СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины основы философии для специальности 54.02.01 дизайн (по отраслям)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины основы философии для специальности 54.02.01 дизайн (по отраслям)»

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ)



















Кызыл – 2017


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 54.02.01 Дизайн (по отраслям), входящая в укрупненную группу 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств


Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Тыва «Тувинский строительный техникум».


Разработчики:

Очур Алена Владимировна - преподаватель общественных дисциплин.





Программа рассмотрена и одобрена на заседании МС

Протокол № ____

от «___»_________ 20__г.

Председатель _________ ________________















СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

15

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

17


I. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ


    1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 54.02.01 Дизайн (по отраслям).

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по повышению квалификации и переподготовки кадров. Опыт работы не требуется.


    1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Основы философии» принадлежит к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные категории и понятия философии;

  • роль философии в жизни человека и общества;

  • основы философского учения о бытие;

  • сущность процесса познания;

  • основы научной, философской и религиозной картин мира;

  • об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

  • о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 24 часа.




  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

В том числе:


Лабораторные занятия


Практические занятия

14

Контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

В том числе:


индивидуальное задание

10

внеаудиторной самостоятельной работы

14

Итоговая аттестация в форме зачёта

























2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы философии


Наименование разделов

и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы

и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел I. Философия как часть духовной жизни общества.


6


Тема 1.1

Формы мировоззрения человечества.

Содержание учебного материала:

2

1,2

  1. Античная философия от мифа к Логосу

  2. Философия как форма мировоззрения.

  3. Философия как мудрость и философия как наука.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и технической литературы (по вопросам темы и главам учебных пособий, составленным преподавателем);

- письменные ответы на вопросы, составленные преподавателем.

1

Тема 1.2

Особенности философской картины мира.

Содержание учебного материала:

2

2

Формы духовного освоения мира и самовыражения человека: миф, религия, философия.

Специфика философского мировоззрения в его отношении к мифологическому, религиозному, научному, обыденному мировоззрению.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

2

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся:

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и технической литературы (по вопросам темы и главам учебных пособий, составленным преподавателем);

- письменные ответы на вопросы, составленные преподавателем.

1

Тема 1.3

Философия как форма мировоззрения человечества.

Содержание учебного материала:

2

2

  1. Что такое философия. Роль философии в жизни человека и общества.

  2. Двоякая трактовка философии: как наука и как способ жизни мироощущения.

  3. Способы осмысления мира: мифология, религия, философия.

  4. Предмет и объект изучения философии. Его особенность.

  5. Структура философского знания.

  6. Особенности философского мышления.

Самостоятельная работа обучающихся:

Создание интеллект-карты понятия «философия»;

2

3

Раздел II. Философское учение о развитии мира.


12


Тема 2.1

Категории бытия как основной объект изучения философии.

Содержание учебного материала:

2

2

  1. Основной вопрос философии. Основные направления философии: материализм и идеализм.

  2. Категория бытия, её смысл и специфика.

  3. Категории материи, движения, пространства, времени.

  4. Основные аспекты философской проблемы бытия.

  5. Бытие и субстанция.

  6. Бытие как способ существования человеческой культуры.

  7. Бытие и небытие.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и технической литературы (по вопросам темы и главам учебных пособий, составленным преподавателем);

- письменные ответы на вопросы, составленные преподавателем.

1

Тема 2.2

Диалектика как учение о бытии.

Содержание учебного материала:

2

2,3

  1. Диалектика как учение об универсальных связях бытия, их изменениях и развитии.

  2. Диалектика как методология и логика.

  3. Софистика, эклектика, метафизика как альтернативы диалек­тики.

  4. Основные исторические формы диалектики.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и технической литературы (по вопросам темы и главам учебных пособий, составленным преподавателем);

- письменные ответы на вопросы, составленные преподавателем.

1

Тема 2.3

Принципы и законы диалектики и их появление в мире.

Содержание учебного материала:

2

2,3

  1. Принципы диалекти­ки.

  2. Развитие. Прогресс и регресс.

  3. Связь. Виды связей.

  4. Детерминизм и индетерминизм.

  5. Принцип системности и структурности.

  6. Философское понятие закона.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

2

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и технической литературы (по вопросам темы и главам учебных пособий, составленным преподавателем);

- письменные ответы на вопросы, составленные преподавателем.

1

Тема 2.4

Мир в фокусе философии.

Содержание учебного материала:

2

2

  1. Проблема бытия в истории мировой философии.

  2. Основные формы и диалектика бытия.

  3. Закон единства и борьбы противоположностей.

  4. Закон перехода количественных изменений в качественные.

  5. Закон отрицания.

  6. Проявление законов материалистической диалектики.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и технической литературы (по вопросам темы и главам учебных пособий, составленным преподавателем);

- письменные ответы на вопросы, составленные преподавателем.

1

Тема 2.5

Бытие сознания.

