СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по технологии 3 класс. ФГОС Школа России
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании М.О. зам. Директора по УВР Директор Е.Н. Седакова
протокол №_____ _____________________ _____________________
«__»_______20__г. «__»_______20__г. «__»_______20__г.
МБОУ «Пальцовская средняя общеобразовательная школа
имени Федора Владимировича Журавлева»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
Класс : 3
Учитель: Пугачева Елена Ильинична
Год составления: 2016-2017 г.
Тематическое планирование
по технологии
Класс: 3
Учитель: Пугачева Елена Ильинична
Всего 34 часа; в неделю 1 часа
Планирование составлено на основе «ФГОС программы для начальных классов «Школа России 1 -4 класс». Просвещение 2011
Учебник Н.И. Роговцева, С.В.Анащенкова «Технология», Просвещение, 2013
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования на основе примерной программы по технологии и программы по технологии Роговцева Н.И., Анащенкова С.В.. «Технология: Рабочие программы: 1-4 классы (из сборника рабочих программ «Школа России» М.: «Просвещение», 2011г. К учебнику Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. 3 класс. М.: «Просвещение», 2013г.
XXI век — век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают все большее значение. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.
Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции технологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, чёткое создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цели изучения технологии в начальной школе:
• приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
• приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
• формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Общая характеристика курса
Теоретической основой данной программы являются:
• системно-деятельностный подход — обучение на основе реализации и образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.);
• теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности — понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Основные задачи курса: • духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре, развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
• формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России, развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
• формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
• развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
• формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
— внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
— умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
— коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходим, к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, apгументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранною способа и т. д.);
— первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с раз личными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
— первоначальных умений поиска необходимой информации в раз личных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
— творческого потенциала личности в процессе изготовления изделии и реализации проектов.
Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника — «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент об учения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации — технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
• знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
• овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
• знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
• знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;
• учатся экономно расходовать материалы;
• осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
• учатся преимущественно конструкторской деятельности;
• знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для их духовно-нравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека — созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира — в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Место курса «Технология» в учебном плане
На изучение технологии в 3 классе отводится 34 ч ( 1 час в неделю, 34 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Технология по своей сути является комплексным и интегративным учебным предмет. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Математика - моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Изобразительное искусство - использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.
Родной язык - развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение - работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
-формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
-формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
-развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей), творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
-развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
-формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
-развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
-формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
-развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;
-ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития;
-овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Результаты изучения курса
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты:
1.Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессии и важности правильного выбора профессии.
2. Формирование первоначальных представлений о материальной куль туре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
4. Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Содержание учебного предмета
Как работать с учебником.
Повторение изученного в предыдущих классах. Особенности содержания учебника 3 класса. Деятельность человека в культурно-исторической среде, в инфраструктуре современного города. Профессиональная деятельность человека в городской среде.
Человек и Земля
Архитектура.
Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабирование при изготовлении изделия. Объёмная модель дома. Оформление изделия по эскизу.
Городские постройки.
Назначение городских построек, их архитектурные особенности. Объемная модель телебашни из проволоки.
Парк.
Природа в городской среде. Профессии, связанные с уходом за растениями в городских условиях. Композиция из природных материалов. Макет городского парка.
Проект «Детская площадка».
Алгоритм построения деятельности в проекте, выделение этапов проектной деятельности. Создание тематической композиции, оформление изделия. Презентация результатов проекта, его защита.
Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани.
Виды и модели одежды. Школьная форма и спортивная форма. Ткани, из которых изготавливают разные виды одежды. Предприятие по пошиву одежды. Выкройка платья. Виды и свойства тканей, пряжи. Природные и химические волокна. Способы украшения одежды - вышивка, монограмма. Правила безопасной работы с иглой. Различные виды швов с использованием пяльцев. Техника выполнения стебельчатого шва.
Аппликация. Виды аппликации. Алгоритм выполнения аппликации.
Изготовление тканей.
Технологический процесс производства тканей. Производство полотна ручным способом. Прядение, ткачество, отделка. Виды плетения в ткани (основа, уток). Гобелен, технологический процесс его создания. Изготовление гобелена по образцу. Сочетание цветов в композиции.
Вязание.
История вязания. Способы вязания. Виды и назначение вязаных вещей. Инструменты для ручного вязания - крючок и спицы. Правила работы вязальным крючком. Приемы вязания крючком.
Одежда для карнавала.
Проведение карнавала в разных странах. Особенности карнавальных костюмов из подручных материалов. Выкройка. Крахмал, его приготовление. Крахмаление тканей. Работа с тканью. Изготовление карнавального костюма.
Бисероплетение.
Виды бисера. Свойства бисера и способы его использования. Виды изделий из бисера. Материалы, инструменты и приспособления для работы с бисером. Леска, ее свойства и особенности.
Кафе.
Знакомство с работой кафе. Профессиональные обязанности повара, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе. Выбор блюд. Способы определения массы продуктов при помощи мерок.
Работа с бумагой, конструирование модели весов.
Фруктовый завтрак.
Приготовление пищи. Кухонные инструменты и приспособления. Способы приготовления пищи (без термической обработки и с термической обработкой). Меры безопасности при приготовлении пищи. Правила гигиены при приготовлении пищи. Рецепты блюд.
Освоение способов приготовления пищи. Приготовление блюда по рецепту и определение его стоимости.
Колпачок-цыпленок.
Сервировка стола к завтраку. Сохранение блюда теплым. Свойства синтепона. Работа с тканью. Изготовление колпачка для яиц.
Бутерброды.
Блюда, не требующие тепловой обработки, - холодные закуски. Приготовление холодных закусок по рецепту. Питательные свойства продуктов. Простейшая сервировка стола. Приготовление блюд по одной технологии с использованием разных ингредиентов.
Салфетница.
Особенности сервировки праздничного стола. Способы складывания салфеток. Изготовление салфеток для украшения праздничного стола с использованием симметрии.
Магазин подарков.
Виды магазинов. Особенности работы магазина. Профессии людей, работающих в магазине (кассир, кладовщик, бухгалтер). Информация об изделии (продукте) на ярлыке.
Золотистая соломка.
Работа с природными материалами. Свойства соломки. Ее использование в декоративно-прикладном искусстве. Технология подготовки соломки - холодный и горячий способы. Изготовление аппликации из соломки. Учет цвета, фактуры соломки при создании композиции.
