СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативного курса удивительные животные

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа способствует формированию у обучающихся интереса к изучению животных

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса удивительные животные»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Надейковичская средняя школа имени И.П.Гоманкова»

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании ШМО Зам.директора по УВР Директор школы

Протокол № от ______Г.Н. Магон _____ И.В. Магон

Приказ № от

Принято на заседании

Педагогического совета

Протокол № от




Рабочая программа факультативного курса по биологии «Удивительные животные»



Класс 7

Количество часов в неделю 1

Учитель Н.А. Червонцева












2015-2016 уч.год



Пояснительная записка

Факультативный курс составлен на основе Программы элективных курсов. Биология. 6-9 классы. Предпрофильное обучение. Сборник 1/авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2007. – 176с.

Программа включает: пояснительную записку, основное содержание курса, тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, ожидаемые результаты факультативного курса.

Курс «Удивительные животные» включает использование разнообразного демонстрационного материала.

Программа факультативных занятий, предполагает и самостоятельную работу учащихся с дополнительной литературой.

Занятия рассчитаны на 34 часа для учащихся 7 класса основной школы.


Цель курса – формирование у учащихся интереса к изучению животных, так как много интересной информации о животных остается за страницами учебника. Логика изучения животных основана на схеме: среда обитания, особенности строения, уникальные особенности строения, уникальные особенности поведения, значение в жизни человека (животные – символы). В процессе реализации программы курса предполагается активная поисковая деятельность учащихся при работе с различными источниками информации (фильмы, экскурсии, книги, рассказы ученых и т.д.).

Задачи:

- сформировать у учащихся систему представлений о мире животных как родной страны, так и планеты в целом;

- развить познавательный интерес и любовь к животным;

- сформировать систему представлений об экологически грамотном взаимодействии между человеком и животными, о мерах по сохранению животного мира.

Успешность освоения курса изучается в процессе педагогического наблюдения за поисковой деятельностью учащихся, работой с информацией, ее интерпретацией и представлением. Актуальность поисковой деятельности может быть усилена предложением подготовить викторины, конкурсы, вопросы для олимпиад, биологические задачи на основании собранной информации. Эти творческие работы будут свидетельствовать о результативности освоения программы курса.

Курс способствует:

-развитию познавательных навыков учащихся, умений, самостоятельно конструировать знания и ориентироваться в информационном пространстве;

-развитию форм творческой, исследовательской активности учащихся;

-созданию творческой среды для проявления и реализации способностей каждого ребенка, стимулированию и выявлению достижений одаренных школьников.



Рекомендуемые формы и методы проведения занятий

Факультативные занятия предполагают, наряду с теоретическими уроками, широкое использование экскурсий, наблюдений, практических работ по определению животных и следов их обитания, а также проведение природоохранных мероприятий.

Главными целями факультативного курса являются:

1.Воспитание гражданственности, развитие мировоззренческих научных убеждений учащихся на основе осмысления ими этических норм и правил отношения к природе, человеку более широкому практическому применению биологических знаний как научной основы отдельных отраслей современного производства, рационального природопользования.

2.Овладение умениями и навыками самостоятельного поиска, систематизации и комплексного анализа биологической информации;

3.Формирование экологического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их целостной картины взаимосвязи человека и природы, сопоставлять различные версии и оценки последствий взаимодействия природы и общества, определять собственное, отношение к проблемам прошлого и современности; проявлять личное отношение к сохранению окружающей среды

4.Воспитание у учащихся активной жизненной позиции любви к родному краю, к своей земле, к родному дому.

Ожидаемые результаты

Результаты изучения факультативного курса направлены на реализацию деятельностного и личностно- ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, быть востребованными в повседневной жизни.

Учащиеся овладеют следующими способами деятельности:

  • Работать с дополнительной литературой;

  • Самостоятельно готовить доклады и сообщения;

  • Работать с определителем животных;

  • Изготавливать гербарии;

  • Подводить итоги и делать выводы.


Содержание курса «Удивительные животные»

Тема 1. Среды жизни и их обитатели (3 ч)

Обитатели водной, наземно–воздушной, почвенной сред. Разнообразие форм животного мира.

Викторина «Знаете ли вы животных?»

Экскурсия «Среды жизни животных Смоленской области»

Тема 2. Гиганты моря и карлики в мире животных (4 ч)

Гиганты океана (акулы и киты) и суши (слоны, жирафы, бегемоты, носороги, медведи, страусы). Животные –карлики: простейшие, колибри, королек, камышовая мышь, насекомые.


Тема 3. Одетые в броню. Рождающие мел (3 ч)

Перья, иглы и броня. Моллюски, броненосцы, черепахи, рыбы. Защитные покровы животных. Значение разнообразных внешних покровов. Надежность и уязвимость защиты.

