СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса "Сочинение-рассуждение как способ формирования коммуникативной компетенции школьников в рамках подготовки к итоговому сочинению и заданию 26 ЕГЭ по русскому языку" рассчитана на 2 года. Планирование составлено с учётом времени написания сочинения и сдачи ЕГЭ. 

Просмотр содержимого документа
«элективный курс - копия»

Рабочая программа элективного курса

« Сочинение – рассуждение как способ формирования коммуникативной компетенции школьников

в рамках подготовки к итоговому сочинению и заданию 26 ЕГЭ по русскому языку»


Составитель:

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Башкатова Людмила Ивановна


Пояснительная записка Данная программа составлена на основе авторских программ учителей русского языка и литературы

высшей категории, Э.А.Альшиной и О.А.Гузиёвой.

С 2014/2015 учебного года для выпускников проводится итоговое сочинение (изложение) в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» № 923 от 05.08.2014 г. (зарегистрирован Минюстом России 15.08.2014 г., регистрационный № 33604). Данное решение принято с целью реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2013 года во исполнение пунктов «б» и «в» перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству от 17.11.2013 г. № 2699.

Сочинение позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы, владение речью. Введение итогового сочинения (изложения) будет содействовать формированию самосознания учащегося, развитию его речевой и читательской культуры. Как итоговое сочинение, так и изложение являются допуском к государственной итоговой аттестации (оценка школой в системе «зачёт—незачёт»). В отличие от изложения, итоговое сочинение — это форма индивидуальных достижений абитуриентов (оценка вуза — до 10 баллов к результатам ЕГЭ).Информация о данной форме промежуточной аттестации содержится в следующих документах и материалах:

· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» № 923 от 05.08.2014 г. (зарегистрирован Минюстом России 15.08.2014 г., регистрационный № 33604);

· Информационное письмо Минобрнауки России «Об итоговом сочинении (изложении)» от 26.08.2014 г. № НТ-904/08; организационный и технический регламенты проведения итогового сочинения (изложения);

· инструктивные материалы по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) в образовательных организациях. . Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя. Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и, по мнению большинства учителей, одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно требует от обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности, умения чётко образно и грамотно излагать, аргументировать свои мысли

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном..

Следующим серьезным испытанием для обучающихся является выполнение задание 25 в ЕГЭ по русскому языку, работа над которым также требует систематической, целенаправленной подготовки. Поскольку содержание материала и методика подготовки к итоговому сочинению и сочинению в формате ЕГЭ в значительной степени совпадают, представляется целесообразным объединить разные элективные курсы в один. В связи с этим подготовка к итоговому сочинению и сочинению в формате ЕГЭ, их написание, оценка учителем, самооценка школьника занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и обучающегося Один из путей решения данной проблемы - формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения литературе. Но в школьном курсе нет возможности уделить достаточно времени формированию у обучающихся коммуникативных компетенций. Поэтому огромную важность приобретают вопросы разработки дополнительных курсов, во время изучения которых у обучающихся формируется творческая способность пользоваться инвентарем языковых средств, который складывается из знаний и готовности к их адекватному использованию. Именно это обуславливает ведение элективного курса « Сочинение – рассуждение как способ формирования коммуникативной компетенции школьников»

Актуальность данного элективного курса заключается прежде всего в том, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания, позволяют подготовить учащихся к итоговому сочинению и к ЕГЭ (часть С) по русскому языку в 11 классе. А также в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием художественного и публицистического текста и способами его выражения, практического применения полу­ченных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного по­строения собственного высказывания. Особенность содержания данного курса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии связной речи и опирается на данные таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи.

Специфика курса состоит в том, что он содержит методику подготовки к написанию как выпускного итогового сочинения в 11 классе, так и сочинение - рассуждение в формате задания 25 ЕГЭ по русскому языку, систематизирует теоретические сведения о сочинении-рассуждении.

Новизна программы заключается в том, что она представляет систему работы учителя-словесника по решению проблемы формирования коммуникативных компетенций учащихся в рамках обучения написанию сочинения – рассуждения., в осуществлении системного подхода к организации деятельности учащихся по усвоению теории литературы и применению этих знаний на практике при написании сочинений Программа рассчитана на 68 часов . в 10 - 11 классах. В связи со сроками проведения итогового сочинения, часы распределяются следующим образом: на подготовку к итоговому сочинению 46 часов (10 класс и сентябрь - ноябрь 11 класса), на подготовку сочинения в формате ЕГЭ 22 часа. Данная программа может быть рекомендована для классов любого профиля. Чтобы не увеличивать нагрузку обучающихся в 10 – 11 классах целесообразно осуществлять преподавание факультативного курса« Сочинение –рассуждение как способ формирования коммуникативной компетенции школьников» без домашнего задания.


