Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» МБОУ СОШ № 1 а. Кошехабль составлена для детей 4 класса с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с умственной отсталостью вариант 2) . Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, 34 часа.
Изобразительная деятельность обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование как средства коррекции в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Таким образом, в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью изобразительной деятельности на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные. Это закономерно, поскольку такие дети обладают ограниченными возможностями овладения как знаниями об изобразительном искусстве, так и соответствующими умениями и навыками, связанными с участием в нем. Действия детей лишены целенаправленности и игрового замысла. Выполненные рисунки не ассоциируются ими с предметами и явлениями окружающей действительности, часто они не могут узнать в изображении реальные предметы и явления.
Задачами обучения изобразительной деятельности детей с умеренной умственной отсталостью являются:
формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;
развитие интереса к деятельности и ее результатам;
формирование потребности в отражении действительности доступными изобразительными средствами;
формирование умения соотносить получаемые изображения с реальными объектами, явлениями, событиями;
обучение приемам и средствам рисования;
развитие восприятия основных свойств и отношений изображаемых объектов;
обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук;
воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основ самооценки.
Основной формой обучения изобразительной деятельности является урок.
Уроки по изобразительной деятельности состоят из трех разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы.
Рисование с натуры
Совершенствование умения воспитанников анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов: при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; ослабление интенсивности цвета путём добавления воды в краску.
Декоративное рисование
Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения).
Рисование на темы
Обогащение представлений учащихся об окружающей действительности. Учить их воспроизводить в рисунке знакомые предметы, передавать пространственные отношения предметов (рядом, около, вверху, внизу).
Учитель продумывает содержание, объем и степень сложности каждого урока в соответствии с возможностями всех учащихся. В процессе проведения урока создаются условия, которые дают возможность каждому школьнику работать в своем темпе, проявлять максимальную степень самостоятельности при выполнении задания. Индивидуальный подход должен органично сочетаться с фронтальной работой.
В процессе обучения изобразительной деятельности школьников с умеренной умственной отсталостью целесообразно использовать следующие методы и приемы:
совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
действия школьников по образцу, особенно на уроках декоративного рисования;
действия с контурными изображениями, использование приемов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;
выполнение изображений по натуре после предварительного тактильного и зрительного обследования, «прорисовывания»;
предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных народных игрушек, картинок и т. п.;
соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами для последующего изображения их в процессе рисования;
обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного изображения на уроках рисования;
использование рисунков в процессе других уроков (основы математических представлений, родная речь, музыкально-ритмических занятий и д.
Содержание программы по «Изобразительному искусству»
Раздел программы | Всего часов | Тема | Беседы |
Декоративное рисование | | Узор в полосе из листьев и ягод. Составление узора в полосе. Геометрический орнамент в квадрате. Узор в квадрате из веточек с листочками. Узор цветов для коврика прямоугольной формы. Геометрический орнамент в прямоугольнике. Орнамент в квадрате. Узор в квадрате из веточек ели. Узор из снежинок. Орнамент из снежинок в полосе. Узор в полосе. Узор в полосе для косынки треугольной формы. Узор в круге – расписная тарелка. Орнамент в круге. Узор из чередующих геометрических фигур. Узор из чередующих геометрических фигур в полосе. Орнамент в полосе из листочков. Узор в полосе из цветов и листочков. Узор из цветов в круге. | Городецкая роспись. Знакомство с Полхов-Майданскими изделиями Рассматривание иллюстрации Е.Чарушина в детских книжках. |
Рисование с натуры | | Овощи и фрукты. Грибы: белые, подосиновик, мухомор. Предметы несложной формы: папка, линейка, треугольник. Ветка ели. Праздничные флажки. Елочные украшения. Рамка для картины. Игрушка (рыбка). Дорожный знак «Внимание опасность». Весенние цветы. Ветка с листьями. | Рассматривание иллюстраций к сказке «Репка». Рассматривание картин Ю.Васнецова к народным сказкам. Рассматривание иллюстраций В. Ватагина в детских книжках. |
Рисование на темы | | Деревья осенью. Ветка с елочными игрушками. Снеговики. Зимний лес. Рыбки в аквариуме среди водорослей. Ракета в космосе. Скворечник. | Е. Чарушина в детских книжках. |
Итого: | 34 | | |
Календарно-тематическое планирование по программе «Изобразительное искусство»
п/п | дата | дата | тема |
1. | | | Вводная беседа по предмету. |
2. | | | Рисование прямых линий на бумаге в клетку. |
3. | | | Дугообразные линии. Линии косые. |
4. | | | Графические упражнения ломаных линий: «Заборчик», «Травка зеленеет». |
5. | | | Изображение пунктирных и штрихпунктирных линий: «Дождь идет». |
6. | | | Рисование замкнутых круговых линий: «Мыльные пузыри». |
7. | | | Рисование и раскрашивание кругов (по трафарету). |
8. | | | «Цветные веревочки». Прямые горизонтальные линии. |
9. | | | Игровые графические изображения: «Дым идет», «Волны», «Ручьи». |
10. | | | «Разноцветные мячи» (большие и маленькие). |
11. | | | Рисование круга по шаблону. Закрашивание. |
12. | | | Рисование геометрических фигур ( , , ) по трафарету. Раскрашивание. |
13. | | | Рисование узора в полосе (чередование по форме и цвету элементов). |
14. | | | Рисуем «Дом». Раскрашивание элементов. |
15. | | | Рисование с натуры: «Флажок». |
16. | | | Рисование с натуры: «Бусы». |
17. | | | Рисуем по замыслу: «Что бывает круглым?» |
18. | | | Закрепление графических навыков. |
п /п | дата | дата | тема |
19 | | | Знакомство с красками. Ориентирование на листе бумаги. |
20 | | | «Укрась платочек». Оттиск пробкой. |
21 | | | «Осеннее дерево». Тычки ватной палочкой. |
22 | | | «Воздушные шарики». |
23 | | | « Рыбки». Коллективная работа. |
24 | | | «Укрась шарфик». Печать по трафарету поролоном. |
25 | | | Рисование на тему «Ветка ели». |
26 | | | Рисуем «Рукавичку» по шаблону. |
27 | | | Рисование «Звезда» (по опорным точкам). Закрашивание. |
28. | | | Рисование на тему «Снеговик». |
29. | | | «Зимний лес». Печать по трафарету. |
30. | | | «Украсим елочку бусами». Оттиск пробкой. |
31. | | | «Первый снег». |
32. | | | Закрепление графических навыков. |
33. | | | Рисование с натуры «Шарф». |
34. | | | Рисование игрушки «Рыбка». |