СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для факультатива по химии ФГОС 7 класс по О.С.Габриэлян

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка находится в апробации. Учащиеся с интересом начали занятия.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для факультатива по химии ФГОС 7 класс по О.С.Габриэлян»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

№ 8 им А.Н. Ленкина г.Горно-Алтайска»



«Рассмотрено»

на заседании ШМО

_______.

Протокол № ___ от

«____»_________2018г.

______Панферова Е.Ю.

«Согласовано»

Зам директора по УВР

«____»_________2018 г.

_____Казанцева Л.В.

«Утверждаю»

Директор школы

_____Тишкова Л.В.

Приказ № ___ от «___»____________2018 г.





Рабочая программа

Факультативного курса «Введение в химию»

для 7 класса

основного общего образования

на 2018-2019 учебный год




Составитель:

Лавриненко Татьяна Николаевна

учитель химии

г.Горно-Алтайск-2018 г.



Химия.Ввод­ный курс. 7 класс»

О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов и А. К. Ахлебинин

(35 ч, 1 ч в неделю)


Пояснительная записка

Статус документа


Рабочая программа учебного курса разработана на основе программы пропедевтического курса химии для 7 класса основной школы «Химия.Ввод­ный курс. 7 класс» авторов О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова и А. К. Ахлебинина(Программа пропедевтического курса «Химия. Вводный курс. 7 класс»/ О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, А. К. Ахлебинин . - М.: Дрофа, 2007г.), с учётом учебного плана на 2017-2018 учебный год и основной образовательной программы МБОУ «СОШ №8 г.Горно-Алтайска».


Исходными документами для составления рабочей программы явились:

- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- Федеральный закон от 01.12.2007 года № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

- Приказ МО России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

- Приказ МО России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Приказ МО России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО и СОО».


Общая характеристика учебного предмета


Изучение вводного курса химии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  • подготовить учащихся к изучению нового учеб­ного предмета;

  • создать познавательную мотивацию к изучению нового предмета;

  • сформировать предметные знания, умения и на­выки (в первую очередь расчетные и экспери­ментальные), на которые недостаточно времени при изучении курса химии основной школы;

• показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития науки химии;

• интегрировать знания по предметам естествен­ного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия».


Курс пропедевтики не предусмотрен федеральным базисным учебным пла­ном, поэтому в программе отсутствуют сведения курса химии, предусмотренного феде­ральным компонентом государственного образова­тельного стандарта по химии для основной школы.


Курс (состоит из четырех частей) решает следующие задачи:


Первая тема — «Химия в центре естество­знания» —

1. позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природове­дения, биологии, географии, физи­ки, что уменьшит психо­логическую нагрузку на учащихся с появлением но­вого предмета.

2. способствует формированию идеи об интегрирующей роли химии в системе естест-венных наук, значимости этого предмета для успешного ос­воения естественнонаучных дисциплин.

Вторая тема — «Мате­матика в химии» —

1. позволяет совершенствовать умения, необходимые при решении химических задач: умение вычислять часть от целого (массо­вая доля элемента в сложном веществе, массовая и объемная доли компонентов в смеси, в том числе и доля примесей).

Третья тема — «Явления, происходящие с веще­ствами» —

1. дополняет сведения учащихся об извест­ных им физических и химических явлениях.

Четвертая тема — «Рассказы по химии» —

1. способствует формированию научных представлений об ученых-химиках, удивительном мире химии, открытиях, реакциях и веществах.


Химия — наука экспериментальная. Поэтому в 7 классе рассматриваются такие важнейшие методо­логические понятия, как «эксперимент», «наблюде­ние», «измерение», «описание», «моделирование», «гипотеза», «вывод».

Для формирования экспериментальных умений учащихся в программе предусмотрены несложные по технике выполне­ния эксперименты, лабораторные опыты и прак­тические работы. Также этой цели способствует пре­дусмотренный в курсе домашний эксперимент, кото­рый полностью соответствует требованиям техники безопасности и обеспечивает ушедшие из практики обучения химии экспериментальные работы лонгетюдного (продолжительного по времени) характера.

Изучение предлагаемого курса предусматривает широкое использование активных форм и методов обучения: повышение роли самостоятельной работы учащихся в обучении (например, проведение домаш­него химического эксперимента), в том числе подго­товка сообщений для ученических конференций, за­щита проектов, обсуждение результатов домашнего эксперимента.

Рабочая программа предусматривает развитие таких логических операций мыш­ления, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, выдвижение и подтверждение или опровержение гипотез и т. д.

Выполнение практической части рабочей программы предусмотрено в следующем объеме:

Формы контроля.

Виды деятельности

Кол-во работ

Практические работы

6

Контрольные работы

2


Программа построена на основе межпредметных связей, прежде всего, с курсом физики, биологии, географии, математики.


Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

  • Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Ахлебинин А. К. «Химия. Ввод­ный курс. 7 класс»- учебное пособие для учащихся. - М.: Дрофа, 2013 г.

  • Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия: Методическое пособие к пропедевтическому курсу «Химия. Вводный курс. 7 класс». - М.: Дрофа, 2013 г. (программа, тематическое планирование, рекомендации).

  • Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия. Рабочая тетрадь. 7 класс. - М.: Дрофа, 2013г.

  • Габриелян О.С., Аксёнова И.В.. Практикум к учебному пособию О.С. Габриеляна и др. «Химия. Вводный курс. 7 класс», – М.: Дрофа, 2013 г.

Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих методов: текущий, итоговый.

При этом используются различные формы контроля: практическая работа, самостоятельная работа, тест, устный опрос, письменная контрольная работа, защита проекта и др.

Текущий контроль осуществляется с помощью собеседования, тестирования, наблюдения в ходе практических работ.

Тематический контроль осуществляется по завершении темы в форме контрольного тестирования или письменной контрольной работы.

Итоговый контроль знаний учащихся предполагает собеседование или тестирование (дифференцированное) по основным вопросам изученного материала.



Место предмета в учебном плане МБОУ


Согласно утвержденному Учебному плану школы на изучение пропедевтического курса химии отведен 1 час в неделю, поэтому рабочая программа разработана мной на 35 учебных часов в год. Распределение времени, а также темы занятий и экспериментальных работ полностью сохранены согласно авторской программе.



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности


Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся 7 класса общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.


Предполагаемый результат изучения пропедевтического курса химии 7 класса


В результате изучения пропедевтического курса химии ученик должен


знать /понимать:


• химическую символику: знаки некоторых химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

• важнейшие химические понятия: химия, химические методы изучения, химический элемент, атом, ион, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, минерал, вещество, классификация веществ, химическая реакция, коррозия, катализаторы, ингибиторы, фильтрование, дистилляция, адсорбция; органическая и неорганическая химия; углеводороды, спирты, карбоновые кислоты, жиры, углеводы, белки, качественные реакции;

• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества, периодический закон;

• важнейшие вещества и материалы: некоторые металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, известковая вода, СМС;


уметь:

• называть отдельные химические элементы, их соединения; соединения неметаллов и металлов, изученные органические соединения и другие вещества по тривиальной или международной номенклатуре;


• определять принадлежность веществ к определенным классам неорганических веществ;


• характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений;


• объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, зависимость скорости химической реакции от различных факторов;


• выполнять химический эксперимент по распознаванию некоторых веществ; расчеты по нахождению доли вещества в растворе, элемента в веществе;


• проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов);


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:


• объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

• определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

• экологически грамотного поведения в окружающей среде;

• безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

• приготовления растворов заданной концентрации в быту.



Основное содержание программы по химии 7 класс

(1 час в неделю)


Глава I. Химия в центре естествознания (11часов)

Химия как часть естествознания. Предмет химии

Химия — часть естествознания. Взаимоотношения человека и окружающего мира. Предмет химии. Фи­зические тела и вещества. Свойства веществ. Приме­нение веществ на основе их свойств.

Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии

Наблюдение как основной метод познания окружаю­щего мира. Условия проведения наблюдения. Гипо­теза. Эксперимент. Вывод. Строение пламени. Лабо­ратория и оборудование.

Моделирование

Модель, моделирование. Особенности моделирова­ния в географии, физике, биологии. Модели в биоло­гии. Муляжи. Модели в физике. Электрофорная ма­шина. Географические модели. Химические модели: предметные (модели атома, молекул, химических и промышленных производств), знаковые, или сим­вольные (символы элементов, формулы веществ, уравнения реакций).

Химические знаки и формулы

Химический элемент. Химические знаки. Их обо­значение, произношение. Химические формулы ве­ществ. Простые и сложные вещества. Индексы и ко­эффициенты. Качественный и количественный со­став вещества.

Химия и физика

Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории. Понятия «атом», «молекула», ион». Строение вещества. Кристаллическое состоя­ние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение. Веще­ства молекулярного и немолекулярного строения.

Агрегатные состояния веществ

Понятие об агрегатном состоянии вещества. Физиче­ские и химические явления. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Аморфные вещества.

Химия и география

("троение Земли: ядро, мантия, кора. Литосфера. Минералы и горные породы. Магматические и оса­дочные (неорганические и органические, в том числе и горючие) породы.

Химия и биология

Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Биологиче­ская роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Хло­рофилл. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизне­деятельности организмов.

Качественные реакции в химии

Качественные реакции. Распознавание веществ с по­мощью качественных реакций. Аналитический сиг­нал. Определяемое вещество и реактив на него.


