СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультатива "Профессиональное самоопределение"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива "Профессиональное самоопределение"»

Краснодарский край Кавказский район город Кропоткин

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 45

города Кропоткин муниципального образования Кавказский район



УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1_

от 30 августа 2019 года

Председатель педсовета

_________________Е. Ю. Евсегнеева

(подпись руководителя ОУ, Ф. И. О.)




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По курсу «Профессиональное самоопределение»____


Уровень образования (класс): __ _9 - е классы_________

Количество часов: 34 часа____________________________

Учитель: Саранчина Юлия Викторовна______________


Программа разработана на основе авторской программы Г. В. Резапкиной «Беседы о самоопределении для 8 - 9 классов» — М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2015 (Серия «Профессиональная ориентация»).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная программа носит психологическую направленность, и  требует поэтапного внедрения в практику работы с детьми, начиная с девятого класса.

Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна, так как одной из важнейших задач школы является формирование полноценных граждан своей страны. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать многие проблемы еще в период школьного обучения, а особенно в девятых классах. Известно, что оптимистичная перспектива жизни и, прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива уберегают многих подростков от необдуманных шагов, неблагоприятных увлечений в период обучения в школе. Таким образом, профориентационная работа со школьниками – это решение самых острых социальных проблем, с которыми мы сталкиваемся в современном обществе.

Цель курса – формирование ответственного отношения к выбору профессиональной деятельности с учетом личностных особенностей учащихся.

Задачи курса:

– психологическое просвещение учащихся (расширить знания о мире профессий, рынке труда; получить основы правильного выбора профессии; познакомиться с классификацией, требованиями и условиями труда предпочитаемой профессии, возможностями обучения и трудоустройства);

– психологическая диагностика и самодиагностика внутренних ресурсов подростка (интересы, склонности, способности, мотивы, особенности темперамента);

– анализ соответствия выбранной профессии своим склонностям и способностям,  личностным особенностям;

– моделирование индивидуального маршрута профессиональной деятельности.

Курс составлен и адаптирован на основе авторской программы Г. В. Резапкиной «Беседы о самоопределении для 8 - 9 классов» — М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2015 (Серия «Профессиональная ориентация»).

Структура курса:

Курс рассчитан на 34 занятия по 1 часу в неделю. Занятия по форме напоминают тренинговую структуру, включают в себя: профориентационные игры и упражнения, анкетирование, профдиагностические методики, теоретическую часть, дискуссии, моделирование профессиональных ситуаций. Программа включает в себя теоретическую и практическую части.

Основной формой организации курса является занятие. Предусмотрено проведение следующих типов занятий: комбинированное, занятие с изучением нового материала, занятие с применением контроля знаний, занятие – практикум, занятие – исследование, занятие – обобщение.

Технология обучения: дифференцированное обучение, личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение, ИКТ, проблемное обучение.

Данная программа предполагает безоценочное обучение.

Планируемый уровень подготовки обучающихся 9-х классов на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, заключается в том, чтобы выпускник знал:

  • роль адекватной самооценки при выборе профессии и в профессиональной последующей деятельности;

  • понятие о личности, направленности, структуре, потребностях личности; социально-типические и индивидуально-психологические качества личности;

  • приемы анализа индивидуальных особенностей личности;

  • сущность понятий профессиональные интересы, склонности, способности, их значимость в профессиональной деятельности;

  • природные свойства нервной системы; эмоциональные состояния личности;

  • ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленных свойствами нервной системы;

  • роль эмоций в профессиональной деятельности человека;

  • понятие о психических процессах и их роли в профессиональной деятельности; понятие о профессиональной деятельности и ее субъекте;

  • понятие о специальности и квалификации работника;

  • требования к качествам личности при выборе профессии; о возможностях личности в профессиональной деятельности;

  • характеристику профессий и специальностей;

  • понятие о личном профессиональном и жизненном плане, способы его составления и обоснования.

  • основные понятия, принципы и направления анализа рынка труда;

  • факторы, влияющие на уровень оплаты труда;

  • виды и формы получения профессионального образования;

  • виды учреждений профессионального образования.

По окончании курса учащиеся должны уметь:

  • сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии;

  • составлять и обосновывать профессиональный личный план с учетом профессий и специальностей с точки зрения их восстребованности.

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.









ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты освоения профориентационного курса:

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

  • составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;

  • использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

  • анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.


Метапредметные результаты освоения профориентационного курса:

  • развить самостоятельность;

  • оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию;

  • систематизировать, анализировать полученные данные;

  • освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.



Предметные результаты освоения профориентационного курса:



  • значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;

  • правила выбора профессии;

  • понятие о профессиях и о профессиональной деятельности;

  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии: понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;

  • значение творческого потенциала человека, карьеры;

  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества;

  • о современных формах и методах организации труда;

  • о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;

  • о предпринимательстве;

  • о рынке труда.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РАЗДЕЛ 1. Что я знаю о своих возможностях.

