Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/______________/ «___» __________20___г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорской СШ _________/______________/ Приказ от «___» ________20___г. № ___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива по русскому языку
«Секреты орфографии»
8 а класс
Соркиной Татьяны Ивановны, учителя 1 категории
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей русского языка и литературы
Протокол № ___ «___» ________20___г.
Руководитель ШМО _________/______________/
РАССМОТРЕНА на заседании методического совета
Протокол № ___ «___» ________20___г.
Председатель МС _________/______________/
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета
Протокол № ___ «___» ________20___г.
с.Пригорское
2017 - 2018 учебный год
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса общеобразовательной школы и реализуется на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г., 31.12.2015г.);
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1577»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г.);
- федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- санитарно-эпидемиологических требованиий к условиям и организации обучения в образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями);
- Устава МБОУ Пригорской СШ;
- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Пригорской СШ (5-9 классы);
- учебного плана МБОУ Пригорской СШ на 2017/2018 учебный год;
- календарного учебного графика МБОУ Пригорской СШ на 2017/2018 учебный год
УМК:
Учебник: Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват.организаций. / [Л.А. Тростенцова, Т.А.Ладыженская,А.Д. Дейкина, О.М. Александрова.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2016.
Учебник соответствует требованиям стандарта по курсу русский язык.
Факультатив по русскому языку «Секреты орфографии» изучается в 8 классе на уровне основного общего образования за счет части формируемой участниками образовательных отношений (0,5 ч), учебного плана МБОУ Пригорской СШ на 2017/2018 учебный год.
Рабочая программа факультатива по русскому языку для 8 класса рассчитана на 17 часов в год, 0,5 часа в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2017/2018 учебный год).
Срок реализации настоящей программы один год.
II. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение русского языка по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей
работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие
тексты;
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения
оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе ; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные:
овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
умение проверять написанное;
умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
III. Содержание учебного курса
№ п,п | Тема | Количество часов |
1. | Вводный урок. Дорога к письменности | 1 |
2. | Орфография как раздел науки о языке | 3 |
3. | Трудные случаи орфографии | 12 |
4. | Итоговый контроль | 1 |
Всего: | 17 |
Структура содержания факультатива «Секреты орфографии» в 8 классе определена следующими тематическими блоками (разделами):
Вводный урок. Дорога к письменности. Как люди обходились без письма
Орфография как раздел науки о языке (3 ч)
Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии. Коварные словарные слова. Орфографический словарь –наш главный помощник.
Трудные случаи орфографии (12 ч)
Старые знакомые Ъ и Ь. Большие и маленькие (правописание имен собственных). Слитно, раздельно, через дефис. Сколько писать. Одну или две н? Как справиться со сложными словами. История образования и написания числительных. Орфографические головоломки. Приставки- труженицы (классификация приставок). Суффиксы- большие молодцы. Окончания – орфограммы. Волшебный клубок орфограмм. Путешествие в страну русского языка.
Промежуточная аттестация. Собеседование
Календарно-тематическое планирование
факультатива по русскому языку
«Секреты орфографии»
в 8 а классе
Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 17 часов.
По 0,5 часа в неделю. Всего учебных недель – 17.
Количество часов по четвертям: 1 четверть - ____ часов; 2 четверть - ___ часов; 3 четверть - ___ часов; 4 четверть - ___часов.
Количество уроков контроля – 1.
№ п/п | Содержания занятия | Дата проведения |
План | Факт |
-
| Вводный урок. Дорога к письменности. Как люди обходились без письма | | |
| Орфография как раздел науки о языке (3 ч) | | |
-
| Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии. | | |
-
| Коварные словарные слова. | | |
-
| Орфографический словарь –наш главный помощник. | | |
| Трудные случаи орфографии (12 ч) | | |
-
| Старые знакомые Ъ и Ь | | |
-
| Большие и маленькие (правописание имен собственных) | | |
-
| Слитно, раздельно, через дефис. | | |
-
| Сколько писать. Одну или две н? | | |
-
| Как справиться со сложными словами. | | |
-
| История образования и написания числительных | | |
-
| Орфографические головоломки. | | |
-
| Приставки- труженицы (классификация приставок) | | |
-
| Суффиксы- большие молодцы. | | |
-
| Окончания - орфограммы | | |
-
| Волшебный клубок орфограмм | | |
-
| Путешествие в страну русского языка. | | |
-
| Промежуточная аттестация. Собеседование | | |
Ресурсное обеспечение рабочее программы
Методическая литература для учителя:
1. В.В. Бабайцева. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1.
2. Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии»,- М., Просвещение, 1997.
3. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии в школе. Психологические основы
процессов. Л.,1977.
Литература для учащихся:
1. Дидактический материал к учебнику русского языка: 5-7 кл. /Л.А.Тростенцова,
М.Т.Баранов и др. – М.: Просвещение, 1998 г.
ЭОР и Интернет-ресурсы:
1. Тесты по русскому языку http://onlinetestpad.com/ru-ru/Section/RussianLanguage-
11/Default.aspx
2. Словари http://slovari.ru/dictsearch
3. «Фраза» - тренажер по русскому языку (CD – диск).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г.
В.В. Бабайцева. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1.
Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии».- М., Просвещение.,1997.
Н.Г. Варатьян Путешествие в слово. Спб.,2001.
Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка 17-19 веков. М.: 1938.
Граник Г.Г. Психологические особенности формирования орфографической зоркости.// Вопросы психологии №3. 2004.
Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии в школе. Психологические основы процессов. Л.,1977.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М.: Просвещение. 1982.
Копосова Н.А., Николаев Г.А. Структура слова и орфография русского языка. Изд-во Казанского университета. 1993.
Костинский Ю.М. Неудачное, дезориентирующее правило.// РЯШ№1. 2000.
Панов М.В. И все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. М.: 1964.
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М.: Просвещение. 1996.
Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. Из опыта работы. М.: Просвещение.,1993.