областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»
Разработана и одобрена на МО учителей олигофренопедагогов филиала ОГКОУШ №39 Протокол №_______от_______ Руководитель____МяннановаГ.А. | Согласовано Заместитель директора по УВР филиала ОГКОУШ №39 __________Мозгова Ю.Е. | Утверждена Педагогическим советом филиала ОГКОУШ №39 Протокол №___от____ Директор________Пономарева М.Н. |
Рабочая программа по учебному предмету
«Альтернативная коммуникация»
предметная область
«Коррекционные курсы»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Вариант 2
2 класс
Составитель программы:
Шанина Надежда Владимировна
Ульяновск 2017
Содержание
| 1.Паспорт рабочей программы | |
| 2.Введение | |
| 3.Пояснительная записка 4.Планируемые предметные и личностные результаты 5.Базовые учебные действия. 6.Содержание рабочей программы 7.Учебно-тематическое планирование 8.Перечень материально-технического обеспечения 9.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов 10.Лист внесения изменений | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Паспорт рабочей программы
Тип программы: программа по предмету: "Альтернативная коммуникация» для детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной (программе вариант 2).
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Категория обучающихся: учащиеся 2 класса.
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 68 часов.
Форма обучения: очная.
Режим уроков: 2 часа в неделю.
Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.
Введение
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г. № 273-ФЗ гарантирует право на образование для всех обучающихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, предусматривая их обучение и воспитание в общеобразовательных организациях на основе адаптированной образовательной программы и в специальных образовательных организациях. До недавних пор дети, нарушение интеллекта которых сочеталось с нарушениями зрения, слуха, речевого развития, эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, психическими расстройствами и расстройствами аутистического спектра, считались необучаемыми, т.к. они не могли освоить общеобразовательные программы, воспитанием зачастую занимались родители, не обладающие знаниями в области специальной педагогики и психологии. Очень часто таким детям в будущем была уготована жизнь в изоляции от общества в психоневрологических интернатах.
Современные данные специальных педагогических дисциплин позволяют говорить о том, что необучаемых детей нет, но у них есть разные возможности для обучения. С 1 сентября 2016 г. Вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в котором представлена совокупность требований по обучению и воспитанию не только детей с лёгкой умственной отсталостью, но и детей с тяжёлой, глубокой умственной отсталостью и с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) решает задачи по созданию наилучших условий для
реализации образовательных возможностей таких детей, определяет требования к результатам обучения.
Дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития, не владеющие вербальной речью, часто зависят от окружения. Им не принадлежит инициатива коммуникации. Такие особенности детей, как ограниченный пассивный словарь, отсутствие или недостаточная мотивация речевой деятельности в частности и коммуникации вообще, а также неумение осуществлять речевое взаимодействие, ограничивают процесс общения таких детей с другими людьми, затрудняют расширение их социальных контактов. Окружающие обращаются к ним тогда, когда имеют для этого желание, причину или время. Недопонимание со стороны ребёнка требований взрослого, неспособность донести до другого человека свои желания ведут к проявлениям нежелательного поведения. Став взрослым, такой человек может стать агрессивным оттого, что он лишён права выбора, что его не понимают, или послушным, не верящим в себя, в свои силы. Чтобы уменьшить нежелательные для общества проявления, специалисты образовательного учреждения должны найти возможность заменить вербальную коммуникацию другими средствами.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Общая характеристика учебного предмета:
У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия. Коррекционный курс включает следующие разделы:
Развитие речи средствами невербальной коммуникации
Импрессивная речь
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
В содержании логопедических программ учтены общие специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, а также особенности развития тяжело и умеренно умственно отсталых детей, новые вариативные формы организации коррекции отклонений развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями патологии. У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия: Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Развитие речи средствами невербальной коммуникации
Импрессивная речь
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста. В программах реализованы в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:
принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
принцип коррекции и компенсации, позволяющий
определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Альтернативная коммуникация» обозначен как «Коррекционные курсы». На его изучение во 2 классе отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 32 учебные недели.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного коррекционного курса
— Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов
— Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
— Умение использовать предметы для выражения путем указывания на них жестом, взглядом
— Использование доступных жестов для передачи сообщения
— Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
— Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; карандаша, мела
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемые педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
Личностные результаты
1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;
2. Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
3. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.
