональное устройство, ноутбук, проектор, экран)







Тематическое планирование


№ урока п/п

№ урока в разделе

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

Дата

По плану

Фактически

Язык и речь (2 часа)

1

1

Наша речь. Виды речи

1

Знакомятся с информацией в учебнике (на форзацах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях). Объясняют, в каких случаях используются разные виды речи. Составляют текст по рисунку (рассматривают рисунок, определяют его тему, обсуждают содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделяют части в содержании рассказа, записывают составленный текст). Оценивают результаты своей деятельности.



2

2

Наш язык

1

Понимают и сохраняют в памяти учебную задачу урока.

Рассказывают о сферах употребления в России русского языка и национальных языков.

Анализируют высказывания о русском языке. Находят выразительные средства русской речи в поэтических строках А. Пушкина. Оценивают результаты выполненного задания



Текст. Предложение. Словосочетание (14 часов)

3

1


Текст

1

Понимают и сохраняют в памяти учебную задачу урока.

Различают текст и предложение, текст и набор предложений. Определяют тему и главную мысль текста, подбирают заголовок к тексту и частям текста. Определяют структурные компоненты текста. Выделяют части текста и обосновывают правильность их выделения. Работают с информационной таблицей «Типы текстов».

Составляют повествовательный текст на основе жизненного опыта.

Оценивают результаты своей деятельности



4

2

Типы текстов

1

Различают типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Определяют по заголовку тип текста и его содержание.

Составляют повествовательный текст на основе жизненного опыта.



5

3

Р/р Составление рассказа по серии картинок

Предложение.

1

Отличают предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализируют непунктированный текст, выделяют в нём предложения. Составляют предложения из слов на определённую тему.

Выделяют в письменном тексте диалог.

Оценивают результаты своей деятельности



6

4

Виды предложений по цели высказывания

1

Понимают и сохраняют в памяти учебную задачу урока.

Наблюдают над значением предложений, различных по интонации, находят их в тексте, составляют предложения такого типа.

Соблюдают в устной речи интонацию конца предложений. Анализируют содержание таблицы «Виды предложений» и использовать его для составления сообщения о видах предложений. Классифицируют предложения по цели высказывания и по интонации. Обосновывают знаки препинания в конце предложений.

Оценивают результаты своей деятельности



7

5

Виды предложений по интонации

1

Классифицируют предложения по интонации. Обосновывают знаки препинания в конце предложений



8

6

Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

1

Классифицируют предложения по цели высказывания. Обосновывают знаки препинания в конце предложений.



9

7

Предложение с обращением.

1

Находят обращения в предложении и наблюдают за выделением обращения в письменной речи.

Составляют рассказ по рисунку, используют в нём диалог, а в предложениях обращения, записывать диалог.



10

8

Р/р Обучающее изложение по коллективно составленному плану

1

Работают с памяткой 7 «Как подготовиться к изложению». Анализируют текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте. Выполняют задания по алгоритму памятки 7. Письменно излагают содержание текста-образца.



11-12

9-10

Главные и второстепенные предложения.

2

Различают и выделяют в предложении главные и второстепенные члены. Распространяют нераспространённое предложение второстепенными членами. Устанавливают при помощи вопросов связь между членами предложения в распространённом предложении. Работают с памяткой 2 «Как разобрать предложение по членам». Планируют свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма. Обсуждают алгоритм разбора предложения по членам и разбирают предложение по членам.




13

11

Простое и сложное предложения.

1

Наблюдают над составом простых и сложных предложений. Различают простые и сложные предложения в письменном тексте, наблюдают над постановкой запятой между частями сложного предложения. Объясняют постановку запятой в сложном предложении. Работают со схемой «Предложение: простое и сложное»: умеют формулировать ответ на вопрос «Как различить простое и сложное предложения?», составляют по ней текст-сообщение.



14

12

Знаки препинания в сложном предложении. Союзы

1

Различают простые и сложные предложения в письменном тексте, наблюдают над постановкой запятой между частями сложного предложения, соединёнными союзами (а, и, но). Объясняют знаки препинания между частями сложного предложения. Составляют из двух простых предложений одно сложное. Работают с памяткой 3 «Как дать характеристику предложения». Рассуждают при определении характеристики заданного предложения.



15

13

Словосочетание

1

Различают словосочетание и предложение.

