Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхне-Арбашская средняя школа им.А.Х.Газизуллина»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено» Руководитель МО ________ / Шарипов З.Ф./ Протокол № ___ от «____» августа 2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ______ /Зиятдинова Р.К./ «____» августа 2019 г. | «Утверждаю» Директор ___________/ Исламов Р.И./ Протокол педагогического совета № 1 от «___» августа 2019г. Приказ № _____ от «___» августа 2019 г. |
Рабочая программа
по географии для 5 класса
учителя I квалификационной категории
Зиятдиновой Расимы Камиловны
2019-2020 учебный год
Планируемые предметные результаты
Учащийся научится:
выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;
Учащийся получит возможность научиться:
создавать простейшие географические карты различного содержания;
работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
Содержание курса
Наука география и методы географических исследований.
Введение. Что изучает география.
Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.
Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.
Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги.
Практические работы:
1.Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года.
Изображение земной поверхности.
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Стороны горизонта. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам
Практические работы:
1.Ориентирование на местности. .
2.Определение положения объектов относительно друг друга:
Развитие географических знаний о Земле.
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.
Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).
Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки.
Практические работы:
1. Работа с картой «Имена на карте».
2. Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников.
Мировой океан – основная часть гидросферы. Мировой океан и его части.
Характеристика материков Земли.
Африка. Географическое положение Африки и история исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды.
Австралия и Океания. Географическое положение, история исследования, особенности природы материка. Эндемики.
Южная Америка. Географическое положение, история исследования и особенности рельефа материка. Климат и внутренние воды.
Антарктида. Антарктида – уникальный материк на Земле
Северная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования Северной Америки. (Новый Свет). Особенности рельефа и полезные ископаемые. Климат, внутренние воды.
Евразия. Географическое положение, история исследования материка. Рельеф и полезные ископаемые Евразии. Климатические особенности материка
Характеристика материков Земли
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
план | факт |
Наука география и методы географических исследований |
1 | Введение. Что изучает география. | 2.09 | | |
2 | Географические знания в современном мире. | 09.09 | | |
3 | Современные географические методы исследования Земли. | 16.09 | | |
Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия |
4 | Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. | 23.09 | | |
5 | Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. | 30.09 | | |
6 | Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года. | 7.10 | | |
Изображение земной поверхности |
7 | Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. | 14.10 | | |
8 | Стороны горизонта. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам Ориентирование на местности. Определение положения объектов относительно друг друга | 21.10 | | |
9 | Урок обобщения по темам: Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия. Изображение земной поверхности. | 28.10 | | |
Развитие географических знаний о Земле |
10 | Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). | 11.11 | | |
11 | Появление первых географических карт. | 18.11 | | |
12 | География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло. | 25.11 | | |
13 | География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Афанасия Никитина. | 2.12 | | |
14 | Эпоха Великих географических открытий (открытие морского пути в Индию). Путешествия Васко да Гама. | 9.12 | | |
15 | Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света). | 16.12 | | |
16 | Эпоха Великих географических открытий (кругосветные путешествия). | 23.12 | | |
17 | Значение Великих географических открытий. | | | |
18 | Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). | | | |
19 | Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский). | | | |
20 | Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки. | | | |
21 | Урок обобщения по теме: Развитие географических знаний о Земле. Работа с картой «Имена на карте». Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников. | | | |
Мировой океан – основная часть гидросферы |
22 | Мировой океан – основная часть гидросферы. | | | |
23 | Мировой океан и его части. | | | |
Характеристика материков Земли |
24 | Африка. Географическое положение Африки и история исследования. | | | |
25 | Рельеф и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды. | | | |
26 | Австралия и Океания. Географическое положение, история исследования, особенности природы материка. Эндемики. | | | П21,22 |
27 | Южная Америка. Географическое положение, история исследования и особенности рельефа материка. Климат и внутренние воды. | | | |
28 | Антарктида. Антарктида – уникальный материк на Земле | | | |
29 | Северная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования Северной Америки. (Новый Свет). Особенности рельефа и полезные ископаемые. Климат, внутренние воды. | | | |
30 | Евразия. Географическое положение, история исследования материка. | | | |
31 | Рельеф и полезные ископаемые Евразии. Климатические особенности материка | | | |
32 | Что такое природа. | | | |
33 | Урок обобщения по теме: Характеристика материков Земли. | | | |
Повторение и обобщение знаний за курс 5 класса |
34 | Промежуточная аттестационная работа. | | | |
35 | Работа над ошибками. Повторение по теме: Характеристика материков Земли | | | |