№ п/п | К-во часов | Тема урока | Вид изделия | Элементы содержания | Планируемые результаты | УУД | Вид контроля | Дата |
план | факт |
I.Раздел «Здравствуй, дорогой друг! » (1 час) |
1 | 1ч | Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. Путешествуем по городу. | Маршрут-ная карта | Планирование изготовления изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. | Отвечать на вопросы по материалу, изученному ранее. Осмысливать понятия «городская инфраструктура», «маршрутная карта», «экскурсия», «экскурсовод». Объяснять новые понятия. | Повторение изученного в предыдущих классах. Особенности содержания учебника 3 класса. | Текущий | | |
II. Раздел «Человек и земля» (21 час) |
2 | 1ч | РК: Архитектура и строительство Адыгеи. Архитектура. | Изделие: «Дом». | Эскиз, технический рисунок. Свойства различных материалов. Способы крепления отдельных деталей. | Виды магазинов. Особенности работы магазина. Профессии людей, Назначение городских построек, их архитектурные особенности. Проволока: свойства и способы работы (скручивание, сгибание, откусывание). Природа в городской среде. Профессии, связанные с уходом за растениями в городских условиях. Макет городского парка. Виды и модели одежды. Школьная форма и спортивная одежда. Виды ткани. Способы украшения одежды. Профессии: модельер, закройщик, швея. Понятия: ателье, фабрика, ткань, пряжа, выкройка. . Виды плетения в ткани. Гобелен, технологический процесс его создания. Профессии: прядильщик, ткач. История вязания. Способы вязания. Виды и назначение вязаных вещей. Инструменты для ручного вязания – крючок и спицы. Особенности карнавальных костюмов. Создание карнавальных костюмов из подручных материалов. Свойства бисера и способы его использования. Виды изделий из бисера. Материалы и инструменты для работы с бисером. Леска, её свойства и особенности. Понятия: бисер, бисероплетение. Профессиональные обязанности повара, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе. Кухонные инструменты и приспособления. Способы приготовления пищи. Меры безопасности при приготовлении пищи. Правила гигиены при приготовлении пищи. Понятия: рецепт, ингредиенты, стоимость. Сохранение блюда теплым. Свойства синтепона. Работа с тканью. Изготовление колпачка для яиц. Понятия: синтепон, сантиметровая лента. Блюда – не требующие тепловой обработки – холодные закуски. Приготовление холодных закусок по рецепту. Питательные свойства продуктов Особенности сервировки праздничного стола. Способы складывания салфеток. Изготовление салфеток для украшения праздничного стола с использованием симметрии. Понятия: салфетница, сервировка. Изделия: «Салфетница», «Способы складывания салфеток». работающих в магазине (кассир, кладовщик, бухгалтер). Свойства соломки. Ее использование в декоративно – прикладном искусстве. Технологии приготовления соломки – холодный и горячий. Правила упаковки и художественного оформления подарков. | Научиться выполнять чертёж фигуры в масштабе, сконструировать макет дома из бумаги | Текущий | | |
3 | 1ч | Городские постройки. Работа с проволокой. | Изделие: «Телебаш-ня». | Архитектурные особенности городских построек. Особенности работы с проволокой. | Уметь различать плоскогубцы и кусачки, выполнять технический рисунок; сконструировать модель телебашни из проволоки | | | |
4 | 1ч | РК: Парк города Майкопа. Парк. | Изделие: «Город-ской парк» | Значение природы для города. Профессиональная деятельность человека в сфере городского хозяйства и ландшафтного дизайна. | Уметь выполнять эскиз; составлять план работы над изделием; создать макет городского парка из природн. материалов | Текущий | | |
5 | 1ч | Проект «Детская площадка». | Изделие: «Качалка, песочница» (проект) | Алгоритм организации деятельности при реализации проекта. Работа с шаблонами, соблюдение правил ТБ при работе с инструментами. Этапы выполнения проекта, презентация изделия. | Научиться работать в мини-группе под руководством учителя; использовать алгоритм работы над проектом; представить результат своей деятельности; анализировать свою работу по заданным критериям | Индивид. | | |
6 | 1ч | Т.Б при работе с инструментами».Детская площадка. Работа с бумагой. | Изделие: «Качели», «Игровой комплекс». | Текущий | | |
7 | 1ч | РК: Националь-ные узоры Адыгеи. Ателье мод. Украшение платочка монограммой. Стебельчатый шов. | Практическая работа «Коллекция тканей» | Виды одежды по назначению. Свойства ткани и пряжи. Алгоритм выполнения стебельчатых и петельных стежков. Вышивка, монограмма. Материалы и инструменты для выполнения аппликации. | Украсить платочек монограммой, уметь различать виды швов, тканей. Осваивать и применять в практической деятельности технику вязания. | Текущий | | |