Выделяют в предложении словосочетания.

Устанавливают при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

Составляют предложения из данных пар слов.



16

14

Контрольный диктант

по теме «Текст. Предложение. Словосочетание»

1

Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя. Записывают текст, используя изученные правила письма. Проверяют написанное.

Выполняют грамматические задания в соответствии с планируемыми результатами знаний по изученным темам системы языка.



Слово в языке и речи (19 часов)

17

1

Работа над ошибками.

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова

1

Узнают в тексте незнакомые слова, определяют их лексическое значение по «Толковому словарю». Работают со схемой «Однозначные и многозначные слова» в учебнике, составляют текст-сообщение на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». Распознают однозначные и многозначные слова, объясняют их значение, составляют предложения, употребляя в них многозначные слова. Работают с «Толковым словарём» в учебнике,



18

2

Синонимы и антонимы

1

Узнают в тексте незнакомые слова, определяют их значение по «Толковому словарю». Работают с рубрикой «Страничка для любознательных»: знакомятся со значениями слова погода. Распознают синонимы и антонимы, подбирают к слову синонимы или антонимы. Находят слова, употреблённые в переносном значении. Работают со «Словарём синонимов» и «Словарём антонимов» в учебнике; находят в них необходимую информацию о слове.



19

3

Р/р Обучающее сочинение по картине В.Д.Поленова «Золотая осень»

1

Составляют небольшой текст по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень» под руководством учителя и записывают его.




20

4

Омонимы

1

Распознают омонимы, объясняют их лексическое значение. Работают со «Словарём омонимов» в учебнике, находят в нём нужную информацию о слове.



21

5

Слово и словосочетание

1

Различают слово и словосочетание как сложное название предмета.



22

6

Фразеологизмы

1

Находят в тексте и в предложении фразеологизмы, объясняют их значение. Отличают фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работают со «Словарём фразеологизмов» в учебнике, находят в нём нужную информацию.

Работают с рубрикой «Страничка для любознательных»: знакомятся со сведениями о возникновении фразеологизмов бить баклуши, спустя рукава и др.



23

7

Р/р. Обучающее изложение по вопросам

1

Работают с памяткой 7 «Как подготовиться к изложению». Анализируют текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте. Выполняют задания по алгоритму памятки 7. Письменно излагают содержание текста-образца.



24

8

Части речи

1

Работают с таблицей «Части речи и их значение», составляют текст- сообщение на тему «Что я знаю о частях речи». Распознают изученные части речи на основе информации, заключённой в таблице, и приобретённого опыта. Приводят примеры слов изученных частей речи



25-26

9-10

Распознавание в тексте имён существительных, глаголов, имён прилагательных


2

Распознают имена существительные, глаголы и имена прилагательные. Ставят вопросы к именам существительным, прилагательным, выписывать словосочетания. Распознают глаголы, приводят примеры слов данной части речи. Ставят вопросы к глаголам. Определяют роль имён существительных, прилагательных и глаголов в речи и в предложении. Выделяют выразительные средства языка в пейзажных зарисовках.



27

11

Имя числительное. Тест «Части речи»

1

Приводят примеры слов-имён числительных.




28

12

Однокоренные слова

1

Распознают однокоренные слова, выделять в них корень.

Различают однокоренные слова и слова-синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Приводят примеры однокоренных слов с заданным корнем.



29

13

Гласные звуки и буквы. Правописание слов с безударными гласными в корне

1

Различают слово и слог, звук и букву. Работают с таблицей «Гласные звуки», составляют текст-сообщение по данной таблице. Обсуждают алгоритм орфографических действий при выборе буквы для обозначения безударного гласного звука в корне слова, подбирают несколько проверочных слов с данной орфограммой, объясняют правильность написания слова. Пишут слова с непроверяемой буквой безударного гласного в корне слова.



30

14

Согласные звуки и буквы

1

Работают с таблицей «Согласные звуки», составляют текст-сообщение по данной таблице. Работают с памяткой 1 «Как сделать звуко-буквенный разбор слова». Проводят звуковой и звуко-буквенный разбор определённого слова с опорой на алгоритм памятки 1, оценивают правильность разбора.

Объясняют правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч, жи-ши, ча-ща, чу-щу.



