СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по генетике

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочаяя программа для элективного курса по генетике в 10-11 классах

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по генетике»

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Генетика» составлена на основе программы элективных курсов по биологии 10-11. Н.Е.Пономаревой. Курс охватывает основные разделы «Генетика» и «Молекулярная биология», которые являются одним из самых сложных для понимания в школьно курсе биологии. Использование практических навыков, опирающихся на знаниях теории позволяют выполнять триединость целей образования: научить, развивать, воспитывать. Учащиеся 11 классов понимают необходимость применения знаний в новой ситуации и при подготовке к ЕГЭ по биологии. Использование задач по генетике развивает логическое мышление, позволяет учащимся добиваться получения качественных, углубленных знаний, дает возможность самоконтроля и самовоспитания.

Практический курс основан на теоретических знаниях:

-современных представлений о гене, его свойствах, механизмах функционирования генов;

- развитие понимания, каким образом функционируют белки и гены;

- координации регуляции генетических и метаболических процессов;

- генотип как единое целое.

Элективный курс «Генетика» рассчитана на 33 часа в 11 классе общеобразовательной школы.

Межпредметные связи: математика (принцип решения задач как система с несколькими неизвестными).

Цель курса: формирование у учащихся понимания генетических закономерностей для широких способов деятельности, приобретение умения применять теоретические знания при решении задач.

Задачи курса:

1) углубить знания об общих принципах решения и оформления генетических задач;

2) рассмотреть методические приемы, облегчающие решение, анализируются ошибки;

3) Ознакомить с возможностями применения теории в практической деятельности в измененных условиях, для подготовки к ЕГЭ по биологии.



Содержание курса

Введение – 2ч.

1. История развития генетики. Исследования Г.Менделя, Т.Моргана.

2. Создание модели молекулы ДНК Д.Уотсоном и Ф.Криком.

3. История развития генетики в России.

4. Решение и оформление генетических задач. Общие методы и приемы при решении задач.



Законы Г.Менделя – 4ч.

1. I и II законы Г.Менделя.

2. Практикум по решению задач. Определение генотипов родителями по расщеплению в потомстве.

3. Определение вероятности рождения потомства с нужными признаками.

4. Моногенное аутосомное менделевское наследование и определение доминантности и рецессивности.



Взаимодействия генов – 6ч.

1. Взаимодействие аллельных генов. Неполное доминирование и кодоминирование, сверхдоминирование.

2. Наследование по типу множественных аллелей.

3. Взаимодействие неаллельных генов: комплементарное взаимодействие.

4. Эпистаз

5. Полимерный тип взаимодействия, плейотропия

6. Практикум по решению задач.



Дигенное аутосомное менделевское наследование – 4ч.

1. Расчет генотипов особей. Определение генотипа организма по соотношению фенотипов.

2. Определение вероятности появления потомства с анализируемыми признаками, выяснение доминантности и рецессивности.

3. Независимое наследование при неполном доминировании.

4. Практикум по решению задач.

Сцепленное наследование генов – 6ч.

1. Хромосомная теория наследственности. Полное сцепление.

2. Определение типов гамет, вероятность рождения потомков с анализируемыми признаками.

3. Неполное сцепление, схемы кроссинговера.

4. Определение процента кроссинговера и расстояния между генами. Определение числа кроссоверных гамет и соотношение особей в таком потомстве.

5. Карты хромосом.

6. Практикум по решению задач.

Генетика пола. Наследование генов, сцепленных с полом – 8ч.

1. Типы хромосомного определения пола.

2. Наследование генов, локализованных в x – хромосоме.

3. Наследование генов, сцепленных с у – хромосомой.

4. Кодоминантные гены, локализованные в х – хромосоме.

5. Наследование двух признаков, сцепленных с полом.

6. Наследование признаков, расположенных в соматических и половых хромосомах.

7. Наследование, зависимое от пола.

8. Практикум по решению задач



Наследование летальных генов – 3ч.

1. Летальные гены при моногибридном наследовании.

2. Летальность при дигибридном наследовании.

3. Летальные гены, локализованные в половых хромосомах.

4. Практикум по решению задач.



Требования к уровню подготовки учащихся.



Учащиеся должны знать:

- методы генетики, генетическую символику и терминологию;

- особенности законов Г.Менделя, их цитологические основы;

- закономерности сцепленного наследования;

- законы Т.Моргана, определение пола;

- наследование, сцепленное с полом;

- взаимодействие аллельных и неаллельных генов;

- генотип как целостную систему;

- геном человека, генетическое картирование хромосом;

- хромосомную теорию наследственности;

- теорию гена, закономерности изменчивости;

- виды изменчивости, норму реакции. Причины и виды мутаций. Меры профилактики наследственных болезней человека.



Учащиеся должны уметь:

- решать генетические задачи;

- пользоваться компьютером, работать с диском «Открытая биология»;

- создавать презентации по темам курса;

- обобщать, сравнивать, анализировать, работать в группе, использовать информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), составлять генетические задачи.







Тематический план

№ п\п

Тема

Количество часов

1.

Введение.

2

2.

Закон Г. Мендаля.

4

3.

Взаимодействие генов.

6

4.

Дигенное аутосомное менделевское наследование.

4

5.

Сцепленное наследование генов.

6

6.

Генетика пола. Наследование генов, сцепленных с полом.

8

7.

Наследование летальных генов.

3

Итого: 33



































Дидактическая и методическая литература:

1. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. –

Саратов: Лицей, 2005г.

2. А.Ю. Гаврилова Биология. 10 класс: Поурочные планы по учебнику Д.К.

Беляева., П.М. Бородина, Н.Н.Воронцова. 2ч. – Волгоград: Учитель, 2005г.

3. Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.В. Сборник задач по генетике с решениями:

Методическое пособие. – Саратов: Лицей, 1998г.

4. Л.А. Рязанова Задачник по генетике для дифференцированного обучения:

учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999г.

5. Б.Х. Соколовская 120 задач по генетике (с решениями) – М: «Центр РСПИ»,

1991г.

6. Л.А. Рязанова Дидактические карточки по генетике. – Челябинск, ЧГПУ,

1993г.





































Календарно-тематическое планирование

п\п

Название темы

Кол-во часов

Дата

По плану

Факт.

1.

Введение. История развития генетики. Исследования Г.Менделя, Т.Моргана.

1



2.

Решение и оформление генетических задач. Общие

методы и приемы при решении задач.

1



3.

I и II законы Г.Менделя.

1



4.

Практикум по решению задач. Определение

генотипов родителями по расщеплению в потомстве.

1



5.

Определение вероятности рождения потомства с нужными признаками.

1



6.

Моногенное аутосомное менделевское наследование

и определение доминантности и рецессивности.

1



7.

Взаимодействие аллельных генов. Неполное доминирование и кодоминирование,

сверхдоминирование.

1



8.

Наследование по типу множественных аллелей.

1



9.

Взаимодействие неаллельных генов: комплементарное взаимодействие.

1



10.

Эпистаз

1



11.

Полимерный тип взаимодействия, плейотропия

1



12.

Практикум по решению задач по теме «Взаимодействие генов»

1



13.

Расчет генотипов особей. Определение генотипа организма по соотношению фенотипов.

1



14.

Определение вероятности появления потомства с анализируемыми признаками, выяснение доминантности и рецессивности.

1



15.

Независимое наследование при неполном доминировании.

1



16.

Практикум по решению задач по теме «Генотипы»

1



17.

Хромосомная теория наследственности. Полное сцепление.

1



18.

Определение типов гамет, вероятность рождения потомков с анализируемыми признаками.

1



19.

Карты хромосом.

1



20.

Практикум по решению задач «Сцепленное наследование генов»

1



21.

Типы хромосомного определения пола.

1



22.

Наследование генов, локализованных в x –хромосоме.

1



23.

Наследование генов, сцепленных с у – хромосомой.

1



24.

Кодоминантные гены, локализованные в х –

хромосоме.

1



25.

Наследование двух признаков, сцепленных с полом.

1



26.

Наследование признаков, расположенных в соматических и половых хромосомах.

1



27.

Наследование, зависимое от пола.

1



28.

Практикум по решению задач «Генетика пола»

1



29

Наследование летальных генов

1



30.

Летальные гены при моногибридном наследовании.

1



31.

Летальность при дигибридном наследовании.

1



32.

Летальные гены, локализованные в половых хромосомах.

1



33.

Урок обобщение по курсу «Генетика»

1



Литература

1.И.В.Болгова. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в ВУЗы.//

М.: «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2011г.

2.А.А.Кириленко. Биология. Сборник задач по генетике.// Ростов-на-Дону.: «Легион», 2013г.

3.Н.М.Киреева. Биология. Для поступающих в ВУЗы(способы решения задач по генетике)//

Волгоград: «Учитель», 2009г.