Цели прохождения данного курса:

Помочь обучающимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей, совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям. Создать условия для формирования у обучающихся ключевых коммуникативных компетентностей, необходимых для успешной социализации личности; развитие речемыслительного потенциала выпускника, подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ.

Задачи:


  • Способствовать совершенствованию навыков устной и письменной речи:

  • Научить уместному и умелому использованию языкового потенциала

  • Систематизировать знания по теории сочинения, закрепить полученные знания на практике через систему творческих заданий, речетворческих упражнений, написание сочинений

  • Помочь учащимся максимально эффективно поготовиться к написанию сочинений

  • Совершенствовать и развивать умение конструировать письменное высказывание

  • Совершенствовать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью

  • Совершенствовать и развивать умение читать, понимать прочитанное, анализировать общее содержание текстов разных авторов

  • Совершенствовать и развивать умение передавать в письменной форме свое восприятие понимание поставленных в теме проблем, свои оценки фактов и явлений

  • Формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст

  • Формировать у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения;

  • Развивать творческие способности

  • Развивать коммуникативной компетенции обучающихся;

  • Обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • Формировать умение определять личностную позицию по поводу прочитанного и собственное отношение к содержанию исходного текста;

  • Обучать работе над сочинением в соответствии с требованиями ЕГЭ;

  • Воспитывать способности воспринимать и оценивать мастерство художника слова.

Результативность:


  • Знать основные понятия теории сочинений разных жанров

  • Уметь выбирать необходимый материал для работы над сочинением

  • Обладать навыками работы со справочным материалом

  • Обладать навыками обобщать. Сопоставлять. Сравнивать

  • Владеть коммуникативными навыками, предполагающими овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой для использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях  общения

  • Владеть языковым потенциалом, уметь использовать художественные средства языка

  • Уметь писать сочинения разных жанров

  • Оценивать сои творческие работы с точки зрения их речевой грамотности, композиционной выстроенности, тематического соответствия, жанровой соотнесенности

  • Знать теоретические  сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения

  • Уметь применять такие коммуникативные умения, как умение :

- интерпретировать содержание исходного текста;

-  последовательно, логично выражать  мысли в письменной и устной  форме;

- выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм;

-  создавать свой текст  определённой модели, соответствующий требованиям выполнения задания 25;

- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их


Основные требования к  знаниям, умениям, навыкам обучающихся

Обучающиеся должны:

  • понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;

  • знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;

  • уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;

  • хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;

  • воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его  формы и содержания, при анализе конкретных художественных произведений знать тему, художественное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы и конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности художественной речи, особенности жанра;

  • уметь оперировать при анализе следующими понятиями и терминами: роды художественной литературы, их основные жанры, литературные направления и течения, стихотворные размеры;

  • самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с данной темой.

Формы изучения курса:

Групповая и индивидуальная; работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ, использование различных каналов поиска информации.


Содержание программы

1. Подготовка к итоговому сочинению

1. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике.

2. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.

3. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по русскому языку и литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.

4. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа.

5. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении. Развёрнутый план работы рад сочинением-рассуждением. Сочинение-рассуждение. Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение.

6. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения.

7. Сочинение-характеристика героя. Сравнительная характеристика литературных героев. Групповая характеристика литературных героев. План построения сочинения-сравнения.

8. Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя.

9. Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Принцип построения сочинения обзорного характера.

10. Стилистика сочинения. Редактирование и рецензирование, анализ.

2. Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ по русскому языку (задание 25)

1. Знакомство с нормативно-документальной базой ЕГЭ по русскому языку, требованиями к выполнению задания 25. 2. Коммуникативная компетенция.

  • Виды информации в тексте. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Работа с текстами.

  • Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Работа с текстами.

  • Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем. Способы

  • выявления проблемы. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы. авторской позиции по проблеме. Работа с текстами.

  • Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Типичные ошибки при комментарии проблемы. Работа с текстами.

  • Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Средства выражения позиции автора. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании авторской позиции. Работа с текстами.

  • Выражение собственного мнения. Виды аргументов, их «ценность». Структура аргумента. Источники аргументации. Типичные ошибки аргументации. Создание «банка аргументов». Работа с текстами.

