СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа дисциплины БД.01 Русский язык для специальности среднего профессионального образования 54.02.01 Дизайн (по отраслям)
Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего образования
Московской области
«Государственный гуманитарно-технологический университет»
(ГГТУ)
Промышленно-экономический колледж
УТВЕРЖДАЮ
Директор ПЭК ГГТУ
____________ С.В. Самохина
«___»___________2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
БД.01 Русский язык
Специальность среднего профессионального образования
54.02.01 Дизайн (по отраслям)
Наименование квалификации
Дизайнер
Форма обучения
очная
Орехово-Зуево, 2021 г.
Рабочая программа учебной дисциплины БД.01 Русский язык разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413, приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413», примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, протокол № 3 от 21 июля 2015 г. и «Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Организация-разработчик: ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет», Промышленно-экономический колледж
Автор программы: Попова Е.И., преподаватель ПЭК ГГТУ __________________________
подпись
Рабочая программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин
Протокол заседания № _____ от «____» ___________ 2021 г.
Председатель предметно-цикловой комиссии: ___________/Борисова О. В./
подпись ФИО
| СОДЕРЖАНИЕ
|
|
1 | Пояснительная записка |
|
2 | Общая характеристика учебной дисциплины |
|
3 | Место дисциплины в учебном плане |
|
4 | Результаты освоения учебной дисциплины |
|
5 | Количество часов на освоение программы учебной дисциплины |
|
6 | Структура и содержание учебной дисциплины |
|
7 | Тематический план и содержание учебной дисциплины |
|
8 | Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов |
|
9 | Характеристика основных видов деятельности студентов |
|
10 | Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы дисциплины |
|
11 | Рекомендуемая литература |
|
12 | Контроль и оценка результатов освоения дисциплины |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дисциплины БД.01 Русский язык предназначена для изучения русского языка в Промышленно-экономическом колледже, реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям).
Содержание программы учебной дисциплины БД.01 Русский язык направлено на достижение следующих целей:
совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения программы подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание учебной дисциплины БД.01 Русский язык обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Формирование указанных компетенций происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности.
Формирование лингвистической (языковедческой) компетенции проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения.
Использование электронных образовательных ресурсов позволяет разнообразить деятельность обучающихся, активизировать их внимание, повысить творческий потенциал личности, мотивацию к успешному усвоению учебного материала, воспитать интерес к занятиям при изучении русского языка.
Реализация содержания учебной дисциплины БД.01 Русский язык предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса русского языка на ступени основного общего образования. В то же время дисциплина ПД.01 Русский язык обладает самостоятельностью и цельностью.
Реализация содержания учебной дисциплины БД.01 Русский язык предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса русского языка на ступени основного общего образования. В то же время учебная дисциплина БД.01 Русский язык обладает самостоятельностью и цельностью.
Изучение учебной дисциплины БД.01 Русский язык завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации обучающихся в процессе освоения программы подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане учебная дисциплина БД.01 Русский язык входит в состав базовых дисциплин общеобразовательной подготовки.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины БД.01 Русский язык обеспечивает достижение обучающихся следующих результатов:
• личностных:
воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
• метапредметных:
владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
• предметных:
сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
сформированность навыков письма на брайлевской печатной машинке;
сформированность и развитие основных видов речевой деятельности обучающихся
слухозрительного восприятия (с использованием слуховых аппаратов и (или) кохлеарных имплантов), говорения, чтения, письма;
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
владение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета;
приобретение опыта их использования в речевой и альтернативной коммуникативной практике при создании устных, письменных, альтернативных высказываний;
стремление к возможности выразить собственные мысли и чувства, обозначить собственную позицию.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 57 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 39 час.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем дисциплины и виды учебных занятий
Вид учебных занятий | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 57 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 39 |
в том числе: | |
лекции, уроки | 32 |
практические занятия | 7 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | - |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | - |
Промежуточная аттестация | 18 |
Форма промежуточной аттестации по дисциплине: дифференцированный зачет в 1 семестре, экзамен во 2 семестре |
