Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа посёлка Берёзовый
Солнечного муниципального района Хабаровского края
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на ШМО классных Зам. директора по УР И.о.директора
руководителей МБОУ СОШ п.Берёзовый МБОУ СОШ п.Берёзовый
МБОУ СОШ п.Берёзовый _________/Е.В.Нецветаева/ ____________/О.С.Юрьева/
Протокол №. 1 31 августа 2021 год 30\1 августа 2021
От 31 августа 2021 года Приказ № 82 – осн.
Руководитель ШМО
___________/--------------/
Рабочая программа
Элективного курса «Анализ текста»
учителя русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Задворной Юлии Владимировны.
Интеллектуальное направление
11 класс
2021 – 2022 учебный год
Рабочая программа элективного курса
«Разноаспектный анализ текста» 11 класс (ФГОС)
Пояснительная записка
«Разноаспектный анализ текста»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Разноаспектный анализ текста» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ п.Березовый, базируется на программно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов части ЕГЭ предыдущих лет.
Согласно учебному плану на изучение внеурочной деятельности «Разноаспектный анализ текста» отводится в 11 классе 34 часа в год.
Срок реализации программы один учебный год.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
11 класс РАЗДЕЛ I
Разноаспектный анализ текста. (18 часов)
Формы организации: беседа, практику, устное выступление, лекция с элементами беседы, семинар, исследование текста, конференция, дискуссия.
Виды деятельности: выбор коммуникативной стратегии: анализ речевой ситуации, оценка будущих слушателей/читателей, предстоящей речевой обстановки, осознание цели будущего высказывания (письменного или устного), работа над содержанием речи: сбор и систематизация мавысказывания, анализ литературы по теме: составление библиографии, отбор книг, статей, Интернет-публикаций по теме; их чтение и составление конспектов (полных или сжатых), тезисов, аннотаций и т.п., конспектирование лекций учителя на заданную тему, особенности письменной передачи текста, воспринимаемого на слух, организация самостоятельной поисковой деятельности с использованием ресурсов Интернета в процессе подбора материала по теме выступления.
материал для будущего высказывания, анализ литературы по теме: составление библиографии, отбор книг, статей, Интернет-публикаций по теме; их чтение и составление конспектов (полных или сжатых), тезисов, аннотаций и т.п., конспектирование лекций учителя на заданную тему, особенности письменной передачи текста, воспринимаемого на слух, организация самостоятельной поисковой деятельности с использованием ресурсов Интернета в процессе под
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (9 часов)
НРЭО. Нормы словоупотребления. НРЭО. Стилистические нормы.
Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.
Тема 2. Лингвистический анализ текста. (9 часов)
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.
Лексически – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.
НРЭО. Нормы словоупотребления НРЭО. Нормы орфоэпии
РАЗДЕЛ II
Сочинение-рассуждение на основе текста. (16 часов)
Формы организации: беседа, практикум, устное выступление, лекция с элементами беседы, семинар, исследование текста, дискуссия, проект.
Виды деятельности: сопоставление собственного взгляда с мнениями, отраженными в прочитанных текстах, в прослушанных выступлениях, докладах, лекциях по теме, выделение главной и второстепенной информации, отбор наиболее удачных и ярких доказательств основной мысли в соответствии с целью и ситуацией речевого общения, развитие основной мысли в материала, составление предварительного плана, продумывание композиции высказывания: вступления, главной части, заключения, использование специфических средств письма для точной передачи мысли; абзац, знаки препинания, заглавные буквы и др., работа над точностью и правильностью речевого высказывания.
Тема 1. Анализ текста. (4 часа) Содержание исходного текста.
Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.
Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. (6 часов) Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция.
Основная часть сочинения.
Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения. Тренировочные сочинения.
Практические работы:
Написание сочинений
редактирование.
2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные планируемые результаты
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг,гимн);
гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократическиеценности;
готовность к служению Отечеству, егозащите;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурноммире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальнымявлениям;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видахдеятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческихценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического твопринятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,наркотиков;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первуюпомощь;
творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,наркотиков;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первуюпомощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональныхпроблем;
сформированностьэкологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленнойдеятельности;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейнойжизни.
