Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 54.02.01 Дизайн (по отраслям), входящая в укрупненную группу 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Тыва «Тувинский строительный техникум».
Очур Алена Владимировна - преподаватель общественных дисциплин.
от «___»_________ 20__г.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 54.02.01 Дизайн (по отраслям).
самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел I. Философия как часть духовной жизни общества. | | 6 | |
Тема 1.1 Формы мировоззрения человечества. | Содержание учебного материала: | 2 | 1,2 |
Античная философия от мифа к Логосу Философия как форма мировоззрения. Философия как мудрость и философия как наука. |
Лабораторные работы | - |
Практические занятия | - |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и технической литературы (по вопросам темы и главам учебных пособий, составленным преподавателем); - письменные ответы на вопросы, составленные преподавателем. | 1 |
Тема 1.2 Особенности философской картины мира. | Содержание учебного материала: | 2 | 2 |
Формы духовного освоения мира и самовыражения человека: миф, религия, философия. Специфика философского мировоззрения в его отношении к мифологическому, религиозному, научному, обыденному мировоззрению. |
Лабораторные работы | - |
Практические занятия | 2 |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся: - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и технической литературы (по вопросам темы и главам учебных пособий, составленным преподавателем); - письменные ответы на вопросы, составленные преподавателем. | 1 |
Тема 1.3 Философия как форма мировоззрения человечества. | Содержание учебного материала: | 2 | 2 |
Что такое философия. Роль философии в жизни человека и общества. Двоякая трактовка философии: как наука и как способ жизни мироощущения. Способы осмысления мира: мифология, религия, философия. Предмет и объект изучения философии. Его особенность. Структура философского знания. Особенности философского мышления. |
Самостоятельная работа обучающихся: Создание интеллект-карты понятия «философия»; | 2 | 3 |
Раздел II. Философское учение о развитии мира. | | 12 | |
Тема 2.1 Категории бытия как основной объект изучения философии. | Содержание учебного материала: | 2 | 2 |
Основной вопрос философии. Основные направления философии: материализм и идеализм. Категория бытия, её смысл и специфика. Категории материи, движения, пространства, времени. Основные аспекты философской проблемы бытия. Бытие и субстанция. Бытие как способ существования человеческой культуры. Бытие и небытие. |
Лабораторные работы | - |
Практические занятия | - |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и технической литературы (по вопросам темы и главам учебных пособий, составленным преподавателем); - письменные ответы на вопросы, составленные преподавателем. | 1 |
Тема 2.2 Диалектика как учение о бытии. | Содержание учебного материала: | 2 | 2,3 |
Диалектика как учение об универсальных связях бытия, их изменениях и развитии. Диалектика как методология и логика. Софистика, эклектика, метафизика как альтернативы диалектики. Основные исторические формы диалектики. |
Лабораторные работы | - |
Практические занятия | - |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и технической литературы (по вопросам темы и главам учебных пособий, составленным преподавателем); - письменные ответы на вопросы, составленные преподавателем. | 1 |
Тема 2.3 Принципы и законы диалектики и их появление в мире. | Содержание учебного материала: | 2 | 2,3 |
Принципы диалектики. Развитие. Прогресс и регресс. Связь. Виды связей. Детерминизм и индетерминизм. Принцип системности и структурности. Философское понятие закона. |
Лабораторные работы | - |
Практические занятия | 2 |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и технической литературы (по вопросам темы и главам учебных пособий, составленным преподавателем); - письменные ответы на вопросы, составленные преподавателем. | 1 |
Тема 2.4 Мир в фокусе философии. | Содержание учебного материала: | 2 | 2 |
Проблема бытия в истории мировой философии. Основные формы и диалектика бытия. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон перехода количественных изменений в качественные. Закон отрицания. Проявление законов материалистической диалектики. |
Лабораторные работы | - |
Практические занятия | - |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и технической литературы (по вопросам темы и главам учебных пособий, составленным преподавателем); - письменные ответы на вопросы, составленные преподавателем. | 1 |
Тема 2.5 Бытие сознания. | Содержание учебного материала: | 2 | 2 |
Проблема сознания в философии. Природа, структура и функции сознания. Сознание как идеальный образ реального мира Социокультурной эволюции человека. Сознание, самосознание, бессознательное. |
Лабораторные работы | - |
Практические занятия | 2 |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и технической литературы (по вопросам темы и главам учебных пособий, составленным преподавателем); - письменные ответы на вопросы, составленные преподавателем. | 1 |
Тема 2.6 Проблема сознания в философии. | Содержание учебного материала: | 3 | 2 |
Понятие отражения. Основные формы отражения материального мира. Диалектика индивидуального и общественного сознания. Роль социальных факторов в формировании сознания. Язык и мышление. Роль языка в жизни человека. Роль слова в медицине. Проблема сознания в медицине. |
Лабораторные работы | - |
Практические занятия | - |
Контрольная работа | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Подобрать примеры-иллюстрации к трем основным законам диалектики. | 1 |
Раздел III. Основные идеи истории мировой философии от античности до новейшего времени. | 8 | |
Тема 3.1 Философия античного мира и Средних веков. | Содержание учебного материала: | 4 | 2 |
Проблема познания в истории мировой философии: многообразие подходов и интерпретаций. Проблема истины. |
Лабораторные работы | - |
Практические занятия | 2 |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и технической литературы (по вопросам темы и главам учебных пособий, составленным преподавателем); - письменные ответы на вопросы, составленные преподавателем. | 1 |
Тема 3.2 Философия Нового и новейшего времени. | Содержание учебного материала: | 4 | 2 |
Механизм познания мира человеком. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Виды познания Научное познание и его особенности. Познание и деятельность. |