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК
Наименование разделов и тем | № урока | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Самостоятельная работа, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | |
Раздел 1. Введение |
| |||
Тема 1.1 Наука о языке | Содержание учебного материала | 1/0/0 | ||
1 | Входящий контроль. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. | 1 | ||
Практические занятия |
| |||
Самостоятельная работа |
| |||
Раздел 2. Язык и речь |
| |||
Тема 2.1 Язык и речь. Виды речевой деятельности | Содержание учебного материала | 1/0/0 | ||
1 | Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. | 1 | ||
Практические занятия |
| |||
Самостоятельная работа |
| |||
Тема 2.2 Функциональные стили речи | Содержание учебного материала | 1/0/0 | ||
1
| Разговорный и научный стили. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Официально-деловой и публицистический стили. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. | 1 | ||
Практические занятия |
| |||
Самостоятельная работа |
| |||
Тема 2.3 Функционально-смысловые типы речи | Содержание учебного материала | 1/0/0 | ||
1 | Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Характерные признаки типов речи. | 1 | ||
Практические занятия |
| |||
| Самостоятельная работа |
| ||
Тема 2.4 Комплексный анализ текста. | Содержание учебного материала | 0/1/0 | ||
Практические занятия | 1
| |||
1 | Лингвостилистический анализ текста. Составление тезисов, конспекта, аннотации. | |||
Самостоятельная работа |
| |||
Раздел 3. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография | ||||
Тема 3.1 Фонетика и орфоэпия | Содержание учебного материала | 1/0/0 | ||
1 | Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. | 1 | ||
Практические занятия |
| |||
Самостоятельная работа |
| |||
Тема 3.2 Орфоэпические нормы языка. Правописание звонких и глухих согласных
| Содержание учебного материала | 1/0/0 | ||
1 | Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Правописание звонких и глухих согласных. Повторение согласных звуков языка, их деление на звонкие и глухие. Процессы оглушения и озвончения. | 1 | ||
Практические занятия |
| |||
Самостоятельная работа |
| |||
Тема 3.3 Правописание безударных гласных в корне слова
| Содержание учебного материала | 1/0/0 | ||
1 | Правописание безударных гласных в корне слова. Повторение состава слова, понятия однокоренных слов, орфограммы о правописании непроверяемых гласных в корне, проверяемых гласных и правила их проверки. | 1 | ||
Практические занятия |
| |||
Самостоятельная работа |
| |||
Тема 3.4 Правописание Ь для указания мягкости или грамматической формы слова. Правописание О/Ё после шипящих и Ц
| Содержание учебного материала | 1/0/0 | ||
1 | Употребление буквы Ь. Употребление Ь для смягчения согласных. Употребление Ь для обозначения грамматических форм слова в глаголах, существительных, наречиях, кратких прилагательных и частицах. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Повторение морфологических признаков частей речи. Повторение частей слова. Правописание О-Ё в корне, суффиксах, окончаниях. Слова исключения. | 1 | ||
Практические занятия |
| |||
Самостоятельная работа |
| |||
Тема 3.5 Правописание приставок на –З и –С. Правописание И – Ы после приставок
| Содержание учебного материала | 0/1/0 | ||
Практические занятия | 1 | |||
1 | Повторение понятия «приставка». Правописание неизменяемых приставок. Правописание приставок на З - / С -. Правописание И – Ы после приставок. Повторение орфограммы, выполнение тренировочных упражнений. Попутное повторение правописания Ъ разделительного после приставок на согласный. | |||
Самостоятельная работа |
| |||
Раздел 4. Лексика и фразеология |
| |||
Тема 4.1 Слово в лексической системе языка | Содержание учебного материала | 1/0/0 | ||
1 | Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. | 1 | ||
Практические занятия |
| |||
Самостоятельная работа |
| |||
Тема 4.2 Выразительные средства языка. Фразеологизм | Содержание учебного материала | 1/0/0 | ||
1 | Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексико-фразеологический разбор. | 1 | ||
Практические занятия |
| |||
Самостоятельная работа |
| |||
Тема 4.3 Происхождение лексики русского языка | Содержание учебного материала | 1/0/0 | ||
1 | Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы). Правила употребления лексики разных слоев в тексте. Работа над типичными ошибками по словоупотреблению. | 1 | ||
Практические занятия |
| |||
Самостоятельная работа |
| |||
Тема 4.4 Лексика с точки зрения ее употребления. Лексические нормы языка
| Содержание учебного материала | 1/0/0 | ||
1 | Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. | 1 | ||
Практические занятия |
| |||
Самостоятельная работа |
| |||
Тема 4.5 Использование лексических средств в языке | Содержание учебного материала | 0/2/0 | ||
Практические занятия |
| |||
1 | Работа с лексическими словарями | 2 | ||
2 | Использование лексических средств в языке |
| ||
Самостоятельная работа |
| |||
Раздел 5. Морфемика, словообразование, орфография |
| |||
Тема 5.1 Морфемный анализ слова | Содержание учебного материала | 1/0/0 | ||
1 | Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Ошибки, связанные с использованием морфем. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. | 1 | ||
Практические занятия |
| |||
Самостоятельная работа |
| |||
Тема 5.2 Способы словообразования. Приставки и суффиксы в русском языке | Содержание учебного материала | 1/0/0 | ||
