
Нормативно-правовой базой образовательной программы являются:
Образовательная программа составлена на основе федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (утверждено постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г., №288).
Письма МО и науки РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) учреждений I-VIII видов».
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1 – 4 классы / под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание – М.: Просвещение, 2013 г.
Конвенции ООН о правах ребенка, ст.23, Конституции РФ, приказа Министерства образования РФ от 30.08.2013. №1015, утвердившего Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего и среднего общего образования,
Согласно письму Министерства Народного образования РСФСР от 14.11.1987 г. № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»
Постановления Правительства РФ от 18.07.1996 года № 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных учреждениях», на основании ходатайств ОУ и медицинских заключений.
Приказа комитета Администрации Баевского района по образованию «Об индивидуальном обучении» от 09.09.2016 № 113
Локальных актов ОО.
Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п
"Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии".
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Литературному чтению» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4классы: / Под ред. В.В. Воронковой. – Москва «Просвещение», 2013 г.
Процесс обучения умственно отсталых детей должен максимально содействовать его встроенному развитию. Адекватность поведения и приспособленность в жизни определяются уровнем его развития: моторики, речи, знаниями и умениями.
Главная цель- приспособление умственно отсталых детей к жизни и труду.
Основные задачи начального обучения умственно отсталых детей:
Установление контакта, воспитание умения подчиняться режиму старшим, правилам поведения;
Развитие общей моторики, коррекция недостатков двигательной сферы. Развитие мелкой ручной моторики;
Организация предметной деятельности. Сенсорное восприятие – формирования основных представлений и понятий о величине, цвете, форме, пространстве и воспитание умения ими пользоваться;
Развитие речи. Исправление речевых дефектов;
Развитие познавательных возможностей детей, обучение их грамоте, счёту, элементарному труду
Методы работы с детьми- коррекция в начальных классах должна приближаться к методам, применяемым в дошкольной и преддошкольной педагогике.
Основные требования к методике обучения коррекции умственно отсталых детей младшего возраста:
Игровая форма является доминирующей. Игра рассматривается не как развлечение и отдых, а как средство обучения и коррекции.
Использование эмоций, как относительно более сохранной стороны у глубоко отсталых детей, для привлечения их внимания , интереса повышения мотивации обучения, пробуждения познавательных потребностей.
Использование подражательности, свойственной глубоко отсталым детям.
Предметно-действенное обучение, организация постоянной активности практической деятельности детей с конкретными предметами по определённым задачам, поставленным учителем. Речь сопровождает деятельность, но не подменяет её.
Детальное расчленение материала на простейшие элементы при соблюдении его систематичности и последовательности. Обучение ведётся по каждому элементу, и лишь затем они объединяются в целое, а дети подводят к обобщению.
Постепенное условие самостоятельных действий детей : от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции. Постепенное включение речи во все виды работ.
Большая повторяемость материала: применение его в новых ситуациях. Индивидуальная работа. Каждое задание, должен выполнять каждый ребёнок. Обязательная фиксация и эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка.
Основными задачами обучения чтению в 2-4 классах являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.
У учащихся формируется навык сознательного, беглого и выразительного чтения.
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
В программе на каждый год обучения даётся примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объёму внеклассного чтения.
Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, её прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглое чтение, т.е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Во 2 классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.
Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса.
С выразительностью речи умственно отсталые учащиеся знакомятся в 1 и 2 классах. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе. С перехода на чтение целыми словами.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомство с лучшими , доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
Тематический план разделов учебного курса
Чтение и развитие речи 3 класс (68 ч.)
№ п/п | Учебный раздел | Кол-во часов |
1 | О школе и школьниках. | 7 ч |
2 | Листьям – время опадать. | 7 ч |
3 | Верные помощники. | 7 ч |
4 | Крылатые друзья. | 7 ч |
5 | Здравствуй, Зимушка-зима! | 7 ч |
6 | Сказочные истории. | 5 ч |
7 | Трудолюбие – это клад. | 7 ч |
8 | Настали дни весенние. | 7 ч |
9 | Вот такие истории. | 7 ч |
10 | Летняя пора. | 7 ч |
Итого: 68 ч. |
Содержание учебного курса «Чтение и развитие речи» в 3 классе
Техника чтения
Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
Понимание читаемого
Ответы на вопросы, о ком или о чём говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и содержанием другого знакомого текста.
