СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по русскому языку в 11 классе «Стилистика текста»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа рассчитана на 34 учебных часа и может быть использована учителем-словесником для проведения элективного курса по русскому языку в 11 классе. Главная цель обучения состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью, сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на русском языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по русскому языку в 11 классе «Стилистика текста»»

МБОУ Озерненская СОШ №1

Духовщинского района Смоленской области





«РАССМОТРЕНО»

Руководитель ШМО

Силяева С.И..

ФИО

Протокол №_____

от «____»________2015


«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора

Меркушева Т.А.

ФИО

«_____»__________2015


«УТВЕРЖДЕНО»

Директор

Шилова Н.Н.

ФИО

Приказ №_________

от «____»_________2015









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Элективного курса по русскому языку в 11 классе «Стилистика текста»



Учитель Силяева С.И., высшая категория









п. Озерный

2015-2016 уч.г.



Пояснительная записка.

Данная программа рассчитана на 34 учебных часа и может быть использована учителем-словесником для проведения элективного курса по русскому языку в 11 классе. Главная цель обучения состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью, сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на русском языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

Если в 10–11 классах изучение русского языка направлено на систематизацию и обобщение всех норм современного русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, пунктуационных), то нынешняя форма аттестации выпускников требует, чтобы учащиеся научились глубже работать с печатным текстом. Оканчивая школу, учащиеся должны научиться анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления, проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей. Предлагаемый элективный курс поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 10–11 классов к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.

Программа элективного курса составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку.

А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 10-11 классы. М., «Просвещение», 2010г.

Цель курса:

Систематизация знаний учащихся по основным разделам русского языка, развитие навыков анализа, оценки и построения самостоятельного мотивированного высказывания и навыков оперирования информативным содержанием прочитанных текстов.

Задачи:

  1. систематизировать и обобщить имеющиеся знания о стилях речи, познакомить учащихся с базовыми понятиями теории текста;

  2. познакомить учащихся с различными критериями оценки текстов и научить применять их на практике;

  3. научить анализировать смысловую и логико-композиционную структуру текста;

  4. научить извлекать из текста-источника необходимую информацию и создавать на его базе вторичные (информационные) тексты — рецензии, аннотации, рефераты и др.;

  5. научить самостоятельно создавать новые тексты заданного предметно-тематического типа, адекватные ситуации общения и стилевым нормам, характерным для данного жанра;

  6. развить на базе работы с текстом такие качества речи, как уместность, логичность, последовательность, точность;

  7. способствовать росту речевой культуры  выпускников.

Основные формы работы: лекции-беседы, практические занятия, самостоятельная работа учащихся.

Виды деятельности учащихся:

  • проблемное изложение теоретического материала,

  • частично-поисковая работа учащихся на практических занятиях,

  • выступление или сообщение как результат исследования или наблюдения,

  • выступление или сообщение как результат исследования или наблюдения,

  • групповая мыслительная деятельность по выбору и аргументации альтернативных решений,

  • тренировочные упражнения,

  • самостоятельное исследование текста с целью решения поставленных задач;

  • рецензирование работ в парах;

  • практикум,

  • тестовые упражнения,

  • творческие задания,

  • метод устного контроля и самоконтроля (устного и письменного),

  • исследовательская и проектная деятельность (написание докладов, рецензий и т.д.)

Содержание:

Данный элективный курс предполагает обучение  приемам создания авторского текста, основываясь на структурных, языковых особенностях проанализированного учениками образца художественного текста.

Курс состоит из двух блоков, которые взаимосвязаны между собой.

Первый блок включает такие  понятия, как текст, строение текста, который может состоять из одного или  включать три типа речи: описание (одновременность признаков), где можно сделать одну фотографию, повествование (последовательность действий), где можно сделать две и более фотографий, рассуждение (речь доказательная, состоящая из тезиса, аргументов, примеров и вывода); тема, основная мысль, что является центром, смысловой точкой.

Каждый текст относится к определённому стилю речи (разговорный, художественный, публицистический,  научный, официально- деловой), для которого характерна своя  речевая ситуация, где важно определить с кем говорим (с одним или со многими), в какой обстановке (в официальной или неофициальной), с какой целью (общение, воздействие, сообщение, инструкция). Для каждого текста есть  свои экстралингвистические особенности, характерные только для  данного текста. Для разговорного стиля  характерны разговорные слова, обращения, неподготовленность речи, устная форма общения. Для художественного – слова, создающие образы (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения и другие), слова высокого стиля, образность.  Для делового – устойчивые словосочетания деловой лексики, стандартные обороты, специальная терминология. Для  научного – научные и общеупотребительные слова, частая повторяемость ключевых слов, прямой порядок слов. Для публицистического-риторические вопросы и восклицания, обращения, вводные слова и предложения, общественно- политическая лексика, обозначающая понятия морали, этики, экономики и другие.