Содержание рабочей программы.
Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением).Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением).Выражение своих желаний звуком (словом, предложением).Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением).Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением).Выражение благодарности звуком (словом, предложением).Ответы на вопросы словом (предложением).Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Развитие речи
средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, игрушки, одежда, обувь, животные ).Понимание обобщающих понятий (посуда, игрушки, одежда, обувь, животные ).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Экспрессивная речь.
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, игрушки, одежда, обувь, животные) Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные).Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, игрушки, одежда, обувь, животные). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, игрушки, одежда, обувь, животные).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства).
Содержание
№ | Тема | Кол-во часов |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 | Обследование общего развития обучающихся Мимика лица Приветствие и прощание Музыкально – дидактические игры с музыкальными игрушками: колокольчик, барабан, бубен. Мое имя «Признаки принадлежности» «Посуда». Сюжетно-ролевая игра «Накрываем на стол» «Игрушки» «Предмет и вид деятельности» «Пространственные ориентиры». Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе. Упражнения с пиктограммами «нос», «ухо», «голова», «глаза». «Одежда, обувь» Практические упражнения с использованием застёжек: «липучки» , «молнии» Слушание и узнавание разнообразных звуков (шум дождя, шум воды, голоса птиц, зверей) «Тело человека» Домашние животные Дикие животные Прослушивание русских народных потешек | 4 4 4 4 2 2 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 Итого 68 часов |
Календарно-тематическое планирование -2 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Планируемые результаты обучения | Базовые учебные действия |
Личностные | Предметные |
I четверть (16 часов). |
1 | Обследование общего развития обучающихся | 4 | | Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Обследование речи: понимание обращённой речи, внятность речи, лексический строй речи. Психомоторное развитие: мелкая моторика рук, общая координация движений, мимика. Обследование психических процессов. |
2 | Мимика лица | 4 | | Установление зрительного контакта с собеседником | Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную) | Выполнять практические инструкции учителя. Выражать мимикой согласие (несогласие), удовлетворение (неудовлетворение) |
3 | Приветствие и прощание | 4 | | Приветствие собеседника звуком, словом | Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную) | Выполнять практические инструкции учителя, приветствие (прощание) с использованием мимики |
4 | Музыкально – дидактические игры с музыкальными игрушками: колокольчик, барабан, бубен. | 4 | | Привлечение к себе внимания звуком, жестом, словом | Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную) | Выполнять практические инструкции учителя привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом |
II четверть (16 часов). |
5 | Мое имя | 2 | | Реагирование на собственное имя | Освоение культурных форм выражения своих чувств | Откликаться на свое имя, играть в игру «Угадай кто это?» |
6 | «Признаки принадлежности» | 2 | | Указание взглядом на объект при выражении своих желаний | Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную) | Выражение согласия (несогласия), с использованием карточек с напечатанными изображениями. Выполнять практические инструкции учителя |
7 | «Посуда». Сюжетно-ролевая игра «Накрываем на стол» | 4 | | Понимать значение слова «посуда» | Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели | Работать с дидактическим материалом, подбирать картинки по инструкции учителя |
8 | «Игрушки» | 4 | | Понимать значение слова «игрушки» | Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели | Работать с дидактическим материалом, подбирать картинки по инструкции учителя |
9 | «Предмет и вид деятельности» | 4 | | Понимание значения слова «предмет и вид его деятельности». Предметы: бумага, ножницы, краска. Вид деятельности: красить/раскрашивать; резать ножницами. | Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели | Работать с дидактическим материалом. Выполнять действие по инструкции совместно с учителем. |
III четверть (20 часов) |
10 | «Пространственные ориентиры». | 4 | | Знакомство с пространственными ориентирами: на, под, верх, низ. | Понимание обращенной речи. Разучивание артикуляционных позиций. | Выполнять действие по инструкции совместно с учителем. Работать с дидактическим материалом, подбирать картинки по инструкции учителя |