31

15

Правописание разделительного мягкого знака

1

Определяют роль разделительного мягкого знака (ь) в слове, пишут слова с этой орфограммой. Различают проверяемые и непроверяемые орфограммы в слове, группируют слова по типу орфограммы, объясняют правописание слов с изученными орфограммами. Приводят примеры с заданной орфограммой. Определяют среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно.



32

16

Слово и слог. Звуки и буквы. Обобщение

1

Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя. Записывают текст, используя изученные правила письма. Проверяют написанное.

Выполняют грамматические задания в соответствии с планируемыми результатами знаний по изученным темам системы языка.



33

17

Р/р Изложение повествовательного текста.

1

Излагают письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам (или коллективно составленному плану).



34

18

Проект «Рассказ о слове»

1

Адекватно оценивают результаты написанного изложения, определяют границы своих достижений, намечать пути преодоления ошибок и недочётов. Подбирают из разных источников информацию о слове и его окружении. Составляют словарную статью о слове, участвуют в её презентации.



35

19

Итоговая контрольная работа

1

Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя. Записывают текст, используя изученные правила письма. Проверяют написанное.

Выполняют грамматические задания в соответствии с планируемыми результатами знаний по изученным темам системы языка.



Состав слова (16 часов)


36-37

1-2

Корень слова. Однокоренные слова

2

Формулируют определения однокоренных слов и корня слова. Различают однокоренные слова, группируют однокоренные слова (с общим корнем), выделяют в них корень, подбирают примеры однокоренных слов. Осуществляют последовательность действий при выделении в слове корня. Работают с рубрикой «Страничка для любознательных»: наблюдают над чередованием звуков в корнях слов. Находят чередующиеся звуки в корнях слов. Различают однокоренные слова с чередующимися согласными в корне, выделяют в них корень, подбирают примеры однокоренных слов с чередующимися согласными.

Работают со «Словарём однокоренных слов» в учебнике, находят в нём нужную информацию о слове.



38

3

Контрольное списывание

1

Записывают текст, используя изученные правила письма. Проверяют написанное.

Выполняют грамматические задания в соответствии с планируемыми результатами знаний по изученным темам системы языка.



39

4

Работа над ошибками.

Сложные слова


Знакомятся со сложными словами, выделяют корни в сложных словах.

Образовывают сложные слова



40

5

Формы слова. Окончание.

1

Находят и выделяют в слове окончание, обосновывают правильность выделенного окончания в слове. Различают однокоренные слова и формы одного и того же слова. Различают в слове нулевое окончание (□).



41

6

Окончание слова


Находят и выделяют в слове окончание, обосновывают правильность выделенного окончания в слове.Осуществляют последовательность действий при выделении в слове окончания.



42

7

Что такое приставка

1

Осознают признаки приставки как части слова. Формулируют определение приставки. Наблюдают над правописанием приставок. Образовывают слова с помощью приставок. Находят и выделяют в слове приставку, обосновывают правильность её выделения в слове. Осуществляют последовательность действий при выделении в слове приставки.



43

8

Как найти в слове приставку

1

Находят и выделяют в слове приставку, обосновывают правильность её выделения в слове.



44

9

Значение приставки

1

Объясняют значение приставок в слове. Образовывают слова с помощью приставок.



45

10

Что такое суффикс. Как найти в слове суффикс

1

Осознают признаки суффикса как части слова. Формулируют определение суффикса. Наблюдают над ролью суффикса в слове. Осуществляют последовательность действий при выделении в слове суффикса. Находят и выделяют в слове суффиксы.



46

11

Значения суффиксов

1

Находят и выделяют в слове суффикс, обосновывают правильность его выделения в слове. Объясняют значение суффикса в слове. Образовывают слова с помощью суффиксов.



47

12

Р/р Сочинение по картинеА.А.Рылова «В голубом просторе»

1

Рассматривают картину, высказывают своё отношение к ней. Анализируют содержание, составляют (под руководством учителя) по картине описательный текст.



48

13

Основа слова.

1

Выделяют в словах основу слова.



49

14

Обобщение знаний о составе слова

1

Работают с рубрикой «Страничка для любознательных»: наблюдают над статьями в «Словообразовательном словаре». Работают с форзацем учебника «Словообразование»: наблюдают над группами однокоренных слов и способами их образования. Работают с памяткой 5 «Как разобрать слово по составу». Обсуждают алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. Различают однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Анализируют модели состава слова и подбирают слова по этим моделям.