Упаковка подарков.
Значение подарка для человека. Правила упаковки и художественного оформления подарков. Основы гармоничного сочетания цветов при составлении композиции. Оформление подарка в зависимости от того, кому он предназначен. Учет при выборе оформления подарка его габаритных размеров и назначения.
Автомастерская.
Знакомство с историей создания и устройством автомобиля. Работа с картоном. Построение развертки при помощи вспомогательной сетки. Технология конструирования объемных фигур.
Создание объемной модели грузовика из бумаги. Тематическое оформление изделия.
Грузовик.
Работа с металлическим конструктором. Анализ конструкции готового изделия. Детали конструктора. Инструменты для работы с конструктором. Выбор необходимых деталей. Способы их соединения. Сборка изделия.
Человек и вода
Мосты.
Мост, путепровод, виадук. Виды мостов, их назначение. Конструктивные особенности мостов. Моделирование. Изготовление модели висячего моста. Раскрой деталей из картона. Работа с различными материалами. Соединение деталей - натягивание нитей.
Водный транспорт.
Водный транспорт. Виды водного транспорта.
Проект «Водный транспорт».
Проектная деятельность. Работа с бумагой. Заполнение технологической карты.
Океанариум.
Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкие игрушки. Виды мягких игрушек. Правила и последовательность работы над мягкой игрушкой. Технология создания мягкой игрушки из подручных материалов.
Проект «Океанариум».
Работа с текстильными материалами. Изготовление упрощенного варианта мягкой игрушки.
Фонтаны.
Фонтаны. Виды и конструктивные особенности фонтанов. Изготовление объемной модели фонтана из пластичных материалов по заданному образцу.
Человек и воздух
Зоопарк.
История возникновения зоопарков в России. Бионика. Искусство оригами. Техники оригами. Мокрое складывание. Условные обозначения техники оригами.
Вертолетная площадка.
Особенности конструкции вертолета. Профессии: летчик, штурман, авиаконструктор. Конструирование модели вертолета. Материал - пробка.
Воздушный шар.
Техника папье-маше. Создание предметов быта. Украшение города и помещений при помощи воздушных шаров. Варианты цветового решения композиции из воздушных шаров. Способы соединения деталей при помощи ниток и скотча.
Внеклассная деятельность «Украшаем город».
Человек и информация
Переплётная мастерская.
Книгопечатание. Основные этапы книгопечатания.
Печатные станки, печатный пресс, литера. Конструкция книг (книжный блок, обложка, переплёт, слизура, крышки, корешок). Профессиональная деятельность печатника, переплётчика. Переплёт книги и его назначение. Декорирование изделия. Переплёт листов в книжный блок.
Почта.
Способы общения и передачи информации. Почта. Телеграф. Особенности работы почты и профессиональная деятельность почтальона. Виды почтовых отправлений. Понятие «бланк».
Процесс доставки почты. Корреспонденция. Заполнение бланка почтового отправления.
Кукольный театр.
Профессиональная деятельность кукольника, художника-декоратора, кукловода. Пальчиковые куклы.
Театральная афиша, театральная программка. Правила поведения в театре. Спектакль.
Осмысление способов передачи информации при помощи книги, письма, телеграммы, афиши, театральной программки, спектакля.
Проект «Готовим спектакль».
Проектная деятельность. Изготовление пальчиковых кукол для спектакля. Работа с тканью, шитье.
Афиша.
Программа Microsoft Office Word. Правила набора текста. Программа Microsoft Word Docu- ment.doc. Сохранение документа, форматирование, печать.
Создание афиши и программки на компьютере.
Обобщение изученного материала.
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела, темы урока | Кол. часов | Дата проведения | Результаты усвоения учебного предмета (УУД) | Основные виды учебной деятельности обучающихся | д/з | Примечание | |||
По программе | фактически | личностные | метапредметные | предметные |
|
| ||||
1 | Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. Путешествуем по городу. | 1 |
|
| Мотивация учебной деятельности интерес к поисково-исследовательской деятельности, предлагаемой в заданиях учебника и с учетом собственных интересов | Регулятивные: следовать определенным правилам при выполнении изделия; Познавательные: использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с материалами учебника; Коммуникативные: слушать собеседника понимать и или принимать его точку зрения | Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий. | Отвечать на вопросы по материалу, изученному в предыдущих классах (о материалах и их свойствах, инструментах и правилах работы с ними). Планировать изготовление изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Осмысливать понятия «городская инфраструктура», «маршрутная карта», «экскурсия», «экскурсовод». Объяснять новые понятия. Создавать и использовать карту маршрута путешествия. Прогнозировать и планировать процесс освоения умений и навыков при изготовлении изделий |
|
|
| Человек и земля | 15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Архитектура. Изделие «Дом» Городские постройки. Изделие «Телебашня» | 1 |
|
| Понимают значимость деятельности человека на земле. | Регулятивные: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Познавательные: искать и анализировать информацию о архитектуре, её значении в жизни человека. Коммуникативные: уметь слушать учителя, задавать вопросы с целью уточнения информации. | Проводить наблюдения, оформлять результаты. | Находить и отбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия. Овладевать основами черчения и масштабирования М 1:2 и М 2:1, выполнять разметку при помощи шаблона, симметричного складывания. Сравнивать эскиз и технический рисунок, свойства различных материалов, способы использования инструментов в бытовых условиях и в учебной деятельности. Анализировать линии чертежа, конструкции изделия. Соотносить назначение городских построек с их архитектурными особенностями. Находить отдельные элементы архитектуры. Организовывать рабочее место. Находить и рационально располагать на рабочем месте необходимые инструменты и материалы. Выбирать способы крепления скотчем или клеем. Осваивать правила безопасной работы ножом при изготовлении изделия
|
|
|
3 | Парк. Природа в городской среде. Профессии, связанные с уходом за растениями в городских условиях. Изделие «Городской парк» | 1 |
|
| Адекватно реагируют на оценку работы учителем, сверстниками | Регулятивные: планировать и последовательно (пошагово) выполнять работу. Познавательные: высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из текста и иллюстраций учебника, проводить защиту проекта по заданному плану с использованием материалов учебника; Коммуникативные: уметь сотрудничать с учителем и сверстниками | Использовать приемы и свойства работы с проволокой при изготовлении изделия. | Составлять рассказ о значении природы для города и об особенностях художественного оформления парков, использовать при составлении рассказа материал учебника и собственные наблюдения. Анализировать, сравнивать профессиональную деятельность человека в сфере городского хозяйства и ландшафтного дизайна. Определять назначение инструментов для ухода за растениями. Составлять самостоятельно эскиз композиции. На основе анализа эскиза планировать изготовление изделия, выбирать природные материалы, отбирать необходимые инструменты, определять приёмы и способы работы с ними. Применять знания о свойствах природных материалов, выполнять из природных материалов, пластилина и бумаги объёмную аппликацию на пластилиновой основе |
