МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ
«ШКОЛА № 16»
РАССМОТРЕНА на заседании школьного методического объединения учителей естественно – математического цикла Протокол №…. от «……»………...2016 г. | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора школы по учебной работе Е.Г. Борщевская «……»……………2016г. | УТВЕРЖДАЮ И. о директора школы О. Ю. Александрова Приказ № ……. от «…….»…………2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по физике
«Методы решения физических задач»
10-11 класс
Количество часов: 68
Составил:
учитель физики
Т. А. Карелина
Саров, 2016
Планируемые результаты:
расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования.
Учащиеся должны уметь:
анализировать физическое явление;
проговаривать вслух решение;
анализировать полученный ответ;
классифицировать предложенную задачу;
составлять простейших задачи;
последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности;
выбирать рациональный способ решения задачи;
решать комбинированные задачи;
владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;
владеть методами самоконтроля и самооценки.
Содержание курса
10 -11 классы
Физическая задача.
Классификация задач (4 ч)
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.
Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.
Правила и приемы решения физических задач (6 ч)
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи • решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения.
Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д.
Динамика и статика (8 ч)
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.
Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.
Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием.
Экскурсии с целью отбора данных для составления задач.
Законы сохранения (8 ч)
Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения.
Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.
Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель акселерометра, модель маятника Фуко, модель кронштейна, модель пушки с противооткатным устройством, проекты самодвижущихся тележек, проекты устройств для наблюдения невесомости, модель автоколебательной системы.
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (6 ч)
Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.
Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.
Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.
Основы термодинамики (6 ч)
Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели.
Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель газового термометра; модель предохранительного клапана на определенное давление; проекты использования газовых процессов для подачи сигналов; модель тепловой машины; проекты практического определения радиуса тонких капилляров.
Электрическое и магнитное поля (5 ч)
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.
Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда и другого оборудования.
Постоянный электрический ток в различных средах (9 ч)
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов «а описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.
Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.
Конструкторские задачи на проекты: установка для нагревания жидкости на заданную температуру, модель автоматического устройства с электромагнитным реле, проекты и модели освещения, выпрямитель и усилитель на полупроводниках, модели измерительных приборов, модели «черного ящика».
Электромагнитные колебания и волны (14 ч)
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.
Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор.
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. Классификация задач по СТО и примеры их решения.
Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения. Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием осциллографа, звукового генератора, трансформатора, комплекта приборов для изучения свойств электромагнитных волн, электроизмерительных приборов.
Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: плоский конденсатор заданной емкости, генераторы различных колебаний, прибор для измерения освещенности, модель передачи электроэнергии и др.
Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач.
Календарно – тематическое планирование
10 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
Введение (1 час) |
1 | Физическая задача. Классификация задач. Правила и приемы решения физических задач. | 1 | |
Кинематика (4 часа) |
2 | Основные законы и понятия кинематики. | 1 | |
3 | Решение расчетных и графических задач на равномерное движение. | 1 | |
4 | Решение задач на равноускоренное движение. | 1 | |
5 | Движение по окружности. Решение задач. | 1 | |
Динамика и статика (6 часов) |
6 | Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. | 1 | |
7 | Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил. | 1 | |
8 | Задачи на определение характеристик равновесия физических систем. | 1 | |
9 | Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета. | 1 | |
10 | Подбор, составление и решение задач по интересам. | 1 | |
11 | Физическая олимпиада. | 1 | |
Законы сохранения (7 часов) |
12 | Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения. | 1 | |
13 | Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. | 1 | |
14 | Задачи на определение работы и мощности. | 1 | |
15 | Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии. Решение задач несколькими способами. | 1 | |
16 | Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. | 1 | |
17 | Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад. | 1 | |
18 | Физическая олимпиада. | 1 | |
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (5 часов) |
19 | Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). | 1 | |
20 | Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. | 1 | |
21 | Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева—Клапейрона, характеристика критического состояния. | 1 | |
22 | Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости. | 1 | |
23 | Качественные и количественные задачи. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания. | 1 | |
Основы термодинамики (4 часа) |
24 | Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. | 1 | |
25 | Задачи на тепловые двигатели. | 1 | |
26 | Конструкторские задачи и задачи на проекты: | 1 | |
27 | Физическая олимпиада. | 1 | |
Электрическое поле (4 часа) |
28 | Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения. | 1 | |
29 | Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью. | 1 | |
30 | Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: разностью потенциалов, энергией. | 1 | |
31 | Решение задач на описание систем конденсаторов. | 1 | |
Постоянный электрический ток в различных средах (4 часа) |
32 | Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. | 1 | |
33 | Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов. | 1 | |
34 | Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках. | 1 | |
35 | Итоговое занятие. | 1 | |
Календарно – тематическое планирование
11 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
Магнитное поле (2 часа) |
1 | Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия на проводник с током: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера. | 1 | |
2 | Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия на движущийся заряд: сила Лоренца. | 1 | |
Электромагнитные колебания и волны (14 часов) |
3 | Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность. | 1 | |
4 | Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока. | 1 | |
5 | Задачи на переменный электрический ток: электрические машины, трансформатор. | 1 | |
6, 7 | Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. | 2 | |
8, 9, 10 | Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. | 3 | |
11, 12 | Классификация задач по СТО и примеры их решения. | 2 | |
13 | Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения. | 1 | |
14 | Экскурсия с целью сбора данных для составления задач. | 1 | |
15 | Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием приборов. | 1 | |
16 | Физическая олимпиада. | 1 | |
Механика (7 часов) |
17 | Общие методы решения задач по кинематике. | 1 | |
18 | Задачи на основные законы динамики. | 1 | |
19 | Задачи на принцип относительности. | 1 | |
20 | Задачи на закон сохранения импульса. | 1 | |
21 | Задачи на закон сохранения энергии. | 1 | |
22 | Задачи на определение характеристик равновесия физических систем. | 1 | |
23 | Механика жидкостей. | 1 | |
Молекулярная физика. Термодинамика. (6 часов) |
24 | Задачи на описание поведения идеального газа. | 1 | |
25 | Задачи на свойства паров. | 1 | |
26 | Задачи на определение характеристик влажности воздуха. | 1 | |
27 | Задачи на первый закон термодинамики. | 1 | |
28 | Задачи на тепловые двигатели. | 1 | |
29 | Задачи на уравнение теплового баланса. | | |
Электричество. (5 часов) |
30 | Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами. | 1 | |
31 | Общая характеристика решения задач по электростатике. | 1 | |
32 | Задачи на приёмы расчёта сопротивления сложных электрических цепей. | 1 | |
33 | Задачи на расчёт участка цепи, имеющей ЭДС. | 1 | |
34 | Задачи на описание постоянного тока в различных средах. | 1 | |
35 | Обобщающее занятие. | 1 | |