Рабочая программа элективного курса
« Сочинение – рассуждение как способ формирования коммуникативной компетенции школьников
в рамках подготовки к итоговому сочинению и заданию 26 ЕГЭ по русскому языку»
Составитель:
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Башкатова Людмила Ивановна
Пояснительная записка Данная программа составлена на основе авторских программ учителей русского языка и литературы
высшей категории, Э.А.Альшиной и О.А.Гузиёвой.
С 2014/2015 учебного года для выпускников проводится итоговое сочинение (изложение) в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» № 923 от 05.08.2014 г. (зарегистрирован Минюстом России 15.08.2014 г., регистрационный № 33604). Данное решение принято с целью реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2013 года во исполнение пунктов «б» и «в» перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству от 17.11.2013 г. № 2699.
Сочинение позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы, владение речью. Введение итогового сочинения (изложения) будет содействовать формированию самосознания учащегося, развитию его речевой и читательской культуры. Как итоговое сочинение, так и изложение являются допуском к государственной итоговой аттестации (оценка школой в системе «зачёт—незачёт»). В отличие от изложения, итоговое сочинение — это форма индивидуальных достижений абитуриентов (оценка вуза — до 10 баллов к результатам ЕГЭ).Информация о данной форме промежуточной аттестации содержится в следующих документах и материалах:
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» № 923 от 05.08.2014 г. (зарегистрирован Минюстом России 15.08.2014 г., регистрационный № 33604);
· Информационное письмо Минобрнауки России «Об итоговом сочинении (изложении)» от 26.08.2014 г. № НТ-904/08; организационный и технический регламенты проведения итогового сочинения (изложения);
· инструктивные материалы по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) в образовательных организациях. . Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя. Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и, по мнению большинства учителей, одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно требует от обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности, умения чётко образно и грамотно излагать, аргументировать свои мысли
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном..
Следующим серьезным испытанием для обучающихся является выполнение задание 25 в ЕГЭ по русскому языку, работа над которым также требует систематической, целенаправленной подготовки. Поскольку содержание материала и методика подготовки к итоговому сочинению и сочинению в формате ЕГЭ в значительной степени совпадают, представляется целесообразным объединить разные элективные курсы в один. В связи с этим подготовка к итоговому сочинению и сочинению в формате ЕГЭ, их написание, оценка учителем, самооценка школьника занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и обучающегося Один из путей решения данной проблемы - формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения литературе. Но в школьном курсе нет возможности уделить достаточно времени формированию у обучающихся коммуникативных компетенций. Поэтому огромную важность приобретают вопросы разработки дополнительных курсов, во время изучения которых у обучающихся формируется творческая способность пользоваться инвентарем языковых средств, который складывается из знаний и готовности к их адекватному использованию. Именно это обуславливает ведение элективного курса « Сочинение – рассуждение как способ формирования коммуникативной компетенции школьников»
Актуальность данного элективного курса заключается прежде всего в том, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания, позволяют подготовить учащихся к итоговому сочинению и к ЕГЭ (часть С) по русскому языку в 11 классе. А также в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием художественного и публицистического текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания. Особенность содержания данного курса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии связной речи и опирается на данные таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи.
Специфика курса состоит в том, что он содержит методику подготовки к написанию как выпускного итогового сочинения в 11 классе, так и сочинение - рассуждение в формате задания 25 ЕГЭ по русскому языку, систематизирует теоретические сведения о сочинении-рассуждении.
Новизна программы заключается в том, что она представляет систему работы учителя-словесника по решению проблемы формирования коммуникативных компетенций учащихся в рамках обучения написанию сочинения – рассуждения., в осуществлении системного подхода к организации деятельности учащихся по усвоению теории литературы и применению этих знаний на практике при написании сочинений Программа рассчитана на 68 часов . в 10 - 11 классах. В связи со сроками проведения итогового сочинения, часы распределяются следующим образом: на подготовку к итоговому сочинению 46 часов (10 класс и сентябрь - ноябрь 11 класса), на подготовку сочинения в формате ЕГЭ 22 часа. Данная программа может быть рекомендована для классов любого профиля. Чтобы не увеличивать нагрузку обучающихся в 10 – 11 классах целесообразно осуществлять преподавание факультативного курса« Сочинение –рассуждение как способ формирования коммуникативной компетенции школьников» без домашнего задания.
