Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 595
РАЗРАБОТАНО И ПРИНЯТО Педагогическим Советом ГБОУ школы № 595 Протокол № | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школы № 595 _______________________Р.И. Мохов Приказ № |
Рабочая программа элективного курса
«Теория и практика написания сочинений»
для 10 и 11 классов
Срок реализации программы 2020-2021 уч. г.
Автор-составитель:
Учитель Басаева Анна Владимировна
Санкт-Петербург
2020-2021
Аннотация
Элективный курс «Теория и практика написания сочинений» предназначен для учащихся 10 (11) классов общеобразовательных школ и рассчитан на 34 часа учебной нагрузки (один год обучения).
Программа курса разработана с учетом знаний и умений учащихся, освоивших курс основной школы, и позволяет углубить и систематизировать содержание базового учебного предмета «русский язык», обеспечить оптимальное формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД.
Программа нацелена на повышение уровня знаний по одному из наиболее трудных разделов курса русского языка – «Текстоведение и речеведение».
Реализация программы предполагает совершенствование практических умений:
- анализа текста;
- информационной переработки текстов;
- создания собственного речевого произведения заданного стиля и типа речи.
Большое внимание в программе уделяется вопросам культуры речи.
Содержание программы и применяемые на занятиях формы и методы обучения способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции в целом, формированию общеучебных умений и навыков.
Успешная реализация программы поможет старшеклассникам обобщить и систематизировать знания по данному разделу курса русского языка, совершенствовать важнейшие практические умения и навыки, обеспечит психологическую поддержку в процессе систематизации знаний при подготовке к итоговой аттестации. Деятельный характер обучения дает возможность в полной мере раскрыть потенциал учащихся.
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинений» предназначена для учащихся 10 (11) классов общеобразовательных школ. Объем программы – 34 часа учебной нагрузки, которая реализуется в течение одного учебного года.
Цель программы:
повторение и углубление содержания учебного материала, изученного в среднем звене общеобразовательной школы;
формирование языковой, коммуникативной образованности обучающихся;
оказание психологической поддержки старшеклассникам в процессе систематизации знаний и умений подготовке к экзамену.
Цели и содержание программы соотнесены с целями и задачами модернизации российского образования, требованиями государственного стандарта по русскому языку, опираются на нормативные документы: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», а также Письмо МОН РФ от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».
Задачи:
развивать умения анализировать текст: проводить смысловой, речеведческий, языковой анализы текста;
обобщить знания о выразительных средствах языка;
совершенствовать речевую деятельность учащихся, умения и навыки изложения мыслей в устной и письменной формах связной речи;
формировать устойчивые навыки нормативной речи.
Содержательный компонент программы определяется обязательным минимумом содержания обучения в предметной области «русский язык» и представляет трудные для выпускников разделы программы по речеведению и текстоведению. Главное внимание уделяется вопросам понимания и информационной переработки текстов разных стилей и типов речи. Подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения получает теоретическое обоснование и сопровождается обязательной практической реализацией.
Программа элективного курса предполагает использование активных форм организации деятельности учащихся, коллективного способа обучения, применения игровых технологий, дискуссии. За время обучения учащиеся выполняют разные виды работ: анализируют тексты, создают собственные тексты, выполняют тестовые задания и др. Программа тесно связана с курсом русской литературы.
Итоговый контроль предусматривает проверку сформированности практических познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных УУД. В качестве проверочного материала возможно использование контрольных измерительных материалов открытого сегмента ФЦТ или сборников по подготовке к итоговым испытаниям по русскому языку.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны уметь
Познавательные УУД: анализировать тексты различных функциональных стилей с точки зрения содержания, композиции, стилевых особенностей, использования изобразительно-выразительных средств языка, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
Коммуникативные УУД: создавать собственные письменные тексты на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы;
Регулятивные УУД: правильно использовать многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
Познавательные УУД: владеть приемами редактирования текста, оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания.
Содержание программы
В структуре изучаемой программы выделяются следующие разделы:
1. Вводное занятие.(1 час.)
Задачи курса. Требования к школьному сочинению. Нормы оценки сочинений. Разные жанры ученических сочинений. Выбор жанра в зависимости от темы.
2. Общие сведения о языке. Язык и речь . (1 час.)
Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке материальной и духовной культуры народа. Язык и речь. Формы речи: устная и письменная. Основные особенности устной и письменной речи.
3. Литературный язык. Культура речи. (4 час.)
Формы существования русского национального языка. Национальный язык – единство его различных форм. Литературный язык и язык художественной литературы. Языковая норма и ее основные особенности. Понятие нормы и ее изменчивости. Понятие культуры речи. Качества речи. Аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический. Культура устной и письменной речи. Основные качества хорошей речи: содержательность, точность, логичность, правильность, выразительность, чистота, эмоциональность. Нормативные словари современного русского языка и справочники.
4. Текст. Строение текста. (2 час.)
