СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа учебного предмета «Технология»
Планируемые результаты учебного предмета «Технология»
Личностные планируемые результаты
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Учитывая специфику регионального компонента, в основной образовательной программе начального общего образования были добавлены и уточнены следующие личностные результаты:
сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края, осознание своей этнической и национальной принадлежности; сформированность ценностей многонационального российского общества; сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций (национально-региональный этнокультурный компонент);
сформированность уважительного отношения к собственной семье, ее членам, семейным традициям (семья как одна из базовых национальных ценностей согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России);
уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных (потребности региона).
Указанные личностные результаты структурированы по критериям сформированности: самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное); смыслоообразование и нравственно-этическая ориентация (А. Г. Асмолов).
Ниже раскрыто содержание указанных критериев.
Самоопределение включает в себя:
1. Формирование основ гражданской идентичности личности:
чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества;
осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.
2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:
ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
3. Развитие Я-концепции и самооценки личности:
формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.
Смыслообразование включает формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:
развития познавательных интересов, учебных мотивов;
формирования мотивов достижения и социального признания;
мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
Нравственно-этическая ориентация включает:
формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;
ориентацию в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;
формирование моральной самооценки;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;
формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;
формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Исходя из данных направлений, обозначены критерии сформированности личностных образовательных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования: самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное), смыслообразование и нравственно-этическая ориентация. Далее были соотнесены личностные результаты с выделенными критериями. Данные результаты конкретизированы для обучающихся первого, второго, третьего и четвертого класса (таблица 1).
Таблица 1
Личностные планируемые результаты освоения
ООП НОО по классам
№ | Критерии сформированности | Коды и личностные результаты обучающихся 1–4 классов | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
1 | Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное) | 1.1. Наличие внешней мотивации к познанию основ гражданской идентичности | 1.1. Проявление желания к участию в гражданских акциях | 1.1. Появление внутреннего мотива для познания основ гражданской идентичности | 1.1. Сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края |
1.2. Преобладание внешнего мотива к осознанию своей этнической и национальной принадлежности | 1.2. Появление желания к изучению культуры своего народа | 1.2. Появление устойчивого внутреннего мотива к погружению в традиции и культуру своего народа | 1.2. Осознанность своей этнической и национальной принадлежности | ||
1.3. Выступление в роли наблюдателя и исполнителя заданий учителя | 1.3. Демонстрация творчества в проявлении ценностных установок
| 1.3. Принятие самостоятельных решений при осуществлении выбора действий | 1.3. Сформированность ценностей многонационального российского общества | ||
1.4. Наличие элементарных правил нравственного поведения в социуме | 1.4. Демонстрация уважительного отношения к сверстникам и взрослым | 1.4. Осознанное соблюдение норм нравственного поведения | 1.4. Сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций | ||
1.5. Наличие первичного опыта взаимодействия с окружающим миром | 1.5. Проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, представителям разных народов, природе | 1.5. Соблюдение экокультурных норм поведения в социоприродной среде | 1.5. Сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий | ||
1.6. Действия согласно установленным учителем правилам | 1.6. Выбор позиции, основанной на нормах нравственности | 1.6. Демонстрация умения анализа ситуаций и логических выводов, рассуждений | 1.6. Владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире | ||
1.7. Сформированность элементарных представлений о собственной семье | 1.7. Сформированность представлений о семье и ближайших родственниках | 1.7. Сформированность представлений об истории семьи и ее традициях | 1.7. Сформированность уважительного отношения к собственной семье, ее членам, традициям | ||
1.8. Сформированность элементарных правил безопасного поведения и личной гигиены | 1.8. Сформированность элементарных правил безопасного поведения на дорогах и в общественном транспорте, правил личной гигиены | 1.8. Сформированность культуры безопасного поведения в общественных местах, представлений о возможностях сохранения и укрепления собственного здоровья | 1.8 Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни | ||
2 | Смыслообразование | 2.1. Осознание себя в роли первоклассника | 2.1. Принятие социальной роли школьника | 2.1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося
| 2.1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося |
