Департамент образования и науки Тюменской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Тюменской области
ГАПОУ ТО «Тюменский техникум строительной индустрии и городского хозяйства»
Утверждаю
Руководитель
учебно-методического отдела
___________Семенова И.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«ДЕЛОВОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
по специальности
22.02.06 Сварочное производство
(группы СП-21-11-1)
2021 г.
Рабочая программа ОП.00 «Деловой русский язык» разработана на основании п. 2.5 Методических рекомендаций по организации учебного процесса по очно-заочной и заочной формам обучения в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, в соответствии с ФГОС СПО.
Разработчики:
Коробицына Галина Николаевна,
преподаватель высшей квалификационной категории
Эксперты:
от профессионального сообщества
Захарова Ольга Александровна,
преподаватель русского языка
от педагогического сообщества
Быструшкина Е.А.____________
Заместитель директора по УВР и СВ,
преподаватель высшей квалификационной категории
Рабочая программа ОП.00 «Деловой русский язык»
рассмотрена на заседании Цикловой комиссии
преподавателей общеобразовательных дисциплин
Протокол № 1 от 31.08. 2021 г.
Председатель ЦК
______________/О.А.Захарова/
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ОП.00. «Деловой русский язык»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.00 «Деловой русский язык» является вариативной частью общепрофессионального цикла программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО.
Учебная дисциплина ОП.00 «Деловой русский язык» обеспечивает формирование и развитие общих компетенций и надпрофессиональных навыков и умений:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
1.2. Цель и планируемые результаты освоения элективного курса:
Код ОК, НП | Умения | Знания |
ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 6-8 | У-1 осуществлять речевой самоконтроль; У-2 оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления; У-3 оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; У-4 добиваться эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; У-5 анализировать языковые единицы с точки зрения правильности их употребления; У-6 анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности их употребления | З-1 связь языка и истории, культуры русского и других народов; З-2 смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; З-3 основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; З-4 орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ОГСЭ.05. «ДЕЛОВОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Объём часов |
Объем образовательной программы | 36 |
Самостоятельная работа | 18 |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем | 36 |
в том числе: |
теоретическое обучение | 20 |
практические занятия | 14 |
Промежуточная аттестация в форме контрольной работы | 2 |
2.2. Тематический план и содержание элективного курса ОГСЭ.05 «Деловой русский язык»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Объем часов самост |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Деловая коммуникация | | |
Тема 1. Культура делового общения | Содержание | 6 | 3 |
Деловое общение. Особенности деловой речи | 2 | |
Жанровые разновидности письменного и устного общения | 2 | |
Самостоятельная внеаудиторная работа Правила конструктивной критики | | 3 |
Практическое занятие №1. Организационно-распорядительная документация – разновидность письменной деловой речи | 2 | |
Тема 2. Формы и культура деловой коммуникации | Содержание | 12 | 6 |
Практическое занятие №2. Темы и ситуации делового общения | 2 | |
Деловая беседа по телефону. Деловое совещание | 2 | |
Самостоятельная внеаудиторная работа Правила подготовки и проведения переговоров | | 3 |
Практическое занятие №3. Пресс-конференция | 2 | |
Инновационные формы делового общения | 2 | |
Самостоятельная внеаудиторная работа Этика взаимоотношений с «трудным» руководителем | | 3 |
Традиционные жанры деловой коммуникации | 2 | |
Специфические жанры деловой коммуникации | 2 | |
Раздел 2. Устное и письменное деловое общение | | |
Тема 1. Деловой этикет как часть культуры делового общения | Содержание | 4 | 3 |
Практическое занятие №4. Деловая этика. Речевой этикет | 2 | |
Самостоятельная внеаудиторная работа Этика приветствий и представлений | | 3 |
Практическое занятие №5. Этикетная формула | 2 | |
Тема 2. Риторика – часть культуры делового общения | Содержание | 2 | |
Эмоциональность речи | 2 | |
Тема 3. Паралингвистика | Содержание | | 3 |
Паралингвистические средства. Невербальная коммуникация | 2 | |
Самостоятельная внеаудиторная работа Сенсация как коммуникативный приём | | 3 |
Раздел 3. Официально-деловой стиль | | |
Тема 1. Официально-деловой стиль | Содержание | 10 | 3 |
История формирования официально-делового стиля | 2 | |
Язык деловой переписки. Жанры письменной деловой речи | 2 | |
Самостоятельная внеаудиторная работа Внешний вид делового человека | | 3 |
Практическое занятие №6. Деловые письма | 2 | |
Практическое занятие №7. Нормы деловой речи | 2 | |
Контрольная работа | 2 | |
Всего | 36 | 18 |
Итого | 54 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ОГСЭ.05. «ДЕЛОВОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
3.1. Для реализации программы элективного курса предусмотрены следующие специальные помещения:
кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин, оснащенный оборудованием: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, учебно-наглядные пособия: раздаточный материал, карточки индивидуального опроса обучающихся; и печатные наглядные пособия; техническими средствами обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы:
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1. Рабочая программа элективного курса «Деловой русский язык» составлена на основе авторской программы М.Ю.Касумовой Деловой русский язык. 10-11 классы // Касумова М.Ю. Деловой русский язык. 10-11 классы : метод. пособие для учителя ст. профильной шк. / М.Ю.Касумова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.- с.25-33с использованием УМК.
