Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области
«Тульский областной центр образования»
| Утверждаю директор _______________ С. А. Полянский Приказ от ____________г. №__________ |
Рабочая программа
дополнительного коррекционного занятия «Познавательное развитие»
4 класса
(обучающихся на дому)
(вариант 1.4)
на 2019-2020 учебный год
Количество часов в неделю: 1 |
Количество часов за год: 34 |
|
Составлена: |
учителем Дрожжиной Ж.В. |
|
Рассмотрена на заседании ШМО: |
протокол от_____________ № __ |
|
Согласована: |
заместителем директора по УВР |
___________________О. Н. Жуковой |
|
2019, г. Тула
Аннотация к рабочей программе коррекционно-развивающего занятия
«Познавательное развитие».
Рабочая программа коррекционно-развивающего занятия «Познавательное развитие» составлена в соответствии с требованиями Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и на основе адаптированной общеобразовательной программы для глухих обучающихся (вариант 1.4). Программа предназначена для образования детей, имеющих, помимо глухоты, умеренную, тяжелую или глубокую умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), тяжелые множественные нарушения развития.
Настоящая рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер. Программа рассчитана на обучение детей с тяжёлыми нарушениями развития Программа учитывает специфические особенности умственного, сенсорного, моторно-двигательного, речевого и социально-личностного развития детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Курс построен на основе линейной концепции.
Целью программы является диагностика, развитие и коррекция высших психических функций учащихся с ограниченными возможностями здоровья, как основы для формирования учебных навыков. Создание условий для преодоления трудностей обучения школьников с ОВЗ, исходя из структуры их нарушений, познавательных потребностей и возможностей. Основная задача программы: осуществление комплексной диагностики и определение путей коррекции, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы;
Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности школьника с тяжёлыми нарушениями развития, их потенциальных возможностей.
Пояснительная записка.
Рабочая программа коррекционно-развивающего занятия «Познавательное развитие» составлена в соответствии с требованиями Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и на основе адаптированной общеобразовательной программы для глухих обучающихся (вариант 1.4). Программа предназначена для образования детей, имеющих, помимо глухоты, умеренную, тяжелую или глубокую умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), тяжелые множественные нарушения развития.
Данная рабочая программа предназначена для проведения коррекционно-развивающей работы для 4 класса.
Настоящая рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер. Программа рассчитана на обучение детей с тяжёлыми нарушениями развития Программа учитывает специфические особенности умственного, сенсорного, моторно-двигательного, речевого и социально-личностного развития детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Курс построен на основе линейной концепции.
Цель программы: диагностика, развитие и коррекция высших психических функций учащихся с ограниченными возможностями здоровья, как основы для формирования учебных навыков. Создание условий для преодоления трудностей обучения школьников с ОВЗ, исходя из структуры их нарушений, познавательных потребностей и возможностей.
Основные задачи:
-осуществление комплексной диагностики и определение путей коррекции, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы;
-подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы в соответствии с программным содержанием;
-всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов учащегося.
Коррекционно-развивающее занятия направлено:
- на реализацию особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью, с тяжёлыми нарушениями развития не предусмотренных содержанием программ по учебным предметам;
- на дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными;
- на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
Основные направления коррекционной работы:
-сенсорное и сенсомоторное развитие;
-формирование пространственно-временных отношений;
-формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
-готовность к восприятию учебного материала;
-формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности школьника с тяжёлыми нарушениями развития, их потенциальных возможностей.
Общая характеристика учебного предмета.
В процессе обучения по программе у глухих обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития формируется развитие и коррекция высших психических функций учащихся с ограниченными возможностями здоровья, как основы для формирования учебных навыков. Создание условий для преодоления трудностей обучения школьников с ОВЗ, исходя из структуры их нарушений, познавательных потребностей и возможностей. Основная задача программы: осуществление комплексной диагностики и определение путей коррекции, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы;
Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности школьника с тяжёлыми нарушениями развития, их потенциальных возможностей.
Настоящая рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер. Программа рассчитана на обучение детей с тяжёлыми нарушениями развития Программа учитывает специфические особенности умственного, сенсорного, моторно-двигательного, речевого и социально-личностного развития детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Курс построен на основе линейной концепции.
Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности школьника с тяжёлыми нарушениями развития, их потенциальных возможностей.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Познавательное развитие» в четвёртом классе отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 34 ч.
Сетка часов.