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.
Развитие устной речи
Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещённым в книге для чтения.
Разучивание в течение года небольших по объёму стихотворений, чтение их перед классом.
Внеклассное чтение
Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой
Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 3 класса по чтению и развитию речи
Учащиеся должны уметь:
Осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
Трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
Отвечать на вопросы по прочитанному;
Высказывать своё отношение к поступку героя, событию;
Пересказывать содержание прочитанного;
Устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
Учащиеся должны знать:
Наизусть 5-8 стихотворений.
Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи в 3 классе
(68 ч- 2 ч в неделю)
Номер урока | Название раздела и темы урока | Содержание урока | Дата |
По плану | По факту |
| О школе и школьниках (7 ч) | | | |
1 | В. Суслов «Веселый звонок» | Беседа по иллюстрации учебника. Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение. | | |
2 | Б. Заходер «Перемена» | Беседа по иллюстрации учебника. Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение. | | |
3 | В. Голявкин «Не везет» | Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение. | | |
4 | И. Молчанов-Сибирский «Есть ли время для задачек?» | Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение. | | |
5 | По С. Багрову «Чужая отметка» | Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Пересказ текста по плану. | | |
6 | Я. Аким «Митины каникулы» | Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение. Работа по картинке. | | |
7 | С. Михалков «Могут даже у ребят…» | Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение. Заучивание наизусть. | | |
| Листьям – время опадать (7 ч) | | | |
8 | К. Бальмонт «Осень» | Беседа по иллюстрации. Ответы на вопросы. Выразительное чтение. | | |
9 | По С. Багрову «Поспела брусника!» | Беседа по иллюстрации. Ответы на вопросы. | | |
10 | По А. Баркову «Золотая осень у тихих дорог» | Ответы на вопросы. Рисование картинки к тексту. | | |
11 | М. Исаковский «Родное» | Ответы на вопросы. | | |
12 | И. Мазнин «Посмотри, как день прекрасен!» | Беседа по иллюстрации. Ответы на вопросы. Выразительное чтение. | | |
13 | По Ю. Ковалю «Листобой» | Беседа по иллюстрации. Ответы на вопросы. Выразительное чтение. | | |
14 | По К. Паустовскому «Первый снег» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | | |
| Верные помощники (7 ч) | | | |
15 | Украинская сказка «Овечка и волк» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. | | |
16 | Русская песенка «Козел» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. Выразительное чтение. Отгадывание загадок. | | |
17 | Русская народная песенка «Как у нашего кота…» | Ответы на вопросы. Выразительное чтение. | | |
18 | В. Бианки «Кошкин питомец» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | | |
19 | Русская народная «Колыбельная песенка» | Ответы на вопросы. Выразительное чтение. | | |
20 | Русская сказка «Собака и волк» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | | |
21 | По Г. Снегиреву «Верблюжья варежка» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | | |
| Крылатые друзья (7 ч) | | | |
22 | Закличка. Русская народная потешка. | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение. | | |
23 | Белорусская песенка «Воробей». Н. Рубцов «Воробей» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение. | | |
24 | По Н. Коростелеву «Наша Галя» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | | |
25 | По А. Баркову «Внезапное открытие» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Отгадывание загадки. | | |
26 | С. Черный «Что ты тискаешь утенка?..» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Заучивание наизусть. | | |
27 | По Н. Сладкову «Говорящие яички» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | | |
28 | По Т. Чинаревой «Угощенье для синиц» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Отгадывание загадок. | | |
| Здравствуй, Зимушка-зима! (7 ч) | | | |
29 | И. Бунин «Первый снег» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Заучивание наизучть. | | |
30 | По Р. Погодину «Неприятностей не оберешься» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. | | |
31 | Г. Скребицкий «Зима» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. | | |
32 | И. Соколов-Микитов «Зимняя ночь» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | | |
33 | По Ю. Ковалю «Снегири и коты» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Отгадывание загадок. | | |
34 | По В. Голявкину «Как я встречал Новый год» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | | |
35 | В. Орлов «Снежная баба» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Отгадывание загадок. Выразительное чтение. | | |
| Сказочные истории (5 ч) | | | |
