Краснодарский край Кавказский район город Кропоткин
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 45
города Кропоткин муниципального образования Кавказский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1_
от 30 августа 2019 года
Председатель педсовета
_________________Е. Ю. Евсегнеева
(подпись руководителя ОУ, Ф. И. О.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу «Профессиональное самоопределение»____
Уровень образования (класс): __ _9 - е классы_________
Количество часов: 34 часа____________________________
Учитель: Саранчина Юлия Викторовна______________
Программа разработана на основе авторской программы Г. В. Резапкиной «Беседы о самоопределении для 8 - 9 классов» — М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2015 (Серия «Профессиональная ориентация»).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа носит психологическую направленность, и требует поэтапного внедрения в практику работы с детьми, начиная с девятого класса.
Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна, так как одной из важнейших задач школы является формирование полноценных граждан своей страны. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать многие проблемы еще в период школьного обучения, а особенно в девятых классах. Известно, что оптимистичная перспектива жизни и, прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива уберегают многих подростков от необдуманных шагов, неблагоприятных увлечений в период обучения в школе. Таким образом, профориентационная работа со школьниками – это решение самых острых социальных проблем, с которыми мы сталкиваемся в современном обществе.
Цель курса – формирование ответственного отношения к выбору профессиональной деятельности с учетом личностных особенностей учащихся.
Задачи курса:
– психологическое просвещение учащихся (расширить знания о мире профессий, рынке труда; получить основы правильного выбора профессии; познакомиться с классификацией, требованиями и условиями труда предпочитаемой профессии, возможностями обучения и трудоустройства);
– психологическая диагностика и самодиагностика внутренних ресурсов подростка (интересы, склонности, способности, мотивы, особенности темперамента);
– анализ соответствия выбранной профессии своим склонностям и способностям, личностным особенностям;
– моделирование индивидуального маршрута профессиональной деятельности.
Курс составлен и адаптирован на основе авторской программы Г. В. Резапкиной «Беседы о самоопределении для 8 - 9 классов» — М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2015 (Серия «Профессиональная ориентация»).
Структура курса:
Курс рассчитан на 34 занятия по 1 часу в неделю. Занятия по форме напоминают тренинговую структуру, включают в себя: профориентационные игры и упражнения, анкетирование, профдиагностические методики, теоретическую часть, дискуссии, моделирование профессиональных ситуаций. Программа включает в себя теоретическую и практическую части.
Основной формой организации курса является занятие. Предусмотрено проведение следующих типов занятий: комбинированное, занятие с изучением нового материала, занятие с применением контроля знаний, занятие – практикум, занятие – исследование, занятие – обобщение.
Технология обучения: дифференцированное обучение, личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение, ИКТ, проблемное обучение.
Данная программа предполагает безоценочное обучение.
Планируемый уровень подготовки обучающихся 9-х классов на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, заключается в том, чтобы выпускник знал:
роль адекватной самооценки при выборе профессии и в профессиональной последующей деятельности;
понятие о личности, направленности, структуре, потребностях личности; социально-типические и индивидуально-психологические качества личности;
приемы анализа индивидуальных особенностей личности;
сущность понятий профессиональные интересы, склонности, способности, их значимость в профессиональной деятельности;
природные свойства нервной системы; эмоциональные состояния личности;
ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленных свойствами нервной системы;
роль эмоций в профессиональной деятельности человека;
понятие о психических процессах и их роли в профессиональной деятельности; понятие о профессиональной деятельности и ее субъекте;
понятие о специальности и квалификации работника;
требования к качествам личности при выборе профессии; о возможностях личности в профессиональной деятельности;
характеристику профессий и специальностей;
понятие о личном профессиональном и жизненном плане, способы его составления и обоснования.
основные понятия, принципы и направления анализа рынка труда;
факторы, влияющие на уровень оплаты труда;
виды и формы получения профессионального образования;
виды учреждений профессионального образования.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии;
составлять и обосновывать профессиональный личный план с учетом профессий и специальностей с точки зрения их восстребованности.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты освоения профориентационного курса:
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Метапредметные результаты освоения профориентационного курса:
развить самостоятельность;
оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию;
систематизировать, анализировать полученные данные;
освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.
Предметные результаты освоения профориентационного курса:
значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
правила выбора профессии;
понятие о профессиях и о профессиональной деятельности;
понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии: понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
значение творческого потенциала человека, карьеры;
о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
о современных формах и методах организации труда;
о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;
о предпринимательстве;
о рынке труда.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
РАЗДЕЛ 1. Что я знаю о своих возможностях.
Самооценка и уровень притязаний. Успех и успешность. Связь с профессией. Определение темперамента. Темперамент и выбор профессии. Истоки характера. Темперамент и характер. Эмоции и чувства. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. Стресс и тревожность. Поведение в конфликтах. Искусство дипломатии. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. Способности к интеллектуальным видам деятельности. Способности к профессиям социального типа. Способности к офисным видам деятельности. Артистические способности.
РАЗДЕЛ 2. Характер и профессия.