|
|
4 | Проект «Детская площадка». Алгоритм построения деятельности в проекте, выделение этапов проектной деятельности. Заполнение технологической карты. Изделия «Качалка, песочница, игровой комплекс, качели» | 1
|
|
| Бережное отношение к природе Культура общения и поведения | Регулятивные: работать по совместно с учителем составленному плану Познавательные: соотнесение связи человека с природой и предметным миром. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог. Регулятивные: последовательно (пошагово) выполнять работу, контролируя свою деятельность по готовому плану. Познавательные: принятие учебной задачи, анализ порядка действий при выполнении практической работы. Коммуникативные: ставить вопросы напарнику, работа в группах | Воспроизводить реальный образ предмета при выполнении композиции. Научатся: применять на практике алгоритм организации деятельности при реализации проекта, определять этапы проектной деятельности; выполнять изделие и оформлять его. | Применять на практике алгоритм организации деятельности при реализации проекта, определять этапы проектной деятельности. С помощью учителя заполнять технологическую карту и контролировать с её помощью последовательность выполнения работы. Анализировать структуру технологической карты, сопоставлять технологическую карту с планом изготовления изделия, алгоритмом построения деятельности в проекте, определённым по рубрике «Вопросы юного технолога». Распределять роли и обязанности для выполнения проекта. Проводить оценку этапов работы и на её основе корректировать свою деятельность. Создавать объёмный макет из бумаги. Применять приёмы работы с бумагой» Размечать детали по шаблону, выкраивать их при помощи ножниц, соединять при помощи клея. Применять при изготовлении деталей умения работать ножницами, шилом, соблюдать правила безопасной работы с ними. Составлять и оформлять композицию. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. Самостоятельно проводить презентацию групповой работы |
|
|
5 | Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Виды и модели одежды. Школьная форма и спортивная форма. Ткани, из которых изготавливают разные виды одежды. Предприятия по пошиву одежды. (ателье). Выкройка платья Виды и свойства ткани и пряжи. Природные и химические волокна. Способы украшения одежы-вышивка-монограмма. Практическая работа «Коллекция тканей», Изделия «Строчка стебельчатых стежков», «Строчка петельных стежков» | 1 |
|
| Уважительное отношение к людям и результатам их труда
| Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. | Осваивать технологию выполнения стебельчатых и петельных стежков Использовать приёмы работы иглой и нитками. | Различать разные виды одежды по их назначению. Составлять рассказ об особенностях школьной формы и спортивной одежды. Соотносить вид одежды с видом ткани, из которой она изготовлена. Делать вывод о том, что выбор ткани для изготовления одежды определяется назначением одежды (для школьных занятий, для занятий физической культурой и спортом, для отдыха и т.д.). Определять, какому изделию соответствует предложенная в учебнике выкройка. Сравнивать свойства пряжи и ткани. Определять виды волокон и тканей, рассказывать о способах их производства. Осваивать алгоритм выполнения стебельчатых и петельных стежков. Различать разные виды украшения одежды — вышивку и монограмму. Различать виды аппликации, использовать их для украшения изделия, исследовать особенности орнамента в национальном костюме. Составлять рассказ (на основе материалов учебника и собственных наблюдений) об особенностях использования аппликации и видах прикладного искусства, связанных с ней. Определять материалы и инструменты, необходимые для выполнения аппликации. Организовывать рабочее место, рационально располагать материалы и инструменты. Применять правила безопасной работы иглой. Осваивать алгоритм выполнения аппликации. Соотносить текстовый и слайдовый планы изготовления изделия, контролировать и корректировать по любому из них свою работу. Оценивать качество выполнения работы по рубрике «Вопросы юного технолога». Осваивать и применять в практической деятельности способы украшения одежды (вышивка, монограмма) |
|
|
6 | Изготовление тканей. Технологический процесс производства тканей. Производство полотна ручным способом. Прядение. Ткачество, отделка. Виды плетения в ткани ( основа, уток). Гобелен, технологический процесс его создания. Изготовление гобелена по образцу. Сочетание цветов в композиции. | 1 |
|
| Гигиена безопасного труда и организация рабочего места | Регулятивные: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. Познавательные: различать виды одежды, называть используемые для рукотворной деятельности материалы; Коммуникативные: учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе. | Научатся: Составлять план выполнения работы на основе слайдового плана и анализа образца изделия. Организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов. | Находить и отбирать информацию о процессе производства тканей (прядение, ткачество, отделка), используя разные источники. Анализировать и различать виды тканей и волокон. Сравнивать свойства материалов: пряжи и ткани. Осваивать технологию ручного ткачества, создавать гобелен по образцу. Выполнять работу по плану и иллюстрациям в учебнике. Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль и корректировать работу над изделием. Осуществлять разметку по линейке и шаблону, использовать правила безопасности при работе шилом, ножницами. Самостоятельно создавать эскиз и на его основе создавать схему узора, подбирать цвета для композиций, определять или подбирать цвет основы и утка и выполнять плетение. Оценивать качество изготовления изделия по рубрике «Вопросы юного технолога» |
|
|
7 | Вязание. Новый технологический процесс – вязание. История вязание. Способы вязания. Виды и назначение вязанных вещей. Инструменты для ручного вязания – крючок и спицы. Правила работы вязальным крючком. Приемы вязания крючком. Изделие «Воздушные петли» | 1 |
|
| положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека в городской среде; представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
| Регулятивные: выбирать средства для выполнения изделия проекта под руководством учителя; прогнозировать оценку выполнения изделия на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога» под руководством учителя; Познавательные высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из текста и иллюстраций учебника, Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество. | Научатся: находить и отбирать информацию о вязании, истории, способах вязания, видах и значении вязаных вещей в жизни человека, используя материал учебника и собственный опыт Использовать приёмы работы с крючком и пряжей | Находить и отбирать информацию о вязании, истории, способах вязания, видах и значении вязаных вещей в жизни человека, используя материал учебника и собственный опыт. Осваивать технику вязания воздушных петель крючком. Использовать правила работы крючком при выполнении воздушных петель. Систематизировать сведения о видах ниток. Подбирать размер крючков в соответствии с нитками для вязания. Осваивать технику вязания цепочки из воздушных петель. Самостоятельно или по образцу создавать композицию на основе воздушных петель. Анализировать, сравнивать и выбирать материалы, необходимые для цветового решения композиции. Самостоятельно составлять план работы на основе слайдового и текстового планов, заполнять с помощью учителя технологическую карту и соотносить её с планом работы |