8 | 1ч | Т. Б.»Правила безопасной работы иглой». Украшение фартука. Петельный шов. | | Выполнять аппликацию по алгоритму; украсить фартук с помощью петельного шва. | Текущий | | |
9 | 1ч | Изготовление тканей. Работа с бумагой и шерстяной нитью. | | Процесс изготовления тканей. Виды тканей и волокон. Свойства материалов: пряжи и тканей. План работы. | Уметь размечать лист по линейке, отличать гобелен от других форм ткачества, создать изделие «Гобелен» | Текущий | | |
10 | 1ч | Вязание. Работа с шерстяной нитью | Изделие: «Воздуш-ные петли». | Композиции на основе воздушных петель. Техника вязания, правила работы крючком. Соответствие размера крючка толщине ниток. | Уметь создать цепочку из «воздушных петель» с помощью вязания крючком, составлять план работы; | Текущий | | |
11 | 1ч | РК: Националь-ный орнамент. Одежда для карнавала. Работа с тканью. | Изделия: «Кава-лер», «Дама». | Понятие «карнавал». Особенности карнавального костюма. Эскизы карнавального костюма. | Уметь работать с выкройкой и шаблоном, изготавливать карнавальный костюм. | Текущий | | |
12 | 1ч. | Бисероплете-ние. Работа с леской и бисером. | Изделие: «Браслетик «Цветочки». | Виды бисера, способы плетения. Свойства и особенности лески. Способы и приемы работы с леской. Инструменты для работы с бисером. | Уметь работать с леской и бисером, уметь подбирать необходимые материалы и инструменты для изделий из бисера. | Текущий | | |
13 | 1ч | Т.Б «Правила безопасного обращения с инструментами». Кафе «Кулинарная сказка». Работа с бумагой. | Изделие: «Весы». Кухонные принадлежности | Знакомство с работой кафе. Профессиональные обязанности повара. Правила поведения в кафе. Выбор блюд. Способы определения массы продуктов. | Уметь пользоваться таблицей мер веса продуктов, собирать конструкцию из бумаги с помощью дополнительных приспособлений. | Индивид. | | |
14 | 1ч | Т.Б « Меры безопасности при приготовлении пищи». РК: Националь-ные блюда адыгов. Фруктовый завтрак. | Изделие: «Салат из фруктов». | Приготовление пищи. Кухонные инструменты и приспособления. Рецепты блюд. | Уметь пользоваться ножом, смешивать ингредиенты, применять правила поведения при приготовлении пищи; | Текущий | | |
15 | 1ч | Работа с тканью. Колпачок для яиц. | Техноло-гическая карта, раскрой | Свойства синтепона. Работа с тканью. Изготовление колпачка для яиц. | Работать с выкройкой, использовать швы «вперёд иголку» и «через край»; уметь определять свойства синтепона, придумывать оформление. | Фронтальн. | | |
16 | 1ч | Кулинария. Работа с продуктами питания для холодных закусок. | Изделие: «Бутер-броды». | Блюда, не требующие тепловой обработки, - холодные закуски. Питательные свойства продуктов. Приготовление блюд по одной технологии с использованием разных ингредиентов. | Уметь распределять работу с товарищами в группе; приготовить бутерброды и закуску «Радуга на шпажке» | Текущий | | |
17 | 1ч | Сервировка стола. Работа с бумагой. | Изделие: «Салфет-ница». | Особенности сервировки праздничного стола. Изготовление салфеток для украшения праздничного стола по симметрии. | Уметь самостоятельно придумывать декоративные элементы и оформлять изделие; | Текущий | | |
18 | 1ч | Магазин подарков. Лепка. | Изделие: «Брелок для ключей». | Профессии людей, работающих в магазине. Информации об изделии на ярлыке (тестопластика). | Уметь отличать солёное тесто от других пластичных материалов (пластилина и глины) | Индивид. | | |
19 | 1ч | РК: Националь-ные игрушки. Работа с природными материалами. Золотистая соломка. | Изделие: «Золотис-тая соломка». | Знакомство с новым видом природного материала – соломкой. Свойства соломки. Использование соломки в декоративно-прикладном искусстве. | Уметь обрабатывать соломку холодным способом; сделать картину «Золотая соломка». Способы обработки соломки. | Текущий | | |
20 | 1ч | Т.Б «Правила безопасной работы с ножницами». Работа с бумагой и картоном. Упаковка подарков. | Изделие «Упаковка для подарка» | Значение подарка для человека. Оформление подарков с учетом лица, для которого подарок предназначен. | Уметь составлять план работы, упаковывать подарок, учитывая его форму и назначение. | Текущий | | |
21 | 1ч | РК: Транспорт Адыгеи. Автомастер-ская. Конструирова-ние | Изделие: Фургон «Мороже-ное» | Знакомство с историей создания и устройством автомобиля. Работа с картоном. Построение развертки при помощи вспомогательной сетки. | Уметь составлять композицию для оформления изделия, отражая в ней функциональное назначение изделия. | Индивид. | | |
22 | 1ч | Грузовик. | Изделия: «Грузо-вик», «Автомо-биль». | Работа с металлическим конструктором. Детали конструктора. Сборка изделия. Презентация. | Уметь иллюстраций к каждому этапу работы составлять план его сборки, уметь распределять работу в группе | Индивид. | | |