Цели прохождения данного курса:
Помочь обучающимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей, совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям. Создать условия для формирования у обучающихся ключевых коммуникативных компетентностей, необходимых для успешной социализации личности; развитие речемыслительного потенциала выпускника, подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ.
Задачи:
Систематизировать знания по теории сочинения, закрепить полученные знания на практике через систему творческих заданий, речетворческих упражнений, написание сочинений
Помочь учащимся максимально эффективно поготовиться к написанию сочинений
Совершенствовать и развивать умение конструировать письменное высказывание
Совершенствовать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью
Совершенствовать и развивать умение читать, понимать прочитанное, анализировать общее содержание текстов разных авторов
Совершенствовать и развивать умение передавать в письменной форме свое восприятие понимание поставленных в теме проблем, свои оценки фактов и явлений
Формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст
Формировать у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения;
Развивать творческие способности
Развивать коммуникативной компетенции обучающихся;
Обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
Формировать умение определять личностную позицию по поводу прочитанного и собственное отношение к содержанию исходного текста;
Обучать работе над сочинением в соответствии с требованиями ЕГЭ;
Воспитывать способности воспринимать и оценивать мастерство художника слова.
Результативность:
Знать основные понятия теории сочинений разных жанров
Уметь выбирать необходимый материал для работы над сочинением
Обладать навыками работы со справочным материалом
Обладать навыками обобщать. Сопоставлять. Сравнивать
Владеть коммуникативными навыками, предполагающими овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой для использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения
Владеть языковым потенциалом, уметь использовать художественные средства языка
Уметь писать сочинения разных жанров
Оценивать сои творческие работы с точки зрения их речевой грамотности, композиционной выстроенности, тематического соответствия, жанровой соотнесенности
Знать теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения
Уметь применять такие коммуникативные умения, как умение :
- интерпретировать содержание исходного текста;
- последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме;
- выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм;
- создавать свой текст определённой модели, соответствующий требованиям выполнения задания 25;
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся
Обучающиеся должны:
понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;
знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;
хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания, при анализе конкретных художественных произведений знать тему, художественное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы и конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности художественной речи, особенности жанра;
уметь оперировать при анализе следующими понятиями и терминами: роды художественной литературы, их основные жанры, литературные направления и течения, стихотворные размеры;
самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с данной темой.
Формы изучения курса:
Групповая и индивидуальная; работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ, использование различных каналов поиска информации.
Содержание программы
1. Подготовка к итоговому сочинению
1. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике.
2. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.
3. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по русскому языку и литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.
4. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа.
5. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении. Развёрнутый план работы рад сочинением-рассуждением. Сочинение-рассуждение. Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение.
6. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения.
7. Сочинение-характеристика героя. Сравнительная характеристика литературных героев. Групповая характеристика литературных героев. План построения сочинения-сравнения.
8. Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя.
9. Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Принцип построения сочинения обзорного характера.
10. Стилистика сочинения. Редактирование и рецензирование, анализ.
2. Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ по русскому языку (задание 25)
1. Знакомство с нормативно-документальной базой ЕГЭ по русскому языку, требованиями к выполнению задания 25. 2. Коммуникативная компетенция.
Виды информации в тексте. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Работа с текстами.
Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Работа с текстами.
Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем. Способы
выявления проблемы. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы. авторской позиции по проблеме. Работа с текстами.
Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Типичные ошибки при комментарии проблемы. Работа с текстами.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Средства выражения позиции автора. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании авторской позиции. Работа с текстами.
Выражение собственного мнения. Виды аргументов, их «ценность». Структура аргумента. Источники аргументации. Типичные ошибки аргументации. Создание «банка аргументов». Работа с текстами.
Композиция сочинения. Композиционное единство при создании собственного текста. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения. Работа с текстами.
Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка. Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка. Соблюдение фактологических норм в фоновом материале. Работа с текстами
Учебно-тематический план элективного курса « Сочинение –рассуждение как способ формирования коммуникативной компетенции школьников».
