Департамент образования и науки Костромской области Макарьевский филиал им. Героя Советского Союза Ю.В. Смирнова областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения « Костромской автодорожный колледж»
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ дисциплины ОП.09
«Основы безопасности жизнедеятельности»
профессиональная подготовка
по профессии 19727 Штукатур, 13450 Маляр строительный
г. Макарьев
2016 г
Рабочая программа учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта НПО (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии ППКРС
Организация-разработчик: Макарьевский филиал
им. Героя Советского Союза Ю.В. Смирнова ОГБПОУ «Костромской
автодорожный колледж»
Разработчик:
Крупышева Наталия Владимировна – преподаватель Макарьевского филиала
им. Героя Советского Союза Ю.В. Смирнова ОГБПОУ «Костромской
автодорожный колледж»
Содержание
Пояснительная записка ....................................................................................4
Общая характеристика учебной дисциплины «Основы безопасности
жизнедеятельности» ..................................................................................... 6
Место учебной дисциплины в учебном плане ................................................... 6
Результаты освоения учебной дисциплины ..................................................... 6
Тематический план ................................................... 8
Содержание учебной дисциплины ..................................................... 8
Характеристика основных видов деятельности студентов ............................... 11
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»......................13
Литература ............................................................................. 14
Пояснительная записка
Устойчивое развитие общества и государства зависит от разрешения основной проблемы – обеспечения безопасности граждан как от внешних, так и от внутренних угроз, когда гарантированы защита жизни и сохранение здоровья каждого гражданина, нормальное развитие подрастающего поколения, подготовка их к жизни в обществе, то есть социализация.
В настоящее время в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан РФ привычек здорового образа жизни возрастает роль и ответственность системы образования. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Основная цель системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья – их максимально возможная социализация. Восприятие жизни у таких детей вырабатывается благодаря собственному опыту, если ребенок находится на пути решения своих проблем, в результате каких либо ситуаций.
Формирование навыков безопасного поведения является непременным условием формирования полноценных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья об окружающем мире. Передача социального опыта, обучение социальным формам и способам деятельности осуществляется посредством всего образовательного процесса включения учащихся в различные виды деятельности и воздействия среды.
Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовать в специальной отдельной образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности».
Курс ОБЖ позволяет повысить эффективность процесса социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Тематика и содержание учебных предметов имеет непосредственное соприкосновение с основами формирования навыков социализации, безопасного поведения. Одна из основных целей предмета ОБЖ – готовить детей с ограниченными возможностями здоровья к действиям в критических условиях, направленному на выход из экстремальных и острых ситуаций, возникающих в мирное и военное время, с минимальными потерями, помочь приобрести опыт в выборе целесообразного поведения в условиях неопределенности и риска.
Данный курс ОБЖ предназначен для студентов с ограниченными возможностями здоровья VIII вида.
Изучение тематики данного курса направлено на достижение следующих целей:
воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;
развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; развитие потребности соблюдать нормы ЗОЖ, подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности;
освоение знаний:
- об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
- о государственной системе обеспечения зашиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- о здоровом образе жизни;
- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретно опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей. Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики курса.
Общая характеристика учебной дисциплины «Основы безопасности
жизнедеятельности»
Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии (ППКРС) в соответствии с ФГОС СПО
19727 Штукатур;
13450 Маляр строительный.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (программ повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям: облицовщик-плиточник, облицовщик-мозаичник, облицовщик синтетическими материалами, монтажник каркасно-обшивных конструкций.
1.2. Место учебной дисциплины в учебном плане : дисциплина входит в общепрофессиональный цикл
1.3. Результаты освоения учебной дисциплины :
В результате изучения основ жизнедеятельности студент должен
Знать:
Основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;
Потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
Меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
Основные положения Концепции национальной безопасности РФ по обеспечению безопасности личности, общества, государства;
Наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера в РФ;
Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
Рекомендации специалистов в области жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
Приемы и правила оказания первой медицинской помощи.
