Согласовано Утверждаю
Зам. дир. По УВР Директор МБОУ «СОШ с.Широкополье»
МБОУ «СОШ с.Широкополье _______________________А.И.Нагодкин
____________О.Л.Вахринева Приказ №_________от________________
____________________2017г.
Рабочая программа
учебного предмета «история»
для учащихся 10 класса
базовый уровень
на 2017-2018 учебный год
Составитель:
Абкулова А.Ш
учитель истории,географии
2017 -2018 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой (М.: «Просвещение», 2011), Основной образовательной программой основного общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения
«МБОУ СОШ с.Широкополье» на 2016-2017 учебный год.
Цель обучения
Реализация в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.
Задачи обучения
-Формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
-овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
-воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
-формирование способности к самовыражению, самореализации на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
-развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
-формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества;
-развитие умения работать с книгой и с картографическим материалом;
-формирование навыков пересказа материала учебника;
-формирование умения пользоваться историческими терминами и понятиями;
-развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур
Содержание курса обучения
Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Этим обусловлены как цель и значение курса, так и трудности его изучения. Общая цель исторического образования состоит в приобщении учащихся к национальным и мировым культурным традициям, в воспитании патриотизма, формировании гражданского самосознания. Эта общая цель определяет и задачи курса истории Древнего мира. На материале древней истории начинается формирование основ системных исторических знаний, в более широком плане – основ гуманитарной и гуманистической культуры учащихся. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.
Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечиваются логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся.
Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.
Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах человеческого общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.
Курс знакомит учащихся с формированием человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие цивилизация в значении «стадия общественного развития», противопоставленное первобытности. Более полное толкование термина цивилизация как совокупности хозяйственных, политических, идеологических особенностей определенного общества (или обществ) дается на примере античной (полисной) цивилизации. В учебнике и тематическом планировании представлено системное освещение истории древних цивилизаций в контексте единого мира, что призвано сформировать у учащихся понимание всеобщности человеческой истории с древнейших времен.
Ожидаемые результаты изучения предмета к концу 5 класса
- Определять и объяснять временные границы первобытной и древней истории человечества, делить на простые этапы историю подробно изученных древних государств и цивилизаций. -Определять и доказывать, какое человеческое общество находиться на ступени первобытности, а какое – взошло на ступень цивилизации.
-Различать в общемировой культуре черты цивилизации Востока и Запада, сложившиеся в эпоху Древнего мира.
-Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира: в хозяйственной жизни – орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город- государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство, философия.
-Определять основные причины и следствия перехода различных древних народов со ступени первобытности на ступень цивилизации.
-Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Конфуций, Александр Македонский и др.), так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ.
-Выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху Древнего мира: буддизма, конфуцианства, религии древних евреев, христианства.
-При оценке таких явлений, как порядки древних обществ, завоевания ассирийцев и римлян, набеги варваров, гражданские войны, учения Будды, Иисуса Христа и других, выявлять гуманистические нравственные ценности.
-Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (Греко-персидские войны, войны Рима), установлению тех или иных порядков (законы древневосточных царей, законы греческих полисов, Римской республики и Римской империи).
-Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Первобытного и Древнего мира (разноплеменники, рабы и свободные, цивилизованные жители и варвары, империя и подвластные народы и т.д.).
-Предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС ФГОС |
№ | Дата | Тема урока | Количество часов | Корректировка |
план | факт |
РАЗДЕЛ 1. Введение ( 2 ч) |
1 | | | Введение. Откуда мы знаем, как жили наши предки | 1 | |
2 | | | Входная диагностика. | 1 | |
РАЗДЕЛ 2. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (7 ч) |
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч) |
3 | | | Древнейшие люди | 1 | |
4 | | | Родовые общины охотников и собирателей | 1 | |
5 | | | Возникновение искусства и религиозных верований | 1 | |
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч) |
6 | | | Возникновение земледелия и скотоводства | 1 | |
7 | | | Появление неравенства и знати | 1 | |
8 | | | Первобытные собиратели и охотники | 1 | |
Тема 3. Счет лет в истории (1 ч) |
9 | | | Счет лет в истории. | 1 | |
РАЗДЕЛ 3. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (20 ч) | | | | 1 |
Тема 4. Древний Египет (8 ч) |
10 | | | Государство на берегах Нила | 1 | |
11 | | | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | 1 | |
12 | | | Жизнь египетского вельможи | 1 | |
13 | | | Военные походы фараонов | 1 | |
14 | | | Религия древних египтян | 1 | |
15 | | | Искусство древних египтян | 1 | |
16 | | | Письменность и знания древних египтян | 1 | |
17 | | | Древний Египет. Обобщение изученного. | 1 | |
Тема 5. Западная Азия в древности (7 ч) |
18 | | | Древнее Двуречье | 1 | |
19 | | | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | |
20 | | | Финикийские мореплаватели | 1 | |
21 | | | Библейские сказания | 1 | |
22 | | | Древнееврейское царство | 1 | |
23 | | | Ассирийская держава | 1 | |
24 | | | Персидская держава «царя царей» | 1 | |
Тема 6. Индия и Китай в древности (5 ч) |
25 | | | Природа и люди Древней Индии | 1 | |
26 | | | Индийские касты | 1 | |
27 | | | Чему учил китайский мудрец Конфуций | 1 | |
28 | | | Первый властелин единого Китая | 1 | |
29 | | | Древний Восток. Обобщение изученного. | 1 | |
РАЗДЕЛ 4. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (20 ч) |
Тема 7. Древняяя Греция (4 ч) |
30 | | | Греки и критяне | 1 | |
31 | | | Микены и Троя | 1 | |
32 | | | Поэмы Гомера | 1 | |
33 | | | Религия древних греков | 1 | |
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч) |
34 | | | Земледельцы Аттики теряют свободу | 1 | |
35 | | | Зарождение демократии в Афинах | 1 | |
36 | | | Древняя Спарта | 1 | |
37 | | | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | 1 | |
38 | | | Олимпийские игры в древности | 1 | |
39 | | | Победа греков над персами в Марафонской битве | 1 | |
40 | | | Нашествие персидских войск | 1 | |
Тема 9. Возвышение Афин в V веке до н. э. и расцвет демократии (5 ч) |
41 | | | В гаванях афинского порта Пирей | 1 | |
42 | | | В городе богини Афины | 1 | |
43 | | | В афинских школах и гимназиях | 1 | |
44 | | | В театре Диониса | 1 | |
45 | | | Афинская демократия при Перикле | 1 | |
Тема 10. Македонские завоевания в IV веке до н. э. ( 4 ч) |
46 | | | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | |
47 | | | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | |
48 | | | В Александрии Египетской | 1 | |
49 | | | Древняя Греция | 1 | |
РАЗДЕЛ 5. ДРЕВНИЙ РИМ ( 17 ч) |
Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч) |
50 | | | Древнейший Рим | 1 | |
51 | | | Завоевание Римом Италии | 1 | |
52 | | | Устройство Римской империи | 1 | |
Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч) |
53 | | | Вторая война Рима с Карфагеном | 1 | |
54 | | | Установление господства Рима во всем Средиземноморье | 1 | |
55 | | | Рабство в древнем Риме | 1 | |
Тема 13. Гражданские войны в Риме (4 ч) |
56 | | | Земельный закон братьев Гракхов | 1 | |
57 | | | Восстание Спартака | 1 | |
58 | | | Единовластие Цезаря | 1 | |
59 | | | Установление империи | 1 | |
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч) |
60 | | | Соседи Римской империи | 1 | |
61 | | | В Риме при императоре Нероне | 1 | |
62 | | | Первые христиане и их учение | 1 | |
63 | | | Расцвет империи во II веке | 1 | |
64 | | | Вечный город и его жители | 1 | |
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 ч) |
65 | | | Римская империя при Константине | 1 | |
66 | | | Взятие Рима варварами. Расцвет и закат Римской империи | 1 | |
РАЗДЕЛ 6. Заключение(2ч) |
67 | | | Историческое и культурное наследие Древнего мира | 1 | |
68 | | | Итоговый тест. | 1 | |
Учебно-тематическое планирование 5 класс ФГОС.
№ | Тема блока | Кол-во часов | Использование ИКТ | Использование исследовательской деятельности | Использование проектной деятельности |
1 | РАЗДЕЛ 1. Введение | 2 | 1 | 1 | |
2 | РАЗДЕЛ 2. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ | 7 | 4 | 1 | 1 |
3 | РАЗДЕЛ 3. ДРЕВНИЙ ВОСТОК | 20 | 7 | 5 | 2 |
4 | РАЗДЕЛ 4. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ | 20 | 10 | 7 | 2 |
5 | РАЗДЕЛ 5. ДРЕВНИЙ РИМ | 17 | 10 | 5 | 2 |
6 | РАЗДЕЛ 6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 2 | 1 | | |
| ВСЕГО | 68 | 33 (48,5%) | 19 ( 28%) | 7 ( 10%) |