СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) " Азбука вежливости"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Направление: социальное

Курс: "Азбука вежливости

Возраст обучающихся: 6-7 лет (1 класс)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) " Азбука вежливости"»

Рабочая программа внеурочной деятельности

Направление: социальное

Курс: «Азбука вежливости»

Возраст обучающихся: 6-7 лет (1 класс)


Пояснительная записка


Программа курса внеурочной деятельности «Азбука вежливости» разработана на основе:

1.основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ № 3»;

2.программы развития МБОУ «СШ № 3» «Школьник-гражданин России» на 2016-2018 годы.

Программа «Азбука вежливости» направлена на духовно-нравственное, общекультурное и социальное развитие обучающихся начальной школы.

Программа «Азбука вежливости» формирует нравственные качества личности, культуру поведения.

Мир в наше время требует от маленького человека эффективных навыков поведения и общения. Каждый ребенок должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Не секрет, что сегодня в нашем обществе проявляется дефицит доброжелательности, наблюдается нарушение тех общепринятых нравственных норм и принципов, которые регулируют отношения людей в обществе.

Неумение вести себя в обществе, отсутствие навыков приличных манер, дефицит культурного общения приводят не только ребенка, но и взрослого человека к нравственному обнищанию.

А ведь формирование нравственных качеств личности возможно через вовлечение детей в изучение основ современного этикета.

Дети «группы риска» зачастую занимают в общении и поведении по отношению к другим ребятам агрессивно-негативную позицию, так как большинство из них являются носителями отрицательного нравственного опыта, ориентируясь на пример своих родителей.

Результаты исследований и ежедневные наблюдения за такими детьми показывают необходимость проведения систематической и целенаправленной работы по формированию первоначальных знаний и умений у учащихся в области этикета, ведь для них - это дальнейшее условие успешного взаимодействия в социуме. Важно помочь этим детям адаптироваться, научить их справляться со своими проблемами, сформировать нравственные качества и навыки культуры поведения.

Приоритетом в реализации программы является активное взаимодействие учеников младшего школьного возраста с социумом, таким образом, ребенок получает не только информативные знания, но и учится применять их в ситуациях реальной жизни.

В программе есть занятия, содержание которых дополняет и расширяет темы урочных занятий по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру.

Данная программа предоставляет широкие возможности для организации обучения нормам и правилам этикета, формированию у школьников детской дипломатии и нравственных норм поведения, что может облегчить период взросления и будет способствовать формированию социальной готовности выпускников начальной школы.


Цель программы:

-формирование этически грамотной личности, умеющей достойно вести себя в любой ситуации, уважающей себя и окружающих, обладающей внутренней культурой и хорошими манерами.


Задачи программы:

1. Последовательное и систематическое знакомство с нормами этикета.

2. Обогащение конкретных представлений обучающихся о нравственных качествах человека, характеризующих его с позиций добра и зла.

3. Формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни, культуры общения, доброжелательного и уважительного отношения к другим людям.

4. Развитие у детей потребности в самовоспитании и реализации таких качеств личности, как вежливость, тактичность, общительность, доброта, сострадание, готовность прийти на помощь другому.

5. Развитие общей культуры.


Сроки реализации программы: программа курса рассчитана на 1 учебный год (33 ч.)

Формы организации: коллективные, групповые, индивидуальные.

Методы деятельности: игровой, информационно-развивающий, репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, словесные и наглядные методы, практические.

Формы и режим занятий: экскурсии, практические занятия, беседы, рассказы, лекции, игры, конкурсы, просмотр кинофильмов, мультфильмов, ролевые игры, викторины, инсценировки, изготовление наглядных пособий, выполнение иллюстраций, рисунков, работа с литературой.

Место проведения занятий: учебная аудитория, школьная библиотека, школьный музей, школьная столовая, школьный стадион, улицы вокруг школы, парк.

Материально-техническое обеспечение программы: аудио и видеотехника, компьютер, фотоаппарат, книги, иллюстрации, таблицы, столы, стулья, канцелярские принадлежности.

Методическое обеспечение программы: методические разработки занятий, материалы для отслеживания результатов работы, психолого-педагогическая литература.


Формы подведения итогов реализации программы

В соответствии с целью и задачами программы предполагается оценка эффективности ее реализации, с очередностью, предусмотренной программой.