| Раздел III. «Человек и вода» (4 часа) |
23 | 1ч | РК: Строитель-ство в Адыгее. Мосты. | Изделие: модель «Мост». | Мост, путепровод. Виды мостов (арочные, висячие, понтонные, балочные), их назначение. Моделирование Раскрой деталей из картона. Новый вид соединения деталей – натягивание нитей. | Понятия: мост, путепровод, виадук, балочный мост, висячий мост, арочный мост, понтонный мост, несущая конструкция. Водный транспорт. Виды водного транспорта. Понятия: верфь, баржа, контргайка. Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкие игрушки. Виды мягких игрушек Фонтаны. Виды и конструктивные особенности фонтанов Понятия: фонтан, декоративный водоем. | Уметь подбирать материалы для выполнения изделия; уметь различать виды мостов, соединять натягиванием нитей; сконструировать изделие «Мост» | Текущий | | |
24 | 1ч | РК: Водоемы Адыгеи. Водный транспорт Проект «Водный транспорт». | Изделие: «Баржа». | Виды водного транспорта. Проектная деятельность. | Уметь различать суда, выполнять работу по самостоятельно составленной технологической карте. | Индивид. | | |
25 | 1ч | Океанариум. Проект «Океана-риум». Работас текстильными материалами. Шитьё. | Проект Изделие: «Осьми-ноги». | Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкие игрушки. Виды мягких игрушек (плоские, полуобъемные и объемные). Технология создания мягкой игрушки. | Уметь находить новое применение старым вещам; научиться различать виды мягких игрушек; создать изделие «Осьминоги и рыбки» | Индивид. | | |
|
26 | 1ч | Фонтаны. Работа с пластичными материалами. Пластилин. | Изделие: «Фонтан». | Фонтаны. Виды и особенности фонтанов. Изготовление объемной модели фонтана из пластичных материалов по заданному образцу. | Различать виды фонтанов; уметь применять правила работы с пластичными материалами. | Индивид. | | |
Раздел IV. «Человек и воздух» (3 часа) |
27 | 1ч | Зоопарк. Работа с бумагой. Оригами. | Изделие: «Птицы». | Знакомство с историей возникновения зоопарков в России. История возникновения искусства оригами. Различные техники оригами. | Использование оригами. Различные техники оригами. Понятия: оригами, бионика. Особенности профессий летчика, штурмана, авиаконструктора. Понятия: вертолет, лопасть. Способы соединения деталей при помощи ниток и скотча | Научиться понимать условные обозначения техники оригами, уметь складывать фигурки оригами по схеме; выполнить работу над изделием. | Текущий | | |
28 | 1ч | Вертолётная площадка. | Изделие: Вертолёт «Муха». | Знакомство с особенностями конструкции вертолета. Знакомство с новым материалом – пробкой. | Уметь конструировать изделия из группы разных материалов; сделать вертолёт «Муха» | Текущий | | |
29 | 1ч | Воздушный шар. Папье–маше. | Изделие: «Воздуш-ный шар». | Применение техники папье-маше для создания предметов быта. Освоение техники папье-маше. Способы соединения деталей при помощи ниток и скотча. | Уметь применять технологию изготовления изделий из папье-маше; Выполнить работу над изделием «Воздушный шар». | Текущий | | |
Раздел V. «Человек и информация» (6 часов) |
30 | 1ч | Переплётная мастерская. | Изделие «Переплёт-ные работы». | Простой вид переплёта. Переплетная мастерская | Основные этапы книгопечатания. Декорирование изделия. Профессии: печатник, переплетчик. Понятия: переплет. Почта. Телеграф. Особенности работы почты и профессиональная деятельность почтальона. Понятия: корреспонденция, бланк, почтовый служащий. Профессиональная деятельность кукольника, художника – декоратора, кукловода. Понятия: театр, театр кукол, программа, кукольник. Понятия: афиша, панель инструментов, текстовый. | Научиться выполнять работу над простым видом переплёта при изготовления изделия «Переплётные работы» | Текущий | | |
31 | 1ч | Почта. Заполнение бланка | | Заполнение бланков | Уметь заполнить бланк телеграммы | Индивид. | | |
32 | 1ч | Кукольный театр. Работа с тканью. Шитьё. | Изделие: «Куколь-ный театр». | Театр. Кукольный театр. Профессиональная деятельность кукольника, художника-декоратора, кукловода. Пальчиковые куклы. Театральная афиша, Изготовление пальчиковых кукол для спектакля. Работа с тканью, шитье. | Уметь работать над проектом в группе; научиться изготавливать пальчиковых кукол. | Текущий | | |
33 | 1ч | Кукольный театр. Проект «Готовим спектакль». | Проект «Готовим спектакль». | Индивид. | | |
34 | 1ч | Афиша. Работа с бумагой, картоном. | Изделие: «Театраль-ный билет». | Создание афиши и программки: содержание, дизайн. Театральные билеты. | Уметь проводить презентацию, находить необходимую информацию и материал для составления афиши. | Текущий | | |