Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Канютинская основная школа»
Холм – Жирковского района
Смоленской области
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № _1_ от « 31_»_августа _ 2018г. | «Утверждено» Директор «МБОУ Канютинская ОШ» ____________/Андрианова Е.В./ Приказ №_46_ от «_31_»августа _2018 г. |
Рабочая программа кружка по биологии для 9 класса
«Как важно быть здоровым».
2018-2019 учебный год
Учитель: Смирнова Светлана Алексеевна
д. Канютино , 2018г.
I. Планируемые результаты освоения курса.
Данная рабочая программа направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
развитие интеллектуальных и творческих способностей;
воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;
признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;
развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.
ответственного отношения к учению, труду;
целостного мировоззрения;
осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;
коммуникативной компетенции в общении с коллегами;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
Выявлять причины и следствия простых явлений;
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты:
Обучающийся научиться:
выявлять причины, нарушающие здоровье.
определять факторы, способствующие сохранению здоровья.
определять биологические ритмы и их влияние на здоровье.
соблюдать правила поведения в окружающей среде, рациональной организации труда и отдыха.
проведению наблюдений за состоянием собственного организма.
Обучающийся получит возможность научиться:
соблюдать меры служащие для профилактики заболеваний;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
сравнивать, анализировать и делать выводы.
участвовать в дискуссиях, работать в группах, развивать творческие умения.
выполнять и защищать презентации по здоровому образу жизни.
II. Содержание курса
Общее количество часов –34.
Тема 1. Введение (2ч)
Здоровый образ жизни – образ жизни человека, его поведения, мышления, привычек, которые обеспечивают определённый уровень здоровья. Основные составляющие ЗОЖ. Право человека на здоровье.
Тема 2. Причины нарушения здоровья (18ч)
Окружающая среда и здоровье человека. Причины, нарушающие здоровье. Курение, его влияние на организм человека. Мифы об алкоголе, его воздействие на организм. Наркотики их свойства, классификация и влияние на человека. Неправильное питание и заболевания, являющиеся следствием неправильного питания. Вирусы, пути их проникновения в организм и заболевания, вызываемые вирусами (грипп, оспа, корь, полиомиелит, герпес). Компьютер, его влияние на здоровье человека.
П/Р «Создание презентаций по причинам нарушающим здоровье». Защита презентаций.
Тема 3. Сохранение здоровья (10ч)
Факторы, сохраняющие здоровье: отказ от вредных привычек, правильное питание, режим дня, личная гигиена, двигательная активность, закаливание организма. Витамины, их многообразие и значение. Биологические ритмы и их влияние на здоровье.
П/Р «Составление своего режима дня и его анализ», «Создание и защита презентаций по витаминам».
Тема 4. Исследовательская работа (2ч)
Исследовательская работа по теме «Определение витамина «С» в продуктах».
Заключение (2ч)
Итоговое тестирование
III.Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Из них |
Практика | Теория |
1. | Введение | 2 | | 2 |
2. | Причины нарушения здоровья | 18 | 9 | 9 |
3. | Сохранение здоровья | 10 | 3 | 7 |
4. | Исследовательская работа | 2 | 1 | 1 |
5. | Заключение | 2 | 2 | |
6 | Итого | 34 | | |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________ Жукова М.В.
31августа 2018 года
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Канютинская основная школа»
Холм-Жирковского района Смоленской области
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
кружка по биологии
«Как важно быть здоровым».
