Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красногвардейская школа №1»
Красногвардейского района Республики Крым
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора Директор
_________ / Т.А. Рогозянская / _________ /А.А. Мехоношина /
31.08.2017 г. Приказ № 343 от 31.08.2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности курса «Занимательная математика»
общеинтеллектуального направления
для 4 – В класса
в соответствии с ФГОС НОО
на 2017 – 2018 учебный год
Составитель: Белозерова М.Н.
2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………..3
Планируемые результаты освоения курса…………………………………………………………………………………...5
Содержание курса «Занимательная математика»…………………………………………………………………………...7
Тематический план………………………………………………………………………………………………………….....10
5. Календарно-тематическое планирование…………………………………………………………………………………….11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Занимательная математика» составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями).
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Красногвардейская школа № 1» Красногвардейского района Республики Крым, утверждённая приказом МБОУ «Красногвардейская школа № 1» от 31.08.2015 г. № 277 (далее – ООП НОО).
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Занимательная математика» является приложением к ООП НОО.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Цель и задачи программы:
Цель:
-развивать математический образ мышления.
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Программа внеурочной деятельности курса «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа.
Принципы программы:
1.Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2.Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность
Содержание занятий курса направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5.Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6.Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
7.Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Формы и режим занятий
Занятия учебных групп проводятся: 1 занятие в неделю по 40 минут.
Основными формами образовательного процесса являются:
практико-ориентированные учебные занятия;
творческие мастерские;
тематические праздники, конкурсы, выставки;
семейные гостиные.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
Метапредметные результаты:
1.Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, текстом;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
2. Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы, сравнивать и группировать предметы и их образы, преобразовывать
информацию из одной формы в другую;
- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные и наиболее эффективные;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
3. Коммуникативные УУД:
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе;
- учиться организовывать работу в парах.
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Вводное занятие «Математика – царица наук» (1 час)
Определение интересов, склонностей учащихся
Различные системы счисления (1 час)
Греческая и римская нумерация. Иероглифическая система древних египтян, старинные системы записи чисел, римские цифры.
Индийская и арабская система счисления (1 час)
Счёт и цифры индейцев Майя.
Древнерусская система счисления (1 час)
Древнерусская система исчисления, славянская нумерация.
Эти удивительные числа (1 час)
Двоичная система счисления. Перевод числа из десятичной системы в двоичную методом деления. Арифметические действия в двоичной системе счисления.
Числовые головоломки (1 час)
Числовые ребусы. Примеры, содержащие отсутствующие цифры, которые необходимо восстановить.
Галерея числовых диковинок. Решение старинных задач (1 час)
Методы перебора и способы решения задач
Задачи «Как сосчитать». Фокусы без обмана (1 час)
Использование знаково-символических средств для
моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Знакомство с числовыми мозаиками. Составление и решение числовых мозаик (1 час)
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение
числового кроссворда (судоку).
Арифметическая викторина (1 час)
Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические
головоломки. Занимательные задачи.
Геометрические фигуры (1 час)
Треугольник, задачи с треугольниками. Геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги. Задачи на построение замкнутых самопересекающихся ломаных. Исторические сведения о развитии геометрии.
Четырехугольники. Геометрические головоломки (1 час)
Сотни фигур из четырех частей квадрата, из семи частей квадрата. Геометрические узоры и паркеты. Правильные фигуры. Введение понятия квадрат Ф. Фребеля.
Знакомство с пространственными фигурами (1 час)
Различные способы складывания бумаги. Прямоугольный параллелепипед. Цилиндр.
Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур (1 час)
Решение разнообразных задач на измерения, вычисления и построения (учащиеся знакомятся с геометрическими объектами и их свойствами).
КВН «Занимательная геометрия» (1 час)
Игра-путешествие в город треугольников. Головоломка. Задания Незнайки.
Логические задачи (1 час)
Задачи на взвешивание, переливание, перекладывание. Задачи на переливание из одной емкости в другую при разных условиях. Минимальное количество взвешиваний для угадывания фальшивых монет при разных условиях. Методы решения.
Задачи на сравнение и на равновесие (1 час)
Задачи по теме: «Сколько надо взять?» Задачи на отношения «больше», «меньше».
Задачи с многовариантными решениями (1 час)
Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения.
Признаки умножения и делимости (1 час)
Признаки умножения. Устанавливать делимость без выполнения самого деления. Решение задач на использование признаков делимости.
Признаки делимости на 2,3,5,9 (1 час)
Решение задач на использование признаков делимости. Задача на развитие воображения.
Признаки делимости на 4,6,8 (1 час)
Решение задач на использование признаков делимости. Задания на развитие памяти, внимания, логического мышления.