Метапредметные планируемые результаты
Универсальные учебные действия | Метапредметные планируемые результаты | Типовые задачи формирования УУД (метапредметные технологии) |
Регулятивные универсальные учебные действия |
Р1 Целеполагание | Р1.1 Самостоятельно определять цели деятельности, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; Р1.2Ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях | Учебно-познавательные и учебно- практические задачи «Самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний», «Самоорганизация и саморегуляция» Постановка и решение учебных задач, в том числе технология «перевернутый класс» Кейс-метод Групповые и индивидуальное проектирование Учебно-исследовательская деятельность |
Р2 Планирование | Р2.1Выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты Р2.2 Самостоятельно составлять планы деятельности Р2.3Использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализациипланов | Постановка и решение учебных задач, в том числе технология «перевернутый класс» Кейс-метод Групповые и индивидуальное проектирование Учебно-исследовательская деятельность |
Универсальные Учебные действия | Метапредметные планируемые результаты | Типовые задачи формирования УУД (метапредметные технологии) |
| деятельности Р2.4Выбирать успешные стратегии в различных ситуациях | |
Р3 Прогнозирование | Р3.1Оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели Р3.2 Организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели Р3.3Оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали | Кейс-метод Технология формирующего оценивания (прием «прогностическая самооценка») Учебно-познавательные и учебно- практические задачи «Самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний» Групповые и индивидуальное проектирование Учебно-исследовательская деятельность |
Р4 Контроль и коррекция | Р4.1 Самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность | Технология формирующего оценивания Поэтапное формирование умственных действий Групповые и индивидуальное проектирование Учебно-исследовательская деятельность |
Р5 Оценка | Р5.1Сопоставлять полученный результат деятельности с Поставленной заранее целью | Технология формирующего оценивания Групповые и индивидуальное проектирование Учебно-исследовательская деятельность |
Р6 Познавательная рефлексия | Р6.1Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средствихдостижения | Учебно-познавательные и учебно- практические задачи «Рефлексия» Постановка и решение учебных задач Технология формирующего оценивания |
Р7 Принятие решений | Р7.1 Самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с Учетом гражданских и | Кейс-метод Учебно-познавательная и учебно- практические задача «Разрешение проблем / проблемных ситуаций», «Ценностно- смысловые установки» |
Универсальные Учебные действия | Метапредметные планируемые результаты | Типовые задачи формирования УУД (метапредметные технологии) |
| нравственныхценностей | Групповые и индивидуальное проектирование Учебно-исследовательская деятельность |
Познавательные универсальные учебные действия |
П8 Познавательные компетенции, включающие навыки учебно- исследовательской и проектной деятельности | П8.1Искать и находить обобщенные способы решения задач П8.2Владеть навыками разрешения проблем П8.3Осуществлять самостоятельный поиск методов решения практических задач, применять различных методов познания П8.4Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения П8.5Менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности П8.6Проявлять способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности, в том числе учебно-исследовательской и проектной деятельности П8.7 Самостоятельно применять приобретенные знания и способы действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей, в том числе в учебно- исследовательской и проектной деятельности; П8.8 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, а именно: | Постановка и решение учебных задач, в том числе технология «перевернутый класс» Технология формирующего оценивания Учебные задания, выполнение которых требует применения логических универсальных действий Кейс-метод Учебно-познавательные и учебно- практические задачи «Самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний» Межпредметные интегративные погружения Групповые и индивидуальное проектирование Учебно-исследовательская деятельность |
Универсальные учебные действия | Метапредметные планируемые результаты | Типовые задачи формирования УУД (метапредметные технологии) |
| П8.8.1 ставить цели и/или формулировать гипотезу исследования; П8.8.2 планировать работу; П8.8.3 осуществлять отбор и интерпретацию необходимой информации; П8.8.4 структурировать и аргументировать результаты исследования на основе собранных данных; П8.8.5 осуществлять презентацию результатов | |
П2 Работа с информацией | П2.1Осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задач П2.2Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречияв информационных источниках П2.3Выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия П2.4 Осуществлять самостоятельную информационно- познавательную деятельность П2.5Владеть навыками получения необходимой информации изсловарей разныхтипов П2.6 Уметьориентироваться в | Стратегии смыслового чтения, в том числе постановка вопросов, составление планов, сводных таблиц, граф-схем, тезирование, комментирование Кейс-метод Учебно-познавательные и учебно- практические задачи «Самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний» Групповые и индивидуальное проектирование Учебно-исследовательская деятельность |
Универсальные учебные действия | Метапредметные планируемые результаты | Типовые задачи формирования УУД (метапредметные технологии) |