50

15

Проект «Семья слова»


Редактируют предложения с однокоренными словами. Проводят разбор слов по составу (кроме слов типа семья, читать и слов, утративших членимость в современном русском языке). Анализируют модели состава слова и подбирают слова по этим моделям. Составляют слова по указанным значимым частям слова. Находят среди слов неизменяемые слова, правильно употребляют эти слова в речи. Находят общее в составе предлагаемых для анализа пар слов



51

16

Р/р Изложение повествовательного текста.


1

Подробно излагают содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту.



Правописание частей слова (31 часов)


52

1

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

1

Определяют наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находят и отмечают в словах орфограммы в значимых частях слова. Работают с памяткой 5 «Как разобрать слово по составу» и таблицей «Правописание гласных и согласных в значимых частях слов».



53-56

2-5

Правописание слов с безударными гласными в корне

4

Обсуждают алгоритм действий для решения орфографической задачи на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова и используют алгоритм в практической деятельности. Подбирают несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объясняют, доказывают правильность написания слова с орфограммой на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова.

Осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.



57-60

6-9

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне.

4

Обсуждают алгоритм действий для решения орфографической задачи на правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука и используют алгоритм в практической деятельности. Подбирают несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объясняют, доказывают правильность написания слова с орфограммой на правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука. Осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.



61

10

Контрольное списывание с грамматическим заданием

1

Записывают текст, используя изученные правила письма. Проверяют написанное.

Выполняют грамматические задания в соответствии с планируемыми результатами знаний по изученным темам системы языка.



62

11

Работа над ошибками. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.


1

Осознают опознавательный признак орфограммы на правило обозначения буквой непроизносимого согласного звука. Обсуждают алгоритм действий для решения орфографической задачи обозначения буквой непроизносимого согласного звука и используют алгоритм в практической деятельности. Находят в словах орфограмму непроизносимого согласного звука.



63-65

12-14

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

3

Различают слова с непроизносимым согласным звуком и слова, где нет непроизносимого согласного звука; объясняют их написание. Заменяют в данных словах выделенные звукосочетания буквами и обосновывают правописание слов. Осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.



66

15

Р/р Сочинение по картинеВ.М.Васнецова «Снегурочка»

1

Составляют текст по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка» и опорным словам.



67-68

16-17

Правописание слов с удвоенными согласными.

2

Различают место в слове удвоенных согласных, определяют способ проверки написания слов с удвоенными согласными. Переносят слова с удвоенными согласными с одной строки на другую. Правильно произносят слова с удвоенными согласными. Осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.



69

18

Правописание суффиксов и приставок

1

Дифференцируют суффиксы и приставки, подбирают слова с суффиксами и приставками и записывают их. Определяют способы проверки написания приставок и суффиксов. Осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.



70

19

Правописание суффиксов –ик,-ек

1

Наблюдают над правописанием суффиксов -ек, -ик в словах, пишут слова с этими суффиксами. Определяют значение слов с заданным суффиксом. Осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.



71

20

Правописание суффикса -ок

1

Наблюдают над правописанием суффикса -ок в словах, пишут слова с этим суффиксом. Определяют значение слов с заданным суффиксом. Осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.



72

21

Правописание приставок

1

Наблюдают над правописанием приставок, определяют значение слов с заданными приставками.



73

22

Правописание суффиксов и приставок

1

Дифференцируют суффиксы и приставки, подбирают слова с суффиксами и приставками и записывают их. Определяют способы проверки написания приставок и суффиксов.



74-76

23-25

Правописание приставок и предлогов

3

Различают приставки и предлоги. Выделяют в словах приставки, правильно их записывают в слове. Находят предлоги, правильно пишут предлоги со словами. Объясняют значение фразеологизмов. Находят в словах орфограммы и обосновывают их написание.




77

26

Р/р Изложение повествовательного текста


1

Подробно излагают содержание повествовательного текста по коллективно составленному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту.



78

27

Работа над ошибками.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

1

Определяют роль и место в слове разделительного твёрдого знака (ъ).

Обосновывают правописание слов с разделительным твёрдым знаком. Находят в словах орфограммы и обосновывают их написание.



79

28

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

1

Обосновывают правописание слов с разделительным твёрдым знаком. Находят в словах орфограммы и обосновывают их написание.