2.2. Наличие внешних (в том числе игровых) и внутренних мотивов учебной деятельности | 2.2. Преобладание внутренней учебной мотивации над внешней | 2.2. Наличие познавательных и социальных мотивов учебной деятельности | 2.2. Наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения | ||
3 | Нравственно-этическая ориентация | 3.1. Сформированность уважительного отношения к ответам одноклассников на уроке | 3.1. Сформированность уважительного отношения к ответам одноклассников, мнению взрослых, в том числе педагогов | 3.1. Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре своего народа | 3.1. Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов |
3.2. Способность учитывать интересы и чувства других людей | 3.2. Доброжелательность в отношении к одноклассникам, членам семьи | 3.2. Развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения | 3.2. Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей | ||
3.3. Осознание ответственности за результаты учебной деятельности | 3.3. Принятие ответственности за результаты учебной и информационной деятельности | 3.3. Самостоятельность в осуществлении учебной и информационной деятельности | 3.3. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | ||
3.4. Освоение планирования и организации деятельности, положительное отношение к конструктивным результатам деятельности лиц ближайшего окружения | 3.4. Планирование и организация творческой деятельности, принятие и оценка результатов деятельности лиц ближайшего окружения | 3.4. Осуществление творческой деятельности, установка на результат, уважение к деятельности других людей | 3.4. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | ||
3.5. Информированность о профессиях членов семьи и людей из ближайшего окружения | 3.5. Информированность о профессиях членов семьи и людей из ближайшего окружения, понимание необходимости осуществления профессиональной деятельности | 3.5. Информированность о профессиях, представленных в родном краю, стране, понимание значимости этих профессий для человека, семьи, социума | 3.5. Уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных | ||
3.6. Интерес к продуктам художественной, музыкальной, литературной деятельности | 3.6. Уважительное отношение к продуктам художественной музыкальной, литературной деятельности | 3.6. Способность выражать свое отношение к продуктам художественной музыкальной, литературной деятельности | 3.6. Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств | ||
3.7. Освоение правил общения в классном коллективе | 3.7. Усвоение норм общения в классе и повседневных ситуациях | 3.7. Способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в привычных ситуациях | 3.7. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | ||
3.8. Способность быть доброжелательным | 3.8. Умение выстроить собственное бесконфликтное поведение | 3.8. Умение не создавать конфликтов и разрешать некоторые спорные вопросы | 3.8. Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
Данные личностные планируемые результаты представлены двумя группами:
1. Личностные результаты, которые будут сформированы в данном классе и соответственно подлежат диагностике. Данные результаты в соответствии с идеей Л. С. Выготского о зонах умственного развития находятся в зоне актуального развития.
2. Личностные результаты, которые получат возможность для формирования в данном классе и соответственно не подлежат диагностике в данном классе. Эти результаты находятся в зоне ближайшего развития и будут сформированы в процессе обучения в следующих классах (таблица 2).
Таблица 2
Личностные планируемые результаты, которые будут сформированы
и получат возможность для формирования, по классам
№ | Критерии сформированности | Код результата | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||||||||||
11 | 2** | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |||||||||||
1 | Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное) | 1.1. |
| + | + | + |
| + | + | + | ||||||||
1.2. | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||
1.3. |
|
|
|
|
| + | + | + | ||||||||||
1.4. |
|
|
|
|
| + | + | + | ||||||||||
1.5. |
|
|
| + | + | + | + | + | ||||||||||
1.6. | + | + | + | + |
| + | + | + | ||||||||||
1.7. | + | + |
| + | + | + | + | + | ||||||||||
1.8 | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||
Количество диагностируемых результатов по критерию 1 «Самоопределение» | 4 |
| 4 |
| 4 |
| 8 |
| ||||||||||
2 | Смыслообразование | 2.1. | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||
2.2. |
| + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||
Количество диагностируемых результатов по критерию 2 «Смыслообразование» | 1 |
| 2 |
| 2 |
| 2 |
| ||||||||||
3 | Нравственно-этическая ориентация | 3.1. |
|
|
| + |
| + | + | + | ||||||||
3.2. |
| + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||
3.3. |
|
|
| + | + | + | + | + | ||||||||||
3.4. | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||
3.5. |
| + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||
3.6. |
|
|
| + | + | + | + | + | ||||||||||
3.7. |
| + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||
3.8. |
|
|
| + | + | + | + | + | ||||||||||
Количество диагностируемых результатов по критерию «Нравственно-этическая ориентация» | 1 |
| 4 |
| 7 |
| 8 |
| ||||||||||
Количество диагностируемых личностных результатов в классе | 6 |
| 10 |
| 13 |
| 18 |
|
Учитывая социальную ситуацию развития младшего школьника, определены блоки сформированности личностных образовательных результатов начального общего образования. Они отражают особенности развития личности младшего школьника в следующих социальных кругах: «Я», «Семья», «Школа», «Родной край», «Россия и мир».