(указать учебный предмет, курс)
Класс 9
Учитель Смирнова Светлана Алексеевна
Количество часов: всего 34 часов; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы Смирновой С.А., утвержденной директором школы приказ № 46 от 31 .08. 2018
Календарно-тематическое планирование |
№ п/п | Тема занятий | Общее кол - во часов | Дата | Примечание |
план | факт |
Тема 1. Введение (2ч) |
1. | ЗОЖ, его составляющие. | 1 | 05.09 | | |
2. | Значение здорового образа жизни | 1 | 12.09 | | |
Тема 2. Причины нарушения здоровья (18ч) |
3. | Окружающая среда и здоровье человека. | 1 | 19.09 | | |
4. | Радиация и здоровье. | 1 | 26.09 | | |
5. | История табакокурения. Действие табачного дыма на организм | 1 | 03.10 | | |
6. | Курение, мы и наше потомство. | 1 | 10.10 | | |
7. | Правда, об алкоголе. | 1 | 17.10 | | |
8. | Влияние алкоголя на организм. | 1 | 24.10 | |
9. | Наркотики, зависимость и последствия. | 1 | 07.11 | | |
10. | Уголовная ответственность за наркотики. | 1 | 14.11 | | |
11. | История открытия вируса. Вирусные заболевания человека. | 1 | 21.11 | | |
12. | Вирусы - внутриклеточные паразиты. | 1 | 28.11 | | |
13-14. | Неправильное питание - результат болезней | 2 | 05.12 12.12 | | |
15-16. | Компьютер и здоровье человека. Рекомендации, составленные для компьютерщика | 2 | 19.12 26.12 | | |
17-18. | Составление презентаций по причинам, нарушающим здоровье | 2 | 16.01 23.01 | | |
19-20. | Защита презентаций. | 2 | 30.01 | | |
Тема 3. Сохранение здоровья (10ч) |
21. | Закаливание организма | 1 | 13.02 | | |
22. | Правила закаливания | 1 | 20.02 | | |
23. | Культура питания | 1 | 27.02 | | |
24. | Правильно ли ты питаешься | 1 | 06.03 | | |
25. | Витамины - круглый год. | 1 | 13.03 | | |
26. | Виды витаминов. | 1 | 20.03 | | |
27. | Режим дня - залог здоровья. | 1 | 03.04 | | |
28. | К чему ведет несоблюдение режима дня. | 1 | 10.04 | | |
29-30. | Биологические ритмы, их влияние на здоровье. | 2 | 17.04 24.04 | | |
Тема 4. Исследовательская работа (2ч) |
31-32. | Исследовательская работа по теме "Определение витамина С в продуктах". | 2 | 08.05 | | |
Заключение (2ч) |
33. | Итоговое тестирование. | 1 | 15.05 | | |
34. | Как важно здоровье для человека. | 1 | 22.05 | | |
Занятие № 1-2.
Тема «Здоровый образ жизни, его составляющие».
Цель: Раскрыть понятие ЗОЖ и основные его составляющие. Пропаганда
здорового образа жизни.
Оборудование: видеофрагмент по ЗОЖ, схема по ЗОЖ, журналы «ЗОЖ».
Ход занятия.
1. Изучение нового материала.
1) Понятие ЗОЖ. ЗОЖ – образ жизни человека, его поведения, мышления, привычек, которые обеспечивают определенный уровень здоровья. Индивидуальное здоровье на 50 % зависит от образа жизни.
2) Основные составляющие ЗОЖ:
- Умеренное и сбалансированное питание.
- Режим дня.
- Двигательная активность.
- Закаливание.
- Личная гигиена.
- Грамотное экологическое поведение.
- Психогигиена, умение управлять своими эмоциями.
- Сексуальное воспитание.
- Отказ от вредных привычек.
3) Человек и его право на здоровье.
4) Значение здорового образа жизни.
2. Закрепление.
1) Составить схему с анализом основных составляющих ЗОЖ.
2) Просмотр видеофрагмента о здоровом образе жизни с последующим анализом.
3. Д/З
1) Найти высказывание учёных о здоровье.
2) Рефераты на темы «Воздействие атмосферных загрязнений
Занятие № 3-4.
Тема «Окружающая среда и здоровье человека»
Цель: Формирование у учащихся представлений о влиянии загрязнения
окружающей среды на здоровье человека.
Оборудование: Видеофрагмент о загрязнении окружающей среды,
фотографии.
Ход занятия.
Изучение нового материала.
Окружающая среда: природная, антропогенная, социальная, производственная.
Воздействие атмосферных загрязнений на здоровье человека – реферат учащихся.
Влияние на организм загрязнения гидросферы.
Радиация и здоровье – реферат учащихся.
- степень радиационной опасности (экспозиционная доза, поглощённая доза, эквивалентная доза)
- патологические последствия от величины получения дозы (лучевая болезнь, лейкозы, местное облучение).
2. Закрепление.
1) просмотр видеофрагмент о влиянии загрязнения окружающей среды на здоровье с последующим анализом.
2) разработать правила охраны окружающей среды.
3. Д/З
Приготовить сообщения на тему «История табакокурения», «Действие табачного дыма на организм человека».
Занятие № 5-6.
Тема «Курение, мы и наше потомство».
Цель: Формирование у учащихся негативного отношения к курению.
Оборудование: тест «Твоё здоровье и курение», таблица «Органы – мишени поражения табачным дымом».
Ход занятия.