80-81

29-30

Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками

2

Различают разделительный твёрдый (ъ) и разделительный мягкий (ь)знаки. Обосновывают правописание слов с разделительными твёрдым (ъ)и мягким (ь)знаками.



82

31

Проверочная работа по теме «Состав слова»

1

Подбирают глаголы с приставками и правильно их записывают. Определяют роль твёрдого (ъ) и мягкого (ь)знаков в слове. Обосновывают написание слов с изученными орфограммами. Составляют словосочетания и правильно их записывают.



Части речи (74 часов)

83

1

Работа над ошибками. Части речи.

1

Работают с определениями частей речи. Определяют по изученным признакам с опорой на определение различные части речи. Классифицируют слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное).

Подбирают примеры слов изученных частей речи. Работают с памяткой 4 «Разбор предложения по частям речи». Составляют по рисунку текст, определяют, какие части речи были употреблены в составленном рассказе.



84

2

Имя существительное как часть речи

1

Работают с определением имени существительного, осмысливают его содержание. Распознают имена существительные среди слов других частей речи по лексическому значению и вопросу, определяют лексическое значение имён существительных, ставят вопросы к именам существительным. Различают среди имён существительных многозначные слова, определяют их значение. Приводят примеры имён существительных.



85

3

Начальная форма имени существительного

1

Различают среди однокоренных слов имена существительные. Различают имена существительные, отвечающие на вопросы что? и кто? (кого? чего? и др.), изменяют имена существительные по вопросам. Ставят вопрос к зависимому имени существительному в словосочетании; наблюдают над правописанием предлогов в вопросах. Составляют рассказ о классной комнате и записывают его.



86

4

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

1

Различают одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Выделяют среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению). Наблюдают над образованием имён существительных с помощью суффиксов, выделяют суффиксы в слове.



87

5

Устаревшие слова

1

Находят устаревшие слова - имена существительные, объясняют их значение.



88

6

Собственные и нарицательные имена существительные

1

Распознают собственные и нарицательные имена



89

7

Контрольное списывание

1

Записывают текст, используя изученные правила письма.



90

8

Проект «Тайна имени»

1

Работают с рубрикой «Страничка для любознательных». Работают с текстом: определяют тему, главную мысль, тип текста, выделяют в тексте части, соответствующие плану, выписывают трудные слова, записывают текст по памяти.

Наблюдают над толкованием значения некоторых имён. Составляют (с помощью взрослых) рассказ о своём имени, используя разные источники информации (словари, Интернет и др.). Готовятся к презентации своего рассказа.



91

9

Число имён существительных.

1

Различают единственное и множественное число имён существительных. Обосновывают правильность определения рода имён существительных. Определяют число имён существительных. Изменяют форму числа имён существительных. Работают с «Орфоэпическим словарём» учебника, правильно произносят слова, определённые в «Орфоэпическом словаре» учебника.



92

10

Имена существительные, имеющие форму одного числа.

1

Распознают имена существительные, имеющие форму одного числа (единственного либо множественного). Определяют число имён существительных. Составляют предложения из деформированных слов. Работают с рубрикой «Правильно произносите слова».



93-94

11-12

Род имён существительных

2

Наблюдают над признаками, по которым имена существительные относятся к определённому роду. Классифицируют по роду имена существительные. Находят сходство и различия в именах существительных каждого рода. Обосновывают правильность определения рода имён существительных.



95-96

13-14

Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных

2

Наблюдают над правописанием имён существительных мужского и женского рода с шипящим звуком на конце слова. Выделяют орфограмму на изученное правило письма. Пишут мена существительные мужского и женского рода с шипящим звуком на конце слова и обосновывают правильность написанного. Правильно употребляют в речи словосочетания типа серая мышь, ночная тишь.



97

15

Р/р

Обучающее изложение повествовательного текста

1

Готовятся к написанию изложения (по памятке 6). Подробно письменно излагают содержание текста-образца.

Составляют устный и письменный рассказ по серии рисунков. Контролируют правильность записи текста, находят неправильно написанные слова и исправляют недочёты и ошибки.