Социальная ситуация развития – это специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми (Л.С. Выготский). В младшем школьном возрасте она определяется особенностями школьного обучения.
В этот период происходит рождение «социального Я». Формируется важное системное новообразование – «внутренняя позиция», выражающее новый уровень самосознания и рефлексии. Возрастает уровень запросов к самому себе, к собственному успеху, положению, появляется уважение к себе. В этой связи выделен первый блок в социальной ситуации ребенка – «Я».
Учитывая, что основным агентом социализации ребенка являются семейные отношения, в качестве второго блока выделен блок «Семья». Семейные взаимоотношения закладывают основы адаптации ребенка к новым условиям, формируют базовые ценности. Поэтому детско-родительские отношения сказываются на общем психофизическом и духовно-нравственном развитии младшего школьника и определяют его отношение к учебной деятельности.
Учебная деятельность является ведущей в данный период. Кардинально меняется среда ребенка и его отношение к этой среде. Формирование социальной позиции школьника выступает главным возрастным новообразованием. Школьное обучение является основным видом занятий младшего школьника. Поэтому третьим блоком в данных социальных отношениях выступает «Школа». Эмоциональное благополучие младшего школьника зависит от того, насколько он соответствует требованиям, предъявляемым к ученику, активно выстраивает взаимодействие с педагогами и сверстниками.
Однако младший школьник не ограничивается рамками «семья» – «школа». Он выходит в более широкие пространства. Поэтому далее выделены блоки «Родной край» и «Россия и мир». Знать историю и особенности своего родного края важно для того, чтобы видеть траекторию своего личностного и профессионального самоопределения. Причем с каждым возрастом идет расширение социального пространства обучающегося, что стимулирует его выход за границы малой родины в государственное и мировое пространство.
В таблице 3 показано, как личностные результаты соотносятся с выделенными блоками «Я», «Семья», «Школа», «Родной край», «Россия и мир».
Таблица 3
Блоки личностных планируемых результатов
Критерии сформированности | Блок «Я» | Блок «Семья» | Блок «Школа» | Блок «Родной край» | Блок «Россия и мир» |
Код результата | |||||
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное) | 1.2, 1.8 | 1.7 | 1.6 | – | 1.1, 1.3, 1.4, 1.5 |
Смыслообразование | – | – | 2.1, 2.2 | – | – |
Нравственно-этическая ориентация | 3.2, 3.3, 3.6 | 3.7, 3.8 | 3.4 | 3.1, 3.5 | – |
Блок «Я» связан, прежде всего, с характеристиками личности младшего школьника с точки зрения собственного «Я». Обучающемуся важно осознавать, какими качествами он обладает (доброжелательность, отзывчивость, ответственность, сознательность). Формирование идентичности происходит путем сравнения и осознанния своей этнической и национальной принадлежности. Происходит активное формирование самооценки, которая сказывается на коммуникации младшего школьника со взрослыми и сверстниками. Самооценка также определяет характер учебной деятельности младшего школьника. В этой связи первым блоком в данной структуре социальных отношений выделен блок «Я».