Содержание учебного материала:

2

2

  1. Проблема сознания в философии.

  2. Природа, структура и функции сознания.

  3. Сознание как идеальный образ реального мира

  4. Социокультурной эволюции человека.

  5. Сознание, самосознание, бессознательное.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

2

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и технической литературы (по вопросам темы и главам учебных пособий, составленным преподавателем);

- письменные ответы на вопросы, составленные преподавателем.

1

Тема 2.6

Проблема сознания в  философии.


Содержание учебного материала:

3

2

  1. Понятие отражения.

  2. Основные формы отражения материального мира.

  3. Диалектика индивидуального и общественного сознания.

  4. Роль социальных факторов в формировании сознания.

  5. Язык и мышление.

  6. Роль языка в жизни человека. Роль слова в медицине.

  7. Проблема сознания в медицине.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольная работа

1

Самостоятельная работа обучающихся

Подобрать примеры-иллюстрации к трем основным законам диалектики.

1

Раздел III. Основные идеи истории мировой философии от античности до новейшего времени.

8


Тема 3.1

Философия античного мира и Средних веков.

Содержание учебного материала:

4

2

Проблема познания в истории мировой философии: многообразие подходов и интерпретаций.

Проблема истины.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

2

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и технической литературы (по вопросам темы и главам учебных пособий, составленным преподавателем);

- письменные ответы на вопросы, составленные преподавателем.

1

Тема 3.2

Философия Нового и новейшего времени.

Содержание учебного материала:

4

2

  1. Механизм познания мира человеком.

  2. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

  3. Виды познания

  4. Научное познание и его особенности.

  5. Познание и деятельность.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

1

Контрольная работа

1

Самостоятельная работа обучающихся

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и технической литературы (по вопросам темы и главам учебных пособий, составленным преподавателем);

- письменные ответы на вопросы, составленные преподавателем.

1

Раздел IV. Человек – сознание – познание.

22


Тема 4.1

Проблема человека в философии.


Содержание учебного материала:

4

2,3

- Основные подходы к рассмотрению человека в истории философской мысли

- Тема человека в средневековой философии;

- Гуманизм европейской философии эпохи Возрождения;

- Трактовка человеческой природы в эпоху Нового времени.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и технической литературы (по вопросам темы и главам учебных пособий, составленным преподавателем);

- письменные ответы на вопросы, составленные преподавателем.

1

Тема 4.2

Человек как целостное образование.


Содержание учебного материала:

2

2

  1. Человек и природа.

  2. Биологическое и социальное в человеке.

  3. Понятие родовой сущности человека.

  4. Родовая сущность и уникальность личности.

  5. Человек, личность, индивид, индивидуальность.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и технической литературы (по вопросам темы и главам учебных пособий, составленным преподавателем);

- письменные ответы на вопросы, составленные преподавателем.

1

Тема 4.3

Личность и условия ее формирования.

Содержание учебного материала:

4

2

  1. Природа человека

  2. Идеализированный образ человека.

  3. Свобода и необходимость.

  4. Философские теории личности.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

2

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и технической литературы (по вопросам темы и главам учебных пособий, составленным преподавателем);

- письменные ответы на вопросы, составленные преподавателем.

1

Тема 4.4

Человек как центральный объект изучения философии.

Содержание учебного материала:

2

2

  1. Трактовка природы человека в истории мировой философии

  2. Ммногообразие интерпретаций.

  3. Философские аспекты проблемы антропогенеза.

  4. Соотношение биологического и социального в природе человека.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

1

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся

Соотношение понятий: индивид, индивидуальность, личность.

Философские теории личности (выбрать одну из них и объяснить ее суть, выразить свое отношение к ней).

1

Тема 4.5

Этика как практическая философия.

Содержание учебного материала:

6

2,3

  1. Моральный выбор – ситуация становления Homo moralis.

  2. Совесть (добродетель) как основа морального сознания и свободы выбора.

  3. Персонифицированный характер морального выбора

  4. Личная ответственность как атрибут свободы воли.

  5. Свобода как объективная возможность и субъективная способность выбирать.

  6. Проблема свободы в истории  философии.

  7. Этика И. Канта.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

2

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и технической литературы (по вопросам темы и главам учебных пособий, составленным преподавателем);

- письменные ответы на вопросы, составленные преподавателем.

2

Тема 4.6

О свободе и ответственности человека.

Содержание учебного материала:

3

3

Общие моральные понятия: идеал, добро и зло, долг и совесть, добродетель и порок, свобода, счастье.

Нравственный рост и опыт человека: удовольствие, польза, справедливость, милосердие, совершенствование.

Проблемы современной прикладной этики.


Лабораторные работы

-



Практические занятия

-



Контрольная работа

2



Самостоятельная работа обучающихся

Презентация по результатам поиска и анализа материалов, рекомендуемых учебных изданий, Internt-ресурсов, дополнительной литературы:

- понятие «ноосферы» – его сущность и структура;

2


Дифференцированный зачет


1

3

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарно-общественных дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

Карты, таблицы, иллюстрации (в т. ч. на электронных носителях).