98

16

Род и число имён существительных


1

Определяют род имён существительных, обосновывают правильность его определения. Согласовывают в роде и числе имена существительные и имена прилагательные, правильно употреблять их в речи. Составляют развёрнутый ответ на вопрос: «Как определить род имён существительных?» Работают с рубрикой «Страничка для любознательных»: «Род некоторых имён существительных». Определяют род имён существительных. Согласовывают имена существительные общего рода и имена прилагательные. Определяют род имён существительных общего рода.



99

17

Изменение имён существительных по падежам

1

Анализируют таблицу «Склонение (изменение по падежам) имён существительных» по вопросам учебника. Изменяют имена существительные по падежам. Запоминают названия падежей и вопросы к ним. Определяют падеж имён существительных по вопросам.



100

18

Р/р Сочинение по картинеИ.Я.Билибина «Иван –царевич и лягушка-квакушка

1

Составляют рассказ (под руководством учителя) по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».



101

19

Именительный падеж

1

Распознают именительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и его роли в предложении (является в предложении подлежащим). Обосновывают правильность определения падежа. Составляют предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.



102

20

Родительный падеж

1

Работают со схемой-памяткой «Родительный падеж». Распознают имя существительное в родительном падеже по признакам данной падежной формы (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении). Обосновывают правильность определения падежа выделенных имён существительных. Работают с текстом: определяют тему и главную мысль текста.



103

21

Дательный падеж

1

Работают со схемой-памяткой «Дательный падеж». Распознают имя существительное в дательном падеже по признакам данной падежной формы (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении). Обосновывают правильность определения падежа выделенных имён существительных. Объясняют написание изученных орфограмм при выполнении учебной задачи. Составляют продолжение стихотворения.



104

22

Винительный падеж

1

Работают со схемой-памяткой «Винительный падеж». Распознают имя существительное в винительном падеже по признакам данной падежной формы (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении). Находят сходство и различия в падежных формах имён существительных в винительном и предложном падежах. Обосновывают правильность определения падежа выделенных имён существительных.



105

23

Творительный падеж

1

Работают со схемой-памяткой «Творительный падеж». Распознают имя существительное в творительном падеже по признакам данной падежной формы (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении). Обосновывают правильность определения падежа имён существительных. Находят в художественном тексте сравнения, наблюдают над использованием авторами сравнений, выраженных именем существительным в творительном падеже.



106

24

Предложный падеж

1

Работают со схемой-памяткой «Предложный падеж». Распознают имя существительное в предложном падеже по признакам данной падежной формы (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении). Обосновывают правильность определения падежа выделенных имён существительных. Составляют предложения на определённую тему. Находят в тексте устаревшие слова и определяют их значение.



107-108

25-26

Закрепление знаний об имени существительном. Морфологический разбор имени существительного

2

Работают с таблицей «Признаки падежей». Находят и сопоставляют внешне сходные падежные формы. Распознают начальную и косвенные формы имён существительных. Распознают внешне сходные падежные формы винительного и предложного падежей.

Составляют сообщение об изученных падежах имён существительных с опорой на вопросы. Работают с памяткой 1 «Порядок разбора имени существительного». Планируют учебные действия при разборе имени существительного как части речи. Приводят примеры предложений с использованием в них определённой падежной формы имени существительного.




109

27

Проверочная работа по теме «Имя существительное»

1

Оценивают результаты своей деятельности при выполнении заданий рубрики «Проверь себя» Адекватно оценивают результаты проверочной работы по теме «Имя существительное».



110

28

Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном



1

Распознают имена существительные среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Подбирают к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным - имена существительные.



111

29

Р/р Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

1

Составляют устно рассказ по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами. Записывают составленный текст.




112

30

Проект «Зимняя страничка»

1

Распознают художественное и научное описание, наблюдают над употреблением имён прилагательных в таких текстах. Выделяют в текстах художественного стиля выразительные средства языка. Работают с рубрикой «Страничка для любознательных»: «Говорящие» названия». Составляют описание растения в научном стиле.



113

31

Имя прилагательное как часть речи.

1

Определяют лексическое значение имён прилагательных. Подбирают к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные (из слов для справок), а к именам прилагательным - имена существительные. Распознают среди однокоренных слов имена прилагательные. Выбирают те имена прилагательные, к которым можно подобрать синонимы. Определяют роль имён прилагательных в тексте.



114

32

Связь имени прилагательного с именем существительным

1

Выделяют из предложений словосочетания с именами прилагательными



115

33

Сложные имена прилагательные.