Класс | Количество часов в неделю | Количество часов по четвертям (обяз.ч.) | Количество часов за год |
Обяз. ч. | Обяз.ч. |
4 класс | 1 ч | II | III | IIII | IVI | 34 ч |
38 5 | 88 | 10 | 8 |
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Ценностные ориентиры начального общего образования примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей, имеющих, помимо глухоты, умеренную, тяжелую или глубокую умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), тяжелые множественные нарушения развития (вариант 1.4) в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в требованиях к результатам освоения реализации ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Программа носит коррекционно-развивающий характер. Программа рассчитана на обучение детей с тяжёлыми нарушениями развития Программа учитывает специфические особенности умственного, сенсорного, моторно-двигательного, речевого и социально-личностного развития детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Курс построен на основе линейной концепции.
Планируемые результаты учебного предмета.1
Структура и содержание планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования для детей, имеющих, помимо глухоты, тяжелые множественные нарушения развития отражают требования стандарта, передают специфику образовательного процесса, уделяют особое внимание к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в реальных условиях. Проводится специальная работа по коррекции познавательных возможностей учащегося.
Данная программа обеспечивает достижение трех видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом жизненных компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования для ребенка имеющего, помимо глухоты, тяжелые множественные нарушения.
Личностными результатами изучения коррекционно-развивающего занятия познавательного развития является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок: внимательное и доброжелательное отношение к младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, чуткость, доброжелательность, самостоятельность.
Предметными результатами изучения коррекционно-развивающего занятия Познавательное развитие является фомирование целенаправленности выполнения действий и движений по инструкции педагога. Согласованность действий и движений разных частей тела
Учащиеся должны уметь:
— целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
— правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;
— анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;
— различать и называть основные цвета;
— классифицировать геометрические фигуры;
— составлять предмет из 2—3 частей;
— определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов;
Учащиеся должны знать:
— зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов;
— классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения;
— различать речевые и неречевые звуки;
— ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;
— выделять части суток и определять порядок дней недели.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Критерии оценивания.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, необходимо использовать систему оценки, ориентированную на адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования глухих детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития, на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Структура и содержание планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования адекватно отражают требования стандарта, передают специфику образовательного процесса (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов, включая специальные (коррекционные) предметы), учитывают возможности и особенности обучающихся, их особые образовательные потребности. Результаты начального общего образования глухих с умственной отсталостью оцениваются по его завершении. Результаты оцениваются по освоению глухими с умственной отсталостью содержательных линий всех областей образования, определенных структурой АООП НОО с учетом возможностей обучающихся и особенностей общего и речевого развития.
Особенностями такой системы оценки являются:
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных и личностных результатов общего образования);
использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
Результаты начального образования глухих с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития на основе АООП НОО оцениваются (вариант 1.4) по его завершении. Стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени нецелесообразна, т. к. темп освоения содержания начального основного образования обучающимися с нарушениями слуха и умственной отсталостью может быть разным.
Программа оценивания включает полный перечень личностных результатов, указанных в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции учащихся.
В четвёртом классе производится оценивание достижений для детей, имеющих, помимо глухоты, тяжелые множественные нарушения развития, по пятибалльной системе. Основная цель которого - сформировать и развить деятельность детей. Система оценки результатов должна включать целостную характеристику выполнения обучающимся специальной индивидуальной образовательной программы, отражающую взаимодействие следующих компонентов образования:
что обучающийся должен знать и уметь на данной ступени образования,
что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике,
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития особо важно учитывать, что у детей могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов и даже областей, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Для выявления возможной результативности обучения должен быть учтен ряд факторов:
необходимо учитывать особенности текущего психического и соматического состояния каждого обучающегося;
в процессе предъявления заданий должны использоваться все доступные обучающемуся средства невербальной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные технологии) и речевые средства (устная, письменная речь). При оценке результативности достижений необходимо учитывать уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной физической помощью, вместе со взрослым).
выявление результативности обучения должно быть направлено не только на определение актуального уровня развития, но и «зоны ближайшего», а для некоторых обучающихся «зоны отдаленного развития», т.е. возможностей потенциального развития.
выявление представлений, умений и навыков обучающихся с умственной отсталостью в каждой образовательной области должно создавать основу для дальнейшей корректировки специальной индивидуальной образовательной программы, конкретизации плана дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося при выполнении действий, операций, направленных на решении конкретных жизненных задач, сформулированных в специальной индивидуальной образовательной программе. Оценка фиксирует насколько самостоятельно или с помощью (значительной или частичной физической, по образцу, подражанию или по инструкции и т.д.) обучающийся выполняет осваиваемые действия и насколько у него сформированы жизненно важные представления.