1 | Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. Правописание сложных слов. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Правописание суффиксов разных частей кроме глагольных и суффиксов причастий. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ –Зависимость правописания от значения приставки. Различение созвучных приставок. | 1 | ||
Практические занятия |
| |||
Самостоятельная работа |
| |||
Тема 5.3 Чередование в корнях | Содержание учебного материала | 1/1/0 | ||
1 | Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Группы корней, зависящих от чередования. Правописание слов исключений. | 1 | ||
Практические занятия | 1 | |||
1 | Морфемика и словообразование. Выполнение тренировочных упражнений | |||
| Самостоятельная работа |
| ||
Раздел 6. Морфология и орфография |
| |||
Тема 6.1 Знаменательные части речи. Имя существительное | Содержание учебного материала | 1/0/0 | ||
1 | Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. | 1 | ||
Практические занятия |
| |||
Самостоятельная работа |
| |||
Тема 6.2 Имя прилагательное | Содержание учебного материала | 1/0/0 | ||
1
| Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. | 1 | ||
Практические занятия |
| |||
| Самостоятельная работа | 0 | ||
Тема 6.3 Имя числительное | Содержание учебного материала | 1/0/0 | ||
1 | Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Склонение имен числительных. | 1 | ||
Практические занятия | 0 | |||
Самостоятельная работа |
| |||
Тема 6.4 Местоимение | Содержание учебного материала | 1/0/0 | ||
1
| Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм. | 1 | ||
Практические занятия |
| |||
Самостоятельная работа |
| |||
Тема 6.5 Глагол | Содержание учебного материала | 1/0/0 | ||
1
| Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. | 1 | ||
Практические занятия |
| |||
| Самостоятельная работа |
| ||
Тема 6.6 Причастие и деепричастие как особая форма глагола | Содержание учебного материала | 1/0/0 | ||
1 | Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. | 1
| ||
Практические занятия |
| |||
| Самостоятельная работа |
| ||
Тема 6.7 Наречие | Содержание учебного материала | 1/0/0 | ||
1 | Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи | 1 | ||
Практические занятия |
| |||
Самостоятельная работа |
| |||
Тема 6.8 Служебные части речи. Предлог как часть речи | Содержание учебного материала | 1/0/0 | ||
1 | Служебные части речи, их роль в языке. Классификация служебных частей речи: частицы, союзы, предлоги, междометья. Работа с текстом по определению и различению служебных частей речи. Предлог как часть речи. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. | 1 | ||
Практические занятия |
| |||
Самостоятельная работа |
| |||
Тема 6.9 Союз как часть речи. Частица. Правописание частиц | Содержание учебного материала | 1/0/0 | ||
1 | Употребление союзов в простом и сложном предложении. Сочинительные и подчинительные союзы. Союзы как средство связи предложений в тексте. Выполнение тренировочных упражнений на умение различать типы союзов. Правописание союзов. Слитно, раздельно, через дефис. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Выполнение тренировочных упражнений. Частица как часть речи. Классификация частиц. Правописание частиц. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Повторение орфограммы, составление сводной таблицы-правила. Выполнение тренировочных упражнений | 1 | ||
Практические занятия |
| |||
Самостоятельная работа |
| |||
Тема 6.10 Части речи, их использование | Содержание учебного материала | 0/1/0 | ||
Практические занятия | 1 | |||
1 | Анализ морфологических особенностей частей речи в тексте | |||
Самостоятельная работа |
| |||
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация |
| |||
Тема 7.1 Основные единицы синтаксиса. Словосочетание | Содержание учебного материала | 1/0/0 | ||
1 | Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. | 1 | ||
| Практические занятия |
| ||
| Самостоятельная работа |
| ||
Тема 7.2 Простое предложение. | Содержание учебного материала | 1/0/0 | ||
1 | Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте. | 1 | ||
| Практические занятия |
| ||
| Самостоятельная работа |
| ||
Тема 7.3 Односоставные предложения | Содержание учебного материала | 1/0/0 | ||
1 | Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Выполнение тренировочных упражнений на различение типов односоставных предложений в тексте. | 1 | ||
| Практические занятия |
| ||
| Самостоятельная работа |
| ||
Тема 7.4 Осложненное простое предложение | Содержание учебного материала | 1/0/0 | ||
1 | Осложненное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Обособленные члены предложения. Знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах. Вставные конструкции. | 1
| ||
Практические занятия |
| |||
| Самостоятельная работа |
| ||
| Содержание учебного материала | 1/0/0 | ||
Тема 7.5 Сложносочиненные предложения | 1 | Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи. | 1 | |
| Практические занятия |
| ||
| Самостоятельная работа |
| ||
| Содержание учебного материала | 1/0/0 | ||
Тема 7.6 Сложноподчиненные предложения | 1
| Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных, средства связи частей предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды подчинения. | 1 | |
| Практические занятия |
| ||
| Самостоятельная работа |
| ||
Тема 7.7 Бессоюзные предложения | Содержание учебного материала | 1/1/0 | ||
1 | Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. | 1 | ||
Самостоятельная работа |
| |||
Практическое занятие | 1 | |||
1 | Синтаксический анализ текста | |||
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет экзамен |
1 18 | |||
Всего: 57 | 32/7/0/18 |
Зачем нужны псевдонимы? Или «Кто и зачем скрывается под маской?»