№ | Кол-во часов | Тема, содержание занятия | Виды работы |
10 класс |
1. | 2 часа | Сочинение как текст. Основные требования , предъявляемые к сочинению на заданную тему Типы текста – типы сочинений. Сочинение - рассуждение. Текст. Типы текста: повествование, описание,рассуждение | Слушание лекции учителя и её запись, составление плана и опорной таблицы |
2. | 2 часа. | Этапы предварительной работы при написании сочинения. Тема, идея, тезис, ключевые слова, теоретико-литературные понятия. | Отбор и систематизация фактического материала к темам сочинений . Создание коллективного плана сочинения любого жанра, |
3. | 2 часа | План и структура сочинения. Соотнесенность композиционных частей. Вступление, заключение, аргументация | Составление таблиц терминов, анализ формулировок тем сочинений, в которых есть термины, составление плана сочинения, подбор фактического материала |
4. | 4 часа | Практикум | Написание сочинения |
5. | 2 часа | Анализ работ. Подтверждение основного тезиса. Аргументация. Индуктивный и дедуктивный методы доказательсв. | Анализ сочинений, разработка темы сочинения как доказательство или опровержение |
6. | 2 часа. | . Работа с текстом художественного произведения при написании сочинения. Аргументация тезиса. Создание контекстного банка аргументов | Практикум, отбор фактического материала и его структурирование в зависимости от жанра |
7. | 2 часа. | Влияние на текст сочинения используемых пособий и критических статей. | Практикум |
8. | 2 часа | Редактирование текста сочинения с учетом критериев оценки в школе. Классификация ошибок. | Устное сочинение по плану, анализ планов, |
9. | 4 часа. | Практикум. | Подбор цитат и аргументов для доказательства утверждений, подбор произведений к теме сочинения, составление плана сочинения с тезисами и цитатами |
10. | 2 часа. | Анализ работ Сочинение на тему нравственно-этического и философского характера. | Составление списка эпизодов, анализ которых значим для понимания смысла произведения, анализ эпизодов по плану, создание сочинения - анализ эпизода |
11. | 2 часа | Сочинение логического характера. ( Характеристика, Сравнительная характеристика) | Практическое занятие, анализ и рецензирование готовых сочинений, составление таблицы, представляющей сравнение двух образов, формулировка тем по творчеству писателя, двух писателей |
12. | 2 часа | Сочинение в жанре литературно-критической статьи | Анализ ошибок, правка готовых сочинений, написание рецензий |
13. | 4 часа | Практикум. | Подбор цитат и аргументов для доказательства утверждений, подбор произведений к теме сочинения, составление плана сочинения с тезисами и цитатами |
14. Итого | 2 часа 34 ч | Заключительное занятие | |
11 класс |
1. | 2 ч. | Повторение материала 10 класса | Анализ записей, таблиц |
2. | 10 ч | Практикум | Написание сочинений по творчеству: А.И.Куприна М.Горького А.А.Блока А.А.Фадеева Сочинение-эссе на философскую, нравственну., социальную тему |
3. | 1 ч | Введение. Цели и задачи курса. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения. | Слушание лекции учителя и её запись, составление плана и опорной таблицы |
4. | 21 ч. | Коммуникативная компетенция | |
4.1 | 2 | Виды информации в тексте. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. | Работа с текстами Практикум |
4.2 | 2 | Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. | Работа с текстами Практикум |
4.3 | 3 | Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы. авторской позиции по проблеме. | Работа с текстами. Практикум |
4.4 | 4 | Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Типичные ошибки при комментарии проблемы. | Работа с текстами. Практикум |
4.5 | 2 | Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Средства выражения позиции автора. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании авторской позиции. | Работа с текстами. Практикум |
4.6 | 4 | Выражение собственного мнения. Виды аргументов, их «ценность». Структура аргумента. Источники аргументации. Типичные ошибки аргументации. Создание «банка аргументов». | Работа с текстами. Практикум |
4.7 | 2 | Композиция сочинения. Композиционное единство при создании собственного текста. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения. | Работа с текстами. Практикум |
4.8 Итого | 2 34 | Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка. Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка. Соблюдение фактологических норм в фоновом материале. | Работа с текстами Практикум |