СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по русскому языку «Секреты орфографии»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь размещена рабочая программа факультатива по русскому языку «Секреты орфографии»

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по русскому языку «Секреты орфографии»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пригорская средняя школа

Смоленского района Смоленской области

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_________/______________/

«___» __________20___г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Пригорской СШ

_________/______________/

Приказ от «___» ________20___г. № ___









РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА


факультатива по русскому языку


«Секреты орфографии»


8 а класс


Соркиной Татьяны Ивановны, учителя 1 категории 










 РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей русского языка и литературы

Протокол № ___ «___» ________20___г.

Руководитель ШМО _________/______________/


РАССМОТРЕНА на заседании методического совета

Протокол № ___ «___» ________20___г.

Председатель МС _________/______________/


ПРИНЯТА на заседании педагогического совета

Протокол № ___ «___» ________20___г.






с.Пригорское


2017 - 2018 учебный год



1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса общеобразовательной школы и реализуется на основе:

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г., 31.12.2015г.);

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1577»;

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г.);

- федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- санитарно-эпидемиологических требованиий к условиям и организации обучения в образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями);

- Устава МБОУ Пригорской СШ;

- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Пригорской СШ (5-9 классы);

- учебного плана МБОУ Пригорской СШ на 2017/2018 учебный год;

- календарного учебного графика МБОУ Пригорской СШ на 2017/2018 учебный год

УМК:

Учебник: Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват.организаций. / [Л.А. Тростенцова, Т.А.Ладыженская,А.Д. Дейкина, О.М. Александрова.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2016.

Учебник соответствует требованиям стандарта по курсу русский язык.

Факультатив по русскому языку «Секреты орфографии» изучается в 8 классе на уровне основного общего образования за счет части формируемой участниками образовательных отношений (0,5 ч), учебного плана МБОУ Пригорской СШ на 2017/2018 учебный год.

Рабочая программа факультатива по русскому языку для 8 класса рассчитана на 17 часов в год, 0,5 часа в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2017/2018 учебный год).

Срок реализации настоящей программы один год.




II. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Изучение русского языка по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).



Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей

  • работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие

  • тексты;

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения

  • оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе ; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым

  • корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Предметные:

  • овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

  • умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

  • умение проверять написанное;

  • умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.



Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы. 

III. Содержание учебного курса


№ п,п

Тема

Количество часов

1.

Вводный урок. Дорога к письменности


1

2.

Орфография как раздел науки о языке


3

3.

Трудные случаи орфографии

12

4.

Итоговый контроль

1

Всего:

17


Структура содержания факультатива «Секреты орфографии» в 8 классе определена следующими тематическими блоками (разделами):

Вводный урок. Дорога к письменности. Как люди обходились без письма

Орфография как раздел науки о языке (3 ч)

Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии. Коварные словарные слова. Орфографический словарь –наш главный помощник.

Трудные случаи орфографии (12 ч)

Старые знакомые Ъ и Ь. Большие и маленькие (правописание имен собственных). Слитно, раздельно, через дефис. Сколько писать. Одну или две н? Как справиться со сложными словами. История образования и написания числительных. Орфографические головоломки. Приставки- труженицы (классификация приставок). Суффиксы- большие молодцы. Окончания – орфограммы. Волшебный клубок орфограмм. Путешествие в страну русского языка.

Промежуточная аттестация. Собеседование




Календарно-тематическое планирование

факультатива по русскому языку

«Секреты орфографии»

в 8 а классе

Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 17 часов.

По 0,5 часа в неделю. Всего учебных недель – 17.

Количество часов по четвертям: 1 четверть - ____ часов; 2 четверть - ___ часов; 3 четверть - ___ часов; 4 четверть - ___часов.

Количество уроков контроля – 1.

п/п

Содержания занятия

Дата проведения

План

Факт

Вводный урок. Дорога к письменности. Как люди обходились без письма




Орфография как раздел науки о языке (3 ч)



Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии.



Коварные словарные слова.



Орфографический словарь –наш главный помощник.




Трудные случаи орфографии (12 ч)



Старые знакомые Ъ и Ь



Большие и маленькие (правописание имен собственных)



Слитно, раздельно, через дефис.



Сколько писать. Одну или две н?



Как справиться со сложными словами.



История образования и написания числительных



Орфографические головоломки.



Приставки- труженицы (классификация приставок)



Суффиксы- большие молодцы.



Окончания - орфограммы



Волшебный клубок орфограмм



Путешествие в страну русского языка.



Промежуточная аттестация. Собеседование














































Ресурсное обеспечение рабочее программы

Методическая литература для учителя:

1. В.В. Бабайцева. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1.

2. Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии»,- М., Просвещение, 1997.

3. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии в школе. Психологические основы

процессов. Л.,1977.

Литература для учащихся:

1. Дидактический материал к учебнику русского языка: 5-7 кл. /Л.А.Тростенцова,

М.Т.Баранов и др. – М.: Просвещение, 1998 г.

ЭОР и Интернет-ресурсы:

1. Тесты по русскому языку http://onlinetestpad.com/ru-ru/Section/RussianLanguage-

11/Default.aspx

2. Словари http://slovari.ru/dictsearch

3. «Фраза» - тренажер по русскому языку (CD – диск).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г.

  2. В.В. Бабайцева. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1.

  3. Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии».- М., Просвещение.,1997.

  4. Н.Г. Варатьян Путешествие в слово. Спб.,2001.

  5. Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка 17-19 веков. М.: 1938.

  6. Граник Г.Г. Психологические особенности формирования орфографической зоркости.// Вопросы психологии №3. 2004.

  7. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии в школе. Психологические основы процессов. Л.,1977.

  8. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М.: Просвещение. 1982.

  9. Копосова Н.А., Николаев Г.А. Структура слова и орфография русского языка. Изд-во Казанского университета. 1993.

  10. Костинский Ю.М. Неудачное, дезориентирующее правило.// РЯШ№1. 2000.

  11. Панов М.В. И все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. М.: 1964.

  12. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М.: Просвещение. 1996.

  13. Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. Из опыта работы. М.: Просвещение.,1993.