ДЕМОНСТРАЦИИ

  • Коллекция различных предметов или фотографий пред­метов из алюминия для иллюстрации идеи «свойства - при­менение».

  • Учебное оборудование, используемое на уроках физики, биологии, географии и химии.

  • Электрофорная машина в действии. Географические мо­дели (глобус, карта). Биологические модели (муляжи орга­нов и систем органов растений, животных и человека). Физи­ческие и химические модели атомов, молекул веществ и кристаллических решеток.

  • Объемные и шаростержневые модели воды, углекислого и сернистого газов, метана.

  • Образцы твердых веществ кристаллического строения. Модели кристаллических решеток.

  • Вода в трех агрегатных состояниях. Коллекция кристал­лических и аморфных веществ и изделий из них.

  • Коллекция минералов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит).

  • Коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита — мел, мрамор, известняк).

  • Коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф).

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

  • Научное наблюдение и его описание. Изучение строения пламени.

  • Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев растений.

  • «Переливание» углекислого газа в стакан на уравнове­шенных весах.

  • Качественная реакция на кислород. Качественная реак­ция на углекислый газ.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ

  • Распространение запаха одеколона, духов или дезодо­ранта как процесс диффузии.

  • Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом.

  • Диффузия перманганата калия в желатине.

  • Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корочке.

  • Изучение гранита с помощью увеличительного стекла.

  • Определение содержания воды в растении.

  • Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха.

  • Обнаружение крахмала в пшеничной муке.

  • Взаимодействие аскорбиновой кислоты с иодом (опре­деление витамина С в различных соках).

  • Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду

•Обнаружение известковой воды среди различных ве­ществ.

ДОМАШНИЕ ОПЫТЫ

  • Изготовление моделей молекул химических веществ из Пластилина.

  • Диффузия сахара в воде.

  • Опыты с пустой закрытой пластиковой бутылкой.

  • Обнаружение крахмала в продуктах питания; яблоках.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Знакомство с лабораторным оборудованием. Пра­вила техники безопасности.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Наблюдение за горящей свечой. Устройство и ра­бота спиртовки.


Глава II. Математика в химии (9 часов)

Относительные атомная и молекулярная массы

Относительная атомная масса элемента. Молекуляр­ная масса. Определение относительной атомной мас­сы химических элементов по таблице Д. И. Менделе­ева. Нахождение относительной молекулярной мас-сы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих вещество химических элементов.

Массовая доля элемента в сложном веществе

Понятие о массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещест­ва. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов (для двухчасового изучения курса).

Чистые вещества и смеси

Чистые вещества. Смеси. Гетерогенные и гомоген­ные смеси. Газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть), твердые смеси (горные породы, ку­линарные смеси и синтетические моющие средства).

Объемная доля газа в смеси

Определение объемной доли газа (ф) в смеси. Состав атмосферного воздуха и природного газа. Расчет объема доли газа в смеси по его объему, и наоборот.

Массовая доля вещества в растворе Массовая доля вещества (и) в растворе. Концентра­ция. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества.

Массовая доля примесей

Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая до­ля примеси (w) в образце исходного вещества. Основ­ное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массо­вую долю примесей.


ДЕМОНСТРАЦИИ

  • Коллекция различных видов мрамора и изделий (или иллюстраций изделий) из него.

  • Смесь речного и сахарного песка и их разделение.

  • Коллекция нефти и нефтепродуктов.

  • Коллекция бытовых смесей (кулинарных смесей, CMC, шампуней, напитков и др.).

  • Диаграмма состава атмосферного воздуха. Диаграмма состава природного газа.

  • Коллекция «Минералы и горные породы» (образцы ве­ществ и материалов, содержащих определенную долю при­месей).

ДОМАШНИЕ ОПЫТЫ

• Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтичес­ких препаратов, содержащих определенную долю примесей.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

Приготовление раствора с заданной массовой до­лей растворенного вещества.


Глава III.Явления, происходящиес веществами (11 часов)

Разделение смесей

Способы разделения смесей и очистка веществ. Не­которые простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей порошков железа и серы, отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки, фильтрование. Фильтрование в лаборатории, быту и па производстве. Понятие о фильтрате. Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активирован­ный уголь как важнейший адсорбент. Устройство противогаза.

Дистилляция, или перегонка

Дистилляция (перегонка) как процесс выделения ве­щества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения.

Кристаллизация или выпаривание. Кристаллиза­ция и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе.

Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха.

Химические реакции. Условия протекания и прекраще­ния химических реакций

Химические реакции как процесс превращения од­них веществ в другие. Условия протекания и пре­кращения химических реакций. Соприкосновение (контакт) веществ, нагревание. Катализатор. Ингибитор. Управление реакциями горения.

Признаки химических реакций

Признаки химических реакций: изменение цвета, образование осадка, растворение полученного осад­ки, выделение газа, появление запаха, выделение или поглощение теплоты.