Блок «Я» выпускника 4 класса включает следующие личностные результаты:
Осознанность своей этнической и национальной принадлежности.
Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Блок «Семья» отражает нравственные ценности, связанные с семейными отношениями и значимостью семьи для ребенка младшего школьного возраста. Ценность семьи является также одной из базовых национальных ценностей, отраженных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Данный блог учит ребенка бесконфликтному общению, сотрудничеству, уважению других.
Блок «Семья» выпускника 4 класса включает следующие личностные результаты:
Сформированность уважительного отношения к собственной семье, её членам, традициям.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Блок «Школа» имеет тесную связь с блоком «Я» и характеризует личность младшего школьника с точки зрения успешности его адаптации в образовательной организации, принятия и освоения им новой социальной роли – роли обучающегося, а также наличия у него мотивов учебной деятельности. Наличие данных результатов определяется сменой ведущего вида деятельности при переходе от дошкольного образования к начальному и возрастным кризисом развития семи лет.
Блок «Школа» выпускника 4 класса включает следующие личностные результаты:
Владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося.
Наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Блок «Родной край» отражает сочетание знаниевых и ценностных компонентов личности младшего школьника с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей, как конкретного региона, так и Челябинской области в целом.
Блок «Родной край» выпускника 4 класса включает следующие личностные результаты:
Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных.
Блок «Россия и мир» связан с глобальными представлениями младшего школьника о стране, в которой он проживает, ее культурно- исторических ценностях и традициях многонационального народа.
Блок «Россия и мир» выпускника 4 класса включает следующие личностные результаты:
Сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края.
Сформированность ценностей многонационального российского общества.
Сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Аналогично на основе таблицы 3 определяется содержание блоков «Я», «Семья», «Школа», «Родной край», «Россия и мир» обучающихся 1, 2 и 3 классов.
Метапредметные планируемые результаты
освоения основной образовательной программы начального
общего образования
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и давать оценку событиям;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
В соответствии с положениями Примерной основной образовательной программы начального общего образования метапредметные планируемые результаты являются частью междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также ее разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТкомпетентности обучающихся».
Ведущей целевой установкой и основным ожидаемым результатом реализации междисциплинарной программы является формирование у обучающихся важнейшей компетенции личности – умения учиться, т. е. способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Достижение данного результата обеспечивается целенаправленным формированием у обучающихся регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, включающих чтение, работу с информацией и формирование ИКТ-компетентности.
Перечень метапредметных результатов структурирован с учетом универсальных учебных действий (таблица 1), наряду с этим метапредметные планируемые результаты оцениваются как с позиции организации их достижения в образовательной деятельности, так и с позиции оценки этих результатов. В таблице указывается, с какого класса начинается формирование данного планируемого результата (столбец «формирование»), а также определен момент включения данного планируемого результата в оценочные материалы (столбец «оценка»).
Структурирование метапредметных планируемых результатов по группам универсальных учебных действий связано с необходимостью описания механизмов их достижения в содержательном разделе ООП, в соответствии с данным распределением осуществляется оптимальный выбор типовых задач формирования универсальных учебных действий и определяется содержание оценочных материалов для текущего контроля и промежуточной аттестации.
Метапредметные планируемые результаты представлены двумя блоками: «выпускник научится» и «выпускник получит возможность научиться». Планируемые результаты второго блока «выпускник получит возможность научиться» выделены курсивом, эти результаты не проверяются в ходе промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости. При организации образовательной деятельности, направленной на реализацию и достижение планируемых результатов данного блока, требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся. При этом данная группа результатов не предназначена для достижения всеми учащимися.