Роль "ников" в интернете
Искусственныеязыки
Место русского языка в современном мире
Как интернет влияет на язык?
Афоризмы в романе И. Ильфа, Е. Петрова "Двенадцать стульев"(или другом художественном произведении)
Как влияют социальные сети на язык?
Особенностиязыка СМС сообщений
Иноязычная лексика в русском языке последних десятилетий
Говорящие фамилии в произведениях писателей (Чехова, Гоголя и др)
Тексты современных песен - поэзия и антипоэзия
Как живёт русский язык в Живом Журнале (в социальных сетях...)
Название черт характера человека в сопоставлении с животными в русском языке (хитрый, как лиса...)
Прилагательные, обозначающие оттенки цвета в русском языке
Имена, фамилии, отчества в разных языках мира
Собственные имена в пословицах и поговорках.
Нужен ли закон о защите русского языка и от кого его нужно защищать?
Представление о литературном языке и о нормативности культуры речи.
Приемы речевого воздействия в рекламе.
Слова-паразиты в речи учителей и учащихся
Путешествие слова «шпаргалка» из одного языка в другой
Фразеологизмы, связанные с историей страны
Топонимы родного города
Заимствования в русском языке
Общеславянская лексика в русском языке
От зело до обалденно (синонимический ряд наречия очень в историческом аспекте).
9. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) |
1. Введение | • Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры; • характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке; • составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме; • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; • определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества; • вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем); • преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека |
2. Язык и речь | • Выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов; • вычитывать разные виды информации; • характеризовать средства и способы связи предложений в тексте; • выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста; • характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейно-художественном содержании текста; • составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов; определять эмоциональный настрой текста; • анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств; • подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных произведений; • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка; • исправлять речевые недостатки, редактировать текст; • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему; • анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира; • различать тексты разных функциональных стилей (экстра-лингвистические особенности, лингвистические особенностина уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); • анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи; • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор); • подбирать тексты разных функциональных типов и стилей; осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию) |
3. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография | • Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности; • строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись) |
4. Лексика и фразеология | • Аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; • объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности; • познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение) |
5. Морфемика, словообразование, орфография | • Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста; • проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ; • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; • извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; • использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова |
6. Морфология и орфография | • Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли; • проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ; • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; • определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; • составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; определять роль слов разных частей речи в текстообразовании |
7. Синтаксис и пунктуация | • Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли, проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный); • комментировать ответы товарищей; • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; • составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы; • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; • определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры; • составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; • производить синонимическую замену синтаксических конструкций; • составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; • пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях; • составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам. |
10. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Для освоения рабочей программы дисциплины ПД.01 Русский язык оборудован кабинет русского языка и литературы. В нем обеспечена возможность свободного доступа в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02).
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы дисциплины «Русский язык» входят:
комплект аудиторной мебели на 30 посадочных мест;
автоматизированное рабочее место преподавателя, оснащенное персональным компьютером с выходом в сеть Интернет - 1 шт.;
аудиторная доска – 1 шт.;
проекционный экран – 1 шт.;
переносной проектор – 1 шт.;
стенд – 1 шт.;
комплект методических материалов для обучающихся на флеш-накопителе.
11. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов:
Антонова, Евгения Станиславовна. Русский язык и литература. Русский язык [Электронный ресурс] / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. - Москва : Академия, 2016. - (Среднее профессиональное образование). - (Электронный учебник).
Для преподавателей:
1. Современный русский язык : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Глазков, Е. А. Глазкова, Т. В. Лапутина, Н. Ю. Муравьева ; под редакцией Н. Ю. Муравьевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 230 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08790-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455268
2. Русский язык. Сборник упражнений : учебное пособие для среднего профессионального образования / П. А. Лекант [и др.] ; под редакцией П. А. Леканта. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 314 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-7796-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470952
Интернет-ресурсы:
1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru, свободный. – Загл. с экрана.
2. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://biblioclub.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
3. Электронная библиотечная система «Юрайт» biblio-online.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://biblio-online.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
12. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины ПД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, тренировочных упражнений, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Результаты обучения | Основные показатели | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Личностные | Воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов. | Оценка результатов устного опроса, письменных аналитических работ по прочитанным произведениям, сочинений и других творческих работ. Оценка выполнения практических работ. |
Понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности. | Оценка результатов письменного и устного опроса. Оценка выполнения практических работ. | |
3. Осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.
| Оценка результатов устного и письменного опроса, письменных аналитических и творческих работ, диктантов. Оценка выполнения практических работ. | |
4.Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире. | Оценка результатов устного и письменного опроса. Оценка творческих работы и сочинений.
| |
5. Способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. | Оценка результатов тестирования, тренировочных упражнений, различных видов разбора и диктантов. Оценка выполнения практических работ. | |
6. Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности. | Оценка результатов устного и письменного опроса, письменных аналитических и творческих работ, сочинений. Оценка выполнения практических работ. | |
7. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования. | Оценка результатов устного и письменного опроса, письменных аналитических и творческих работ, тестирования, тренировочных упражнений. Оценка выполнения практических работ. | |
Метапредметные | Владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом. | Оценка результатов устного и письменного опроса, письменных аналитических и творческих работ, сочинений. Оценка выполнения практических работ. |
Владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне. | Оценка результатов устного и письменного опроса, письменных аналитических и творческих работ, сочинений, тренировочных упражнений, тестов, разных видов диктантов. Оценка выполнения практических работ. | |
Применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. | Оценивание рефератов, проектов, творческих работ, сочинений. Оценка выполнения практических работ. | |
Овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения. | Оценка результатов устного и письменного опроса, тренировочных упражнений, публичных выступлений.
| |
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. | Оценка результатов устного и письменного опроса, публичных выступлений, творческих работ, проектов. Оценка выполнения практических работ. | |
Умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка. | Оценивание рефератов, проектов, творческих работ, сочинений. Оценка выполнения практических работ. | |
Предметные | Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике. | Оценка результатов устного и письменного опроса, письменных аналитических и творческих работ, сочинений, тренировочных упражнений, тестов, разных видов диктантов. Оценка выполнения практических работ. |
Сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения. | Оценка результатов устного и письменного опроса, письменных аналитических и творческих работ, сочинений, тренировочных упражнений. О Оценка выполнения практических работ. | |
Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью. | Оценка результатов устного и письменного опроса, диктантов. Оценка выполнения практических работ. | |
Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации. | Оценка результатов устного опроса, письменных аналитических и творческих работ, сочинений, тренировочных упражнений, тестов. Оценка выполнения практических работ. | |
Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров. | Оценивание конспектов, тезисов, рефератов, проектов, сочинений. Оценка выполнения практических работ. | |
Сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка. | Оценивание тренировочных упражнений и аналитических работ. Оценка выполнения практических работ. | |
Сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста. | Оценивание сочинений, рефератов. Оценка выполнения практических работ. | |
Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях. | Оценка результатов устного опроса, письменных аналитических и творческих работ, сочинений. Оценка выполнения практических работ. | |
Владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания. | Оценка результатов устного опроса, письменных аналитических и творческих работ, сочинений. Оценка выполнения практических работ. | |
Сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
| Оценка результатов устного опроса, письменных аналитических и творческих работ, сочинений. Оценка выполнения практических работ. | |
11. Для слепых, слабовидящих обучающихся: - сформированность навыков письма на брайлевской печатной машинке; для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся: - сформированность и развитие основных видов речевой деятельности обучающихся - слухозрительного восприятия (с использованием слуховых аппаратов и (или) кохлеарныхимплантов), говорения, чтения, письма | Оценка результатов устного опроса, письменных аналитических и творческих работ, сочинений. Оценка выполнения практических работ. | |
12. Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: - овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета; - приобретение опыта их использования в речевой и альтернативной коммуникативной практике при создании устных, письменных, альтернативных высказываний; стремление к возможности выразить собственные мысли и чувства, обозначить собственную позицию. | Оценка результатов устного опроса, письменных аналитических и творческих работ, сочинений. Оценка выполнения практических работ. | |
| Промежуточная аттестация – экспертная оценка результатов выполнения заданий на экзамене |
Комплект заданий и иных материалов для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине приводится в фонде оценочных средств.