ДЕМОНСТРАЦИИ

  • Фильтр Шотта. Воронка Бюхнера. Установка для фильтрования под вакуумом.

  • Респираторные маски и марлевые повязки.

  • Противогаз и его устройство.

  • Коллекция «Нефть и нефтепродукты».

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

  • Разделение смеси порошка серы и железных опилок.

  • Разделение смеси порошка серы и песка.

• Разделение смеси воды и растительного масла с по­мощью делительной воронки.

  • Получение дистиллированной воды с помощью лабора­торной установки для перегонки жидкостей.

  • Разделение смеси перманганата и дихромата калия спо­собом кристаллизации.

  • Взаимодействие железных опилок и порошка серы при нагревании.

  • Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды.

«Каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор -диоксид марганца (IV)).

  • Обнаружение раствора щелочи с помощью индикатора.

  • Взаимодействие раствора перманганата калия и раство­ра дихромата калия с раствором сульфита натрия.

  • Взаимодействие раствора перманганата калия с аскор­биновой кислотой.

  • Взаимодействие хлорида железа с желтой кровяной солью и гидроксидом натрия.

  • Взаимодействие гидроксида железа (III) с раствором со­ляной кислоты.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ

  • Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих ве­ществ.

  • Изучение устройства зажигалки и пламени.

ДОМАШНИЕ ОПЫТЫ

  • Разделение смеси сухого молока и речного песка.

  • Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды в воде и ее декантация.

  • Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы.

  • Растворение в воде таблетки аспирина УПСА.

* Приготовление известковой воды и опыты с ней.


• Изучение состава CMC.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

Выращивание кристаллов соли (домашний экспе­римент).


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5


Очистка поваренной соли.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

Изучение процесса коррозии железа (домашний эксперимент).


Глава IV. Рассказы по химии (3часа)


Ученическая конференция

♦ Выдающиеся русские ученые-химики». О жизни и деятельности М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова, других отечественных и зарубеж­ных ученых (по выбору учащихся).


Конкурс сообщений учащихся

♦ Мое любимое химическое вещество». Об открытии, получении и значении выбранного химического ве­щества.


Конкурс ученических проектов (Посвящен изучению химических реакций)

Практические работы


  1. Практическая работа №1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности. Габриелян О.С. «Химия. Вводный курс. 7 класс»: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010, стр.14.

  2. Практическая работа №2. Наблюдения за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки. Габриелян О.С. «Химия. Вводный курс. 7 класс»: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010, стр.

  3. Практическая работа №3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворённого вещества. Габриелян О.С. «Химия. Вводный курс. 7 класс»: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010, стр.77.

  4. Практическая работа №4. Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент). Габриелян О.С. «Химия. Вводный курс. 7 класс»: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010, стр.

  5. Практическая работа №5. Очистка поваренной соли. Габриелян О.С. «Химия. Вводный курс. 7 класс»: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010, стр.96.

  6. Практическая работа №6. Изучение процесса коррозии железа (домашний эксперимент). «Химия. Вводный курс. 7 класс»: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010, стр.

Тематическое планирование по химии, 7 класс,

(1 час в неделю, всего 35 час) УМК О.С. Габриеляна




Тема раздела

Количество часов

По программе О. С. Габриеляна

По рабочей программе

К.р.

П.р.

1

Химия в центре

естествознания.

11

11

-

П/р №1,

П/р №2

2

Математика в химии.

9

9

К/р №1

П/р №3

3

Явления, происходящие с веществами.

11

11

К/р №2

П/р №4,

П/р №5,

П/р №6

4

Рассказы по химии.

3

3

-

-

5

резерв

1





Итого:

35

35

К/р – 2

П/р – 6















Календарно-тематическое планирование

пропедевтического курса «Химия. Вводный курс. 7 класс»

О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов и А. К. Ахлебинин

(1 час в неделю в течение года, 35 чассов)



уро

ка



Наименование раздела программы



Тема урока


Количество часов


Элементы содержания навыков



Домашнее задание


Дата









1


Инструктаж

по ТБ.

Химия как часть естест­вознания. Предмет химии


Естествознание — комплекс наук о природе: физики, хи­мии, биологии и географии. Положительное и отрицатель­ное воздействие человека на природу.

Предмет химии. Тела и веще­ства. Свойства веществ как их индивидуальные признаки. Свойства веществ как основа их применения


§ 1.

Соста­вить прос­той

план § 1


2


Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии


Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза как предположение, объясняющее или предсказывающее проте-кание наблюдаемого явления. Экспе­римент. Лаборатория. Эксперимент лабораторный и домашний. Способы фиксиро­вания результатов экспери­мента. Строение пламени свечи, сухого горючего, спиртовки


§ 2.

Подготовка к практ. работе № 1 (с. 14).