Текст и его место в системе языка и речи. Текст – самая крупная единица синтаксической системы, сложный результат мыслительной речевой деятельности. Текст (высказывание) как единица общения. Признаки текста. Тема, тематика, основная мысль текста (идея), проблема, проблематика. Языковые способы и средства организации текста. Грамматическая связь между частями текста: цепная и параллельная. Понятие об абзаце. Правила построения абзаца.
5. Типы речи. (5 час.)
Понятие о типах речи. Особенности разных типов речи. Повествование. Описание. Рассуждение. Умение делить текст на части в зависимости от типа речи и устанавливать между ними связь. Структурирование текста-рассуждения.
6. Функциональные стили речи. (3 час.)
Стиль речи и речевая ситуация. Научный стиль, сферы его использования, назначение. Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение, основные признаки. Признаки публицистического стиля, основные жанры. Композиция публичного выступления, выбор языковых средств с учетом цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения. Общие признаки разговорной речи, типичные ситуации и задачи разговорной речи, языковые средства, основные жанры (рассказ, беседа, спор). Основные признаки художественной речи. Тексты разных функциональных стилей и жанров. Определение различных стилей текста. Написание текста в заданном стиле.
7. Выразительность речи. Изобразительно-выразительные средства языка, их разнообразие. ( 2 час.)
Основные признаки художественной речи: образность, использование изобразительно-выразительных средств языка (лексические, синтаксические: эпитет, сравнение, метафора, аллегория, олицетворение, перифраза и др.) Использование изобразительно-выразительных средств языка в художественной литературе. Тенденции употребления изобразительно-выразительных средств в устной и письменной речи. Написание текстов с использованием различных изобразительно-выразительных средств языка.
8. Анализ текста. Приемы редактирования. Классификация речевых и грамматических ошибок. (7 час.)
Тема и основная мысль текста. Заглавие. Понимание авторской позиции. Создание собственных текстов разных типов речи. Приемы редактирования. Классификация речевых и грамматических ошибок. Исправление типичных ошибок, встречающихся в сочинении. Анализ и редактирование собственного сочинения. Написание рецензии на сочинение.
9. Контроль знаний. Написание и анализ сочинений разных жанров.
( 5 час.)
Типы вступлений. Практикум подбора типов вступления к разным темам и написание их. Приемы редактирования. Анализ и редактирование собственного сочинения. Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка. Определение типа ошибок и их исправление. Предупреждение типичных ошибок, встречающихся в сочинении.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов программы | Количество часов | Виды деятельности учащихся |
| | всего | теория | практика | |
1. | Вводное занятие. Задачи курса. | 1 | | 1 | входная диагностика, проведение самодиагностики составление таблицы ЗХУ, анализ ученических сочинений |
2. | Общие сведения о языке. Язык и речь. | 1 | 1 | | составление опорного конспекта, выступление на семинаре |
3. | Литературный язык. Культура речи. | 4 | 1 | 3 | практикум, тестирование, работа со словарями, игра-тренинг |
4. | Текст. Строение текста. | 2 | 1 | 1 | практикум, работа по информационной переработке текста |
5. | Типы речи. Анализ текстов разных типов речи. Структурирование текста-рассуждения. | 5 | 1 | 4 | практикум, работа с текстами публицистики и художественной литературы, тестирование |
6. | Функциональные стили речи. | 3 | 1 | 2 | практикум, работа с текстами разных стилей речи, работа в группе на семинаре |
7. | Выразительность речи. Изобразительно-выразительные средства языка, их разнообразие. | 2 | 1 | 1 | работа с текстами из произведений художественной литературы, тестирование, творческая работа |
8. | Классификация ошибок. Анализ и редактирование собственного сочинения. | 7 | 2 | 5 | практикум, взаимопроверка, комплексный анализ, составление плана сочинения, редактирование, написание рецензии на работу товарища |
9. | Контроль знаний. Написание и анализ сочинений разных жанров. | 5 | - | 5 | практикум творческая работа, комплексный анализ текста |
10. | Резерв | 4 | | | |
| ИТОГО | 34 | 7 | 27 | |
Список основной литературы для учителя
(по выбору учителя):
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. – Москва, Просвещение.
Беднарская Л.Д. Анализ текста. Теория и практика : программа элективного курса. 10-11 кл. // Рус. яз. в школе. – 2006.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебному пособию «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы.» - Москва, Просвещение.
. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы.» - Москва, Просвещение.
Громов И. Формирование речеведческой культуры: абзац как основная единица речеведения (6-7 кл., 17 ч.) / И.Громов // Рус.яз. – 2009. - №9.
Искусство устной и письменной речи : программа элективного (факультативного) курса для 10-11 классов (68 ч.) // Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 класс / авт.-сост. С.И. Львов. – М. : Мнемозина.
Озеров Ю. А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. - М.:
Школа – Пресс, 1995.