11 | Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе. Упражнения с пиктограммами «нос», «ухо», «голова», «глаза». | 4 | | Устанавливать связь между реальным предметом и его графическим изображением; самостоятельно выбирать нужную пиктограмму из серии предложенных. | Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели | Выполнять действие по инструкции совместно с учителем. Работать с дидактическим материалом, подбирать картинки по инструкции учителя |
12 | «Одежда, обувь» | 4 | | Понимать значение слова «одежда, обувь». | Разучивание артикуляционных позиций. Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели | Выполнять действие по инструкции совместно с учителем. Работать с дидактическим материалом, подбирать картинки по инструкции учителя |
13 | Практические упражнения с использованием застёжек: «липучки» , «молнии» | 4 | | Выполнять упражнения по показу или совместно с педагогом. | Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели | Выполнять действие по инструкции совместно с учителем. Работать с дидактическим материалом, подбирать картинки по инструкции учителя |
14 | Слушание и узнавание разнообразных звуков (шум дождя, шум воды, голоса птиц, зверей) | 4 | | Слушать внимательно, понимать содержание. | Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели | Выполнять действие по инструкции совместно с учителем. Работать с дидактическим материалом, подбирать картинки по инструкции учителя |
IV четверть (16 часов) |
15 | «Тело человека» | 4 | | Понимать значение слова «тело человека». | Разучивание артикуляционных позиций. Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели | Понимать инструкцию по пиктограммам. Работать с дидактическим материалом, подбирать картинки по инструкции учителя |
16 | Домашние животные | 4 | | Понимать значение слова «домашние животные». | Разучивание артикуляционных позиций. Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели | Выполнять действие по инструкции совместно с учителем. Работать с дидактическим материалом, подбирать картинки по инструкции учителя |
17 | Дикие животные | 4 | | Понимать значение слова «дикие животные». | Разучивание артикуляционных позиций. Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели | Выполнять действие по инструкции совместно с учителем. Работать с дидактическим материалом, подбирать картинки по инструкции учителя |
18 | Прослушивание русских народных потешек | 4 | | Слушать внимательно, понимать содержание детских стихов и потешек. | Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели | Выполнять действие по инструкции совместно с учителем. Работать с дидактическим материалом, подбирать картинки по инструкции учителя |
Перечень материально-технического обеспечения
Демонстрационные карточки "Игрушки"
Демонстрационные карточки "Одежда"
Демонстрационные карточки "Обувь"
Демонстрационные карточки "Домашние животные"
Демонстрационные карточки "Дикие животные"
Демонстрационные карточки "Посуда"
Демонстрационные карточки "Части тела"
Деревянные бусинки и веревочки (шнуровка-бусы)
Мозаика крупная и мелкая
Пирамидки
Шнуровки
Конструкторы деревянные и пластмассовые
Куклы.
Наборы муляжей овощей и фруктов
Рабочие тетради «Я-говорю» упражнения с пиктограммами:
«Я-ребёнок»
«Ребёнок и мир животных»
«Ребёнок и мир растений»
«Ребёнок и его игрушки»
Магнитная доска
Наборы для рисования (фломастеры, бумага, краски)
Трафареты с изображением животных, сюжетных картинок, сказочных персонажей, гласных букв
Графические средства для альтернативной коммуникации:
таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами
Сюжетные картинки различной тематики для развития речи
Книги с иллюстрациями сказок «Репка» (русская народная сказка), «Колобок» (русская народная сказка), «Теремок» (русская народная сказка), «Кто сказал мяу?», «Под грибом» (автор В. Сутеев) и др.;
Настольно-печатные игры
Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Цель:
1.Определить уровень знаний учащихся за учебный год.
2.Проводить контроль работ учащихся за усвоением программного материала.
Личностные результаты:
Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Результаты:
0 баллов - нет продвижения;
1 балл – минимальное продвижение;
2 балла – среднее продвижение;
3 балла – значительное продвижение.
Предметные результаты
Бальная система оценки:
0 балл - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
1 балла - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 баллов – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.
Например:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
представление:
«узнает объект»,
«не всегда узнает объект» (ситуативно),
«не узнает объект».
Лист внесения изменений
Класс | Дата | Количество не проведённых уроков | Причина | Согласование с курирующим завучем |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |