1. Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу для учащихся 10 класса разработана на основании нормативных документов:
1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 (ред. от 23.06.2015 N 609); 2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993); 3.Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014. № 253, с изменениями на 21 апреля 2016 г.);
4. Программно-методические материалы по русскому языку, составитель Власенков А.И. Издательство «Просвещение»,2014
5.Учебный план МБОУ «Талецкая средняя общеобразовательная школа» на 2020-2021 уч. год.
Изучение элективного курса по русскому языку направлено на достижение следующих целей:
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации, информационных умений и навыков, навыков саморазвития;
углубление знаний об особенностях построения текста;
овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять текст;
составлять текст – сочинение-рассуждение для подготовки учащихся к Единому государственному экзамену;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач:
обобщение, систематизация знаний о тексте на более высоком уровне;
развитие интонационно выразительной речи;
активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи;
проведение практических занятий на комплексный анализ текста;
самостоятельное употребление тех или иных средств связи предложений не только в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического характера;
развитие логического и абстрактного мышления;
умение писать сочинение-рассуждение по ЕГЭ.
Согласно учебному плану на изучение элективного курса отводится в 10 классе отводится 35 часов.
Рабочая программа ориентирована на УМК Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Издательство «Просвещение»,2014.
2. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
10 класс
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал;
обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;
разграничивать типы текста;
находить проблему текста, сформулировать комментарий к проблеме, выявить авторскую позицию и аргументировать собственное мнение;
владеть навыками стилистической правки текста;
самостоятельно конструировать предложения в тексте и использовать в собственной речи;
использовать различные средства связи для составления текста;
уметь анализировать текст сочинения по критериям ЕГЭ;
составлять собственный текст сочиненияС1;
В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:
основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;
определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;
виды текста;
определение понятий «вступление» и «заключение»;
что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;
3. Содержание элективного курса по русскому языку
«Многоаспектный анализ текста» 10 класс
Текст и его признаки
Введение. Текст и его признаки. Тема, идея, проблематика текста. План, тезисы, конспекты. Средства связи предложений в тексте.
Средства связи частей текста.
Лексический повтор. Однокоренные и местоименные слова. Союзы и частицы – союзы.
Функциональные стили речи.
Функциональные стили речи. Уроки устной речи. Сфера использования стиля. Сфера использования стиля. Научный стиль, сфера использования. Публицистический стиль, основные признаки. Официально-деловой стиль. Художественный стиль.
Художественные средства выразительности.
Средства художественной выразительности. Стилистические фигуры.
Анализ текстов.
Прозаический и поэтический тексты. Комплексный анализ текста
Сочинение – рассуждение
Авторская позиция. Проблема текста. Комментарий к проблеме. Анализ текст
4. Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Примечание |
1 | Что такое текст? Понятие о тексте. | 1 | |
2 | Знакомство с критериями и нормативами оценки задания части 2 | 1 | |
3 | Способы выражения темы. Заглавие. | 1 | |
4 | Начало и конец текста. | 1 | |
5 | Ключевые слова. | 1 | |
6 | Основная мысль текста. | 1 | |
7 | Содержание текста | 1 | |
8 | «Расшифровка» информации текста. | 1 | |
9 | Практическое занятие по теме «Текст» | 1 | |
10 | Лексический повтор | 1 | |
11 | Однокоренные слова | 1 | |
12 | Местоименные слова | 1 | |
13 | Союзы и частицы – союзы | 1 | |
14-15 | Практическое занятие по теме «Средства связей частей текста» | 2 | |
16 | Комплексный анализ текста | 1 | |
17 | Функциональные стили речи | 1 | |
18 | Сфера использования стиля | 1 | |
19 | Научный стиль | 1 | |
20-21 | Публицистический стиль | 2 | |
22 | Официально-деловой стиль | 1 | |
23-24 | Художественный стиль | 2 | |
25-26 | Средства художественной выразительности | 2 | |
27 | Стилистические фигуры | 1 | |
28 | Прозаический и поэтический тексты | 1 | |
29 | Основная проблема исходного текста | 1 | |
30 | Комментарии к основной проблеме текста | 1 | |
31 | Позиция автора и способы её выражения | 1 | |
32 | Изложение собственного мнения по тексту | 1 | |
33 | Языковой анализ текста | 1 | |
34 | Художественные средства выразительности | 1 | |
35 | Практическое занятие на определение изобразительных средств в тексте | 1 | |