Второй блок  указывает на стилистические возможности языковых средств.

Теоретическую основу курса составляют следующие группы понятий:

  1. Функциональные стили. Стилевая характеристика основных жанров научной, официально-деловой, разговорной, публицистической и художественной речи.

  2. Текст, его признаки: цельность, смысловая законченность, лингвистическая организованность, связность, членимость; структура текста;

  3. Типология текстов, типологизирующие признаки, понятие «тип текста» и основные типы текстов;

  4. Операции над текстом: смысловой анализ текста-источника, восстановление информации по ключевым словам и плану, извлечение нужной информации из разных текстов-источников, комментирование и оценка информации текста-источника, описание содержания текста и анализ его структуры.

  5. Стилистические возможности языковых средств.

Предполагаемый результат:

Данный элективный курс предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях, повышение роли самостоятельности  учащихся, а также практическое применение знаний на всех этапах жизненного пути.

Знать и уметь:

  • аргументированно, убедительно, этично, грамотно воплотить собственную мысль, с учетом различных целевых установок и интерпретации информации;

  • проводить самостоятельные исследования текстов с целью поставленных перед ними различных задач;

  • использовать особенности стиля, языка, жанра анализируемого образца художественного текста.

  • отбирать фактический и языковой материал для собственной речи;

  • осознанно выбирать наиболее эффективные языковые средства в процессе создания авторских текстов;

  • сознательно и бережно относиться к родному языку.

Номера упражнений указаны по учебному пособию А.В.Власенкова, Л.М.Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи». – М., Просвещение, 2003.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п


дата

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся, формы организации работы

Навыки и умения

1

08.09

Понятие текста. Структурные характеристики текста. Смысловая законченность, целостность, связность, членимость как признаки текста. Средства связи предложений в тексте.

1

Выступления уч-ся, выполнение заданий тестов, беседа, анализ структуры текста. Упр.292

навык анализа структуры и признаков текста, умение определять средства связи предложений в тексте

2

15.09

Тема, микротема, основная мысль, значение заголовка.

1

Лекция, беседа, групповая работа, анализ текстов. Упр.299, 301

навык анализа текста, умение составлять план текста, определять тему, основную мысль

3

22.09

Типы речи.

Повествование, рассуждение, описание.

1

Тренинг, тренировочные упражнения. Упр.294, 298,310

навык анализа текста, умение характеризовать типы речи

4

29.09

Проблематика текста.

1

Анализ текстов, выполнение тестовых заданий, мини-сочинение. Упр.311

навык анализа текста, умение выявлять проблематику текста

5

06.10

Урок-практикум

1

Беседа, работа в парах, работа с учебными пособиями, мини-сочинение.Упр.285

умение определять тему, основную мысль, проблематику текста

6-7

13.10

20.10

Стили речи. Научный стиль (сфера употребления, характерные черты, языковые особенности).

2

Подготовка докладов, составление таблицы, конспектирование лекции, выступлений уч-ся, анализ текстов, выполнение заданий тестов ЕГЭ. Упр.342

умение определять характерные признаки стиля речи, навык анализа текста

8-9

27.10

10.11

Официально-деловой стиль  (сфера употребления, характерные черты, языковые особенности).

2

Конспектирование выступлений уч-ся, лекции учителя, подготовка докладов, составление таблицы,  анализ текста, выполнение заданий тестов ЕГЭ. Упр.458

умение определять характерные признаки стиля речи, навык анализа текста

10

17.11

Разговорный стиль (сфера употребления, характерные черты, языковые особенности).     

1

Анализ текста, конспектирование выступлений уч-ся, лекции учителя, выполнение заданий тестов ЕГЭ. Упр.481

умение определять характерные признаки стиля речи, навык анализа текста, умение различать тексты разных стилей

11-12-13

24.11

01.12

08.12


Публицистический стиль (сфера употребления, характерные черты, языковые особенности).      