Изучение нового материала
История табакокурения – сообщение учащихся.
Курение и здоровье. Действие табачного дыма на организм человека – сообщение учащихся.
Дискуссия по вопросам:
- Почему подросток начинает курить?
(любопытство, пример друзей и взрослых, желание выглядеть взрослым, от нечего делать, за компанию, чтобы успокоится, влияние телевидения).
- Какие проблемы возникают у подростков, которые курят?
( проблемы с родителями, где взять деньги на сигареты, говорить неправду).
2.Закрепление
Тест «Твоё здоровье и курение» (см. приложение №1)
Составить таблицу «Влияние курения на организм человека».
Органы - мишени | Нарушение работы органов |
лёгкие кровеносные сосуды желудок печень почки | |
Д/З
Реферат «Влияние алкоголя на организм человека».
Занятие №7-8.
Тема «Правда, об алкоголе».
Цель: Ознакомить учащихся с понятием алкоголь и его влиянием на организм человека.
Оборудование: Схема «Влияние алкоголя на органы человека», тест «Твоё здоровье и алкоголь».
Ход занятия
Изучение нового материала
Понятие «алкоголь». История появления алкоголя.
(первую бутылку водки изготовил араб Рабез в 860 году)
Влияние алкоголя на организм человека – реферат (см. приложение 2)
Мифы об алкоголе
(работа по группам: 1 группа приводит доводы о пользе алкоголя, 2 группа доказывает ложность этих доводов). (см. приложение №3)
Алкоголизм общественное зло. : (Алкоголизм ведет к деградации личности, слабоумию. В нашей стране в коррекционных школах для слабоумных детей обучается около 300 тысяч школьников. Мировая статистика утверждает, что 50% слабоумных детей рождаются от пьющих родителей. Смертность среди пьющих в два раза выше, чем среди непьющих).
Закрепление
Тест «Твоё здоровье и алкоголь». (см. приложение №4)
Заполнить таблицу «Влияние алкоголя на организм человека»
Органы - мишени | Влияние алкоголя |
сердце печень лёгкие желудок органы чувств почки | |
Д/З
1)Реферат «Влияние наркотиков на организм человека».
2) Приготовить антирекламу по наркомании.
Занятие № 9-10.
Тема «Наркотики, зависимость и последствия».
Цель: Сформировать представление о наркомании как факторе, разрушающем здоровье.
Оборудование: тест «Твоё здоровье и наркотики», реферат, антиреклама.
Ход занятия
1.Изучение нового материала
Историческая справка о наркотиках.
Статистические данные. ( - средний возраст приобщения к наркотикам снизился до 14,2 лет у мальчиков, 14,6 – у девочек; - 4 млн. людей употребляют наркотики в нашей стране, 76 % молодежь от 14 до 30 лет; за 10 лет - - число смертей от наркотиков увеличилось в 12 раз, среди детей в 42 раза (65 % – передозировка); - к окончанию школы 40 % детей пробовали наркотики, “сидят на игле” – 9% мальчиков, 5 % – девочек; - 91 % ВИЧ – инфицированных – наркоманы - наркоман за год втягивает в “порочный круг” до 4 человек).
Влияние наркотиков на организм человека – реферат.
Свойства наркомании:
- Непреодолимое желание или потребность продолжать принимать наркотики и доставать их любыми способами. - Стремление увеличивать дозы. - Зависимость психического, а иногда и физического характера от воздействия наркотиков.
5) Классификация наркотиков. (см. приложение № 5)
- седативные яды
- галлюциногенные средства
- вещества, легко получаемые путем химического синтеза
- яды сна
6) Уголовная ответственность. (см. приложение № 6)
2. Закрепление
1) Антиреклама о наркомании – творческое задание.
2) Тест «Твоё здоровье и наркотики».
3) Придумать 10 убедительных отказов человеку, предлагающему тебе наркотики.
3. Д/З
Сообщение о вирусных заболеваниях (грипп, оспа, корь, СПИД
\
Занятие № 11-12.
Тема «Вирусы – внутриклеточные паразиты»
Цель: Формирование у учащихся знаний о вирусах, как источнике инфекционных заболеваний.
Оборудование: таблица «Вирусы», плакат с вирусными заболеваниями.