1

Находят в тексте сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цветов, наблюдают над правописанием этих имён прилагательных. Составляют сложные имена прилагательные.



116

34

Р/р Сочинение -отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна –Лебедь»

1

Находят изобразительно-выразительные средства в описательном тексте (о картине М. А. Врубеля « Царевна - Лебедь»). Рассматривают репродукцию картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывают к ней своё отношение. Работают с рубрикой «Страничка для любознательных»: наблюдают происхождение названий цветов, составляют с этими словами предложения, находят имена прилагательные в тексте.



117-119

35-37

Изменение имён прилагательных по родам

3

Наблюдают зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Работают с таблицей «Изменение имён прилагательных по родам», определяют по таблице признаки имён прилагательных каждого рода, выделяют родовые окончания имён прилагательных. Образовывают словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных, правильно выделяют и записывают окончания имён прилагательных.




120

38

Изменение имён прилагательных по числам

1

Определяют признаки имени прилагательного, употреблённого в единственном (множественном) числе. Определяют форму числа имени прилагательного, изменяют имена прилагательные по числам, правильно пишут окончания имён существительных во множественном числе. Осознают, что во множественном числе род имени прилагательного не определяется. Работают с рубрикой «Говорите правильно!», правильно произносят данные в рубрике имена прилагательные и составляют с ними предложения. Определяют число и род (в единственном числе) имён прилагательных, объясняют правописание окончаний имён прилагательных. Подбирают имена прилагательные для сравнения признаков предметов. Составляют начало и конец текста по его основной части.



121-123

39-41

Изменение имён прилагательных по падежам.

3

Анализируют таблицу в учебнике «Склонение (изменение) имён прилагательных по падежам». Изменяют, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам. Правильно произносят и пишут имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже. Определяют падеж имён прилагательных по падежу имён существительных с опорой на алгоритм определения падежа.



124-125

42-43

Морфологический разбор имени прилагательного

2

Работают с памяткой 2 «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирают имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке 2.



126

44

Обобщение знаний об имени прилагательном.

1

Определяют изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывают правильность их определения. Обосновывают правильность написания родовых окончаний имён прилагательных и окончаний имён прилагательных, употреблённых во множественном числе.

Оценивают результаты своей деятельности и результаты выполнения самостоятельной работы и своей деятельности на уроке.



127

45

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

Контролируют правильность записи текста, находят неправильно написанные слова и исправлять недочёты и ошибки.



128

46

Проект «Имена прилагательные в загадках»

1

Наблюдают над именами прилагательными в загадках, подбирают свои загадки с именами прилагательными, участвуют в конкурсе загадок.



129

47

Сочинение -отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками»

1

Составляют сочинение-отзыв по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам. Контролируют правильность записи текста, находят неправильно написанные слова и исправляют недочёты и ошибки.



130

48

Работа над ошибками.

Личные местоимения.

1

Распознают личные местоимения среди других частей речи, определяют их значение. Работают с таблицей «Личные местоимения», находят в ней информацию в соответствии с поставленной учебной задачей.



131

49

Личные местоимения.

1

Распознают личные местоимения среди других частей речи, определяют их значение. Обосновывают правильность выделения изученных признаков местоимений.



132

50

Местоимения 3-го лица.

1

Определяют грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа).



133

51

Роль местоимений в предложении.

1

Распознают личные местоимения среди других слов, определяют их признаки.

Заменяют повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.

Работают с рубрикой «Страничка для любознательных».

Обсуждают: где в речи употребляется местоимение вы. Оценивают уместность употребления местоимений в тексте.



134

52

Морфологический разбор местоимения.

1

Выполняют морфологический разбор местоимений



135

53

Проверочная работа по теме «Местоимение»

1

Адекватно оценивают результаты выполненных заданий рубрики «Проверь себя». Составляют письмо другу или кому-либо из родственников.



136-137

54-55

Глагол как часть речи

2

Распознают глаголы среди других частей речи по лексическому значению и вопросам. Распознают глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определяют синтаксическую функцию глаголов в предложении. Работают с текстом, определяют его тему и главную мысль, определяют роль глаголов в тексте. Работают с «Орфоэпическим словарём».



138

56

Значение и употребление в речи глаголов

1

Обосновывают правильность отнесения слова к глаголу как части речи по изученным признакам. Подбирают к глаголам синонимы, антонимы. Распознают глаголы среди однокоренных слов и форм слов.