3

подготовка сообщений, конспектирование выступлений уч-ся, лекции учителя, защита памяток, анализ текста, выполнение заданий тестов ЕГЭ. Упр.412

умение определять характерные признаки стиля речи, навык анализа текста, умение различать тексты разных стилей

11-15-16

15.12

22.12

29.12


Художественный стиль (сфера употребления, характерные черты, языковые особенности).

3

Анализ текста, лекция учителя, беседа, работа в группах, тренинг, выполнение заданий тестов ЕГЭ. Упр.509

умение определять характерные признаки стиля речи, навык анализа текста, умение различать тексты разных стилей

17-18

12.01

19.01


Уроки-практикумы

2

Зачетная работа. Анализ текстов различных стилей, мини-сочинение, проектирование, исследовательская работа учащихся. Упр.508

навык анализа текстов различных стилей и типов речи

19-20

26.01

02.02

Средства художественной выразительности.

Лексические средства. Эпитеты. Постоянные эпитеты. Роль эпитетов при создании художественных образов и авторской оценки.

2

Выступления уч-ся, анализ языка текстов различных стилей речи, исследовательская работа уч-ся, составление тезисного плана. Упр.534




навык анализа текстов различных стилей, умение анализировать употребленные автором средства выразительности

21-22

09.02

16.02

Тропы. Переносное значение слова. Метафора как скрытое сравнение. Метонимия и синекдоха. Олицетворение – основной вид переноса. Гипербола и литота.

2

Выступления уч-ся, анализ языка текстов различных стилей речи. Мини-сочинение. Упр.534

23-24

01.03

15.03

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, омофонов, омографов. Особенности употребления фразеологизмов в речи.

2

Выступления уч-ся, анализ языка текстов различных стилей речи. Упр.538

25

22.03

Грамматическая синонимия. Омографы как источник богатства и выразительности речи.

1

Работа с учебными пособиями, дидактическим материалом, анализ текста, мини-сочинение. Упр.536

 

26

05.04

Синтаксические конструкции. Параллелизм, эллипсис. Инверсия.

1

Лекция учителя, выступления уч-ся, анализ текстов различных стилей речи. Упр.539

навык анализа текстов различных стилей

умение анализировать употребленные автором средства выразительности

27

12.04

Риторические вопросы, восклицания, обращения.

1

Беседа, работа в группах,

выполнение заданий тестов ЕГЭ. Упр.538


28

19.04

Фигуры речи. Анафора, антитеза, перифраз.

1

Работа с учебными пособиями, дидактическим материалом, анализ текста, мини-сочинение. Упр.535


29

26.04

Фигуры речи. Градация, оксюморон. Умолчание, эпифора.

1

Беседа, работа в группах,

выполнение заданий тестов ЕГЭ. Упр.535

30

03.05

Урок-практикум.

1

Анализ текста, мини-сочинение. Упр.543

навык анализа текстов различных стилей

31

10.05

Составление рецензии на текст с точки зрения выразительности.

1

Индивидуальная работа учащихся.  Упр.505

навык анализа текстов различных стилей с точки зрения  выразительности

32-33-34

17.05

24.05

Сочинение-анализ текста.

3

Зачетная работа. Выполнение тестовых заданий. Сочинение.

навык анализа текстов различных стилей

Рекомендуемая и используемая литература:

  1. Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.,1993.

  2. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.,1993.

  3. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика. – М.,1991.

  4. Солганик Г.Я. Стилистика текста: Учеб. Пособие. – Изд.7. – М., 2006.

  5. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.,1986.

  6. Власенков А.И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.,2003.

  7. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. – М., 1989.

  8. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.,2002.

  9. Махницкая Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе. Пособие для подготовки к ЕГЭ. – Ростов-на-Дону, 2004.

  10. Гайбарян О.Е., Кузнецова А.В. Тесты по русскому языку. Теоретический и практический материал для подготовки к тестированию по русскому языку. – М.,2003.

  11. Капинос В.И., Пучкова Л.И. Учебно-тренировочные материалы к ЕГЭ. Русский язык. – М., 2004.

  12. Капинос В.И., Пучкова Л.И., Цыбулько И.П. Учебно-тренировочные материалы к ЕГЭ. Русский язык. – М., 2005

  13. Вакурова О.Ф.,Львова С.И.,Цыбулько И.П.Готовимся к ЕГЭ. Русский язык. – М., 2004.

  14. Львова С.И. ЕГЭ 2006-2007. Русский язык. Тренировочные занятия. – М., 2007.

  15. Егорова Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение заданий части С. – М., 2007