Ход занятия
1.Изучение нового материала
История открытия вирусов (см. приложение №7)
Способы распространения и передача вирусных инфекций:
- воздушно – капельный путь
- пищеварительный тракт, кишечник
- половой контакт
- через кровь
3) Вирусные заболевания – сообщения учащихся
- СПИД
- грипп
- оспа
- герпес
- корь
2. Закрепление
1) Заполнить таблицу «Вирусные заболевания» (см. приложение № 8)
Название заболевания | Возбудитель | Поражаемые области тела | Способы распространения |
| | | |
3.Д/З
Сообщения о заболеваниях вызванных неправильным питанием: сахарный диабет, желчнокаменная болезнь, аллергия, гипертоническая болезнь, инфаркт.
Занятие № 13-14
Тема «Неправильное питание – результат многих болезней».
Цель: Показать учащимся последствия неправильного питания.
Оборудование: сообщения, плакаты, таблицы.
Ход занятия
Изучение нового материала
1) Главный источник болезней – неправильное питание.
2) Заболевания, вызванные неправильным питанием – сообщения учащихся
- Сахарный диабет
- Аллергия
- Инфаркт
- Желчнокаменная болезнь
- Гипертоническая болезнь
- Болезнь суставов
- Ишемическая болезнь сердца 2. Закрепление
1) Составить схему заболеваний на основе неправильного питания и дать ей анализ.
2) Составить свой режим питания. 3. Д/З
Реферат «Влияние компьютера на здоровье человека».
Занятие № 15-16.
Тема «Компьютер и здоровье человека».
Цель: Раскрыть влияние компьютера на здоровье человека.
Оборудование: реферат, памятка по работе с компьютером.
Ход занятия
Изучение нового материала.
Компьютер «за» и «против» - дискуссия.
(Работа в группах, 1 группа за положительные стороны компьютера, 2 группа – за отрицательные).
Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:
- Сидячее положение в течение длительного времени;
- Воздействие электромагнитного излучения монитора;
- Утомление глаз, нагрузка на зрение;
- Перегрузка суставов кистей;
- Стресс при потере информации
3) Влияние компьютера на здоровье человека – реферат.
4) Рекомендации центра электромагнитной безопасности. (см. приложение № 9)
2. Закрепление
Составьте рекомендации начинающим компьютерщикам.
Д/З Приготовить материал к созданию презентаций по здоровому образу жизни.
Занятие № 17-18.
Тема «Составление презентаций по здоровому образу жизни».
(практическая работа)
Цель: Закрепить полученные знания; совершенствовать навыки составления презентаций.
Оборудование: компьютер
Ход занятия
Учащимся предлагаются темы презентаций на выбор. Занятие проводится в компьютерном классе.
Примерный перечень тем для презентаций:
«Губительная сигарета».
«Вирусные заболевания».
«Компьютер и здоровье».
«Правда, об алкоголе».
«Наркотики – яд!»
Подведение итогов.
Занятие № 19-20.
Тема «Защита презентаций по здоровому образу жизни»
(практическая работа)
Цель: Закрепить, углубить, систематизировать и скорректировать полученные знания.
Для оценивания презентаций составляются критерии их оценки.
Критерии оценки презентаций
Оформление слайдов:
- стиль;
- фон;
- использование цвета;
- анимационные эффекты.
2. Представление презентации:
- содержание информации;
- расположение информации на слайде;
- шрифты;
- способы выделения информации;
- объем информации;
- виды слайдов.
Занятие № 21-22.
Тема « Закаливание организма»
Цель: Раскрыть влияние закаливания на здоровье человека.
Оборудование: видеофрагмент «Закаливание», таблицы, плакаты по закаливанию организма.
Ход занятия
Изучение нового материала
Закаливание как средство повышения защитных свойств организма.
История закаливания. (см. приложение № 10)
Принципы закаливания:
Систематичность использования закаливающих процедур.
Постепенность увеличения силы раздражающего воздействия.
Последовательность в проведении закаливающих процедур.
Учет индивидуальных особенностей человека.
Комплексность воздействия природных факторов.
Основные методы закаливания – сообщение учащихся
Закаливание воздухом.
Закаливание солнцем.
Закаливание водой.
Закрепление
Просмотр видеофрагмента «Закаливание» с последующим анализом.
Дискуссия о пользе и вреде закаливания
Занятие № 23-24
Тема « Культура питания».
Цель: Формирование у учащихся представление о правильном питании.
Оборудование: Тест «Правильно ли ты питаешься», таблица по калорийности продуктов.
Ход занятия
Изучение нового материала
Правильное питание – залог здоровья.
Культура питания – это не только отношение к пище, но и её состав.
Правила здорового питания. (см. приложение №11)
Основные принципы рационального питания: Умеренность. Сбалансированность. Четырехразовый приём пищи. Разнообразие.
Биологическая полноценность.
2.Закрепление
Тест «Правильно ли ты питаешься» (см. приложение №12)
3.Д/З
Сообщения о витаминах, презентации о витаминах.
Занятие № 25-26.
Тема «Витамины круглый год».
Цель: Раскрыть роль витаминов для здоровья человека.
Оборудование: Таблица «Витамины», презентации, сообщения.
Ход занятия
Изучение нового материала
Многообразие и значение витаминов – сообщение учащихся
- Витамин А
- Витамин В
- Витамин С
- Витамин Д
- Витамин Е
2) Защита презентаций по витаминам.
3) Правила сохранения витаминов в продуктах.
2. Закрепление
Тест на обеспеченность своего организма витамином С. (см. приложение № 13)
Д/З
Составить свой режим дня.
Занятие № 27-28.
Тема «Режим дня – залог здоровья»
Цель: Раскрыть значение режима дня для здоровья.
Оборудование: таблицы с примерным режимом дня для учащихся 1 и 2 смены.
Ход занятия
Изучение нового материала
Режим дня – это правильно организация сна, питания, учёбы, отдыха.
Великие учёные о значении режима дня. 3) К чему ведёт несоблюдение режима дня:
1. сказывается на здоровье
2. развитию хронического переутомления
3. слабое физическое развитие
4. повышенная утомляемость
5. вялость
6. недисциплинирован 4)Соблюдении режима дня ведёт к выработке условных рефлексов на время:
- пребывание на свежем воздухе
- время приёма пищи (в желудке вырабатывается желудочный сок)
- подъём
- отход ко сну
5) Режим дня – залог здоровья и высокой успеваемости – сообщение учащихся
2. Закрепление
1)Анализ своего режима дня с приведённым образцом. Вывод. (см. приложение №14)
2) Дискуссия о значении режима дня.
Занятие №29-30.
Тема «Биологические ритмы, их влияние на здоровье».
Цель: Показать влияние биоритмов на здоровье человека.
Оборудование: видеофильм «Живые часы»
Ход занятия
Изучение нового материала 1) Понятие «биологические ритмы» это циклические колебания интенсивности и характера тех или иных биологических процессов и явлений, дающих организмам возможность приспосабливаться к меняющимся условиям жизни.
Суточные биоритмы (см. приложение № 15)
График суточных биоритмов

Недельные биоритмы
График недельных биоритмов

Закрепление
Просмотр видеофрагмента «Живые часы»
Составить свой биоцикл, пользуясь указанной схемой.
- от дня рождения на 23-й день – физический подъем сил,
- на 28-й день – эмоциональный,
- на 33-й день – интеллектуальный.
Занятие № 31-32
Исследовательская работа по теме « Определение витамина С в некоторых продуктах».
Цель: Познакомить учащихся с содержанием витамина С в некоторых продуктах.
Задачи: 1. Выявить содержание витамина С в овощах и фруктах.
2.Доказать, что витамина С нет в продуктах подверженных термической
обработке.
3. Развитие умения сравнивать, анализировать и делать выводы. Оборудование: спиртовка, пробирки, спиртовой раствор йода, крахмальный
клейстер, сок лимона, яблочный сок, капустный рассол.
Ход занятия 1. Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая. 2. Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски. 3.Возьмите 1 мл сока лимона, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало. 4.Проделайте подобные опыты с капустным рассолом, компотом, яблочным соком. 5.Нагрейте яблочный сок на спиртовке. Повторите опыт с нагретым соком. 6.Сделайте вывод: Витамин С содержится в свежих овощах и фруктах. – Витамина С нет в продуктах подвергнутых термической обработке. Количество витаминов уменьшается со временем.
Содержание витамина С в некоторых продуктах
Пищевой продукт | Содержание витамина, мг/100 г | Пищевой продукт | Содержание витамина, мг/100 г |
Шиповник | 2100 | Клюква | 100 |
Облепиха | 500 | Капуста | 70 |
Черная смородина | 300 | Картофель | 30 |
Перец красный | 250 | Помидоры | 25 |
Хрен | 200 | |
Занятие № 33-34
Итоговое тестирование. (см. приложение №16)
Цель: Выявить уровень усвоения учащимися знаний по изученному курсу