Нарисовать знаки, обозначаю­щие прави­ла техники безопаснос­ти при выполнении химиче­ских опы­тов


3


Инструктаж

по ТБ.

П.Р. № 1. Знакомство с ла­бораторным оборудовани­ем. Правила техники безопасности


Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Лабораторное оборудование: устройство, назначение, приемы обращения

Оформить отчет о работе.

Подготовка к практической работе№2


4


Инструктаж

по ТБ.

П.Р.№2

Наблюдение за го­рящей све­чой. Устрой­ство и работа спиртовки.


Наблюдение. Устройство спиртовки и правила обращения с нагревательными приборами

Подготовка до кладов по темам: «Из исто­рии изобре­тен.электрофорной машины», «История появления глобуса»


5


Моделирова­ние


Модели как абстрагирован­ные копии изучаемых объектов и процессов. Модели в физике. Электрофорная машина как абстрагированная модель молнии. Модели в биологии. Биологические муляжи. Модели в химии: материаль­ные (модели атомов, молекул, кристаллов, аппаратов и уста­новок) и знаковые (химиче­ские знаки, химические формулы и химические уравнения)

§ 3.

Вы­учить символы с названиями 10 химических элементов (Н, С, N, О, Na, Mg, Al, Si, P,S)


6


Химические знаки и формулы


Химический элемент. Хими-ческие знаки. Химические формулы. Их обозначение, произношение и информация, которую они несут. Индексы и коэффициенты. Простые и сложные вещества

§4.

Домашний опыт «Изготов-ление моделей молекул ве- ществ из плас-тили­на» . Вы­уч. сим­волы и назван элемен- тов (Fe, Au, К, Са, Си, Hg, Pb, Ag, CI, Cr, Zn)


7


Химия и физика


Понятия «атом», «молекула», «ион». Основные положения атомно- молекулярного учения. Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение

§ 5.

Домашний опыт «Диффузия сахара в воде», «Диффузия перманганата калия в желатине»


8


Агрегатные

состояния

веществ


Понятие об агрегатном состоя­нии вещества. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Кристаллические и аморфные твердые вещества. Физиче­ские и химические явления

§ 6.

Подго­товка крат­ких сообще­ний о мине­ралах. Задание 8(с. 41)


9


Химия

и география


Геологическое строение пла­неты Земля: ядро, мантия, ли­тосфера. Элементный состав геологических составных час­тей планеты. Минералы и гор­ные породы. Магматические и осадочные (органические и неорганические, в том числе и горючие) породы

§ 7.

Найти в сказах П.П.Бажо­ва «Мала­хитовая шкатулка» и «Камен­ный цве­ток» описа­ние минера­лов


10


Химия и биология


Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органиче-ские(белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Простые и сложные вещества, их роль в жизнедеятельности организмов. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Роль хлорофилла в фотосинтезе. Биологическое значение жи­ров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организ­мов

§ 8.

Домашний опыт «Взаимодействие аскорбиновой кислоты с иодом (определение витамина С в различных соках)»


11


Качественные реакции в химии


Понятие о качественных реакциях как о реакциях, воспринимаемых органолептически с помощью зрения, слуха, обоняния. Аналитический эффект. Определяемое вещест­во и реактив на него. Возмож­ность изменения их роли на противоположную.

§ 9.

Домашний опыт «Обнаружение крахмала в про­дуктах питания»


12


Относительные

атомная и молекулярная массы


Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице Д. И. Менделеева. Нахожде­ние относительной молеку­лярной массы по формуле вещества как суммы относи­тельных атомных масс, составляющих вещество химических элементов

§10.


13


Массовая доля элемента в сложном веществе


Понятие о массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества.

§ 11.

вопросы 4, 5 (с. 65)


14


Чистые вещества и смеси


Понятие о чистом веществе и о смеси. Смеси газообразные (воздух, природный газ), жид­кие (нефть) и твердые (горные породы, кулинарные смеси и CMC).

Смеси гомогенные и гетеро­генные

§ 12.

Изуче­ние состава кулинар­ных смесей по эти­кеткам


15


Объемная доля газа в смеси


Понятие об объемной доле (φ)

компонента газовой смеси.

Состав воздуха и природного

газа. Расчет объема компонента

газовой смеси поего объемной

доле и наоборот

§ 13.

Со­ставление диаграмм: состав вдыхаемого и выдыхаемо­го воздуха


16


.Массовая до­ля вещества в растворе


Понятие о массовой доле ве­щества (w) в растворе. Раство­ритель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствораи массовой доле растворенного

вещества и другие расчеты с исполь­зованием этих понятий

§ 14.