Профессиональный тип личности. Определение типа мышления. Внимание и память. Социальный интеллект. Личностные особенности. Уровень внутренней свободы.
РАЗДЕЛ 3. Знакомимся с профессией.
Что такое профессия. Классификация профессий. Признаки профессий. Профессия, специальность, должность. Формула профессии. Профессиональные интересы и склонности выборе профессии. Профессионально важные качества. Профессия и здоровье.
РАЗДЕЛ 4. Секреты профессиональной успешности.
Для чего люди работают. Мотивы труда и потребности человека. Уровни профессиональной пригодности. Человеческий фактор. Профессиограмма и психограмма.
РАЗДЕЛ 5. Планирование профессиональной карьеры.
Между «хочу», «могу», и «надо». Современный рынок труда. Пути получения профессии. Стратегия выбора профессии. Ошибки в выборе профессии. Правила составления резюме. Искусство самопрезентации. Определение типа будущей
профессии.
РАЗДЕЛ 6. Сервис и туризм.
Работа в сфере сервиса и туризма. Классификация специальностей и пути получения профессии в области сервиса и туризма. Перспективы развития отрасли.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№ п\п | Разделы, темы | Количество часов |
Практические занятия | Всего часов |
1 | Что я знаю о своих возможностях | | 12 |
1.1 | Самооценка и уровень притязаний | 1 | |
1.2 | Успех и успешность. Связь с профессией | 1 | |
1.3 | Определение темперамента | 1 | |
1.4 | Темперамент и выбор профессии | 1 | |
1.5 | Истоки характера. Темперамент и характер | 1 | |
1.6 | Эмоции и чувства. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. | 1 | |
1.7 | Стресс и тревожность. Поведение в конфликтах. Искусство дипломатии. | 1 | |
1.8 | Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. | 1 | |
1.9 | Способности к интеллектуальным видам деятельности. | 1 | |
1.10 | Способности к профессиям социального типа. | 1 | |
1.11 | Способности к офисным видам деятельности. | 1 | |
1.12 | Артистические способности. | 1 | |
2 | Характер и профессия. | | 4 |
2.1 | Профессиональный тип личности. | 1 | |
2.2 | Определение типа мышления. Внимание и память. | 1 | |
2.3 | Социальный интеллект. | 1 | |
2.4 | Личностные особенности. Уровень внутренней свободы. | 1 | |
3 | Знакомимся с профессией. | | 5 |
3.1 | Что такое профессия. Классификация профессий. Признаки профессий. | 1 | |
3.2 | Профессия, специальность, должность. Формула профессии. | 1 | |
3.3 | Профессиональные интересы и склонности выборе профессии. | 1 | |
3.4 | Профессионально важные качества. | 1 | |
3.5 | Профессия и здоровье. | 1 | |
4 | Секреты профессиональной успешности. | | 3 |
4.1 | Для чего люди работают. Мотивы труда и потребности человека. | 1 | |
4.2 | Уровни профессиональной пригодности. Человеческий фактор. | 1 | |
4.3 | Профессиограмма и психограмма. | 1 | |
5 | Планирование профессиональной карьеры. | | 7 |
5.1 | Между «хочу», «могу», и «надо». | 1 | |
5.2 | Современный рынок труда. | 1 | |
5.3 | Пути получения профессии. | 1 | |
5.4 | Стратегия выбора профессии. | 1 | |
5.5 | Ошибки в выборе профессии. | 1 | |
5.6 | Правила составления резюме. Искусство самопрезентации. | 1 | |
5.7 | Определение типа будущей профессии. | 1 | |
6 | Сервис и туризм. | | 3 |
6.1 | Работа в сфере сервиса и туризма. | 1 | |
6.2 | Классификация специальностей и пути получения профессии в области сервиса и туризма. | 1 | |
6.3 | Перспективы развития отрасли. | 1 | |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно - методическое обеспечение
Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – Сб.:
Питер, 2006.
Психология популярных профессий/род ред. Л.А.Головей. СПб.:Речь, 2003.
Климов Е.А., Развивающийся человек в мире профессий, Обнинск, 1993 г.
Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов.- М.: Генезис, 2011.-208с.
Шевченко М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников». – СПб.:
Речь, 2007. – 168 с.
Интернет ресурсы
1. http://www.proforientator.ru «Профориентация: Кем стать?» Центра развития «Гуманитарные технологии» адресован выпускникам, ориентированным на
получение высшего образования, и их родителям.
2. http:/www.profor.ru «Профориентация для всех»
3. http://delovie.ru Официальный сайт Московского Центра Труда и Занятости Молодежи «Перспектива»
4. http://www.profcareer.ru (Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии») адресован школьникам, абитуриентам
Перечень технических средств, необходимых для занятий
1. Компьютер
2. Мультимедиапроектор
3. Принтер лазерный
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей обществоведческих дисциплин МБОУ лицея № 45 от ________________ 20_____года № 1 Руководитель МО Киселева С. И. __________________ подпись | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Рябцев Ю. И. ________________ подпись _____________________ 20____ года |