СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа предмета астрономия 11 класс

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по учебнику «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута, составлена в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Расчитана на изучение всего курса в 11 классе на 1 час в неделю в течение всего учебного года.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа предмета астрономия 11 класс»



Общеобразовательное учреждение

«ЛУГОВСКАЯ ШКОЛА»

ТАВРИЧЕСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ





Принято

методическим объединением

учителей СОО

Протокол №___

от «___» _______2017 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ «Луговская школа»


__________ С.И. Булгакова

«___» _______2017 г.









Рабочая программа

по предмету «Астрономия»

на 2017-2018 учебный год

11 класс





Составитель:

Гирина Ирина Валерьевна

учитель физики и математики

первой квалификационной категории









с. Луговое

2017 г.

Рабочая программа по предмету «Астрономия» для 11 класса составлена на основе:

- ФЗ РФ от 29.12.2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

- Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312.

- Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018. — 11 с.

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» / с изменениями от 08.06.2015г №576, от 26.01.2016 г №38/.

- Учебный план ОУ «Луговская школа» на 2017-2018 учебный год;

- Положение «О рабочих программах ОУ «Луговская школа»;

- Положения ОУ «Луговская школа» «О формах, периодичности и порядке текущего контроля, успеваемости и о промежуточной аттестации обучающихся».

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами обучения астрономии являются:

  • формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;

  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;

  • формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;

  • формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.

Метапредметные результаты освоения программы предполагают:

  • находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;

  • анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;

  • на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

  • извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;

  • готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.

Предметные результаты обучения.

В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение,Большой Взрыв, черная дыра;

  • смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

  • смысл физического закона Хаббла;

  • основные этапы освоения космического пространства;

  • гипотезы происхождения Солнечной системы;

  • основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

  • размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

уметь:

  • приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

  • описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет – светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

  • характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

  • находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

  • использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

11 класс (35ч, 1 ч в неделю)

Предмет астрономии (2 ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований.* История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

(Звездочкой помечен материал, который более подробно дан в электронной форме учебника)

Основы практической астрономии (5 ч)

Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя.* Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Строение Солнечной системы (2 ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.

Законы движения небесных тел (5 ч)

Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Природа тел Солнечной системы (8 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна – двойная планета. Космические лучи.* Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.

Солнце и звезды (6 ч)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана-Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.* Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет

и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр – светимость» («цвет – светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны.* Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды – маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.

Наша Галактика Млечный Путь (2 ч)

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).

Строение и эволюция Вселенной (2 ч)

Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А.А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.



Примерный перечень наблюдений

Наблюдения невооруженным глазом

1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.

2. Движение Луны и смена ее фаз.





Наблюдения в телескоп

1. Рельеф Луны.

2. Фазы Венеры.

3. Марс.

4. Юпитер и его спутники.

5. Сатурн, его кольца и спутники.

6. Солнечные пятна (на экране).

7. Двойные звезды.

8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).

9. Большая туманность Ориона.

10. Туманность Андромеды.


3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Астрономия. 11 класс



Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт



I четверть

8 часов





Предмет астрономии

2 часа



Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной.

1



Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований.* История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

1





Основы практической астрономии

5 часов



Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы.

1



Небесные координаты. Звездные карты.

1



Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя.* Кульминация светил.

1



Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны.

1



Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

1





Строение Солнечной системы

2 часа



Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира.

1







Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт



II четверть

7 часов



Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.

1





Законы движения небесных тел

5 часов



Законы Кеплера.

1



Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс.

1



Движение небесных тел под действием сил тяготения.

1



Определение массы небесных тел.

1



Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

1





Природа тел Солнечной системы

8 часов



Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

1





Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт



III четверть

11 часов



Земля и Луна – двойная планета.

1



Космические лучи.* Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну.

1



Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса.

1



Планеты-гиганты, их спутники и кольца.

1



Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды.

1



Метеоры, болиды и метеориты

1



Астероидная опасность.

1





Солнце и звёзды

6 часов



Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Закон Стефана-Больцмана.

1



Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования.

1



Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.*

1



Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет

и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр – светимость» («цвет – светимость»).

1






Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт



IV четверть

8 часов



Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны.* Модели звезд.

1



Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды – маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.

1





Наша Галактика – Млечный Путь

2 часа



Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики.

1



Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).

1





Строение и эволюция Вселенной

2 часа



Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла.

1



Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А.А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

1





Жизнь и разум во Вселенной

2 часа



Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Итоговая контрольная работа

1



Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

1




В соответствии с Учебным планом ОУ «Луговская школа» на 2017-2018 учебный год на освоение предмета «Астрономия» в 11 классе отводится 1 час в неделю. Согласно годовому календарному учебному графику (34 учебных недель) рабочая программа скорректирована на 34 часа.