Рабочая программа по изобразительному искусству, V класс
Пояснительная записка
Данная рабочая программа для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство» для 5-9 классов под руководством Б.М. Неменского (Москва, «Просвещение», 2011). Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. Рабочая программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству для V-IX классов федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Цели художественного образования: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.
Задачи:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве. В обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Отличительные особенности программы
Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств:
- изобразительных – живопись, графика, скульптура;
- конструктивных – архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства,
- народного искусства – традиционного крестьянского и народных промыслов,
- а также постижение роли художника в синтетических искусствах – экранных и театре.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Культура престает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С. Лихачева, «в преодолении времени».
Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
В общеобразовательных 5 классах находятся дети с ЗПР. Для детей с ЗПР стоят те же задачи обучения, которые заложены в программах V классов массовой общеобразовательной школы (М.. Просвещение, 2011).
Программа V классов является продолжением курса изобразительного искусства в начальных классах, задачей обучения является развитие у детей с ЗПР интереса к видам и жанрам изобразительных (пластических) искусств, формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное, совершенствование навыка рисования, привитие первоначального умения анализировать произведения с целью углубления их эстетического восприятия.