|
|
8 | Одежда для карнавала. Карнавал. Проведение карнавала в разных странах. Особенности карнавальных костюмов. Создание карнавальных костюмов из подручных материалов. Выкройка. Крахмал, его изготовление. Работа с тканью. Изделие «Кавалер», «Дама» | 1 |
|
| Ориентируются на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности | Регулятивные: действовать и контролировать процесс и результаты своей деятельности по плану, проговаривать вслух последовательность действий. Познавательные: составление осознанных высказываний Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество | Осваивать способ разметки деталей изделия на ткани по шаблону и способ соединения деталей из разных материалов (ткани и бумаги) при помощи клея | Объяснять значение понятия «карнавал». Составлять рассказ о проведении карнавала, обобщать информацию, полученную из разных источников, выделять главное и представлять информацию в классе. Сравнивать особенности проведения карнавала в разных странах. Определять и выделять характерные особенности карнавального костюма, участвовать в творческой деятельности по созданию эскизов карнавальных костюмов. Осваивать способ приготовления крахмала. Исследовать свойства крахмала, обрабатывать при помощи его материал. Работать с текстовым и слайдовым планами, анализировать и сравнивать план создания костюмов, предложенный в учебнике, выделять и определять общие этапы и способы изготовления изделия с помощью учителя. Использовать умение работать с шаблоном, осваивать и применять на практике умение работать с выкройкой и выполнять разные виды стежков (косые и прямые) и шов «через край». Соблюдать правила работы ножницами и иглой. Выполнять украшение изделий по собственному замыслу |
|
|
9 | Бисероплетение. Знакомство с новым материалом – бисером. Виды бисера. Свойства бисера и способы его использования. Виды изделий из бисера. Материалы, инструменты и приспособления для работы с бисером. Леска, ее свойства и особенности. Использование лески при изготовлении изделий из бисера. Изделие браслетик «Цветочки», браслетик «Подковки» | 1 |
|
| положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека в городской среде; представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
| Регулятивные: самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике. Познавательные: осмысление информации, осуществление ее поиска в учебнике. Коммуникативные: уметь слушать речь учителя, адресованную всему классу, не перебивать высказывания других людей. | Научатся: использовать бисер при изготовлении украшений. Сравнивать и различать виды бисера. Знать свойства и особенности лески, составлять композицию в соответствии с тематикой | Находить и отбирать информацию о бисере, его видах и способах создания украшений из него. Составлять рассказ по полученной информации и на основе собственного опыта. Сравнивать и различать виды бисера. Знать свойства и особенности лески, использовать эти знания при изготовлении изделий из бисера. Осваивать способы и приёмы работы с бисером. Подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления для работы с бисером. Соотносить схему изготовления изделия с текстовым и слайдовым планами. Выбирать для изготовления изделия план, контролировать и корректировать выполнение работы по этому плану. Оценивать качество выполнения работы по рубрике «Вопросы юного технолога» |
|
|
10 | Кафе. Изделие «Весы». Знакомство с работой кафе. Профессиональные обязанности повара, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе. Выбор блюд. Способы определения массы при помощи мерок. Работа с бумагой, конструирование модели весов. Тест «Кухонные принадлежности» | 1 |
|
| Уважительное отношение к людям и результатам их труда | Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: выполнение заданий в учебнике, расширение пространственных представлений Коммуникативные: уметь выражать свои мысли. | Научатся использовать умения работать по шаблону, Осваивать правила работы иглой, шилом при выполнении подвижного соединения деталей. | Объяснять значение слов «меню», «порция», используя текст учебника и собственный опыт. Составлять рассказ о профессиональных обязанностях повара, кулинара, официанта, используя иллюстрации учебника и собственный опыт. Понимать назначение инструментов и приспособлений для приготовления пищи. Определять массу продуктов при помощи весов и мерок. Использовать таблицу мер веса продуктов. Анализировать текстовый план изготовления изделий и на его основе заполнять технологическую карту. Выполнять самостоятельно раскрой деталей изделия по шаблону и оформлять изделие по собственному замыслу. Осваивать сборку подвижных соединений при помощи шила, кнопки, скрепки. Экономно и рационально использовать материалы, соблюдать правила безопасного обращения с инструментами. Проверять изделие в действии. Объяснять роль весов, таблицы мер веса продуктов в процессе приготовления пищи |
|
|
11 | Фруктовый завтрак. Приготовление пищи. Кухонные инструменты и приспособления. Способы приготовления пищи ( без термической обработки и с термической обработкой). Меры безопасности при приготовлении пищи. Правила гигиены при приготовлении пищи. Рецепты блюд. Освоение способов приготовления пищи. Приготовление блюда по рецепту и определение его стоимости. Изделие: «Фруктовый завтрак», «Солнышко в тарелке» Практическая работа: «Таблица «Стоимость завтрака» Колпачок-цыпленок. Сервировка стола к завтраку. Сохранение блюда теплым. Свойства синтепона. Работа с тканью. Изготовление колпачка для яиц. Сервировка стола. Изделие «Колпачок-цыпленок» | 1
|
|
| Понимают причины успеха (неуспеха) учебной деятельности Представлять и оценивать готовое изделие. | Регулятивные: составлять план приготовления блюда на основе данного рецепта Познавательные: находить в словаре и объяснять значение новых слов. Составлять рассказ работе повара Коммуникативные: уметь выражать свои мысли Регулятивные: прогнозировать оценку выполнения изделия на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога» под руководством Познавательные: проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя или самостоятельно; Коммуникативные: осуществлять попытку решения конфликтных ситуаций при выполнении изделия, предлагать разные способы решения конфликтных ситуаций; оценивать высказывания и действия партнера и сравнивать их со своими высказываниями и поступками; | Научатся выделять основные этапы и называть меры безопасности при приготовлении пищи. Анализировать рецепт, определять ингредиенты, необходимые для приготовления блюда, и способ его приготовления. Рассчитывать стоимость готового продукта. Научатся сервировать стол, выбирать средства для выполнения изделия и проекта под руководством учителя; | Объяснять значение слов «рецепт», «ингредиенты», используя текст учебника и собственный опыт. Выделять основные этапы и называть меры безопасности при приготовлении пищи. Анализировать рецепт, определять ингредиенты, необходимые для приготовления блюда, и способ его приготовления. Рассчитывать стоимость готового продукта. Сравнивать способы приготовления блюд (с термической обработкой и без термической обработки). Готовить простейшие блюда по готовым рецептам в классе без термической обработки и дома с термической обработкой под руководством взрослого. Соблюдать меры безопасности при приготовлении пищи. Соблюдать правила гигиены при приготовлении пищи. Участвовать в совместной деятельности под руководством учителя: анализировать рецепт блюда, выделять и планировать последовательность его приготовления, распределять обязанности, оценивать промежуточные этапы, презентовать приготовленное блюдо по специальной схеме и оценивать его качество |