Технические средства обучения:

Система мультимедиа


    1. Информационное обеспечение обучения:

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы, раздаточный информационный и проверочный материал.


Основные источники:

  1. Батурин В. К. Философия науки: учебное пособие / В. К. Батурин. – Москва: ЮНИТИ–ДАНА, 2012. – 303 с.

  2. Бордак, С. Н. Курс лекций по теории философии: учебно–методическое пособие / С. Н. Бордак. – Гомель: ГомГМУ, 2013. – 108 с. 

  3. Вальяно М. В. История и философия науки: учебное пособие / М. В. Вальяно. – Москва: Альфа–М: Инфра–М, 2012. – 207 с.

  4. Горелов А.А. Философия: конспект лекций: учебное пособие / А. А. Горелов. – Москва: КноРус, 2013. – 173 с. 

  5. Грядовой, Д. И. Философия: учебное пособие / Д. И. Грядовой. – Москва: Щит–М, 2013. – 381 с. 

  6. Губин В. Д. Философия: учебник / В. Д. Губин. – Москва: Проспект, 2013. – 332 с. 

  7. Дебольский, Н. Г. Философия будущего: соображения о ее начале, предмете, методе и системе / Н. Г. Дебольский. – Москва: URSS: Либроком, 2012. – 154 с.

  8. Ерина Е. Б. Основы философии: учебное пособие / Е. Б. Ерина. – Москва: Инфра–М, 2012 – 90 с. 

  9. Жуков В. Н. Русская философия права: от рационализма к мистицизму: монография / В. Н. Жуков. – Москва: Юрлитинформ, 2013. – 398 с. 

Дополнительные источники:

  1. Антология мировой философии. В 4 т. – М., 1969.

  2. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976.

  3. Афанасьева А.А. История философской мысли. Учебное пособие для учащихся под редакцией А.А. Бородиной. 10 класс – М.: Основы православной культуры, 2005. – 200 с.

  4. Афанасьева А.А. История философской мысли. Учебное пособие для учащихся под редакцией А.А. Бородиной. 11 класс – М.: Основы православной культуры, 2006. – 312 с.


Интернет-ресурсы:

  1. http://scorcher.ru/art/philosophy/philosophy.php - Электронная библиотека по философии.

  2. http://www.nauki-online.ru/filosofija - NAUKI-ONLINE.RU - Наука и техника, экономика и бизнес, раздел Философия.

  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F – история философской мысли.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, презентаций, исследований, анализа материала.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

  • ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы, смысле жизни.

Экспертная оценка выполнения индивидуальных или групповых заданий, исследований, презентаций по результатам поиска и анализа материалов, рекомендуемых учебных изданий, Internt-ресурсов, дополнительной литературы.

Устный опрос. Экспертная оценка умения решать логические ситуативные задачи.

Тестирование.

Знания:

  • основных категорий философии



Устный опрос.

Экспертная оценка решения логических ситуативных задач.

Тестирование.

  • роль философии в жизни человека и общества

Экспертная оценка выполнения индивидуальных или групповых заданий, интеллект карт, исследований, презентаций,

умения использовать информационно-коммуникационные технологии в учебной деятельности.

Экспертная оценка умения решать логические ситуативные задачи.

Тестирование.

  • основы научной, философской и религиозной картин мира

Экспертная оценка умения анализировать, сравнивать виды мировоззрения.

Экспертная оценка умения решать логические ситуативные задачи.

  • основы философского учения о бытии

Устный опрос.

Экспертная оценка выполнения индивидуальных или групповых заданий, исследований, презентаций, умения использовать информационно-коммуникационные технологии в учебной деятельности:

Экспертная оценка решать логические ситуативные задачи.

Тестирование.

  • сущность процесса познания

Устный опрос.

Экспертная оценка выполнения индивидуальных или групповых заданий, исследований, презентаций (по результатам поиска и анализа материалов, рекомендуемых учебных изданий, Internet-ресурсов, дополнительной литературы):

Экспертная оценка решать логические ситуативные задачи.

Тестирование.

  • условия формирования личности, свобода и ответственность за сохранение жизни, культуры, окружающей среды

Устный опрос:

  • Проблемы этики и деонтологии в медицине.

  • Выявление роли медработников в сохранении жизни, культуры, окружающей среды.

Экспертная оценка выполнения индивидуальных или групповых заданий, исследований, презентаций (по результатам поиска и анализа материалов, рекомендуемых учебных изданий, Internt-ресурсов, дополнительной литературы):

Этические проблемы медицины, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

Экспертная оценка выполнения индивидуальных или групповых заданий, исследований, презентаций (по результатам поиска и анализа материалов, рекомендуемых учебных изданий, Internt-ресурсов, дополнительной литературы).

Дифференцированный зачет




5