Подго­товка к практической работе № 3 (с. 77)


17



Практиче­ская работа

№ 3. Приго­товление ра­створа с за­данной мас­совой долей растворенно­го вещества



Расчетные задачи с использовани­ем понятия «массовая доля »


18


Массовая до­ля примесей


Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля при­меси (и) в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного веще­ства по массе вещества, содер­жащего определенную массо­вую долю примесей, и другие модификационные расчеты с использованием этих понятий

§ 15.

Изуче­ние состава некоторых бытовых и фармацевти­ческих пре­паратов по этикеткам


19


Решение за­дач и упраж­нений по те­ме «Матема­тика в химии»



Подготовка к контроль­ной работе № 1 по те­ме «Математика в химии»


20


Контроль­ная работа № 1 по теме «Математи­ка в химии»





21


Разделение смесей.

1. Способы разделения смесей


Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы разделе­ния смесей: просеивание, от­стаивание, декантация и др.

§16

(с. 83—85). Домашний опыт «Раз­деление смеси сухого молока и речного песка».

Практиче­ская работа № 4. Выра­щивание кристаллов соли (до­машний экс­перимент)


22


2. Фильтрование


Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о фильтрате

§16

(с. 86—87). Изготовле­ние мар­левой по­вязки. Предло­жить ход экспери­мента «От­стаивание взвеси по­рошка для чистки по­суды и ее деканта­ция». Под­готовка докладов «История возникнове­ния проти­вогаза», «Н.Д.Зелинский»


23


3. Адсорб­ция


Понятие об адсорбции и адсор­бентах. Активированный уголь как важнейший адсор­бент, его использование в бы­ту, на производстве и в воен­ном деле. Устройство проти­вогаза

§16(с.87 — 89). Домаш­ний опыт «Адсорб­ция активирован­ным углем красящих веществ пепси- колы». «Адсорбция кукурузны­ми палочка­ми паров пахучих веществ»


24


Дистилляция


Дистилляция как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. Кристаллизация или выпари­вание. Кристаллизация и вы­паривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоро­вые чашки для выпаривания) и природе. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха

§17.

Домашний опыт «Очистка воды»


25


Обсуждение результатов практиче­ской работы № 4 « Выра­щивание кристаллов соли» (домаш­ний опыт)


Этапы выращивания кристаллов соли.

Подготовка к практиче­ской работе № 5. Очист­ка поварен­ной соли (с. 96)


26


Инструктаж

по ТБ.

Практиче­ская работа

№ 5 «Очист­ка поварен­ной соли»





Практиче­ская работа № 6.

Изуче­ние процес­са корро­зии железа (домашний опыт)


27


Химические реакции. Условия протекания и прекращения

химических

реакций



Понятие о химической реакции как процессе превращения одних веществ в другие. Условия течения и прекращения химических реакций.

§18.

Домашний опыт «Изготовление самодельно­го огнету­шителя »


28


Признаки химических реакций


Признаки химических реакций. Образование осадка, выделение газа, появление запаха, измене-ние цвета, выделение или поглощение тепла.

§ 19.

Домашний опыт «При­готовление лимонада»


29


Обсуждение результатов практиче­ской работы № 6 «Изуче­ние процес­са коррозии желе-за» (до­машний опыт)


Процесс коррозии железа.

Условия, вызывающие коррозию железа. Вред, наносимый процессом коррозии народному хозяйству.


Подгото­вить докла­ды на тему «Выдающи­еся русские ученые-химики» к конферен­ции


30


Обобщение и актуализа­ция знаний по теме «Явления, про исходящие с веществами». Подготовка

к контроль­ной работе №2



Подготовка к контроль­ной работе №2



31


Контроль­ная работа № 2 по теме «Явления, происходя­щие с веще­ствами»



Подготовить проек­ты на тему «Исследования хи­мических реакций»



Глава IV. Рассказы по химии


3часа






32


Учениче­ская конфе­ренция «Вы­дающиеся русские ученые-химики».

0 жиз­ни и деятель­ности

М. В. Ломо­носова, Д. И. Менде­леева,

А. М. Бутле­рова


Вклад, внесенный русскими учеными – химиками в развитие химии. Жизнь и деятельность М. В. Ломо­носова,

Д. И. Менде­леева,

А. М. Бутле­рова

(с. 111 – 122)

Подготовить сообщение «Мое люби­мое химиче­ское вещест­во».

(Об от­крытии, по­лучении и значении вы­бранного хи­мического вещества)


33


Конкурс сообщений учащихся «Мое люби­мое химиче­ское вещест­во». Об от­крытии, по­лучении и значении вы­бранного хи­мического вещества


Многообразие химических веществ.

(с. 123 – 145) Завершить проек­ты на тему «Исследо­вания хи­мических реакций»


34


Конкурс ученических проектов, посвященный исследованиям в области химических реакций



(с. 146 – 154)


35


Конкурс «Лучший химик»










Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Основная литература:

  • Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Ахлебинин А. К. «Химия. Ввод­ный курс. 7 класс» .- учебное пособие для учащихся. - М.: Дрофа, 2013 г.

  • Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия: Методическое пособие к пропедевтическому курсу «Химия. Вводный курс. 7 класс». - М.: Дрофа, 2013 г. (программа, тематическое планирование, рекомендации).

Дополнительная литература:

  1. Аликберова Л. Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

  2. Аликберова Л. Ю., Рукк Н. С. Полезная химия: за­дачи и истории. — М.: Дрофа, 2005.

  3. Булычева Н. В. В мире колб, или Потомство одного пузыря. // Химия в школе. — 1997. — № 3. — с. 70 —72.

  1. Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Физика. Химия. 5—6 кл. Методическое пособие. — М.: Дрофа, 1995.

  2. Загорский В. В. Огни потешные. Фейерверк: история, теория, практика. — М.: Школа им. А. Н. Колмогорова «Самообразование», 2000.

  3. Занимательные опыты с веществами вокруг нас: иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию/Авт. Н. В. Груздева, В. Н. Лав-рова, А. Г. Mypaвьев.- СПб.: Крисмас, 2003.

  4. Камни мира. — М.: Аванта+, 2001.

  5. Краузер Б., Фримантл М. - Химия. Лабораторный практикум. — М.: Химия, 1995.

  6. Кузнецова Н. Е., Шаталов М. А. Обучение на основе межпредметной интеграции. 8—9 кл. – М.: Вентана-Граф, 2005.


  1. Химия и общество: Пер. с англ. — М.: Мир, 1995.

  2. Химия. Интересные уроки: / Авт.-сост. В. Н. Головнер. – М.: НЦЭНАС, 2005.

  3. Штремплер Г. И., Пичугина Г. А. Дидактические игры при обучении химии. — М.: Дрофа, 2004.

  4. В. А. Крицман. Книга для чтения по неорганической химии:, М., Просвещение, 2003 г

  5. Химия в таблицах: А. Е. Насонова, М., Дрофа, 2004 г

  6. Химия в формулах: В. Г. Иванов, О. Н. Гева. Дрофа, 2004 г

  7. 111 вопросов по химии для всех: П. Бенеш, В. Пумпр, М., Просвещение, 1994 г

  8. Что мы знаем о химии?: Ю. Н. Кукушкин, М., Высшая школа, 1993 г

  9. Проектная деятельность уч-ся. Химия.: Н. В. Ширшина, Волгоград, Учитель,2007 г


Интернет-ресурсы:

http://him.1september.ru/ Газета "Химия" и сайт для учителя "Я иду на урок химии"

http://www.openclass.ru/ сайт образовательный Открытый класс

http://pedsovet.su/ сайт Педсовет.ру ( презентации, разработки…)

http://www.zavuch.info/ сайт Завуч.инфо

http://www.uroki.net/ все для учителя на сайте Уроки.нет

http://www.rusedu.ru/subcat_37.html архив учебных программ и презентаций РусЕду

http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница Википедия на русском языке

http://window.edu.ru/ Единое окно Доступ к образовательным ресурсам

http://festival.1september.ru/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://www.uchportal.ru/ Учительский портал

http://www.spishy.ru/referat коллекция рефератов для учащихся


Лабораторное оборудование

- ОБЩЕЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ:

Штатив лабораторный химический,

Штатив для пробирок

Щипцы тигельные

Аптечка медицинская

Доска для сушки лабораторной посуды

Ерши для мытья посуды

Перчатки резиновые

Весы учебные с разновесами

Комплект посуды и принадлежностей для работы с малыми количествами веществ

Спиртовка лабораторная


- ПОСУДА:

Воронки, колбы, бюретки, стеклянные трубки и палочки, стаканы, ступки с пестиками,

чашки выпарительные


-ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКТИВЫ И МАТЕРИАЛЫ:

Металлы и неметаллы, оксиды металлов, гидроксиды, соли, кислоты, индикаторы, горючая жидкость для спиртовок, органические вещества – необходимые для выполнения Д/Э, Л/О и П/Р


- ОБЪЕКТЫ НАТУРАЛЬНЫЕ:

Коллекции пластмасс, волокон, металлов и их сплавов, видов топлива, каучуков, минеральных удобрений, минералов и горных пород


- ТАБЛИЦЫ:

Портреты ученых-химиков

Комплект таблиц демонстрационных по химии.


Результаты и система их оценки


Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся по химии


1. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ


Учитель должен учитывать:

— правильность и осознанность изложения содержания, пол­ноту раскрытия понятий, точность употребления научных терми­нов;

— степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;

— самостоятельность ответа;

— речевую грамотность и логическую последовательность от­вета.