| различных источниках информации П2.7Критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников | |
П9 Моделирование | П9.1 Использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках | Постановка и решение учебных задач, включающая представление новых понятий и способов действий в виде модели Поэтапное формирование умственных действий Метод ментальных карт Стратегии смыслового чтения, в том числе постановка граф-схем |
П10 ИКТ- компетентность | П10Использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности | Смешанное обучение, в том числе смена рабочих зон Учебно-познавательные и учебно- практические задачи «ИКТ- компетентность» Групповые ииндивидуальное проектирование Учебно-исследовательская деятельность |
Коммуникативные универсальные учебные действия |
К11 Сотрудничество | К11.1Осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий К11.2Учитывать позиции других участников деятельности К11.3Находить и приводить критические | Постановка и решение учебных задач Кейс-метод Смена рабочих зон Дискуссия Дебаты Групповые проекты Учебно-познавательные и учебно- практические задачи «Сотрудничество» Групповые и индивидуальное проектирование Учебно-исследовательская деятельность |
Универсальные учебные действия | Метапредметные планируемые результаты | Типовые задачи формирования УУД (метапредметные технологии) |
| аргументы в отношении действий и суждений другого К11.4 Спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития К11.5При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.) К11.6Координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия К11.7Распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений К11.8 Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности | |
К12 Коммуникация | К12 Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств | Постановка и решение учебных задач, в том числе технология «перевернутый класс» Учебно-познавательные и учебно- практические задачи «Коммуникация» Групповые и индивидуальное проектирование Учебно-исследовательская деятельность |
11 класс
№ п/п | Тема | Кол -вочасо в | Теория | Практика |
| Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста (8 часов) | |
1 | Текст. Тема и основная мысль текста. Лекция. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Средства связи между частями текста Способы связи предложений в тексте. Лекция. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Выделение микротем в тексте. Практикум. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Лексические средства организации текста НРЭО. Нормы словоупотребления. Лекция. | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Морфологические средства организации текста | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Синтаксические средства организации текста | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Стили речи НРЭО. Стилистические нормы | 1 | 1 | |
8 | Типы речи | 1 | 1 | |
| Тема 2. Лингвистический анализ текста (9 часов) | |
9 | Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение. Практикум. | 1 | | 1 |
11 | Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм. Лекция. | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Синонимы. Контекстные синонимы Антонимы. Контекстные антонимы | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись | 1 | 0,5 | 0,5 |
| НРЭО. Нормы орфоэпии | | | |
14-15 | Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метафора, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы. Практикум. | 2 | 1 | 1 |
16-17 | Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции. Практикум. | 2 | 1 | 1 |
| Тема 3. Анализтекста. (3 часа) | |
18 | Содержание исходного текста. | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей. Исследование. | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | Рецензия. Эссе. Лекция. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (13 часов) | |
21 | Формулировка задания части С ЕГЭ по русскому языку. Критерии проверки и оценки заданий с развернутым ответом. | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | Этапы выполнения задания с развернутым ответом. | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | Что такое проблема текста? Проблемы в художественных и публицистических текстах. | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | Определение авторской позиции. Круг рассматриваемых вопросов в тексте. | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции. Практикум. | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | | 1 | 0,5 | 0,5 |
27 | Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. | 1 | 0,5 | 0,5 |
28 | Вступление к сочинению. Разные способы построения вступления к сочинению. Беседа. | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | Основная часть сочинения. Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции. | 1 | 0,5 | 0,5 |
30 | Основная часть сочинения. Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции. Дискуссия. | 1 | 0,5 | 0,5 |
31 | Заключительная часть сочинения. Цель и форма заключения. | 1 | 0,5 | 0,5 |
32 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. | 1 | 0,5 | 0,5 |
33-34 | Тренировочные сочинения. Практикум. | 1 | | 2 |
Учебно-методический комплекс
Л. М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.Г. Нарушевич, И.В. Голубева, Ю.Н. Гостева, А.В. Григорьев, И.Н. Добротина, А.Н. Кузина, А.И. Власенков. Русский язык. 10 -11 классы. Учебное пособие для образовательных организаций: базовый уровень. /Л.М. Рыбченкова и др. - М.: Просвещение, 2019
ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько И.П.. – М.: Издательство «Национальное образование», 2020. – (ЕГЭ, ФИПИ –школе).