Уметь:
Доступно объяснять значение ЗОЖ для обеспечения личной безопасности и здоровья;
Предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решения и действовать, обеспечивая личную безопасность;
Действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;
Соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;
Перечислять последовательность действий при оповещении об угрозе чрезвычайной ситуации и во время ее;
Пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Выработки потребности в соблюдении норм ЗОЖ, невосприимчивости к вредным привычкам;
Обеспечение личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
Безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами, препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
Подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, дальний и выездной туризм)
Проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в результате различных опасных или бытовых ситуациях.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента - 34 часа;
Тематический план
Наименование тем | Количество часов | Из них практические |
Введение | 1 | |
Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья | 13 | 5 |
Государственная система обеспечения безопасности населения | 12 | 3 |
Основы обороны государства и воинская обязанность | 7 | |
Зачёт | 1 | |
Итого | 34 | |
Содержание дисциплины
Введение
Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности.
1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ
1.1 Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья.
1.2 Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой.
1.3 Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика.
Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.
Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.
Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.
1.4 Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика. 1.5 Первая медицинская помощь при травмах и ранениях. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая медицинская помощь при остановке сердца.
Практические занятия
Изучение основных положений организации рационального питания и освоение методов его гигиенической оценки. Изучение основных способов повышения двигательной активности.
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.
Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.
Структура и органы управления гражданской обороной.
2.2 Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения.
Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.
2.3 Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях.
Средства индивидуальной защиты населения.
2.4 Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения.
Практические занятия
Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов в ЧС мирного и военного времени.
3. ОСНОВЫ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА И ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ
3.1 История создания Вооруженных Сил России.
Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.
Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.
Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.
3.2 Организационная структура Вооруженных Сил.
Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.
Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура.
Военно-Воздушные Силы: история создания, предназначение, структура.
Военно-Морской Флот, история создания, предназначение, структура.
Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура.
Космические войска: история создания, предназначение, структура.
Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура.
Другие войска: пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС России. Их состав и предназначение.
Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа Вооруженных Сил.
3.3 Воинская обязанность.
Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.
Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе.
Добровольная подготовка граждан к военной службе.
3.4 Боевые традиции Вооруженных Сил России.
Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества.
Воинский долг – обязанность Отечеству по его вооруженной защите.
Дни воинской славы России – дни славных побед.
Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.
Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений.
Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.
Войсковое товарищество – боевая традиция Российской армии и флота.
Символы воинской чести.
Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы.
Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку.
Характеристика основных видов деятельности студентов
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение | Различение основных понятий и теоретических положений основ безопасности жизнедеятельности, применение знаний дисциплины для обеспечения своей безопасности. Анализ влияния современного человека на окружающую среду, оценка примеров зависимости благополучия жизни людей от состояния окружающей среды; моделирование ситуаций по сохранению биосферы и ее защите |
1. Обеспечение личной безопасности и сохране- ние здоровья населения | Определение основных понятий о здоровье и здоровом образе жизни. Усвоение факторов, влияющих на здоровье, выявление факторов, разрушающих здоровье, планирование режима дня, выявление условий обеспечения рационального питания, объяснение случаев из собственной жизни и своих наблюдений по планированию режима труда и отдыха. Анализ влияния двигательной активности на здоровье человека, определение основных форм закаливания, их влияния на здоровье человека, обоснование последствий влияния алкоголя на здоровье человека и социальных последствий употребления алкоголя. Анализ влияния неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Моделирование социальных последствий пристрастия к наркотикам. Моделирование ситуаций по организации безопасности дорожного движения. Характеристика факторов, влияющих на репродуктивное здоровье человека. Моделирование ситуаций по применению правил сохранения и укрепления здоровья |
