Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
г. Бердска
Утверждаю: _______________
(В.В.Забелич)
Директор МБОУ СОШ №9
«_____» __________ 2019г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
CUBORO-моделирование
Лукинова Д.Д.
педагог-психолог
Бердск 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Cuboro-моделирование» составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012;
приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644);
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», (зарегистрирован Минюстом России 06.02.2015, регистрационный № 35915);
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993).
Образовательная область – познавательное развитие (познавательно-исследовательская деятельность и пропедевтика инженерного образования).
Возраст детей: 11-12 лет (5 классы).
Длительность занятия: 40 минут, 2 часа в неделю.
Описание материала для конструирования: Cuboro – это игра многих поколений. Способствует развитию интеллектуальных способностей у детей и взрослых. Cuboro развивает пространственное воображение, логическое мышление, концентрацию внимания и творческие способности.
Построение из кубиков требует аккуратности и терпения. Благодаря многофункциональным элементам (на разных уровнях или в разных направлениях) можно создать две и более пересекающиеся дорожки-лабиринта, что делает и игру, и ее планирование (в т.ч. с несколькими участниками) интереснее. Командная/групповая работа с системой cuboro обязательна.
Большинство задач системы cuboro рассчитаны именно на командную, коллективную работу. Развитие детей протекает очень индивидуально, и, соответственно, навык строительства тоже может быть выражен у разных детей очень по-разному.
«Cuboro» представляет собой набор одинаковых по размеру (5х5х5см) кубических элементов, из которых можно, по желанию, построить какую угодно дорожку-лабиринт для шарика. Кубические элементы с 12 различными функциями можно использовать в любых комбинациях. В кубиках прорезаны отверстия – прямые либо изогнутые желобки и туннели.
Путем составления друг с другом, а также одного на другой можно получить конструкции дорожек-лабиринтов различных форм. Построение таких систем способствует развитию навыков комбинации и экспериментирования. Существует возможность выбирать из игровых наборов отдельные элементы, для которых детям даются отдельные задания, в зависимости от целей обучения.
Цель: способствовать формированию навыков и практических знаний и умений, необходимых современному человеку, в том числе учитывая цели Национальной технологической инициативы, развитие технических навыков через конструкторские умения на основе «Cuboro».
Задачи:
совершенствование практических навыков конструирования;
развитие пространственного воображения, логического мышления, творчества, креативности и умения работать в команде;
выявление и поддержка детей, одаренных в области инженерного образования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
проявление познавательных интересов, выражение желания учиться и трудиться в науке;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
развитие ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда, их самооценка;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
определять, различать и называть детали конструктора Cuboro;
конструировать по заданным условиям, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать предметы и их образы.
Регулятивные УУД:
умение работать по предложенным инструкциям;
умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
определять и формулировать цель деятельности.
Коммуникативные УУД:
умение работать в паре и в коллективе; умение рассказывать о конструкции.
умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
простейшим основам конструирования;
видам конструкций простых дорожек, многоуровневых конструкций;
технологической последовательности изготовления несложных конструкций.
Обучающиеся получат возможность научиться:
анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
реализовывать творческий замысел.
Формы организации деятельности: групповая, индивидуально-групповая.
Виды деятельности: беседа, познавательная игра, задание по образцу (с использованием инструкции), творческое задание, работа со схемами, проектное задание.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение в курс. Простые фигуры
Существенные признаки кубиков, понятия желобов, тоннелей. Классификация и узнавание кубиков по номерам и на ощупь. Создание простых фигур по рисунку (одноуровневых дорожек). Координатная сетка, изображение простых фигур на координатной сетке.
Построение фигур по рисунку
Построение простых дорожек по рисунку, соединение отрезков дорожек. Резкое и плавное движение шарика. Использование внутренней и внешней поверхности кубиков. Создание фигур с двумя дорожками. Построение фигур по координатной сетке. Изображение построенных фигур на координатной сетке. Составление отчетов об игре.
Создание фигур по основным параметрам
Использование кубиков для смены уровней. Построение фигур, состоящих из нескольких уровней. Использование кубиков дважды, трижды в многоуровневых конструкциях. Создание фигур по заданным параметрам.
Создание фигур по геометрическим параметрам
Многоуровневые конструкции. Формулировки заданий с использованием геометрических параметров кубиков. Подобные фигуры. Симметричность.
Создание фигур по заданному контуру
Плавное движение шарика. Построение фигур по заданному контуру. Использование кубика № 4трижды.
Умственные упражнения
Сложные конструкции. Достраивание, изображенных многоуровневых фигур, в единую дорожку. Изображение фигур на координатной сетке. Определение различных вариантов решения заданий. Соединение заданных комбинаций кубиков в единую дорожку, многоуровневую конструкцию.
Экспериментируем с направлением, временем и группированием
Классификация кубиков по группам. Выделение существенных признаков кубиков. Построение простых фигур, с целью эксперимента с направлением, временем.
Опыты с ускорением шарика
Маршруты большой протяженности. Эксперименты с высотой и направлением движения, ускорение и замедление движения шарика.
Произвольные конструкции. Творческое конструирование
Соревнование
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Количество часов |
1 | Введение в курс. Простые фигуры (плоские и вертикальные) | 2 |
2 | Построение фигур по рисунку | 2 |
3 | Создание фигур по основным параметрам | 2 |
4 | Создание фигур по геометрическим параметрам | 2 |
5 | Создание фигур по заданному контуру | 2 |
6 | Умственные упражнения | 2 |
7 | Экспериментируем с направлением, временем и группированием | 2 |
8 | Опыты с ускорением шарика | 2 |
9 | Произвольные конструкции. Творческое конструирование | 2 |
10 | Соревнование | 2 |
11 | Зачетное занятие | 1 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», (зарегистрирован Минюстом России 06.02.2015, регистрационный № 35915);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993).
Методическое пособие «Cuboro – Думай креативно»