Для усвоения программного материала используются различные методы диагностики результатов обучения: анкетирование, опрос, наблюдение, викторины, конкурсы, тесты, кроссворды, викторины. Закончить и обобщить полученные детьми знания рекомендуется презентацией книги «Азбука вежливости».


Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения универсальных учебных действий (далее - УУД).

Личностные УУД:

  • cамоопределение;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих;

  • установка на здоровый образ жизни.

Регулятивные УУД:

  • понимание и сохранение учебной задачи;

  • адекватное восприятие оценки учителя и окружающих;

  • осуществление пошагового и итогового контроля;

  • различие способа и результата действия.

Познавательные УУД:

  • включение в творческую деятельность учителя;

  • установление причинно-следственных связей в изучаемом круге событий;

  • осуществление поиска необходимой информации и выделение конкретной информации с помощью учителя;

  • построение этически грамотных высказываний в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД:

  • адекватное использование коммуникативных средств для решения поставленных задач;

  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • аргументация своего решения и координация его с решениями партнеров в сотрудничестве при выработке общего направления в совместной деятельности.



Планируемые результаты реализации программы

К концу первого года реализации программы обучающиеся научатся:

- понимать социальную реальность в повседневной жизни через освоение способов межличностного взаимодействия со сверстниками, педагогами, окружающим;

- проявлять знания общественных норм поведения в результате расширения социокультурного пространства, где ученик «примеряет» на себя роль пассажира, покупателя, читателя библиотеки, зрителя, слушателя и.т.д.

У ученика будут сформированы:

- внутренняя позиция на основе положительного отношения к миру, в котором он живет;

- опыт культурного поведения в социальной среде.

Ученик получит возможность научиться:

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

К концу первого года реализации программы обучающиеся получат возможность опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, общество, природа, труд, культура, Отечество), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

У ученика необходимо сформировать:

- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и многообразии народов, культур, человеческих взаимоотношений;

- отношение к иному мнению, культуре других народов;

- умение быть ведущим и ведомым в совместных проектах.

Ученик получит возможность научиться:

- доброжелательному и уважительному отношению к людям разных профессий, вероисповеданий, их культуре;

- навыкам сотрудничества в разных ситуациях, умению вести диалог, вносить свой труд в общее творческое дело.

Обучающиеся должны получить опыт самостоятельного общественного действия, становление человека, гражданина через взаимодействие учащихся с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это происходит во время социально-ориентированных акций.

У ученика необходимо сформировать:

- умения ставить вопросы, формулировать затруднения, обращаться за помощью к сверстникам и взрослым;

- желание и способность прийти на помощь (посильную) и оказать ее в затруднительной для кого-то ситуации, действовать в сотрудничестве.

Ученик получит возможность формировать:

- активную жизненную позицию;

- внутреннюю потребность добровольного участия в мероприятиях вне школы, где будет применен личный опыт делового общения ребенка, навык вежливого общения и поведения;

- самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.


Содержание программы

1 блок – «Мир вежливости, мир хороших манер».

История происхождения понятия «этикет». Определение понятия «этикет». Формирование правил поведения людей. Особенности русского этикета. Доброжелательность и вежливость - основа современного этикета.

Способы проявления и выражения вежливости. Вежливые слова в общении с людьми. Слова просьбы, слова благодарности, слова извинения. Приветливость, доброжелательность, умение держать слово, прийти на помощь любому - показатели вежливости человека.

Этикет знакомства. Правила этикета при представлении и знакомстве. Речевые формы при знакомстве, приставлении. Речевые ошибки при знакомстве.

Этикет приветствий. История зарождения приветствий, их особенности. Национальные особенности этикета приветствий. Общепринятые нормы приветствий.

Роль жестов и мимики в приветствиях. Нестандартные формы приветствий жителей разных стран. Национальные особенности рукопожатий. Типы рукопожатий и их смысл. Поклон, кивок, улыбка. Жесты, сопровождающие приветствия.

Этикет прощания. Общепринятые нормы ритуала прощания. Общеупотребляемые фразы при прощании. Выбор прощальной фразы в зависимости от обстоятельств.

Виды обращений. Обращения в официальной и неофициальной обстановке. Слова и сочетания слов, при помощи которых осуществляется обращение. Положительное и отрицательное при общении.

Правила ведения телефонного разговора. Этикетные правила телефонного разговора. Соблюдение культуры речи при общении по телефону. Основные требования к телефонному разговору.


2 блок - «Я и люди,которые меня окружают».