36 | Таджикская сказка «Три арбузных семечка» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. | | |
37 | Английская сказка «Дочка пекаря» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение. | | |
38 | Литовская сказка «Алмазный топор» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | | |
39 | Дагестанская сказка «Львиная доля» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | | |
40 | Латышская сказка «В шутку едим, в шутку работаем» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. Отгадывание загадок. | | |
| Трудолюбие – это клад (7 ч) | | | |
41 | Русские народные потешки «Стучит, бренчит на улице…», «Тит, а Тит!..» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. | | |
42 | Венгерская песенка «Пирог». | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение. | | |
43 | Украинская сказка «Колосок» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. Пересказ по плану. | | |
44 | Русская народная сказка «По работе и награда» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. Пересказ по плану. | | |
45 | С. Маршак «Сказка про двух лодырей» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение. | | |
46 | Р. Абдрахманов «Новая перина» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | | |
47 | По Е. Пермяку «Хитрый коврик» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Деление текста на части по плану. | | |
| Настали дни весенние! (7 ч) | | | |
48 | Заклички о весне | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. | | |
49 | По Л. Толстому «Солнце – тепло» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | | |
50 | Г. Витез «Весна подарила» | Ответы на вопросы. Работа по картинке. | | |
51 | По А. Баркову «Березовый сок» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. Пересказ по плану. | | |
52 | К. Ушинский «Пчелки на разведках» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. Пересказ по плану. | | |
53 | А. Седугин «Тихо-тихо» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. Пересказ по плану. | | |
54 | Н. Голь, Г. Григорьев «Песенка о бабушкиных ладонях» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение. | | |
| Вот такие истории (7 ч) | | | |
55 | В. Азбукин «Пример аккуратности» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | | |
56 | Е. Пермяк «Случай с кошельком» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | | |
57 | По С. Лежневой «Как Вовка праздновал день рождения» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | | |
58 | Е. Серова «Ябеда» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | | |
59 | В. Осеева «Хорошее» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | | |
60 | Г. Ладонщиков «Чай с вареньем» | Ответы на вопросы. Выразительное чтение. Работа по картинке. | | |
61 | По В. Сутееву «Мешок яблок» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение. | | |
| Летняя пора (7 ч) | | | |
62 | Т. Шорыгина «В лесу» | Ответы на вопросы. Выразительное чтение. Работа по картинке. Заучивание наизусть. | | |
63 | Л. Толстой «Какая бывает роса на траве» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | | |
64 | З. Александрова «Одуванчик» | Ответы на вопросы. Выразительное чтение. Работа по картинке. Заучивание наизусть. | | |
65 | Арсений М-ий «Светлячок» | Ответы на вопросы. Выразительное чтение. | | |
66 | Заклички | Ответы на вопросы. Выразительное чтение. | | |
67 | Э. Шим «Крот и заяц» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | | |
68 | В. Голявкин «Ника на даче» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | | |
| Итого-68 ч. | | | |
Перечень учебно – методического обеспечения образовательного процесса
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой Подготовительный, 1-4 классы. М.: «Просвещение» 2013 г.
С.Ю. Ильина, Л.В. Матвеева-Лунёва Чтение Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение», 2013 г.
Экспертиза рабочих программ учебных предметов
Учебный предмет (курс)
Составитель программы
Класс Дата заполнения
Эксперт
№ | Структурные элементы программы | Наличие | Рекомендации |
1 | Титульный лист | | |
2 | Планируемые результаты. Описание уровней воспитательных результатов внеурочной образовательной деятельности. | | |
3 | Содержание курса, количество часов курса | | |
| Количество часов, отводимых на реализацию рабочей программы, должно соответствовать учебному плану ОУ | | |
4 | Учебно-тематическое планирование | | |
| - соответствие названия тем рабочей программы авторской программе | | |
| изменения, внесенные в авторскую учебную программу и их обоснование | | |
| - соответствие количества часов в теме рабочей программы и авторской программы | | |
5 | Перечень учебно-методических средств обучения | | |
6 | Таблица контрольных и практических работ по предмету | | |
Лист регистрации изменений, вносимых в рабочую учебную программу
№ п/п | Предмет | Дата | Основание для изменений | Содержание откорректированных разделов (тем) | Способ внесения изменений (слияние тем) | Подпись |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
12