139

57

Р/р Составление текста по сюжетным картинкам

1

Составляют устный и письменный рассказ по серии рисунков. Контролируют правильность записи текста, находят неправильно написанные слова и исправляют недочёты и ошибки.



140-141

58-59

Начальная форма глагола

2

Распознают глаголы в неопределённой форме среди слов других частей речи, обосновывают правильность их определения. Подбирать к данным частям речи антонимы. Обсуждают значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме.



142

60

Изменение глаголов по числам

1

Распознают число глагола. Изменяют глаголы по числам. Определяют значение глаголов (глаголы звучания).



143

61

Число глаголов.

1

Распознают число глагола. Изменяют глаголы по числам. Определяют значение глаголов (глаголы звучания).



144-146

62-64

Изменение глаголов по временам

3

Осознают значение глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени. Работают с определением времён глаголов. Распознают время глаголов в предложениях и тексте.



147

65

Р/р Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану

1

Работают с текстом: определяют тему, главную мысль, части текста, записывают текст по частям.



148-149

66-67

Изменение глаголов по временам

2

Осознают значение глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени. Работают с определением времён глаголов. Распознают время глаголов в предложениях и тексте.



150

68

Род глаголов в прошедшем времени

1

Наблюдают над изменением глаголов в прошедшем времени по родам в единственном числе. Образовывают от неопределённой формы глаголов формы глаголов в прошедшем времени. Определяют род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно пишут родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). Работают с «Орфоэпическим словарём» учебника. Правильно произносят глаголы в прошедшем времени.



151

69

Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

1

Наблюдают над изменением глаголов в прошедшем времени по родам в единственном числе. Образовывают от неопределённой формы глаголов формы глаголов в прошедшем времени.



152-153

70-71

Правописание частицы НЕ с глаголами.

2

Находят глаголы с частицей не, осознавать значение высказывания, имеющего глагол с частицей не. Раздельно пишут частицу не с глаголами. Правильно произносят глаголы в прошедшем времени с частицей не. Составляют побудительные предложения, употребляя в них глагол с частицей не.



154-155

72-73

Морфологический разбор глагола

2

Работают с памяткой 3 «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой 3, разбирают глагол как часть речи. Определяют изученные грамматические признаки глагола и обосновывают правильность их выделения. Составляют текст по рисунку.



156

74

Контрольный диктант по теме «Части речи»

1

Определяют роль глаголов в тексте. Обосновывают правильность выполняемых заданий в упражнениях учебника. Адекватно оценивают результаты выполненных заданий рубрики «Проверь себя».



Повторение (14 часов)

157

1

Работа над ошибками Повторение по теме «Части речи».

1

Оценивают результаты своей деятельности



158

2

Обобщение и систематизация изученного о частях речи

1

Оценивают результаты своей деятельности



159-160

3-4

Обобщение изученного о слове, предложении

2

Оценивают результаты своей деятельности



161

5

Правописание имён прилагательных

1

Оценивают результаты своей деятельности



162

6

Р/р Изложение повествовательного текста

1

Оценивают результаты своей деятельности



163

7

Правописание приставок и предлогов

1

Оценивают результаты своей деятельности



164

8

Контрольное списывание

1

Оценивают результаты своей деятельности



165

9

Работа над ошибками. Правописание значимых частей слова.

1

Оценивают результаты своей деятельности



166

10

Повторение по теме «Текст»


1

Оценивают результаты своей деятельности



167

11

Р/ р Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул»

1

Оценивают результаты своей деятельности



168

12

Работа над ошибками Повторение по теме «Текст»


1

Оценивают результаты своей деятельности



169

13

Повторение изученного за год Итоговый контрольный диктант

1

Оценивают результаты своей деятельности



170

14

КВН «Знатоки русского языка»

1

Оценивают результаты своей деятельности













Учебно-тематический план


№ п/п

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

Развитие речи

сочинения

изложения

1

Язык и речь

2

-

-

-

2

Текст. Предложение. Словосочетание

14

1

3

-

3

Слово в языке и речи

19

2

1

2

4

Состав слова

16

2

1

1

5

Правописание частей слова

29

2

1

-

6

Части речи

76

5

5

3

7

Повторение

14

1

1

1