Я и ты. О друзьях и дружбе. Понятие «Дружба» и «друг». Качества, отличающие настоящего друга: честность, преданность, уважение, стремление оказать помощь.

Я в школе. Основные правила поведения школьника: бережное отношение к школьному имуществу, соблюдение чистоты и порядка, дисциплинированность. Соблюдение чистоты и порядка в школе. Внешний вид школьника.

Я и мои одноклассники. Мои товарищи, совместная учеба, игры, отдых. Дружба между мальчиками и девочками в классе как проявление внимания к друг другу. Скромность, сдержанность, доброжелательность – основа отношений в классе.

Основы гостеприимства. У истоков гостеприимства. Приглашение и особые визиты. Парадоксы гостеприимства. Рассаживание гостей за столом. Трапеза как общение и ритуал. Сервировка чайного стола. Я – гость. Правила поведения в гостях. Обязанности гостя. Опоздавший гость. Выбор и вручение подарков. Поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами.


3 блок - «Культура внешнего вида».

Требования к внешнему виду человека. Значение внешнего вида в жизни человека. Культура внешнего вида. Советы по уходу за кожей лица, рук, волос.

Домашняя одежда Внешность и одежда дома. Аккуратность домашней одежды. Ночная одежда, домашняя обувь. Правила ухода за домашней одеждой.

Повседневная одежда. Соответствие одежды месту и событию. Правила этикета для повседневной одежды. Выбор повседневной одежды в зависимости от сезона года.

Культура одежды. Родословная вещей, основные требования при выборе одежды, стремление человека быть красивым, современный костюм и его значение в создании образа.

Роль движений о внешнем облике человека. Взаимосвязь внешнего облика человека с манерой движения. Выразительность движений. Простонародные приметы и поверья, связанные с различного рода перемещениями человека.


4 блок - «Культура поведения в общественных местах».

В школьной столовой. Проявление уважения к труду работникам столовой. Соблюдение чистоты, порядка и тишины в столовой. Культура поведения за столом: тщательное пережевывание пищи, умение пользоваться приборами. Бережное отношение к хлебу. Благодарность работникам столовой за приготовление пищи и приятное обслуживание.

Я – покупатель. Приведение в порядок внешнего вида перед походом в магазин. Предупредительность и внимательность в дверях магазина: пропускаем входящих, придерживаем за собой дверь. Соблюдение порядка и очередности в магазине. Умение внятно и четко изложить свою просьбу продавцу при приобретении покупки. Слова вежливости и благодарности за обслуживание.

Я – зритель. Внешний вид при посещении кинотеатра, театра. Умение приобрести билет в кассе, найти свое место в зале. Культура поведения в зале: заблаговременное расположение на своем месте, снятие головного убора, соблюдение чистоты, исключение шума, крика, хождений и комментариев фильма, спектакля. Вежливость в отношении с соседями. Соблюдение порядка при выходе из зала.

Я – читатель. Библиотека - книжный храм. Запись в библиотеку. Вежливое обращение с просьбой помочь найти нужную книгу. Бережное отношение к книгам, своевременное возвращение их в библиотеку, соблюдение тишины и порядка в библиотеке.

В музее. Культура поведения в музее: соблюдение тишины, осторожное обращение с экспонатами. Внешний вид экскурсанта. Умение вести себя во время экскурсии по музею: культура обращения с вопросами после экскурсии, способы выражения благодарности экскурсоводу.

О вежливости на улице и в городском транспорте. Тон вежливой речи. Я - прохожий. Забота о внешнем виде выходящего на улицу. Правила поведения на улице. Я - пассажир. Лица, которым отдается предпочтение при входе в транспорт и предоставлении мест в транспорте. Правила поведения в транспорте: соблюдение чистоты, исключение громких разговоров, вежливость в отношении с пассажирами и кондуктором. Вежливые слова, обращенные к пассажирам при движении к выходу, при передаче денег на билет.

В поезде и самолете. Подготовка к дальней поездке. Сбор и упаковка необходимых вещей. Забота о внешнем виде. Заблаговременное прибытие на вокзал. Ожидание поезда, самолета. Основные правила поведения на вокзале: соблюдение тишины, чистоты и порядка, вежливое отношение к пассажирам. Культура поведения во время поездки, полёта.

Поведение на природе. Природа поселка, её красота. Растения и животные ближайшего природного окружения, бережное отношение к ним. Подкормка птиц. Соблюдение чистоты, тишины при отдыхе на природе. Осторожное обращение с огнем. Правила «общения» с природой.





