Конкурс «Газета любознательных» (1 час)
Проектная деятельность: конкурс на лучшую математическую газету.
Решение занимательных задач (1 час)
Старинные задачи. Решение шутливых задач. Способы решения занимательных задач. Задачи разной сложности в стихах на внимательность, сообразительность, логику.
Задачи от противного (1 час)
Занимательные задачи-шутки, каверзные вопросы с «подвохом».
Задачи на движение по реке (1 час)
Геометрическая разминка. Логическая задача «Колумбово яйцо».
Задачки со сказочным сюжетом (1 час)
Зрительный диктант. Игра «Не пройди дважды». Игра «Пифагор».
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными (1 час)
Топологические задачи. Пентамино.
Гимнастика ума (1 час)
Комбинаторные задачи. Основные понятия комбинаторики. Термины и символы. Развитие комбинаторики.
Комбинаторные задачи. Перестановки без повторений.
Решение и составление задач со спичками. Головоломки со спичками (1 час)
Размещение без повторений. Размещение с повторениями. Сочетания без повторений. Сочетания с повторениями.
Знакомство с принципом Дирихле (1 час)
Задача о семи кроликах, которых надо посадить в три клетки так, чтобы в каждой находилось не более двух кроликов. Задачи на доказательства и принцип Дирихле.
Круги Эйлера. Решение задач (1 час)
Это новый тип задач, в которых требуется найти некоторое пересечение множеств или их объединение, соблюдая условия задачи.
Магический квадрат (1 час)
Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге. Игра «Дорисуй из частей».
Знакомьтесь: Пифагор! (1 час)
Работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»; игра «У кого какая цифра»
Заключительное занятие «Математическая викторина» (1 час)
Головоломки, ребусы, занимательные задачи.
4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
-
| Различные системы счисления | 4 |
-
| Числовые головоломки. | 5 |
-
| Геометрические фигуры. | 5 |
-
| Логические задачи. | 3 |
-
| Признаки умножения и делимости. | 4 |
-
| Решение занимательных задач. | 5 |
-
| Гимнастика ума | 8 |
| Итого | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Сроки выполнения | Название тем занятий | Примечания |
По плану | Фактически |
-
| 09.09 | | Вводное занятие «Математика – царица наук» | |
-
| 11.09 | | Различные системы счисления Греческая и римская нумерация. | |
-
| 18.09 | | Индийская и арабская система счисления. | |
-
| 25.09 | | Древнерусская система счисления | |
-
| 02.10 | | Эти удивительные числа | |
-
| 09.10 | | Числовые головоломки. Числовые ребусы. | |
-
| 16.10 | | Галерея числовых диковинок. Решение старинных задач. | |
-
| 23.10 | | Задачи «Как сосчитать». Фокусы без обмана. | |
-
| 11.11 | | Знакомство с числовыми мозаиками. Составление и решение числовых мозаик. | |
-
| 13.11 | | Арифметическая викторина. | |
-
| 20.11 | | Геометрические фигуры. Треугольник, задачи с треугольниками. | |
-
| 27.11 | | Четырехугольники. Геометрические головоломки. | |
-
| 04.12 | | Знакомство с пространственными фигурами. | |
-
| 11.12 | | Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур. | |
-
| 18.12 | | КВН «Занимательная геометрия». | |
-
| 25.12 | | Логические задачи. Задачи на взвешивание, переливание, перекладывание. | |
-
| 13.01 | | Задачи на сравнение и на равновесие | |
-
| 15.01 | | Задачи с многовариантными решениями. | |
-
| 22.01 | | Признаки умножения и делимости. Признаки умножения. | |
-
| 29.01 | | Признаки делимости на 2,3,5,9. | |
-
| 05.02 | | Признаки делимости на 4,6,8 | |
-
| 12.02 | | Конкурс «Газета любознательных». | |
-
| 19.02 | | Решение занимательных задач. Старинные задачи. Решение шутливых задач. | |
-
| 26.02 | | Задачи от противного. | |
-
| 05.03 | | Задачи на движение по реке. | |
-
| 12.03 | | Задачки со сказочным сюжетом. | |
-
| 02.04 | | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | |
-
| 14.04 | | Гимнастика ума. Комбинаторные задачи. | |
-
| 16.04 | | Решение и составление задач со спичками. Головоломки со спичками. | |
-
| 23.04 | | Знакомство с принципом Дирихле. | |
-
| 28.04 | | Круги Эйлера. Решение задач. | |
-
| 07.05 | | Магический квадрат. | |
-
| 14.05 | | Знакомьтесь: Пифагор! | |
-
| 21.05 | | Заключительное занятие «Математическая викторина». | |
14