Основное содержание учебного предмета.
Программа представлена следующими разделами: «Развитие моторики», «Тактильно-двигательное восприятие», «Формирование мышления»,«Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов», «Развитие зрительного восприятия», «Развитие слухового восприятия», «Восприятие пространства».
Развитие моторики.
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.
Тактильно-двигательное восприятие.
Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином, тестом (раскатывание). Игры с крупной мозаикой. Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый — легкий).
Формирование мышления.
Формирование наглядно-образного мышления, формирование целостного восприятия ситуаций, изображенных на картинках; формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями замещения и моделирования.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий — низкий, выше — ниже, одинаковые и т. д.). Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2—3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2—3 детали с разрезами по диагонали).
Развитие зрительного восприятия.
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Развитие слухового восприятия.
Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.
Восприятие пространства
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху — внизу, над — под, справа — слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона).
Тематический план.
обязательная часть -1 час в неделю, год – 34 ч;
№п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
1. | Развитие точности движений. | 1 |
2. | Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции. | 1 |
3. | Развитие согласованности действий и движений разных частей тела. | 1 |
4. | Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика. | 1 |
5. | Развитие навыков владения письменными принадлежностями. | 1 |
6. | Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка. | 1 |
7. | Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин). | 1 |
8. | Работа в технике рваной аппликации. | 1 |
9. | Работа с бумагой. Вырезание прямых полос. | 1 |
10. | Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего»). | 1 |
11. | Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях. | 1 |
12. | Определение на ощупь величины предмета (большой-маленький-самый маленький). Дидактическая игра «Чудесный мешочек». | 1 |
13. | Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов. | 1 |
14. | Упражнение в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение». | 1 |
15. | Игры с крупной мозаикой. | 1 |
16. | Дидактическая игра «Чего не хватает». | 1 |
17. | Дидактическая игра «Сгруппируй картинки» (по образцу). | 1 |
18. | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). | 1 |
19. | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). | 1 |
20. | Выделение формы предмета. Обозначение формы предмета словом. | 1 |
21. | Выделение формы предмета. Обозначение формы предмета словом. | 1 |
22. | Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные). | 1 |
23. | Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме». | 1 |
24. | Работа с геометрическим конструктором (по показу). | 1 |
25. | Дидактическая игра «Какой фигуры не стало». | 1 |
26. | Различение предметов по величине (большой-маленький). | 1 |
27. | Сравнение двух предметов по высоте и длине. | 1 |
28. | Сравнение двух предметов по ширине и толщине. | 1 |
29. | Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу. | 1 |
30. | Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). | 1 |
31. | Дидактическая игра «Назови цвет предмета». | 1 |
32. | Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета». | 1 |
33. | Конструирование объемных предметов из составных частей. | 1 |
34. | Конструирование объемных предметов из составных частей. | |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета.
Список литературы
Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей" авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика.: Пособие для психолого-педагогических комиссий. - М.: Владос, 2003 - 32 с.
Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей.
С. Д. Забрамная, И. Ю. Левченко. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития (курс лекций). — М.: В. Секачёв, 2007. — 128 с
Годовой курс занятий: для детей 4-5 лет / Е. Лазарь, Т. Мазаник, Е. Малевич и др.- Москва: Эксмо, 2016
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017.
Развитие сенсорной сферы детей. Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова.- М.: Просвещение, 2011.- 160 с.
Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : Кн. для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 180 с. : ил. — (Коррекционная педагогика). 18ВЫ 5-691-00605-3.
Психолого-педагогическая диагностика развития П86 детей раннего и дошкольного возраста : метод, пособие: с прил. Альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/[Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. —2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2004. — 164 с. +Прил. (268. с. ил.). — 18ВМ 5-09-012040-4.
Н.Я. Семаго, М.М. Семаго Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. М.: Айрис-пресс, 2005. - (Библиотека психолога образования).
Интерактивная диагностика познавательной деятельности ребенка
6-7 летнего возраста / учитель-дефектолог МБУ ЦППМиСП Скулкина Ю.Б
Фатихова Л.Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями / Л.Ф. Фатихова. – Уфа: ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2011. – 80 с.; 65 карт.
Контрольно-измерительные материалы.
Тестовые задания.
Выбери основные цвета:
1)красный, синий, зеленый, жёлтый.
2)фиолетовый, оранжевый, розовый.
3)салатовый, пурпурный, лиловый.
3)
4)
5)
1 Для варианта 1.4 согласно ФГОС обучающихся с ОВЗ метапредметные результаты не предусматриваются.