8. Русова Н. Ю. Как писать сочинение, изложение, диктант. Новгород: Деком , 1995
9. Рыжова Н. В. Методика написания экзаменационного сочинения. М.: Экзамен.
10. Солганик Г. Я. Стилистика русского языка. 10-11 кл. - М.
11. Угроватова Т.Ю. Русский язык: 10-11 кл. 34 урока подготовки к ЕГЭ. - Москва, Эксмо.
12. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение.
Список литературы для учащихся
(Одно из нижеперечисленных изданий на выбор образовательного учреждения)
1. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах./- Москва, Просвещение. (Примечание. Пособие, выбранное ГБОУ СОШ №595 Приморского района г.Санкт-Петербурга)
2. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку, подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: «Экзамен», 2013.
3. Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Учебно-методическое пособие. – Ростов / Д: Легион, 2011.
Дополнительная литература
1. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие. - М.: Рольф.
2. Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на едином государственном экзамене. – Москва, Айрис пресс.
3. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. Учебное пособие. – Москва, ТЦ «Сфера».
4. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика.- М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век».
5. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М.: Просвещение, 1995.
6. Ханин М.И. Практикум по культуре речи, или Как научиться красиво и убедительно говорить: учеб. пособие. – СПб.: Паритет.
Календарно-тематическое планирование курса
№ п/п | Наименование разделов программы | Количество часов | Виды деятельности учащихся | Используемый текстовой материал | Дата проведения по плану/по факту |
| | всего | теория | практика | |
1. | Вводное занятие. Задачи курса. | 1 | | 1 | Входная диагностика, проведение самодиагностики и анализ ученических сочинений | Образцы итоговых сочинений, написанных в декабре 2015 выпускниками 2016 года, образцы пробных итоговых сочинений, написанных в мае 2016 года учениками 10 класса | 1 неделя |
2. | Общие сведения о языке. Язык и речь. Литературный язык. Виды речевой деятельности. Признаки, по которым противопоставляются язык и речь | 1 | 1 | | Составление опорного конспекта, выступление на семинаре | ТМ «Язык и речь» (стр. 14-17 в учебнике «Русский язык» А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой для 10-11 класса), материал упр. 11 (там же, стр.17-18) Словари лексических трудностей, паронимов, синонимов, толковые | 2-3 недели 4-7 недели |
3. | Литературный язык. Культура речи. Формы существования литературного языка. Особенности устной и письменной форм литературной речи. | 4 | 1 | 3 | Практикум, тестирование, работа со словарями, игра-тренинг |
4. | Текст. Строение текста. Понятие о ССЦ (микротекст, микротема, средства связи в тексте) Признаки текста (связность, цельность, членимость) | 2 | 1 | 1 | Практикум, работа по информационной переработке текста | 10 класс – фрагменты произведений первой половины 19 века (А.С. Пушкин. «Повести Белкина) 11 класс - фрагменты произведений А.П. Чехова | 8-10 недели |
5. | Типы речи. Анализ текстов разных типов речи. Структурирование текста-рассуждения. | 5 | 1 | 4 | Практикум, работа с текстами публицистики и художественной литературы, тестирование | 10 класс – фрагменты произведений первой половины 19 века (М.Ю.Лермонтов. «Беглец», «Песня про купца…» 11 класс - фрагменты произведений А.П.Чехова | 11-13 недели |
6. | Функциональные стили речи Теория – общая хар-ка Практика 10 класс – особенности научного, художественного стилей речи; 11 класс – особенности публицистического, художественного стилей речи | 3 | 1 | 2 | Практикум, работа с текстами разных стилей речи, работа в группе на семинаре | 10 класс – фрагменты произведений первой половины 19 века (Н.В.Гоголь. «Портрет», «Невский проспект») 11 класс - фрагменты произведений А.П.Чехова | 14-16 недели |
7. | Выразительность речи. Изобразительно-выразительные средства языка, их разнообразие. | 2 | 1 | 3 | Работа с текстами из произведений художественной литературы, тестирование, творческая работа | 10 класс – стихотворения А.Фета, Ф.Тютчева, Н.Некрасова 11 класс – стихотворения поэтов серебряного века | 17-20 недели |
8. | Анализ текста. Редактирование сочинения. Приемы редактирования. Классификация речевых и грамматических ошибок. Анализ и редактирование собственного сочинения. | 7 | 2 | 6 | Практикум, взаимопроверка, комплексный анализ, составление плана сочинения, редактирование, написание рецензии на работу товарища | Образцы сочинений прошлых лет. Литературно-критические материалы. Эссе, написанные поэтами, писателями, публицистами | 21-27 недели |
9. | Контроль знаний. Написание и анализ сочинений разных жанров. | 5 | - | 5 | Практикум творческая работа, комплексный анализ текста | | 28-30 недели |
| Резерв | 4 | - | - | | | |
| ИТОГО | 3 4 | 7 | 20 | | | |
7