Метапредметные планируемые результаты
Универсальные учебные действия / разделы программы | Метапредметные планируемые результаты | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||||||
Формирование | Оценка | Формирование | Оценка | Формирование | Оценка | Формирование | Оценка | |||||
1. Регулятивные |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
1.1. Целеполагание | умение принимать и сохранять учебную задачу | + |
| + |
| + | + | + | + | |||
умение в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале | + |
| + | + | + | + | + | + | ||||
умение преобразовывать практическую задачу в познавательную | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
1.2. Планирование | умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | + |
| + | + | + | + | + | + | |||
умение учитывать установленные правила в планировании способа решения задачи | + |
| + | + | + | + | + | + | ||||
умение различать способ и результат действия |
|
| + |
| + | + | + | + | ||||
1.3. Прогнозирование | осуществлять предвосхищающий контроль по результату и по способу действия | + |
| + |
| + | + | + | + | |||
1.4. Контроль | умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения | + |
| + |
| + | + | + | + | |||
умение в сотрудничестве с учителем осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату действия. | + |
| + | + | + | + | + | + | ||||
умение осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
1.5. Оценка | способность адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей | + |
| + |
| + |
| + |
| |||
умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи | + |
| + | + | + | + | + | + | ||||
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
1.6. Коррекция | умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках | + |
| + | + | + | + | + | + | |||
1.7. Познавательная рефлексия | умение под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать их в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели. | + |
| + |
| + |
| + | + | |||
*Компонент общеобразовательной организации |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
2. Познавательные: |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
2.1. Общеучебные | умение под руководством учителя выделять и формулировать познавательную цель |
|
| + |
| + |
| + | + | |||
умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель |
|
|
|
|
|
| + |
| ||||
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, решение практических и познавательных задач с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, словарей (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
способность структурировать полученные знания | + |
| + |
| + |
| + | + | ||||
умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ | + |
| + |
| + |
| + | + | ||||
умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме | + |
| + | + | + | + | + | + | ||||
владеть рядом общих приемов решения задач | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
способность ориентироваться на разнообразие способов решения задач | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
владение основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров | + |
| + | + | + | + | + | + | ||||
умение выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов) | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
умение определять основную и второстепенную информацию | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
освоенность первичных действий в проектной, конструктивно-модельной, поисковой деятельности в области естественно-математического и технического профиля | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
сформированность способностей детей к естественно-научному мышлению, техническому творчеству и интереса к техническим специальностям | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических и познавательных задач в зависимости от конкретных условий | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ |
|
| + |
| + |
| + |
| ||||
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет |
|
| + |
| + |
| + |
| ||||
2.2. Знаково-символические | умение использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач | + |
| + |
| + | + | + | + | |||
умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
2.3. Логические | умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | + |
| + | + | + | + | + | + | |||
умение осуществлять синтез как составление целого из частей | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
умение проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям | + |
| + | + | + | + | + | + | ||||
умение осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза | + |
| + |
| + |
| + | + | ||||
умение устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений | + |
| + | + | + | + | + | + | ||||
умение представлять цепочки объектов и явлений | + |
| + | + | + | + | + | + | ||||
умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | + |
| + |
| + |
| + | + | ||||
умение устанавливать аналогии | + |
| + |
| + |
| + | + | ||||
умение обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
умение выдвигать гипотезы и обосновывать их | + |
| + |
| + |
| + | + | ||||
умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
умение осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
2.4. Постановка и решение проблемы | формулирование проблемы | + |
| + |
| + | + | + | + | |||
самостоятельное создание алгоритмов (способов) деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
*Компонент общеобразовательной организации |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
3. Коммуникативные |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
3.1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | умение определять цели, функции участников, способы взаимодействия | + |
| + | + | + | + | + | + | |||
умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
умение аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
умение учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
3.2. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет | + |
| + | + | + | + | + | + | |||
умение с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
3.3. Разрешение конфликтов | умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | + |
| + | + | + | + | + | + | ||||
умение выявлять и идентифицировать проблему, осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его | + |
| + |
| + |
| + | + | ||||
способность понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
умение продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
3.4. Управление поведением партнера | умение контролировать, корректировать и оценивать действия партнера | + |
| + |
| + | + | + | + | |||
умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии | + |
| + |
| + |
| + | + | ||||
умение формулировать собственное мнение и позицию | + |
| + |
| + |
| + | + | ||||
умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
3.5. Умение выражать свои мысли | умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой) | + |
