СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативного курса "Готовимся к сочинению" (7 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ориентирована на использование Методические рекомендации относятся к серии тетрадей-практикумов для развития письменной речи учащихся 5—9 классов «Готовимся к сочинению». Тетрадь-практикум для развития письменной речи. Методические рекомендации. 5—9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. А. Шапиро. — М.: Просвещение, 2019. — 64 с. — (Учимся с «Просвещением». «Просвещение»)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса "Готовимся к сочинению" (7 класс)»

Приложение к ООП СОО

МБОУ «Абрамовская СШ им.А.И.Плотникова»







Рабочая программа

по факультативному курсу «Готовимся к сочинению»

7 класс




























I. Пояснительная записка

Рабочая программа по спецкурсу «Готовимся к сочинению» для 7 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 в ред. от 16 февраля 2016г. № 1897), на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку/ Русский язык.

Рабочая программа является частью основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Абрамовская СШ им.А.И.Плотникова», примерной программы основного общего образования по русскому языку с учетом методических рекомендаций 5—9 классов «Готовимся к сочинению» Шапиро Н.А. (Издательство «Просвещение», 2019 г.)

Рабочая программа ориентирована на использование Методические рекомендации относятся к серии тетрадей-практикумов для развития письменной речи учащихся 5—9 классов «Готовимся к сочинению». Тетрадь-практикум для развития письменной речи. Методические рекомендации. 5—9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. А. Шапиро. — М.: Просвещение, 2019. — 64 с. — (Учимся с «Просвещением». «Просвещение»)

Цели обучения:

  • развитие речевой и мыслительной деятельности,

  • коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения;

  • готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;

  • потребность в речевом самосовершенствовании;

  • овладение функциональной грамотностью;

  • расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;

  • овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов различных видов;

  • овладение орфографией и пунктуацией.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

  • развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи;

  • способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

  • формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

Рабочая программа в 7 классе рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) и соответствует учебному плану МБОУ МБОУ «Абрамовская СШ им.А.И.Плотникова», а также годовому календарному графику.

Программой предусмотрено проведение: контрольных работ – 1; уроков развития речи – 5; сочинений – 4.

Основные образовательные технологии и методики процесса обучения:

- технология проблемно – диалогического обучения.

- технология продуктивного чтения.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в форме сочинения.


II. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

В соответствии ФГОС ООО выделяются следующие универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные.

Познавательные УУД

1.Формирование и развитие основ читательской компетенции.

Осознанно планировать свой перспективный круг чтения, владеть навыками рефлексивного чтения.

Работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

2.Формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.

Логично излагать материал межпредметного характера, взятый из различных дисциплин, при раскрытии одного вопроса. Применять средства наглядности (ТСО, записи, чертежи, зарисовки) во время ответа.

Рецензировать учебный материал, ответы одноклассников (целостно).

3. Формирование основ реализации проектно-исследовательской деятельности.

Уметь самостоятельно работать с литературными источниками как основой научного исследования. Уметь критически осмысливать материал, представленный в литературном источнике.

Владеть навыками оценочной самостоятельности.

4. Овладение логическими действиями.

Составлять целое из частей (синтез), в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. Выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов, подводить под понятие, выводить следствия.

Регулятивные УУД

1. Формирование мотивационно-самоорганизационных состояний школьников.

Выделять время и силы для реализации своих интересов в общем объёме дел. Проявлять инициативу, пунктуальность, использовать образцы подражания положительных примеров поведения.

Сознательно проявлять необходимые для выполнения работы позитивные волевые качества, осознавать причины своих затруднений.

2. Формирование компонентов учебной деятельности.

Учебно познавательный интерес. Искать альтернативные варианты решения проблемы. Целеполагание. Решать познавательные задачи, достигая познавательной цели.

Учебные действия. Осуществлять самостоятельно усвоенные способы действий.

Действия контроля. Осознанно предугадывать правильное направление действия, уверенно использует усвоенную схему действий, осознанно контролировать процесс решения учебной задачи.

Действия оценки. Оценивать свои возможности по выполнению учебного задания, свои возможности по оценке работы товарища, содержательно обосновывая своё суждение.

3. Формирование навыков планирования своей деятельности.

Самостоятельно определять проблемы и ставить учебные и жизненно практические цели, планировать пути достижения целей, работать по плану, сверяясь с поставленной целью

4. Формирование умений работать по алгоритму.

Определить последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Составить план и последовательность действий.

Поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно; принимать решение в проблемной ситуации.

Спрогнозировать результат собственной деятельности

Личностные УУД

1. Формирование действий нравственно-этического оценивания.

Знать основные права и обязанности гражданина России

2. Формирование действия смыслообразования, нравственной оценки поступка.

Самостоятельно оценить возможные последствия своих действий.

Выбирать, как поступить, в том числе в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор

3. Формирование эстетической оценки окружающего мира.