Тема 4. Ядовитые животные (4 ч)

Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. Медузы, пчелы, осы, пауки, земноводные, змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека. Животные – переносчики опасных заболеваний, меры предосторожности.

Практическая работа №1 «Опасные и ядовитые животные Смоленской области».

Тема 5. Животные – рекордсмены (3 ч)

Самые сильные и быстрые животные планеты. Сокол, кенгуру, муравей, кузнечик, гепард. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных.

Тема 6. Животные – строители (2 ч)

Многообразие используемого животными строительного материала. Пауки, пчелы, птицы, бобры.

Практическая работа №2 «Изучение свойств природного строительного материала животных»

Тема 7. Заботливые родители (3 ч)

Забота о потомстве у животных. Типы заботы о потомстве. Взаимосвязь заботы о потомстве и плодовитости. Колюшка, пипа, питон, пеликан, волки. Забота о потомстве у беспозвоночных, некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся, подавляющего большинства птиц и млекопитающих.

Тема 8. Язык животных (3 ч)

Язык и общение животных. Способность животных к символизации. Язык животных и методы его изучения. Танец пчел, ультразвуки летучих мышей, дельфинов, пение птиц, общение млекопитающих. Язык животных, его расшифровка и использование человеком.

Викторина с использованием звукозаписи «Чей голос?».

Тема 9. Животные – понятливые ученики (3 ч)

Интеллект животных. Способность к обучению. Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных.

Практическая работа №3 «Исследование поведения у домашних животных. Выработка условного рефлекса».

Тема 10. Герои песен, сказок и легенд (2 ч)

Животные – герои народных сказок. Животные – герои легенд и русско-народных песен.

Тема 11. Животные – символы (2 ч)

Изображение животных на гербах и флагах стран мира.

Конкурс знатоков пословиц и поговорок с упоминанием животных.

Тема 12. Вымершие и редкие животные планеты (3ч)

Вымершие и редкие животные нашей планеты, причины сокращения численности и вымирания животных. Государственная политика по охране животных. Красная книга.

Итоговое занятие.


Календарно-тематическое планирование курса

№п/п

Тема занятия

Дата проведения

Тема 1. Среды жизни и их обитатели (3 часа)

1.

Среды жизни и их обитатели


2

Разнообразие форм животного мира


3.

Экскурсия «Среды жизни животных Смоленской области»


Тема 2. Гиганты и карлики в мире животных (4 часа)

4.

Могучие крылья и плавники. Гиганты в мире животных.


5

Гиганты моря. Акулы и киты.


6.

Животные – карлики. Колибри, камышовая мышь, простейшие, насекомые


7.

Обитатели морей и океанов


Тема 3. Одетые в броню. Рождающие мел (2 часа)

8.

Перья, иглы и броня. Значение разнообразия внешних покровов


9.

Защитные покровы животных, относительность их защиты


Тема 4. Ядовитые животные (4 часа)

10.

Ядовитые животные планеты


11.

Самые опасные животные на планете


12.

Животные – переносчики опасных заболеваний, меры предосторожности


13.

Практическая работа №1 «Опасные и ядовитые животные Смоленской области»


Тема 5. Животные – рекордсмены (3 часа)

14.

Самые сильные животные планеты


15.

Самые быстрые животные планеты


16.

Спортивные рекорды животных


Тема 6. Животные-строители (2 часа)

17.

Животные строители


18.

Практическая работа №2 «Изучение свойств природного строительного материала животных» (воска, гнезд птиц, домика ручейников, плотины бобров и т. д.)


Тема 7. Заботливые родители (3 часа)

19.

Забота о потомстве, животные -родители


20.

Типы заботы о потомстве


21.

Забота о потомстве и плодовитость


Тема 8. Язык животных (3 часа)

22

Язык и общение животных


23.

Звуковая сигнализация в жизни животных


24.

Изучаем голоса птиц. Викторина «Чей голос?»


Тема 9. Животные - понятливые ученики (3 часа)

25.

Интеллект животных. Способность к обучению


26.

Практическая работа №3 «Исследование поведения животного» (кошки, собаки, хомяка)


27.

Сверхъестественные способности животных


Тема 10. Животные - герои песен, сказок и легенд (2 часа)

28.

Животные – герои народных сказок


29.

Животные – герои песен и легенд


Тема 11. Животные – символы (2 часа)

30.

Животные на гербах и флагах стран мира


31.

Конкурс знатоков пословиц и поговорок с упоминанием животных


Тема 12. Вымершие и редкие животные планеты (3часа)

32.

Вымершие животные нашей планеты.


33.

Самые редкие животные нашей планеты


34.

Итоговое занятие. Викторина «Удивительные животные»