  • Композиция сочинения. Композиционное единство при создании собственного текста. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения. Работа с текстами.

  • Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка. Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка. Соблюдение фактологических норм в фоновом материале. Работа с текстами

Учебно-тематический план элективного курса « Сочинение –рассуждение как способ формирования коммуникативной компетенции школьников».

Кол-во часов

Тема, содержание занятия

Виды работы

10 класс

1.


2 часа

Сочинение как текст. Основные требования , предъявляемые к сочинению на заданную тему

Типы текста – типы сочинений. Сочинение - рассуждение.

Текст. Типы текста: повествование,

описание,рассуждение

Слушание лекции учителя и её запись, составление плана и опорной таблицы

2.


2 часа.

Этапы предварительной работы при написании сочинения.

Тема, идея, тезис, ключевые слова, теоретико-литературные понятия.

Отбор и систематизация фактического материала к темам сочинений . Создание коллективного плана сочинения любого жанра,

3.


2 часа

План и структура сочинения. Соотнесенность композиционных частей.

Вступление, заключение,

аргументация


Составление таблиц терминов, анализ формулировок тем сочинений, в которых есть термины, составление плана сочинения, подбор фактического материала

4.


4 часа

Практикум

Написание сочинения

5.


2 часа

Анализ работ.

Подтверждение основного тезиса.

Аргументация.

Индуктивный и дедуктивный методы доказательсв.

Анализ сочинений, разработка темы сочинения как доказательство или опровержение

6.


2 часа.

. Работа с текстом художественного произведения при написании сочинения.

Аргументация тезиса. Создание контекстного банка аргументов

Практикум, отбор фактического материала и его структурирование в зависимости от жанра

7.


2 часа.

Влияние на текст сочинения используемых пособий и критических статей.

Практикум

8.


2 часа

Редактирование текста сочинения с учетом критериев оценки в школе.

Классификация ошибок.

Устное сочинение по плану, анализ планов,

9.


4 часа.


Практикум.

Подбор цитат и аргументов для доказательства утверждений, подбор произведений к теме сочинения, составление плана сочинения с тезисами и цитатами

10.


2 часа.

Анализ работ

Сочинение на тему нравственно-этического и философского характера.

Составление списка эпизодов, анализ которых значим для понимания смысла произведения, анализ эпизодов по плану, создание сочинения -  анализ эпизода

11.


2 часа

Сочинение логического характера.

( Характеристика,

Сравнительная характеристика)

Практическое занятие, анализ и рецензирование готовых сочинений, составление таблицы, представляющей сравнение двух образов, формулировка тем по творчеству писателя, двух писателей

12.


2 часа

Сочинение в жанре литературно-критической статьи

Анализ ошибок, правка готовых сочинений, написание рецензий

13.


4 часа

Практикум.

Подбор цитат и аргументов для доказательства утверждений, подбор произведений к теме сочинения, составление плана сочинения с тезисами и цитатами

14.

Итого

2 часа


34 ч

Заключительное занятие


11 класс

1.

2 ч.

Повторение материала 10 класса

Анализ записей, таблиц

2.

10 ч

Практикум


Написание сочинений по творчеству:

  • А.И.Куприна

  • М.Горького

  • А.А.Блока

  • А.А.Фадеева

Сочинение-эссе на философскую, нравственну., социальную тему

3.

1 ч

Введение. Цели и задачи курса. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Слушание лекции учителя и её запись, составление плана и опорной таблицы

4.

21 ч.

Коммуникативная компетенция


4.1

2

Виды информации в тексте.

Информационная обработка текста. Употребление языковых средств.

Работа с текстами

Практикум

4.2

2

Жанровое многообразие сочинений.

Структура письменной экзаменационной работы.

Работа с текстами

Практикум

4.3

3

Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы. авторской позиции по проблеме.

Работа с текстами.

Практикум

4.4

4

Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Типичные ошибки при комментарии проблемы.

Работа с текстами.

Практикум

4.5

2

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Средства выражения позиции автора. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании авторской позиции.

Работа с текстами.

Практикум

4.6

4

Выражение собственного мнения. Виды аргументов, их «ценность». Структура аргумента. Источники аргументации. Типичные ошибки аргументации. Создание «банка аргументов».

Работа с текстами.

Практикум

4.7

2

Композиция сочинения. Композиционное единство при создании собственного текста. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения.

Работа с текстами.

Практикум

4.8


Итого

2


34

Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка. Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка. Соблюдение фактологических норм в фоновом материале.

Работа с текстами

Практикум