Оценка устного ответа, письменной контрольной работы (задания со свободно конструируемым ответом):


Отметка «5» ставится, если в ответе присутствуют все понятия, составляющие содержание данной темы (основные законы и теории химии, закономерности протекания химических реакций, общие научные принципы производства неорганических и органических веществ и др.), а степень их раскрытия соответствует уровню, который предусмотрен государственным образовательным стандартом. Ответ демонстрирует овладение учащимся ключевыми умениями, отвечающими требованиям стандарта к уровню подготовки выпускников (грамотное владение химическим языком, использование химической номенклатуры – «тривиальной» или международной, умение классифицировать вещества и реакции, терминологически грамотно характеризовать любой химический процесс, объяснять обусловленность свойств и применения веществ их строением и составом, сущность и закономерность протекания изученных видов реакций). В ответе возможная одна несущественная ошибка.


Отметка «4» ставится, если в ответе присутствуют все понятия, составляющие основу содержания темы, но при их раскрытии допущены неточности, которые свидетельствуют о недостаточном уровне овладения отдельными ключевыми умениями (ошибки при определении классификационных признаков веществ, использовании номенклатуры, написании уравнений химических реакций и т.п.).


Отметка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный (отсутствуют некоторые понятия, необходимые для раскрытия основного содержания темы); в ответе проявляется недостаточная системность знаний или недостаточный уровень владения соответствующими ключевыми умениями.


Отметка «2» ставится, если при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.


2. ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ


Оценка умений решать расчетные задачи:


Отметка «5»

в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.


Отметка «4»

в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.


Отметка «3»

в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.


Отметка «2»

имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.


Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.


Отметка «5»

работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).


Отметка «4»

работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.


Отметка «3»

работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.


Отметка «2»

допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.



3. ОЦЕНКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

В письменных контрольных (тестовых) работах учитывается также, какую часть работы выполнил ученик:

«2» - 0-49 % заданий; «3» - 50-69% заданий; «4» - 70-89% заданий; «5» - 90-100% заданий

Контрольно-измерительные материалы по химии 7 класс

Контрольная работа № 1 по теме «Математика в химии»


1 вариант

1.Рассчитайте относительные молекулярные массы веществ по их формулам: Br2, H2O, CO2, H2SO4, KOH, BaCl2. Значения относительных атомных масс найдите по таблице Д.И. Менделеева, округлите их до целых чисел.


2.Рассчитайте массовые доли элементов в веществах: а) углекислом газе CO2; б) сульфиде кальция СаS; в) натриевой селитре NaNO3; г) оксиде алюминия Al2O3.


3. Рассчитайте массовые доли кислорода в веществах: а) углекислом газе CO2; б) оксиде кальция СаО; в) натриевой селитре NaNO3; г) оксиде алюминия Al2O3.



Контрольная работа № 1 по теме «Математика в химии»


2 вариант

1.Рассчитайте относительные молекулярные массы веществ по их формулам: Cl2, Na2O, CaO, H3PO4, LiOH, ZnI2. Значения относительных атомных масс найдите по таблице Д.И.Менделеева, округлите их до целых чисел.


2.Рассчитайте массовые доли элементов в веществах: а) угарном газе CO; б) карбиде кальция CaC2; в) калиевой селитре KNO3; г) оксиде бария BaO.


3. Рассчитайте массовые доли углерода в веществах: а) углекислом газе CO2; б)карбиде кальция СаС; в) карбонате кальция СaСO3; г) угарном газе СО.


Контрольная работа №2 по теме «Явления, происходящие с веществами»


№1. Вам даны три слова, объединённых общим признаком. Определите этот признак.

а) соприкосновение (веществ), нагревание, катализаторы.

б) центрифугирование, адсорбция, кристаллизация


№2. Укажите признаки химических реакций:

а) пригорание масла во время приготовления пищи;

б) взаимодействие пищевой соды и лимонной кислоты


№3. Заполните пропуски:

а) В пылесосе загрязнённый воздух освобождается от пыли …

1) отстаиванием 2) перегонкой 3) фильтрованием 4) дистилляцией 5) просеиванием

так как молекулы воздуха и частицы пыли имеют….

1) разный размер 2) разную массу 3) разный цвет


№4. Разделите перечисленные явления на химические и физические:

а) воспламенение спички; б) свечение электролампы; в) потемнение серебряной ложки; г)скисание молока; д)испарение воды; е)нагревание минеральной воды; ж)плавление стекла; з)ржавление железа; и) замерзание воды


№5. Вам предлагается три слова. Между первым и вторым существует определённая связь. Найдите слово, так же связанное с третьим.

а) Кристаллизация – медный купорос; дистилляция - ?

б) Лучина – кислород; фенолфталеин - ?


№6. Вам даны четыре слова. Три из них объединены общим признаком. Четвёртое к ним не подходит. Найдите его и объясните, почему вы выбрали именно это слово.

а) Бензин, вода, керосин, соляр.

б) Газ, осадок, теплота, время.