| + |
| + | + | + | + | |||
умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет | + |
| + | + | + | + | + | + | ||||
умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | + |
| + | + | + | + | + | + | ||||
3.6. Владение монологической и диалогической формами речи | владение диалогической формой коммуникации, в том числе с использованием средств и инструментов ИКТ и дистанционного общения | + |
| + |
| + | + | + | + | |||
использование речи для регуляции своего действия | + |
| + |
| + |
| + | + | ||||
умение строить монологическое высказывание | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
владение диалогической формой речи | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
умение адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
*Компонент общеобразовательной организации |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
4. Чтение. Работа с текстом |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
4.1. Поиск информации | умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде | + |
| + | + | + | + | + | + | |||
умение определять тему и главную мысль текста | + |
| + | + | + | + | + | + | ||||
умение делить тексты на смысловые части, составлять план текста | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
умение вычленять содержащиеся в тексте основные события и | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
умение сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделять 2-3 существенных признака | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
4.2. Понимание прочитанного | понимание информации, представленной в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов) | + |
| + |
| + | + | + | + | |||
понимание информации, представленной разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
понимание текста с опорой не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
умение использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения | + |
| + |
| + |
| + | + | ||||
умение ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
умение использовать формальные элементы текста (например, | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
умение работать с несколькими источниками информации | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
умение сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
4.3. Преобразование и интерпретация информации | умение пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно | + |
| + |
| + | + | + | + | |||
умение соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
умение формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
умение сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
умение составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос |
|
|
|
| + | + | + | + | ||||
умение делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
умение составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
4.4. Оценка информации | умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте | + |
| + | + | + | + | + | + | |||
умение оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
умение на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов | + |
| + |
| + |
| + | + | ||||
умение участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
умение сопоставлять различные точки зрения | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
умение соотносить позицию автора с собственной точкой зрения | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
умение в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
*Компонент общеобразовательной организации |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
5. Формирование ИКТ-компетентности обучающегося |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
5.1. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером | умение использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ | + |
| + | + |
|
|
|
| |||
умение организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере |
|
| + |
| + | + |
|
| ||||
5.2. Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных | умение вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию |
|
| + |
| + | + | + | + | |||
умение набирать небольшие тексты на родном языке |
| + | + | + |
|
|
|
| ||||
умение набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов |
|
| + |
| + | + |
|
| ||||
умение сканировать рисунки и тексты |
|
|
|
| + |
| + | + | ||||
5.3. Обработка и поиск информации | умение подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования |
|
| + |
| + |
| + | + | |||
умение использовать сменные носители (флэш-карты) | + |
| + | + |
|
|
|
| ||||
умение описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ |
|
| + |
| + |
| + | + | ||||
умение собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей |
|
| + |
| + | + |
|
| ||||
умение редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей |
|
| + |
| + |
| + | + | ||||
умение пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора | + |
| + | + |
|
|
|
| ||||
умение следовать основным правилам оформления текста |
|
| + |
| + | + |
|
| ||||
умение использовать полуавтоматический орфографический контроль |
|
| + | + |
|
|
|
| ||||
умение использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида |
|
|
|
| + |
| + | + | ||||
умение искать информацию в системе поиска внутри компьютера |
|
| + |
| + | + |
|
| ||||
умение искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете | + |
| + | + (словари) | + | + (базы данных) | + | + (Интернет) | ||||
умение составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок) |
|
|
|
| + |
| + | + | ||||
умение заполнять учебные базы данных |
|
| + |
| + | + |
|
| ||||
5.4. Создание, представление и передача сообщений | умение создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их |
|
| + |
| + | + |
|
| |||
умение создавать простые сообщения в виде аудио‑ и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста |
|
|
|
| + |
| + | + | ||||
умение создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр. |
|
| + |
| + |
| + | + | ||||
умение создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера | + |
| + | + |
|
|
|
| ||||
умение составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация) |
|
| + | + |
|
|
|
| ||||
5.5. Планирование деятельности, управление и организация | умение определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий
|
|
|
|
| + |
| + | + | |||
умение строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения |
|
|
|
| + |
| + | + |
Предметные результаты учебного предмета
«Технология»
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Технология» должны отражать:
1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
1 класс
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Обучающийся научится:
– определять роль и место человека в окружающем мире;
– знать профессии близких и окружающих людей;
– уметь обслуживать себя во время работы (соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их);
– соблюдать правила гигиены труда.
