Общеобразовательное учреждение
«ЛУГОВСКАЯ ШКОЛА»
ТАВРИЧЕСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Принято методическим объединением учителей СОО Протокол №___ от «___» _______2017 г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ «Луговская школа» __________ С.И. Булгакова «___» _______2017 г. |
Рабочая программа
по предмету «Астрономия»
на 2017-2018 учебный год
11 класс
Составитель:
Гирина Ирина Валерьевна
учитель физики и математики
первой квалификационной категории
с. Луговое
2017 г.
Рабочая программа по предмету «Астрономия» для 11 класса составлена на основе:
- ФЗ РФ от 29.12.2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312.
- Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018. — 11 с.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» / с изменениями от 08.06.2015г №576, от 26.01.2016 г №38/.
- Учебный план ОУ «Луговская школа» на 2017-2018 учебный год;
- Положение «О рабочих программах ОУ «Луговская школа»;
- Положения ОУ «Луговская школа» «О формах, периодичности и порядке текущего контроля, успеваемости и о промежуточной аттестации обучающихся».
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами обучения астрономии являются:
формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;
формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Метапредметные результаты освоения программы предполагают:
находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.
Предметные результаты обучения.
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение,Большой Взрыв, черная дыра;
смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
смысл физического закона Хаббла;
основные этапы освоения космического пространства;
гипотезы происхождения Солнечной системы;
основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
уметь:
приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет – светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
11 класс (35ч, 1 ч в неделю)
Предмет астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований.* История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
(Звездочкой помечен материал, который более подробно дан в электронной форме учебника)
Основы практической астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя.* Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы (2 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.
Законы движения небесных тел (5 ч)
Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна – двойная планета. Космические лучи.* Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.
Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана-Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.* Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет
и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр – светимость» («цвет – светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны.* Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды – маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.
Наша Галактика – Млечный Путь (2 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А.А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Примерный перечень наблюдений
Наблюдения невооруженным глазом
1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.
2. Движение Луны и смена ее фаз.
Наблюдения в телескоп
1. Рельеф Луны.
2. Фазы Венеры.
3. Марс.
4. Юпитер и его спутники.
5. Сатурн, его кольца и спутники.
6. Солнечные пятна (на экране).
7. Двойные звезды.
8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).
9. Большая туманность Ориона.
10. Туманность Андромеды.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Астрономия. 11 класс
№ | № | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
| | I четверть | 8 часов | | |
| | Предмет астрономии | 2 часа | | |
-
| -
| Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. | 1 | | |
-
| -
| Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований.* История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. | 1 | | |
| | Основы практической астрономии | 5 часов | | |
-
| -
| Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. | 1 | | |
-
| -
| Небесные координаты. Звездные карты. | 1 | | |
-
| -
| Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя.* Кульминация светил. | 1 | | |
-
| -
| Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. | 1 | | |
-
| -
| Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. | 1 | | |
| | Строение Солнечной системы | 2 часа | | |
-
| -
| Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. | 1 | | |
№ | № | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
| | II четверть | 7 часов | | |
-
| -
| Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. | 1 | | |
| | Законы движения небесных тел | 5 часов | | |
-
| -
| Законы Кеплера. | 1 | | |
-
| -
| Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. | 1 | | |
-
| -
| Движение небесных тел под действием сил тяготения. | 1 | | |
-
| -
| Определение массы небесных тел. | 1 | | |
-
| -
| Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе. | 1 | | |
| | Природа тел Солнечной системы | 8 часов | | |
-
| -
| Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. | 1 | | |
№ | № | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
| | III четверть | 11 часов | | |
-
| -
| Земля и Луна – двойная планета. | 1 | | |
-
| -
| Космические лучи.* Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. | 1 | | |
-
| -
| Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. | 1 | | |
-
| -
| Планеты-гиганты, их спутники и кольца. | 1 | | |
-
| -
| Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. | 1 | | |
-
| -
| Метеоры, болиды и метеориты | 1 | | |
-
| -
| Астероидная опасность. | 1 | | |
| | Солнце и звёзды | 6 часов | | |
-
| -
| Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Закон Стефана-Больцмана. | 1 | | |
-
| -
| Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. | 1 | | |
-
| -
| Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.* | 1 | | |
-
| -
| Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр – светимость» («цвет – светимость»). | 1 | | |
№ | № | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
| | IV четверть | 8 часов | | |
-
| -
| Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны.* Модели звезд. | 1 | | |
-
| -
| Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды – маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина. | 1 | | |
| | Наша Галактика – Млечный Путь | 2 часа | | |
-
| -
| Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. | 1 | | |
-
| -
| Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя). | 1 | | |
| | Строение и эволюция Вселенной | 2 часа | | |
-
| -
| Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. | 1 | | |
-
| -
| Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А.А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. | 1 | | |
| | Жизнь и разум во Вселенной | 2 часа | | |
-
| -
| Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Итоговая контрольная работа | 1 | | |
-
| -
| Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании. | 1 | | |
В соответствии с Учебным планом ОУ «Луговская школа» на 2017-2018 учебный год на освоение предмета «Астрономия» в 11 классе отводится 1 час в неделю. Согласно годовому календарному учебному графику (34 учебных недель) рабочая программа скорректирована на 34 часа.