| |
|
| |||||||||
12 | Бутерброды. Блюда, не требующие тепловой обработки – холодные закуски. Приготовление холодных закусок по рецепту. Питательные свойства продуктов. Простейшая сервировка стола. Приготовление блюд по одной технологии с использованием разных ингредиентов. Изделие «Бутерброды» «Радуга на шпажке» Салфетница. Особенности сервировки праздничного стола. Способы складывания салфеток. Изготовление салфеток для украшения праздничного стола с использованием симметрии. Изделия: «Салфетница», «Способы складывания салфеток» | 1
|
|
| Оценивать качество выполнения работы. Соблюдать правила безопасной работы циркулем. | Регулятивные: прогнозировать оценку выполнения изделия на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога» под руководством Познавательные: проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя и / или самостоятельно; Коммуникативные: осуществлять попытку решения конфликтных ситуаций при выполнении изделия, предлагать разные способы решения конфликтных ситуаций; оценивать высказывания и действия партнера и сравнивать их со своими высказываниями и поступками; Регулятивные: прогнозировать результат, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: осуществлять поиск информации и сравнивать традиции убранства жилищ, поверья и правила приёма гостей у разных народов России. | Научатся: определять последовательность приготовления закусок Анализировать рецепты закусок, выделять их ингредиенты, называть необходимые для приготовления блюд инструменты и приспособления. Научатся анализировать план изготовления изделия, заполнять на его основе технологическую карту. Выполнять раскрой деталей на листе, сложенном гармошкой. Узнают: о поверьях и правилах приёма гостей у разных народов России. | Осваивать способы приготовления холодных закусок. Анализировать рецепты закусок, выделять их ингредиенты, называть необходимые для приготовления блюд инструменты и приспособления. Определять последовательность приготовления закусок. Сравнивать изделия по способу приготовления и необходимым ингредиентам. Готовить закуски в группе, самостоятельно распределять обязанности в группе, помогать друг другу при изготовлении изделия. Выделять из плана работы свои действия. Соблюдать при изготовлении изделия правила приготовления пищи и правила гигиены. Сервировать стол закусками. Презентовать изделие. |
|
|
|
| |||||||||
13 | Магазин подарков. Виды магазинов. Особенности работы магазина. Профессии людей, работающих в магазине (кассир, кладовщик, бухгалтер). Информация об изделие (продукте) на ярлыке. Изготовление подарка ко Дню защитника Отечества. Работа с пластичным материалом (тестопластика). Изделия: «Солёное тесто», «Брелок для ключей» | 1 |
|
| Оценка результатов собственной предметно-практической деятельности | Регулятивные: последовательно (пошагово) выполнять работу Познавательные: анализ изделия с целью выделения признаков, планировать его изготовление, оценивать промежуточные этапы, осуществлять коррекцию и оценивать качество изготовления изделия. Коммуникативные: уметь слушать учителя, задавать вопросы | Научатся использовать приёмы приготовления солёного теста, осваивать способы придания ему цвета. Научатся находить на ярлыке информацию о продукте, анализировать её и делать выводы | Составлять рассказ о видах магазинов, особенностях их работы и о профессиях кассира, кладовщика, бухгалтера (на основе текста учебника и собственного опыта). Находить на ярлыке информацию о продукте, анализировать её и делать выводы. Обосновывать выбор, Товара. Анализировать текстовый и слайдовый планы работы над изделием, выделять этапы работы над изделием, находить и называть этапы работы с использованием новых приёмов. Использовать приёмы приготовления солёного теста, осваивать способы придания ему цвета. Сравнивать свойства солёного теста со свойствами других пластичных материалов (пластилина и глины). Применять приёмы работы и инструменты для создания изделий из солёного теста. Самостоятельно организовывать рабочее место. Выполнять самостоятельно разметку деталей по шаблону, раскрой и оформление изделия. Применять правила работы шилом. Использовать правила этикета при вручении подарка |
|
|
14 | Золотистая соломка. Работа с природными материалами. Знакомство с новым видом природного материала – соломой. Свойства соломки. Ее использование в декоративно-прикладном искусстве. Технологии подготовки соломки – горячий и холодный. Изготовление аппликаций из соломки. Учет цвета, фактуры соломки при создании композиции. Изделие: «Золотистая соломка" Упаковка подарков. Значение подарка для человека. Правила упаковки и художественного оформления подарков. Основы гармонического сочетания цветов при составлении композиции. Оформление подарка в зависимости от того, кому он предназначен (взрослому или ребенку, мальчику или девочке). Учет при выборе оформления подарка его габаритных размеров и назначения. Работа с бумагой и картоном. Изготовление коробки для подарка. Изделие: «Упаковка подарков" | 1 |
|
| Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены Соблюдают правила безопасности труда и личной гигиены. | Регулятивные: последовательно (пошагово) выполнять работу, контролируя свою деятельность по готовому плану. Познавательные: Осуществлять поиск информации о подготовке соломки для изготовления изделия Коммуникативные: уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные: самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике. Познавательные: поиск информации о правилах упаковки подарков Коммуникативные: вступать в коллективное учебное сотрудничество, допускать существование различных точек зрения. | Научатся: составлять композицию с учётом особенностей соломки, подбирать материал по цвету, размеру Узнают: о приёме соединения деталей при помощи скотча. Научатся оформлять изделие по собственному замыслу, объяснять свой замысел при презентации | Осваивать способы подготовки и приёмы работы с новым природным материалом — соломкой. Наблюдать и исследовать его свойства и особенности использования в декоративно-прикладном искусстве. Использовать технологию подготовки соломки для изготовления изделия. Составлять композицию с учётом особенностей соломки, подбирать материал по цвету, размеру. Анализировать план работы по созданию аппликации из соломки, на его основе заполнять технологическую карту. Контролировать и корректировать работу, соотносить этапы работы с технологической картой, слайдовым и текстовым планами. Выполнять раскрой деталей по шаблону. Использовать правила этикета при вручении подарка |