Лабораторные работы | - |
Практические занятия | 1 |
Контрольная работа | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и технической литературы (по вопросам темы и главам учебных пособий, составленным преподавателем); - письменные ответы на вопросы, составленные преподавателем. | 1 |
Раздел IV. Человек – сознание – познание. | 22 | |
Тема 4.1 Проблема человека в философии. | Содержание учебного материала: | 4 | 2,3 |
- Основные подходы к рассмотрению человека в истории философской мысли - Тема человека в средневековой философии; - Гуманизм европейской философии эпохи Возрождения; - Трактовка человеческой природы в эпоху Нового времени. |
Лабораторные работы | - |
Практические занятия | - |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и технической литературы (по вопросам темы и главам учебных пособий, составленным преподавателем); - письменные ответы на вопросы, составленные преподавателем. | 1 |
Тема 4.2 Человек как целостное образование. | Содержание учебного материала: | 2 | 2 |
Человек и природа. Биологическое и социальное в человеке. Понятие родовой сущности человека. Родовая сущность и уникальность личности. Человек, личность, индивид, индивидуальность. |
Лабораторные работы | - |
Практические занятия | - |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и технической литературы (по вопросам темы и главам учебных пособий, составленным преподавателем); - письменные ответы на вопросы, составленные преподавателем. | 1 |
Тема 4.3 Личность и условия ее формирования. | Содержание учебного материала: | 4 | 2 |
Природа человека Идеализированный образ человека. Свобода и необходимость. Философские теории личности. |
Лабораторные работы | - |
Практические занятия | 2 |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и технической литературы (по вопросам темы и главам учебных пособий, составленным преподавателем); - письменные ответы на вопросы, составленные преподавателем. | 1 |
Тема 4.4 Человек как центральный объект изучения философии. | Содержание учебного материала: | 2 | 2 |
Трактовка природы человека в истории мировой философии Ммногообразие интерпретаций. Философские аспекты проблемы антропогенеза. Соотношение биологического и социального в природе человека. |
Лабораторные работы | - |
Практические занятия | 1 |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся Соотношение понятий: индивид, индивидуальность, личность. Философские теории личности (выбрать одну из них и объяснить ее суть, выразить свое отношение к ней). | 1 |
Тема 4.5 Этика как практическая философия. | Содержание учебного материала: | 6 | 2,3 |
Моральный выбор – ситуация становления Homo moralis. Совесть (добродетель) как основа морального сознания и свободы выбора. Персонифицированный характер морального выбора Личная ответственность как атрибут свободы воли. Свобода как объективная возможность и субъективная способность выбирать. Проблема свободы в истории философии. Этика И. Канта. |
Лабораторные работы | - |
Практические занятия | 2 |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и технической литературы (по вопросам темы и главам учебных пособий, составленным преподавателем); - письменные ответы на вопросы, составленные преподавателем. | 2 |
Тема 4.6 О свободе и ответственности человека. | Содержание учебного материала: | 3 | 3 |
Общие моральные понятия: идеал, добро и зло, долг и совесть, добродетель и порок, свобода, счастье. Нравственный рост и опыт человека: удовольствие, польза, справедливость, милосердие, совершенствование. Проблемы современной прикладной этики. |
| Лабораторные работы | - | |
| Практические занятия | - | |
| Контрольная работа | 2 | |
| Самостоятельная работа обучающихся Презентация по результатам поиска и анализа материалов, рекомендуемых учебных изданий, Internt-ресурсов, дополнительной литературы: - понятие «ноосферы» – его сущность и структура; | 2 | |
Дифференцированный зачет | | 1 | 3 |
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарно-общественных дисциплин.
Карты, таблицы, иллюстрации (в т. ч. на электронных носителях).
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы, раздаточный информационный и проверочный материал.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: |
ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы, смысле жизни. | Экспертная оценка выполнения индивидуальных или групповых заданий, исследований, презентаций по результатам поиска и анализа материалов, рекомендуемых учебных изданий, Internt-ресурсов, дополнительной литературы. Устный опрос. Экспертная оценка умения решать логические ситуативные задачи. Тестирование. |
Знания: |
| Устный опрос. Экспертная оценка решения логических ситуативных задач. Тестирование. |
| Экспертная оценка выполнения индивидуальных или групповых заданий, интеллект карт, исследований, презентаций, умения использовать информационно-коммуникационные технологии в учебной деятельности. Экспертная оценка умения решать логические ситуативные задачи. Тестирование. |
| Экспертная оценка умения анализировать, сравнивать виды мировоззрения. Экспертная оценка умения решать логические ситуативные задачи. |
| Устный опрос. Экспертная оценка выполнения индивидуальных или групповых заданий, исследований, презентаций, умения использовать информационно-коммуникационные технологии в учебной деятельности: Экспертная оценка решать логические ситуативные задачи. Тестирование. |
| Устный опрос. Экспертная оценка выполнения индивидуальных или групповых заданий, исследований, презентаций (по результатам поиска и анализа материалов, рекомендуемых учебных изданий, Internet-ресурсов, дополнительной литературы): Экспертная оценка решать логические ситуативные задачи. Тестирование. |
условия формирования личности, свобода и ответственность за сохранение жизни, культуры, окружающей среды | Устный опрос: Проблемы этики и деонтологии в медицине. Выявление роли медработников в сохранении жизни, культуры, окружающей среды. Экспертная оценка выполнения индивидуальных или групповых заданий, исследований, презентаций (по результатам поиска и анализа материалов, рекомендуемых учебных изданий, Internt-ресурсов, дополнительной литературы): |
Этические проблемы медицины, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий | Экспертная оценка выполнения индивидуальных или групповых заданий, исследований, презентаций (по результатам поиска и анализа материалов, рекомендуемых учебных изданий, Internt-ресурсов, дополнительной литературы). |
Дифференцированный зачет |