2. Государственная система обеспечения безопасности населения | Усвоение общих понятий чрезвычайных ситуаций, классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по основным признакам, характеристика особенностей ЧС различного происхождения. Выявление потенциально опасных ситуаций для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества при ЧС. Моделирование поведения населения при угрозе и возникновении ЧС. Освоение моделей поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в лесу, на водоемах, характеристика основных функций системы по предупреждению и ликвидации ЧС (РСЧС); объяснение основных правил эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций, оценка правильности выбора индивидуальных средств защиты при возникновении ЧС; раскрытие возможностей современных средств оповещения населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени; характеристика правил безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве заложника. Определение мер безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий. Характеристика предназначения и основных функций полиции, службы скорой помощи, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и других государственных служб в области безопасности |
3. Основы обороны государства и воинская обязанность | Различение основных понятий военной и национальной безопасности, освоение функций и основные задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации, характеристика основных этапов создания Вооруженных Сил России. Анализ основных этапов проведения военной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе, определение организационной структуры, видов и родов Вооруженных Сил Российской Федерации; формулирование общих, должностных и специальных обязанностей военнослужащих. Характеристика распределения времени и повседневного порядка жизни воинской части, сопоставление порядка и условий прохождения военной службы по призыву и по контракту; анализ условий прохождения альтернативной гражданской службы. Анализ качеств личности военнослужащего как защитника Отечества. Характеристика требований воинской деятельности, предъявляемых к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина; характеристика понятий «воинская дисциплина» и «ответственность»; освоение основ строевой подготовки. Определение боевых традиций Вооруженных Сил России, объяснение основных понятий о ритуалах Вооруженных Сил Российской Федерации и символах воинской чести |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
Освоение программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в Макарьевском филиале им. Героя Советского Союза Ю.В. Смирнова областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения « Костромской автодорожный колледж», реализующем образовательную программу в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии «Штукатур. Маляр строительный», осуществляется в кабинете основ безопасности жизнедеятельности.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- средства индивидуальной защиты;
- медицинские средства для оказания первой помощи;
- макет массово габаритный ММГ АК-74;
- тренажер для отработки навыков оказания сердечно-легочной и мозговой реанимации с индикацией правильности выполнения действий на пульте контроля управления — роботы-тренажеры типа «МАКСИМ»
- образцы средств первой медицинской помощи: индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1; жгут кровоостанавливающий; аптечка; сумка санитарная; носилки плащевые;
- обучающие и контролирующие программы по темам дисциплины;
Библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного материала по «Основам безопасности жизнедеятельности»
Технические средства обучения:
- Компьютер,
- Проектор.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02)
Литература
для студентов
Основные источники:
Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10 кл. под ред. Воробьёва Ю.Л. – М.
Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 11 кл. под ред. Воробьёва Ю.Л. – М.
Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл. в 2ч. Ч. 2 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, П.В. Ижевский; под общ. ред. А.Т. Смирнова; - М.: Просвещение
Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – М.: Издательский центр «Академия»,2011
Дополнительные источники:
Конституция Российской Федерации.
Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» № 61-ФЗ и статью 14 Закона РФ «Об образовании», «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. – М., 1993—2007.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учебник для общеобразоват учреждений: базовый и профил уровни /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под ред А.Т.Смирнова; Рос акад наук, Рос. акад образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд, перераб. – М: 2011. – 351 с.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учебник для общеобразоват учреждений: базовый и профил уровни /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под ред А.Т.Смирнова; Рос акад наук, Рос. акад образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд, перераб. – М: 2011. – 304 с.
для преподавателя
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. —№ 4. — Ст. 445.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования».
Интернет-ресурсы:
http://www.mchs.gov.ru – сайт МЧС РФ.
http://www.mvd.ru – сайт МВД РФ.
http://www.mil.ru – сайт Минобороны РФ.
http://www.fsb.ru – сайт ФСБ РФ.
http://www.mdk-arbat.ru/bookcard.book_id=697262
http://my-shop.ru/shop/books/554542.html
http://www.labirint.ru/books/136313/
http://www.spbdk.ru/catalog/474811/
http://lpmaps.com/bgd_dop_t1.html - лекции по БЖ.
http://ele74197079.narod.ru/ - самостоятельная работа студентов.
http://ele74197079.narod.ru/Uchebnometodicheskie materiali_dlya_SRS/BZHD/Lektsii/
http://kvod.narod.ru/bzd.html- материалы по БЖ к экзамену.
http://www.joni.ru/board/14 - учебные материалы по БЖД.
12