|
|
|
| |||||||||
15 | Автомастерская. Знакомство с историей создания и устройством автомобиля. Работа с картоном. Построение развертки при помощи вспомогательной сетки. Технология конструирования объемных фигур. Создание объемной модели грузовика из бумаги. Тематическое оформление изделия. Изделие: «Фургон «Мороженое» | 1 | 11.01 |
| Значение труда в жизни человека. | Регулятивные: самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике. самостоятельно выбирать приёмы оформления изделия в соответствии с его назначением Познавательные: находить информацию об автомобилях в разных источниках Коммуникативные: строить понятные речевые высказывания вступать в учебный диалог. | Научатся: самостоятельно оформлять изделия в соответствии с назначением (фургон «Мороженое»), Применять приёмы работы с бумагой, выполнять разметку при помощи копировальной бумаги, использовать правила работы шилом при изготовлении | Находить информацию об автомобилях в разных источниках, сравнивать, отбирать и представлять необходимую информацию. Составлять рассказ об устройстве автомобиля, истории его создания, используя материал учебника и дополнительные материалы. Анализировать внутреннее устройство автомобиля по рисункам в учебнике и определять его основные конструктивные особенности. Осваивать и применять правила построения развёртки при помощи вспомогательной сетки. При помощи развёртки конструировать геометрические тела для изготовления изделия. Осваивать технологию конструирования объёмных фигур. Анализировать конструкцию изделия по иллюстрации учебника и составлять план изготовления изделия. Создавать объёмную модель реального предмета, соблюдая основные его параметры (игрушка-автомобиль). Самостоятельно оформлять изделия в соответствии с назначением (фургон «Мороженое»). Применять приёмы работы с бумагой, выполнять разметку при помощи копировальной бумаги, использовать правила работы шилом при изготовлении изделия |
|
|
16 | Грузовик. Работа с металлическим конструктором. Анализ конструкции готового изделия. Детали конструктора. Инструменты для работы с конструктором. Выбор необходимых деталей. Способы их соединения (подвижное и неподвижное). Сборка изделия. Презентация. Изделия: «Грузовик», «Автомобиль». Практическая работа: «Человек и земля» | 1 |
|
| Правила безопасности труда и личной гигиены | Регулятивные: выполнять изделие на основе материала учебника. Познавательные: искать и отбирать информацию о видах автомобилей России (из учебника, собственных наблюдении и других источников). Коммуникативные: уметь презентовать свою работу | Узнают: новые способы соединения деталей: подвижное и неподвижное Научатся изготавливать с помощью учителя детали для создания модели автомобиля | На основе образца готового изделия и иллюстраций к каждому этапу работы составлять план его сборки: определять количество деталей и виды соединений, последовательность операций. Самостоятельно составлять технологическую карту, определять инструменты, необходимые на каждом этапе сборки. Осваивать новые способы соединения деталей: подвижное и неподвижное. Сравнивать алгоритмы сборки различных видов автомобилей из конструктора. Презентовать готовое изделие, использовать рубрику «Вопросы юного технолога» |
|
|
| Человек и вода | 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
17 | Мосты. Мост, путепровод. Виадук. Виды мостов (арочные, понтонные, висячие, балочные), их назначение. Конструктивные особенности мостов. Моделирование. Изготовление модели висячего моста. Раскрой деталей из картона. Работа с различными материалами (картон, нитки, проволока, трубочки из-под коктейля, зубочистки и пр.). Новый вид соединения деталей – натягивание нитей. Изделие, модель «Мост» | 1 |
|
| Потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов | Регулятивные: выполнять изделие на основе материала учебника. Познавательные: искать и отбирать информацию о назначении и использовании мостов (из учебника, собственных наблюдении и других источников). Коммуникативные: уметь презентовать свою работу | Научатся выполнять новые виды соединений деталей (натягивание нитей). | Находить и отбирать информацию о конструктивных особенностях мостов. Составлять рассказ на основе иллюстраций и текстов учебника о назначении и использовании мостов. Создавать модель висячего моста с соблюдением его конструктивных особенностей. Анализировать и выделять основные элементы реального объекта, которые необходимо перенести при изготовлении модели. Заполнять на основе плана изготовления изделия технологическую карту. Выполнять чертёж деталей и разметку при помощи шила. Подбирать материалы для изготовления изделия, отражающие характеристики или свойства реального объекта, заменять при необходимости основные материалы на подручные. Осваивать и использовать новые виды соединений деталей (натягивание нитей). Самостоятельно оформлять изделие. Анализировать работу поэтапно, оценивать качество её выполнения |
|
|
18 | Водный транспорт. Водный транспорт. Виды водного транспорта. Проект: «Водный транспорт». Проектная деятельность. Работа с бумагой. Работа с пластмассовым конструктором. Конструирование. Заполнение технологической карты. Изделия: «Яхта», «Баржа»
| 1 |
|
| Мотивация к работе руками, усидчивость, старание | Регулятивные: контролировать и корректировать последовательность выполнения работы. Познавательные. искать и отбирать информацию о назначении и использовании водного транспорта (из учебника, собственных наблюдении и других источников). Коммуникативные: уметь презентовать свою работу. | Научатся: яхта: самостоятельно выполнять раскрой деталей по шаблону, проводить сборку и оформление изделия, использовать приемы работы с бумагой, создавать модель яхты с сохранением объёмной конструкции. | Осуществлять поиск информации о водном транспорте и видах водного транспорта. Выбирать модель (яхта и баржа) для проекта, обосновывать свой выбор, оценивать свои возможности. Самостоятельно организовывать свою деятельность в проекте: анализировать конструкцию, заполнять технологическую карту, определять последовательность операций. Яхта: самостоятельно выполнять раскрой деталей по шаблону, проводить сборку и оформление изделия, использовать приёмы работы с бумагой, создавать модель яхты с сохранением объёмной конструкции. Баржа: выполнять подвижное и неподвижное соединение деталей. Презентовать готовое изделие. Осуществлять самоконтроль и самооценку работы (по визуальному плану или технологической карте); корректировать свои действия |
|
|
19 | Океанариум. Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкие игрушки. Виды мягких игрушек (плоские, полу объёмные и объемные). Правила и последовательность работы над мягкой игрушкой. Технология создания мягкой игрушки из подручных материалов. Проект «Океанариум». Работа с текстильными материалами. Изготовление упрощенного варианта мягкой игрушки. Закрепление навыков выполнения стежков и швов. Изделие: «Осьминоги и рыбки». Фонтаны. Фонтаны. Виды и конструктивные особенности фонтанов. Изготовление объемной модели фонтана из пластичны материалов по заданному образцу. Изделие: «Фонтан». Практическая работа: «Человек и вода» | 1 |