Учебно-тематический план


п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата


1 блок - «Мир вежливости, мир хороших манер»

12


1

История происхождения понятия «этикет».

1


2

Из истории хороших манер.

1


3

Мимика и жесты в этикете.

1


4

Способы проявления и выражения вежливости.

1


5

Вежливые слова в общении с людьми.

1


6

Этикет знакомства.

1


7

    1. Этикет приветствий. Многообразие приветствий.

1


8

Роль жестов и мимики в приветствиях.

1


9

Этикет прощания.

1


10

Виды обращений. «Ты» и «Вы» в общении.

1


11

Правила ведения телефонного разговора.

1


12

Мобильный телефон. Служебный телефон.

1



2 блок - «Я и люди, которые меня окружают»

8


1

Я и ты. О друзьях и дружбе.

1


2

Общение со взрослыми. Общение с младшими.

1


3

Я в школе.

1


4

Я и мои одноклассники.

1


5

Общение с одноклассниками и учителями.

1


6

Основы гостеприимства.

1


7

Прием гостей.

1


8

Я – гость.

1



3 блок - «Культура внешнего вида»

5


1

Требования к внешнему виду человека.

1


2

Домашняя одежда.

1



Повседневная одежда.

1



Культура одежды.

1



Роль движений во внешнем облике человека.

1



4 блок - «Культура поведения в общественных местах»

8


1

В школьной столовой.

1


2

Я - покупатель.

1


3

Я - зритель.

1


4

Я - читатель.

1


5

В музее.

1


6

О вежливости на улице и в городском транспорте.

1


7

В поезде и самолете.

1


8

Поведение на природе.

1



Список литературы

  1. Алешина Л.Г. О вежливости, о такте, о деликатности. – Л., 1991.

  2. Антилогова Л.Н. Основы современного этикета. - М., 2006.

  3. Байдурина А.К. У истоков этикета.- М., 2006.

  4. Безруких М.Я. и другие. Я или Правила поведения для всех – М., 1991.

  5. Божович Л.И. Золотая книга хорошего тона.- М., 1997.

  6. Бушелева Б.В. Правила хорошего тона.- М., 2006.

  7. Волченко Л.Б. Этика и этикет. – М., 2005.

  8. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. – М., 1989.

  9. Гольдин В.Е. Этикет и речь. – Саратов, 1990.

  10. Дунцова К.Г. Этикет за столом. – М., 1990.

  11. Домострой. – М., 1991.

  12. Канторович В.Я. Ты и Вы. – М., 1990.

  13. Колесов В.В., Культура речи – культура поведения.- Л.,1998

  14. Ладыгина Л.В. Воспитатель в детском доме.- М., 2006.

  15. Лутошкин А.Н. Как вести за собой.- М., 1996.

  16. Марейн К.Н. Воспитательная работа.- М., 1998.

  17. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.- М., 2002.

  18. Смолка К. Правила хорошего тона. – М., 1990.

  19. Соколова О.А. Этикет для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб., 2003.

  20. Хорват Ф., Орлик Ю. Вежливость на каждый день. – М., 1991.

  21. Шахманова А.Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста.- М., 2005.

  22. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах.- М., 2000.

  23. Юрьев Ю.М. Разговор о важном: Этикет на каждый день. – М., 1989.

  24. Ягодинский В.Н. Наш этикет. – М., 1988.


Список литературы для детей


  1. Гримак Л.П. Общение с собой. – М., 1991.

  2. Карзов С.В. Энциклопедия для маленьких джентльменов. – СПб., 1997.

  3. Карзов С.В. Энциклопедия для маленьких принцесс. - СПб., 1998.

  4. Коротеева Л.А. Золушка становится принцессой. (Книга для девочек).- М., 1992.

  5. Куликова Л.Н. Воспитать себя. – М., 1991.

  6. Левитан К.М. Знаете ли вы себя? – Свердловск, 1991.

  7. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина.- М., 1995.

  8. Панкеев И.А. Энциклопедия этикета для детей. – М., 2003.

  9. Пивовар В.В. Энциклопедия хороших манер. – СПб., 1998.

  10. Рыданова И.И. И лицо, и одежда… - Минск, 1988.

  11. Шалаева Г.П. Большая книга правил поведения для воспитанных детей.- М.: Филол. о-во СЛОВО, Эксмо, 2007.