Обучающийся получит возможность научиться:
– воспринимать созидательную, творческую деятельность человека и природы как источник его вдохновения;
– отражать формы и образы природы в работах мастеров художников о разнообразных предметах рукотворного мира.
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты
Обучающийся научится:
– определять материалы (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, форма и др.);
– изготавливать несложные изделия на основе формообразования: сгибание, складывание, вытягивание;
– использовать клеевой способ соединения деталей;
– применять способы отделки: раскрашивание, аппликация, выполнять прямую строчку;
– давать названия и определять назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), соблюдать правила безопасной работы.
– качественно выполнять операции и использовать приёмы изготовления несложных изделий;
– экономно производить разметку по шаблону,
– соединять изделия с помощью клея;
– раскрашивать, делать аппликацию,
– использовать для сушки плоских изделий пресс;
– правильно хранить инструменты (ножницы, иглы);
– выполнять практическую работу под руководством учителя
Обучающийся получит возможность научиться:
– различать материалы и инструменты по их назначению.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
– определять детали как составные части изделия;
– различать разборные и неразборные - конструкции;
– склеивать детали;
– под контролем учителя выполнять изделия с опорой на план и образец;
– различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
– конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.
Обучающийся получит возможность научиться:
– наблюдать связи человека с природой и предметным миром, предметный мир ближайшего окружения;
- сравнивать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий.
Содержание учебного предмета «Технология»
(с учётом реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области)
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России и народов Южного Урала(на примере 2–3 народов).Предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека - создателя и хранителя этнокультурного наследия (на примере народных традиционных ремесел России и Южного Урала).
Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера малой родины (региона, муниципального района, города, посёлка, села) и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).Осмысление значимости сохранения этнокультурного наследия родного края. Традиции декоративно-прикладного искусства в изделиях народов Уральского региона.
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности – изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Воспитание уважения к труду других людей, осознание ценности рабочих и инженерных профессий, востребованных в Уральском регионе.
Технология ручной обработки материалов2. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приемов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России и малой родины (растительный, геометрический и другие орнаменты). Создание композиции на основе мозаики в традициях декоративно-прикладного творчества народов Уральского региона.
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Выполнение технологических приёмов при отделке изделия в традициях народов Уральского региона.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе. Конструирование и моделирование изделий по заданному образцу с опорой на знания об объектах архитектуры Уральского региона.
Практика работы на компьютере
Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и Power Point.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): о природных и культурных объектах Челябинской области при выполнении творческих проектов (индивидуальных и групповых).
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы,
по учебному предмету «Технология»
Автор / авторский коллектив Лутцева Е.А., Зуева Т.П.