|
| Мотивация к работе руками, усидчивость, старание Потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;
| Регулятивные: контролировать и корректировать последовательность выполнения работы. Познавательные: исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их назначение. Коммуникативные: формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи; проявлять инициативу в ситуации общения.. Регулятивные: составлять план изготовления изделий по слайдам Познавательные: искать и отбирать информацию о роли воды в жизни человека по материалам учебника, из собственного опыта и других источников Коммуникативные: объяснять значение воды для жизни на земле | Узнают: Научатся использовать стежки и швы, освоенные на предыдущих уроках. Соблюдать правила работы иглой, выполнять строчку косых стежков для соединения деталей Узнают: Научатся применять правила работы иглой, ножницами | Составлять рассказ об океанариуме и его обитателях на основе материала учебника. Различать виды мягких игрушек. Знакомиться с правилами и последовательностью работы над мягкой игрушкой. Осваивать технологию создания мягкой игрушки из подручных материалов. Соотносить последовательность изготовления мягкой игрушки с текстовым и слайдовым планами. Заполнять технологическую карту. Соотносить формы морских животных с формами предметов, из которых изготавливаются мягкие игрушки. Подбирать из подручных средств материалы для изготовления изделия, находить применение старым вещам. Использовать стежки и швы, освоенные на предыдущих уроках. Соблюдать правила работы иглой. Совместно оформлять композицию из осьминогов и рыбок |
|
|
| ||||||||||
| Человек и воздух | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
20 | Зоопарк. Знакомство с историей возникновения зоопарков в России. Бионика. История возникновения искусства оригами. Использование оригами. Различные техники оригами: классическое оригами, модульное оригами. Мокрое складывание. Условные обозначения техники оригами. Изделие: «Птицы». Практическая работа: «Тест «Условные обозначения техники оригами»
| 1 |
|
| Положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельности | Регулятивные: контролировать и корректировать последовательность выполнения работы. Познавательные: искать и отбирать информацию об истории возникновения искусства по материалам учебника, из собственного опыта и других источников. Коммуникативные: уметь презентовать свою работу
| Научатся применять приёмы сложения оригами, понимать их графическое изображение. | Объяснять значение понятия «бионика», используя текст учебника. Анализировать иллюстративный ряд, сравнивать различные техники создания оригами, обобщать информацию об истории возникновения искусства оригами и его использовании. Осваивать условные обозначения техники оригами. Соотносить условные обозначения со слайдовым и текстовым планами. Осваивать приёмы сложения оригами, понимать их графическое изображение. Определять последовательность выполнения операций, используя схему. Самостоятельно составлять план изготовления изделия. Самостоятельно выполнять работу по схеме, соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями по сложению оригами. Презентовать готовое изделие, используя рубрику «Вопросы юного технолога» |
|
|
21 | Вертолетная площадка. Знакомство с особенностями конструкции вертолета. Особенности профессии летчика, штурмана и авиаконструктора. Изделие: «Вертолёт «Муха» Воздушный шар. Техника «папье-маше». Украшение города и помещения при помощи воздушных шаров. Изделие: «Воздушный шар». Практическая работа: «Человек и воздух» | 1 |
|
| Положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельности Положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельности | Регулятивные: распределяться на группы, ставить цель, на основе слайдового плана учебника самостоятельно. Познавательные: осуществление поиска информации в учебнике Коммуникативные: по заданным критериям оценивать работы одноклассников Регулятивные: анализировать изделие, составлять план, контролировать качество своей работы. Познавательные: искать информацию о видах воздушного транспорта Коммуникативные: оценивать свою работу и работу других уча-щихся по заданным критериям | Научатся: осваивать технику создания полу объёмной аппликации, использовать умения работать с бумагой и способы придания ей объёма. Научатся применять технологию изготовления изделия из папье-маше, создавать изделия в этой технологии. Применять способы соединения деталей при помощи ниток и скотча. | Анализировать, сравнивать профессиональную деятельность лётчика, штурмана, авиаконструктора. Анализировать образец изделия, сравнивать его с конструкцией реального объекта (вертолёта). Определять и называть основные детали вертолёта. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления модели вертолёта. Самостоятельно анализировать план изготовления изделия. Применять приёмы работы с разными материалами и инструментами, приспособлениями. Выполнять разметку деталей по шаблону, раскрой ножницами. Осуществлять при необходимости замену материалов на аналогичные по свойствам материалы при изготовлении изделия. Оценивать качество изготовленного изделия по заданным критериям. Составлять рассказ для презентации изделия |
|
|
| ||||||||||
| Человек и информация | 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
22 | Переплетная мастерская. Книгопечатание. Основные этапы книгопечатания. Переплет книги и его назначения. Изделие: «Переплётные работы» Почта. Способы общения и передачи информации. Почта. Телеграф. Виды почтовых отправлений. Понятие «бланк». Изделие «Заполняем бланк» | 1 |
|
| Ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности профессиональной деятельности человека;
Ориентируются на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности | Регулятивные: анализировать, изделие, составлять план, контролировать качество своей работы. Познавательные: искать информацию о возникновении кногопечатания; высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из текста и иллюстраций учебника, проводить защиту проекта по заданному плану с использованием материалов учебника; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные: оценивать свою работу и работу других уча-щихся по заданным критериям Регулятивные: анализировать, , изделие, составлять план, контролировать качество своей работы. Познавательные: искать информацию о способах общения и передачи, высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из текста и иллюстраций учебника, проводить защиту проекта по заданному плану с использованием материалов учебника; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные: оценивать свою работу и работу других уча-щихся по заданным критериям. | Научатся: анализировать составные элементы книги, использовать эти знания для работы над изделием. Самостоятельно составлять технологическую карту, использовать план работы. Использовать приёмы работы с бумагой, ножницами Узнают: способы заполнения бланка телеграммы | Осуществлять поиск информации о книгопечатании из разных источников, называть основные этапы книгопечатания, характеризовать профессиональную деятельность печатника, переплётчика. Анализировать составные элементы книги, использовать эти знания для работы над изделием. Осваивать технику переплётных работ, способ переплёта листов в книжный блок для «Папки достижений». Самостоятельно составлять технологическую карту, использовать план работы. Использовать приёмы работы с бумагой, ножницами |