2. Касумова М.Ю. Деловой русский язык. 10-11 классы : метод. пособие для учителя ст. профильной шк. / М.Ю.Касумова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005
3. Касумова М.Ю. Деловой русский язык. 10-11 классы : учеб. пособие для ст. профильной шк. / М.Ю.Касумова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005
4. Касумова М.Ю. Деловой русский язык. 10-11 классы : хрестоматия для ст. профильной шк. / М.Ю.Касумова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005
5. Касумова М.Ю. Деловой русский язык. 10-11 классы : практикум для ст. профильной шк. / М.Ю.Касумова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005
6. Введенская Л., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2000.
7. Иванова Р.Я. Официально-деловой стиль. Армавир. 1995.
8. Бебешина Н.Н., Свириденков В.П. Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. – М.: “Просвещение”, 1978.
9. Развитие культуры устной и письменной речи учащихся. Сборник статей. – Краснодар, 1965.
10. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка (10-11 классы). – М.,2001.
11.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М.,1993.
12. Мучник Б.С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления. – М., 1994.
13. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1998
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
Обучающие материалы
http://www.gramota.ru "Русский язык". Справочно-информационный портал.
http://www.pereplet.ru/obrazovanie/shkola/PAGE1-16.html . Методические рекомендации.
http://www.gramma.ru Культура письменной речи.
http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html Основные правила грамматики русского языка.
http://www.vedu.ru/ExpDic/ Толковый словарь русского языка.
http://math.msu.su/~apentus/znaete/ Проект "Знаете слово?"
Методические материалы
http://www.ruscorpora.ru/– Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме
http://etymolog.ruslang.ru/– Этимология и история русского языка
www.mapryal.org/ – МАПРЯЛ – международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы
http://philology.ru/default.htm– Русский филологический портал
http://russkiyjazik.ru/– Энциклопедия «Языкознание»
6. http://mlis.ru/– Методико-литературный интернет-сервис (МЛИС) создается как виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический опыт, актуальный для современного учителя литературы
3.2.3. Дополнительные источники
www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе
www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru), «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru)
www.pedved.ucoz.ru/ – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику, студенту-филологу
www.proshkolu.ru/club/lit/ – Клуб учителей русского языка и литературы на интернет-портале «ProШколу.RU»
http://www.portal-slovo.ru/philology/ – Филология на портале "Слово" (Русский язык; литература; риторика; методика преподавания)
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ОГСЭ.05. «ДЕЛОВОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
Результаты обучения | Показатели оценки результата | Форма контроля и оценивания |
Уметь: |
У-1 осуществлять речевой самоконтроль; ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 6-8 | Демонстрирует способность: выделять и исправлять ошибки речи; располагать нормами грамотной устной речи; употреблять в речи необходимые термины | Текущий контроль в форме: практических работ проверочных работ, защиты рефератов, проектов, презентаций. Промежуточный контроль в форме контрольной работы |
У-2 оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления; ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 6-8 | Демонстрирует способность: Формулировать правильность оценивания результата; Определять соответствие высказываний нормам речи; предлагать свои варианты решений | Текущий контроль в форме: практических работ проверочных работ, защиты рефератов, проектов, презентаций. Промежуточный контроль в форме контрольной работы |
У-3 оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 6-8 | Демонстрирует способность: выделять элементы предложений с высказываниями; использовать правила и нормы речи при написании; узнавать стили речи, давать общую характеристику каждому стилю речи | Текущий контроль в форме: практических работ проверочных работ, защиты рефератов, проектов, презентаций. Промежуточный контроль в форме контрольной работы |
У-4 добиваться эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; У-6 анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности их употребления; ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 6-8 | Демонстрирует способность: оценивать действенность подходов к решению поставленной задачи; выявлять пути достижения результата; пересказывать своими словами основные определения | Текущий контроль в форме: практических работ проверочных работ, защиты рефератов, проектов, презентаций. Промежуточный контроль в форме контрольной работы |
У-5 анализировать языковые единицы с точки зрения правильности их употребления; ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 6-8 | Демонстрирует способность: приводить аргументы в подтверждение правильности выбора употребления языковых единиц; классифицировать языковые единицы | Текущий контроль в форме: практических работ проверочных работ, защиты рефератов, проектов, презентаций. Промежуточный контроль в форме контрольной работы |
У-6 анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности их употребления; ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 6-8 | Демонстрирует способность: отслеживать правильность своей речи, находить ошибки в ней и исправлять их; развивать словарный запас; оценивать значение грамотности речи | Текущий контроль в форме: практических работ проверочных работ, защиты рефератов, проектов, презентаций. Промежуточный контроль в форме контрольной работы |
Знать: |
З-1 связь языка и истории, культуры русского и других народов; ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 6-8 | Демонстрирует знания основных отличительных признаков культуры русского народа, анализирует особенности культуры русского народа | Текущий контроль в форме: практических работ проверочных работ, защиты рефератов, проектов, презентаций. Промежуточный контроль в форме контрольной работы |
З-2 смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 6-8 | Демонстрирует знания «речевой ситуации», выделении её компонентов; использовании в своей деятельности определённых элементов | Текущий контроль в форме: практических работ проверочных работ, защиты рефератов, проектов, презентаций. Промежуточный контроль в форме контрольной работы |
З-3 основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 6-8 | Демонстрирует знание литературного языка | Текущий контроль в форме: практических работ проверочных работ, защиты рефератов, проектов, презентаций. Промежуточный контроль в форме контрольной работы |
З-4 орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 6-8 | Демонстрирует знания владения языковыми нормами языка; использованием их в своей деятельности | Текущий контроль в форме: практических работ проверочных работ, защиты рефератов, проектов, презентаций. Промежуточный контроль в форме контрольной работы |