Самооценка и уровень притязаний. Успех и успешность. Связь с профессией. Определение темперамента. Темперамент и выбор профессии. Истоки характера. Темперамент и характер. Эмоции и чувства. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. Стресс и тревожность. Поведение в конфликтах. Искусство дипломатии. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. Способности к интеллектуальным видам деятельности. Способности к профессиям социального типа. Способности к офисным видам деятельности. Артистические способности.


РАЗДЕЛ 2. Характер и профессия.

Профессиональный тип личности. Определение типа мышления. Внимание и память. Социальный интеллект. Личностные особенности. Уровень внутренней свободы.


РАЗДЕЛ 3. Знакомимся с профессией.

Что такое профессия. Классификация профессий. Признаки профессий. Профессия, специальность, должность. Формула профессии. Профессиональные интересы и склонности выборе профессии. Профессионально важные качества. Профессия и здоровье.


РАЗДЕЛ 4. Секреты профессиональной успешности.

Для чего люди работают. Мотивы труда и потребности человека. Уровни профессиональной пригодности. Человеческий фактор. Профессиограмма и психограмма.


РАЗДЕЛ 5. Планирование профессиональной карьеры.

Между «хочу», «могу», и «надо». Современный рынок труда. Пути получения профессии. Стратегия выбора профессии. Ошибки в выборе профессии. Правила составления резюме. Искусство самопрезентации. Определение типа будущей

профессии.


РАЗДЕЛ 6. Сервис и туризм.

Работа в сфере сервиса и туризма. Классификация специальностей и пути получения профессии в области сервиса и туризма. Перспективы развития отрасли.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА



п\п

Разделы, темы

Количество часов

Практические занятия

Всего часов

1

Что я знаю о своих возможностях


12

1.1

Самооценка и уровень притязаний

1


1.2

Успех и успешность. Связь с профессией

1


1.3

Определение темперамента

1


1.4

Темперамент и выбор профессии

1


1.5

Истоки характера. Темперамент и характер

1


1.6

Эмоции и чувства. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.

1


1.7

Стресс и тревожность. Поведение в конфликтах. Искусство дипломатии.

1


1.8

Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.

1


1.9

Способности к интеллектуальным видам деятельности.

1


1.10

Способности к профессиям социального типа.

1


1.11

Способности к офисным видам деятельности.

1


1.12

Артистические способности.

1


2

Характер и профессия.


4

2.1

Профессиональный тип личности.

1


2.2

Определение типа мышления. Внимание и память.

1


2.3

Социальный интеллект.

1


2.4

Личностные особенности. Уровень внутренней свободы.

1


3

Знакомимся с профессией.


5

3.1

Что такое профессия. Классификация профессий. Признаки профессий.

1


3.2

Профессия, специальность, должность. Формула профессии.

1


3.3

Профессиональные интересы и склонности выборе профессии.

1


3.4

Профессионально важные качества.

1


3.5

Профессия и здоровье.

1


4

Секреты профессиональной успешности.


3

4.1

Для чего люди работают. Мотивы труда и потребности человека.

1


4.2

Уровни профессиональной пригодности. Человеческий фактор.

1


4.3

Профессиограмма и психограмма.

1


5

Планирование профессиональной карьеры.


7

5.1

Между «хочу», «могу», и «надо».

1


5.2

Современный рынок труда.

1


5.3

Пути получения профессии.

1


5.4

Стратегия выбора профессии.

1


5.5

Ошибки в выборе профессии.

1


5.6

Правила составления резюме. Искусство самопрезентации.

1


5.7

Определение типа будущей профессии.

1


6

Сервис и туризм.


3

6.1

Работа в сфере сервиса и туризма.

1


6.2

Классификация специальностей и пути получения профессии в области сервиса и туризма.

1


6.3

Перспективы развития отрасли.

1


ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно - методическое обеспечение

  1. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – Сб.:

Питер, 2006.

  1. Психология популярных профессий/род ред. Л.А.Головей. СПб.:Речь, 2003.

  2. Климов Е.А., Развивающийся человек в мире профессий, Обнинск, 1993 г.

  3. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов.- М.: Генезис, 2011.-208с.

  4. Шевченко М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников». – СПб.:

Речь, 2007. – 168 с.


Интернет ресурсы

1. http://www.proforientator.ru «Профориентация: Кем стать?» Центра развития «Гуманитарные технологии» адресован выпускникам, ориентированным на

получение высшего образования, и их родителям.

2. http:/www.profor.ru «Профориентация для всех»

3. http://delovie.ru Официальный сайт Московского Центра Труда и Занятости Молодежи «Перспектива»

4. http://www.profcareer.ru (Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии») адресован школьникам, абитуриентам


Перечень технических средств, необходимых для занятий

1. Компьютер

2. Мультимедиапроектор

3. Принтер лазерный



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей обществоведческих дисциплин МБОУ лицея № 45

от ________________ 20_____года № 1

Руководитель МО

Киселева С. И. __________________

подпись




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Рябцев Ю. И. ________________

подпись

_____________________ 20____ года