|
|
| ||||||||||
23 | Кукольный театр. Театр. Кукольны й театр. Пальчиковые куклы. Театральная афиша, театральная программка. Правила поведения в театре. Спектакль. Проект «Готовим спектакль» Изделие: «Кукольный театр» | 1 |
|
| Ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности профессиональной деятельности человека; | Регулятивные: ориентироваться в информационном пространстве. Познавательные: осуществлять поиск информации о театре, кукольном театре, пальчиковых куклах. Отбирать необходимую информацию и на её основе составлять рассказ о театре Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слышать сверстников во время обсуждения | Научатся: использовать навыки работы с бумагой, тканью, нитками. | Осуществлять поиск информации о театре, кукольном театре, пальчиковых куклах. Отбирать необходимую информацию и на её основе составлять рассказ о театре. Анализировать изделие, составлять технологическую карту. Осмыслять этапы проекта и проектную документацию. Оформлять документацию проекта. Использовать технологическую карту для сравнения изделий по назначению и технике выполнения. Создавать изделия по одной технологии. Использовать навыки работы с бумагой, тканью, нитками. Создавать модели пальчиковых кукол для спектакля, оформлять их по собственному эскизу. Самостоятельно выбирать способы оформления изделия. Распределять в группе обязанности при изготовлении кукол для спектакля. Оценивать качество выполнения работы. Рассказывать о правилах поведения в театре. Делать вывод о значении книг, писем, телеграмм, афиш, театральных программок, спектаклей при передаче информации |
|
|
24 | Афиша. Прогорамма Microsoft Office Word. Правила набора текста. Изделие «Афиша» | 1 |
|
| Интерес к поисково-исследовательской деятельности, предлагаемой в заданиях учебника и с учетом собственных интересов; | Регулятивные следовать определенным правилам при выполнении изделия; Познавательные высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из текста и иллюстраций учебника, проводить защиту проекта по заданному плану с использованием материалов учебника; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
| Научатся анализировать способы оформления афиши, определять особенности её оформления. Буду осваивать правила набора текста. Осваивать работу с программой Microsoft Office Word. Создавать и сохранять документ в программе Microsoft Word, форматировать и печатать документ. | Анализировать способы оформления афиши, определять особенности её оформления. Осваивать правила набора текста. Осваивать работу с программой Microsoft Office Word. Создавать и сохранять документ в программе Microsoft Word, форматировать и печатать документ. Выбирать картинки для оформления афиши. На основе заданного алгоритма создавать афишу и программку для кукольного спектакля. Проводить презентацию проекта «Кукольный спектакль»
|
|
|
№ | Содержание | Общее кол-во часов по разделу | Кол-во часов по теме | Дата проведения урока | Примечание | ||
|
|
|
| план | факт |
| |
| Информатика | 10 |
|
|
|
| |
25 | Человек и информация. Источники и приемники информации |
|
|
|
|
| |
26 | Носители информации. Компьютер |
|
|
|
|
| |
27 | Получение информации. Представление информации |
|
|
|
|
| |
28 | Кодирование информации. Кодирование и шифрование данных |
|
|
|
|
| |
29 | Хранение информации. Обработка информации |
|
|
|
|
| |
30 | Объект, его имя и свойства. Функции объекта |
|
|
|
|
| |
31 | Отношение между объектами. Характеристика объекта |
|
|
|
|
| |
32 | Документ и данные об объекте. Компьютер – это система |
|
|
|
|
| |
33 | Системные программы и операционная система. Файловая система |
|
|
|
|
| |
34 | Компьютерные сети. Информационные сети. |
|
|
|
|
| |
| Итого: | 34 |
|
|
|
|
Материально-техническое обеспечение
1. Магнитная доска.
2. Персональный компьютер.
3. Экспозиционный экран.
4. Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.
5. Наборы цветной бумаги, картона. В том числе гофрированного; кальки, картографической, миллиметровой, бархатной, крепированной, крафт бумаги и др. видов бумаги.
6. Заготовки природного материала.
Список литературы
1. Климанова Л. Ф. Сборник рабочих программ «Перспектива». 1–4 классы / Л. Ф. Климанова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.
2. Образовательная программа «Школа России». Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. http://prosv.ru
3. Образовательная программа «Школа России». Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования. http://prosv.ru
4. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Часть 1. М: Просвещение, 2010 г.
5. Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М: Просвещение, 2010 г.
6. Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Программа «Технология 1-4»; Тематическое планирование: 3 класс. http://prosv.ru
7. Роговцева Н.И., Богданова Н.В. и др. Технология: Учебник для 3 класса начальной школы. – М.: Просвещение, 2012 г…
8. Технология достижения планируемых результатов освоения начальной школы по предметам «Технология» и др. Раздел 2. Проверочные и учебно-методические материалы М: Просвещение, 2010 г.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения в третьем классе.
Особенностями системы оценки являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
- использование накопительной системы оценивания («Мои достижения»), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
- использование таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
На этапе завершения работы над изделием проходит текущий контроль.
Работы оцениваются по следующим критериям:
- качество выполнения изучаемых на уроке приёмов, операций и работы в целом;
- степень самостоятельности;
- уровень творческой деятельности;
- соблюдение технологии процесса изготовления изделия;
- чёткость, полнота и правильность ответа;
- соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;
- аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;
- целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).
В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умение выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.
Контрольных работ и промежуточного контроля по предмету «Технология» нет. Итоговая четверная отметка складывается из учёта текущих отметок. Годовая оценка выставляется с учётом четвертных. В конце года проходят выставки работ учащихся. В курсе «Технология» формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников. Такой подход способствует осознанию причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций обеспечивает их способность конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
"5" («отлично») - учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
"4" («хорошо») - учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты творческой работы;
"3" («удовлетворительно») - учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала;
"2" («плохо») - учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока.