МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА С.ИДОЛГА»
ТАТИЩЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РАССМОТРЕНО на ШМО Протокол №_____от «____»__________20____г. Руководитель ШМО ___________________ | СОГЛАСОВАНО Зам. по ВР «___» ____________ 20___ г. _________________________ | УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «СОШ с. Идолга» _________ Н.А. Корнеева «___» ___________ 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по обществознанию для 9 класс
«Подготовка к государственной итоговой аттестации по обществознанию»
на 2018-2019 учебный год
Уровень обучения (класс): основное общее образование, 9 класс
Общее количество часов: 20
Количество часов в неделю: 1
Учитель: Собянин С.С.
Квалификационная категория: первая
с. Идолга
2018
Раздел 1. Планируемые результаты освоения
Ученик сможет знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми
-сущность общества как формы совместной деятельности людей
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения
уметь:
-описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли
- социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия
-объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и
государства)
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в
различных сферах
-оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
-решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
-осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах
-нравственной и правовой оценки конкретных поступков.
Раздел 2. Содержание курса.
Тема 1. Человек и общество.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Человек и его ближайшее окружение .Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Тема 2. Сфера духовной культуры.
Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука в жизни современного обществ. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.
Тема 3. Экономика.
Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства.
Тема 4. Социальная сфера
Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями
Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и норм. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения
Межнациональные отношения.
Тема 5. Сфера политики и социального управления
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление.
Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественно жизни. Гражданское общество и правовое государство.
Тема 6. Право.
Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная
ответственность несовершеннолетних.
Календарно-тематическое планирование курса.
№ | Название темы | часов | | |
| Человек и общество. | 2 | | |
1 | Общество и человек. Природа и общество. Сферы общественной жизни | 1 | | |
2 | Тестовый практикум по теме | 1 | | |
| Сфера духовной культуры. | 2 | | |
3 | Религия. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. | 1 | | |
4 | Тестовый практикум по теме | 1 | | |
| Экономика. | 3 | | |
5 | Экономика. Экономические системы. Товар. Производство. | 1 | | |
6 | Экономическая политика государства. | 1 | | |
7 | Тестовый практикум по теме | 1 | | |
| Социальная сфера. | 3 | | |
8 | Социальная структура общества. Социальные группы. Социальные ценности и конфликты. | 1 | | |
9 | Нации и межнациональные отношения | 1 | | |
10 | Тестовый практикум по теме | 1 | | |
| Сфера политики и социального управления. | 3 | | |
11 | Власть. Государство. | 1 | | |
12 | Политические режимы | 1 | | |
13 | Тестовый практикум по теме | 1 | | |
| Право. | 3 | | |
14 | Конституция РФ. Основы конституционного строя. | 1 | | |
15 | Права, свободы и обязанности граждан. | 1 | | |
16 | Тренировочный практикум по решению задач по теме. | 1 | | |
| Практикум по решению заданий | 3 | | |
17 | Решение заданий с диаграммами | 1 | | |
18 | Практикум по решению заданий на анализ двух суждений | 1 | | |
19 | Практикум по решению заданий на установление фактов и мнений | 1 | | |
20 | Итоговая предэкзаменационная работа. | 1 | | |
| Итого | 20 | | |