Проявлять интерес к участию в самодеятельных видах искусств, активно впитывать опыт и знания своих руководителей.

Коммуникативные УУД

1. Формирование коммуникативных действий.

Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. Обнаруживать несоответствия знакомой ситуации общения и усвоенного способа общения.

Предметными результатами усвоения обучающимися программы по русскому языку в 7 классе являются:

обучающийся научится:

  • лучше понимать написанное;

  • связывать части текста для того, чтобы он был понятным и точным;

  • рассказывать о событиях так, чтобы это было интересно и понятно;

  • передавать словами, как выглядят вещь, растение, животное, помещение, картина природы, человек;

  • высказывать свою мысль и доказывать её.

III. Содержание спецкурса «Готовимся к сочинению».

7-й класс (35 ч.)

Читаем внимательно

Работа с первичным текстом.

Выполнение заданий на восстановление правильного написания слов, расстановку недостающих знаков препинания.

 Особенности работы с текстами разных типов речи. Определение верных и неверных утверждений в тексте. Написание вывода.

Работа с готовым планом (сравнение двух планов, выбор правильного плана).

Орфография. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне, корней с чередованием. Правописание приставок (пре-/при-), суффиксов (-то, -либо, -нибудь) Правописание окончаний существительных. НЕ с разными частями речи. Правописание непроизносимых согласных

Восстанавливаем текст

Работа с «испорченным» текстом, его восстановление.

Выполнение заданий на устранение повторов и однообразных синтаксических конструкций.

Пунктуация. Причастные и деепричастные обороты. Сложные предложения. Однородные члены предложения.

Создание связного текста, путем перестраивания предложений, добавления необходимых слов.

Рассказываем и описываем

Ключевые слова

Пересказ текста от лица главного героя, от лица постороннего человека, случайного свидетеля.

Выполнение заданий, в которых требуется продолжить начатую историю.

Рассуждаем и сравниваем

Умение правильно строить рассуждение во время дискуссии – спора, обсуждения какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе.

Работа над созданием целостного текста сочинения. Сочинение-рассуждение, сочинение-сравнение.

Выполнение заданий на восстановление порядка предложений.

Дополнение плана

Аргументация собственной точки зрения с использованием примеров из прочитанного текста. Соответствие примеров тезису.


Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы.

Лингвистическая (языковедческая) компетенция – способность получать и использовать знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, о его устройстве, развитии и функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.





IV. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

7 класс

п/п

Наименование тем

Всего часов

В том числе:

Развитие речи

Сочинения

Контрольные работы

1

Читаем внимательно.

8

1



2

Восстанавливаем текст.

12




3

Рассказываем и описываем

3

3



4

Рассуждаем и сравниваем

12

1

4

1


Итого:

35

5

4

1




V. Календарно-тематическое планирование.

п/п

Тема урока


Дата

По плану

По факт

Читаем внимательно. 8 часов

1

Введение.

Знакомство с курсом (цели, задачи, планируемые результаты)



2

Работа с текстом. Истинные и ложные утверждения.



3-4

Работа с текстом. Промежуточные вопросы.



5

Р/Р Работа с текстом. Восстановление правильного написания слов.



6-8

Работа с отрывками из научно-популярных книг, статей.



Восстанавливаем текст. 12 часов.


9-10

Устранение повторов и однообразия синтаксических конструкций



11-12

Исправление текста с использованием сложных предложений, однородных членов, деепричастных оборотов.



13-14

Работа с текстом. Устранение повторов и однообразия синтаксических конструкций



15-16

Исправление текста с помощью добавления частиц и союзов



17-18

Исправление текста. Перестраивание предложений с добавлением слов (по)этому, (по)тому, когда, но, и когда и др.



19-20

Исправление текста. Перестраивание предложений с добавлением союзов причины, цели, времени, условия.



Рассуждаем и описываем. 3 часа.

21-22

Р/Р Работа с текстом. Пересказ текста от лица постороннего человека, случайного свидетеля



23

Р/Р Рассказ. Продолжить начатую историю.



Рассуждаем и сравниваем. 12 часов

24

Р/Р Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту



25-26

Тезисы и доказательства. Построение рассуждения



27

Р/Р Работа с текстом. Аргументация своей точки зрения. Доказательство



28

Промежуточная аттестация. Контрольное сочинение. Аргументация своей точки зрения по тексту



29

Работа с текстом. Составление плана.



30

Р/Р Написание сочинения – сравнение Страшилы и Железного Дровосека



31

Работа с текстами. Сравнение изображённых ситуаций и героев.



32-33

Р/Р Написание рассуждения на тему «Почему смешно сравнение Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича»



34-35

Р/Р Написание сочинения- сравнения на одну из тем: «Трамвай и троллейбус», «Баскетбол и футбол», «Уроки физкультуры и занятия в спортивной секции», «Зимние и летние каникулы»




Итого: 35 ч.