Наименование учебника «Технология» (1 класс)
Издательство «Просвещение»
1 класс (33 часа)
№ п/п | Тема раздела / тема урока | Количество часов | Содержание НРЭО | Текущий контроль успеваемости | ||
Природная мастерская (9 часов) | ||||||
| Рукотворный и природный мир города. Экскурсия | 1 | Старинная и современная архитектура г. Челябинска |
| ||
|
|
|
|
| ||
2 | Рукотворный и природный мир села. | 1 |
|
| ||
3 | На земле, на воде и в воздухе. Изделие «Автомобиль» | 1 | Транспорт г. Челябинска |
| ||
4 | Природатворчество. Природные материалы. Сбор и систематизация природных материалов | 1 | Знакомство с природными материалами Южного Урала. Растительный мир Челябинской области. |
| ||
5 | Листья и фантазии. Изделие: «Аппликация из листьев». | 1 |
|
| ||
6 | Семена и фантазии. Изделие: «Волшебные фигуры» | 1 |
|
| ||
7 | Композиция из листьев. Что такое композиция? Изделие: «Ромашковая поляна». | 1 | Природные материалы Южного Урала | Практическая работа | ||
8 | Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Изделие: «Фантазия из листьев». | 1 |
| Практическая работа | ||
9 | Природные материалы. Как их соединить? Изделие: «Коллаж». | 1 | Флора родного края |
| ||
Пластилиновая мастерская (4 часа) | ||||||
10 | Материалы для лепки. Что может пластилин? Изделие из пластилина «Котенок» | 1 |
| Практическая работа | ||
11 | В мастерской кондитера. Как работает мастер? Изделие из пластилина «Печенье», «Пирожное» | 1 |
|
| ||
12 | В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? Изделие из пластилина морских обитателей | 1 |
|
| ||
13 | Аквариум. Изделие из пластилина «Рыбки» | 1 |
|
| ||
Бумажная мастерская (15 часов) | ||||||
14 | Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Изделия: изготовление ёлочных игрушек из бумажных полосок | 1 |
|
| ||
15 | Наши проекты. Скоро Новый год! Создание новогодних ёлочных игрушек ( групповая работа) | 1 | Традиции и праздники моей семьи. | Практическая работа | ||
16 | Бумага. Какие у неё есть секреты? Изготовление поделок из бумаги | 1 |
|
| ||
17 | Бумага и картон. Какие секреты у картона? Изготовление поделок из бумаги и картона | 1 |
| Практическая работа | ||
18 | Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? Изделие «Птицы» | 1 | Птицы Южного Урала |
| ||
19 | Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? Изготовление жителей подводного мира в технике оригами | 1 | Разнообразие рыб Челябинской области | Практическая работа | ||
20 | Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? Изделие: «Жители зоопарка» в технике оригами | 1 | Зоопарк города Челябинска |
| ||
21 | Ножницы. Что ты о них знаешь? Выполнение резаной мозаики | 1 | Растительный мир Челябинской области | Практическая работа | ||
22 | Шаблон. Для чего он нужен? Изготовление изделий, в которых разметка деталей выполняется с помощью шаблонов. | 1 |
| Практическая работа | ||
23 | Наша армия родная. Изготовление поздравительной открытки | 1 | Традиции и праздники моей семьи. |
| ||
24 | Как изготовить их из листа бумаги?Изделие «Бабочки» | 1 |
|
| ||
25 | Весенний праздник 8 марта. Как сделать подарок-портрет? Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? Орнамент в портрете | 1 | Традиции и праздники моей семьи. | Практическая работа | ||
26 | Образы весны. Какие краски у весны? Аппликация | 1 |
|
| ||
27 | Настроение весны. Что такое колорит? Аппликация | 1 |
|
| ||
28 | Праздники весны и традиции. Какие они? Аппликация | 1 |
|
| ||
Текстильная мастерская (5 часов) |
| 1 | ||||
29 | Мир тканей. Для чего нужны ткани? | 1 | Костюмы народов, проживающих на территории Челябинской области |
| ||
30 | Игла-труженица. Что умеет игла? Изготовление изделия вышивкой строчкой прямого стежка | 1 | Изделия ручной работы мастериц Южного Урала |
| ||
31 | Вышивка. Для чего она нужна? Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? | 1 |
| Практическая работа. | ||
32 | Комплексная практическая работа (по всем видам деятельности) | 1 |
| Комплексная практическая работа | ||
33 | История моей рубашки. Работа в группах. | 1 |
|
|
1Личностные результаты, которые будут сформированы в данном классе и соответственно подлежат диагностике.
****Личностные результаты, которые получат возможность для формирования в данном классе и соответственно не подлежат диагностике в данном классе.
2 В начальной школе могут использоваться любые доступные в обработке учащимся экологически безопасные материалы (природные, бумажные, текстильные, синтетические и др.), материалы, используемые в декоративноприкладном творчестве региона, в котором проживают школьники.