СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа формирования личностных универсальных учебных действий в 1 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования (далее — программа формирования универсальных учебных действий) конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой разработки рабочих программ учебных предметов и внеурочных занятий.

Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём как освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа формирования личностных универсальных учебных действий в 1 классе»








Рабочая программа

формирования  личностных универсальных учебных действий в 1 классе






Разработчик: Петрова Екатерина Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ «Луговская основная школа» им. М. П. Хваткова»















Ульяновск, 2024


I. Пояснительная записка

Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования (далее — программа формирования универсальных учебных действий) конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой разработки рабочих программ учебных предметов и внеурочных занятий.

Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём как освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования:

·устанавливает ценностные ориентиры начального общего образования;

·определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте;

·выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

·определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.


II. Ценностные ориентиры начального общего образования

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

По сути, происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения. Этот переход обусловлен сменой ценностных ориентиров образования.

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

  • чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

  • восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

  • доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

  • уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

  • принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

  • ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

  • формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой


III. Понятие, функции, состав и характеристики личностных универсальных учебных действий на ступени начального общего образования. 


В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

 

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

·личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

·смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

·нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.


 Функции личностных УУД

  • ·обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

  • ·создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.


IV. Содержание деятельности – патриотическое воспитание


Патриотическое воспитание в школе - это систематическая и целенаправленная деятельность педагогического коллектива, учащихся по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание в рамках школы направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе обучения и воспитания в школе.

          Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в начальном школьном  возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не научится  трудиться, не будет  любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Патриотическое воспитание в начальной школе формирует  образ Родины в младшем школьном возрасте. Занятия имеют ярко выраженную мировоззренческую направленность и вы ступают как активный познавательный процесс. Знания и представ ления о своей стране, ее истории, культуре и природе являются важнейшим условием формирования отношения учащихся к Роди не и впоследствии, при определенных условиях воспитания и обу чения, составляют основу убеждений и мировоззрения детей.

Введение школьников в мир истории целесообразно осуществ лять с использованием материала о родном городе, крае, о родной стране, подобно тому, как приобщение к языку начинается с овладе ния родной речью. Патриотизм  необходимо воспитывать уже в на чальной школе. Школьники погружаются в мир истории Отечества и родного края через представления об образе жизни людей в раз ных событиях и их участниках.

Младшие школьники познают былое и современность по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с историческими па мятниками, совершая экскурсии в местные музеи, походы по мес там боевой и трудовой славы, слушая воспоминания своих родст венников о недавнем прошлом. Поэтому в программе даются пред ложения по привлечению на уроках регионального (краеведческо го) исторического материала. Он дает возможность познакомить детей с историей и современностью на близком и наглядном материале, максималь но приближенном к ученику.

Основное содержание программы курса (2 часа в неделю) дается в хронологиче ской последовательности - с древности до современности, что спо собствует созданию у младших школьников конкретных образов исторических эпох (как люди жили, во что верили, что создавали, за что воевали и т. д.). Вместе с тем последовательное изучение материала курса способствует формированию у учеников историко-временных представлений и помогает им преодолеть присущее их возрасту сближение прошлого и настоящего.

Цели:

 - формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи).

 - формирование и развитие у учащихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения,

воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.

 - развитие системы патриотического воспитания учащихся школы, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации коллектива школы, общественных формирований, родителей, учащихся, средств массовой информации.

 - формирование гражданской позиции младших школьников.

Воспитательные цели:

- воспитывать духовно нравственные качества у детей на примерах героических поступков и событий из истории страны и города.

 - пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям;

-  формирование у учащихся и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине;

Задачи:

- формировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;

- формировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;

- формировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

- формировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;

- формировать патриотические чувства и сознание учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира,

-  сохранять  и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.

В программу включены четыре раздела:

1. Мы вместе. Раздел включает в себя знакомство с семьёй, её традициями, реликвиями, отношениями в семье между членами. Учит любви и уважению предков. Чтить их память. Совершать такие поступки, чтобы последующие поколения гордились ими. Помогает становиться патриотом Родины.

2. Мой город. Раздел знакомит с памятными местами города Пятигорска, его достопримечательностями. Раскрывает перед детьми красоту родного города, уважение к людям в нём живущим. Знакомит с улицами города, названными в честь героев ВОв, архитектурой и историческими личностями города.

3. Моя Родина. Раздел формирует чувство патриотизма у учащихся, любви к России, знакомит с символами России, важными событиями в жизни страны. Через воспитание любви к Родине идёт формирование духовно-нравственного

4. Это важно помнить. Раздел знакомит с датами исторических событий, героями сохранившими о себе память до современности.

Ожидаемые результаты реализации программы:

- формирование  устойчивого  интереса к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;

- уважительное и бережное отношения к памятникам истории;

- любовь и бережное отношение к родной природе;

-  посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;

-  честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

Формы подведения итогов:

 - Выступление на мероприятиях, посвящённых важным историческим датам;

- Деловые игры;

- Классные часы (подготовленные для других классов);

 - Беседы, диспуты, викторины;

 - Исследовательская деятельность;

 - Коллективные творческие дела;

 - Смотры-конкурсы, выставки;

 - Соревнования;

 - Экскурсии, поездки, походы;

 - Трудовые дела;


V. Содержание внеурочной деятельности в 1 классе


Мы вместе

Теоретический материал: Моя семья живёт в России, наши семейные традиции, профессии моей семьи, семейные реликвии, трудовые будни моей семьи, как воевали мои предки, моя мамочка, семейное творчество, семейное фото.

Практические занятия: составление древа жизни, конкурс рисунков «Семейный праздник», встреча с семейными династиями (учащихся), памятные вещи семьи их история и ценность, выставка рисунков Кем хочу быть?», сообщения, презентации о родственниках, воевавших во время ВО войны, вернисаж «Портрет мамы», выставка работ совместного прикладного творчества учащихся и их родителей , история моей фотографии и её значимость.


Мой город

Теоретический материал: я  живу в Пятигорске, моя школа, кто такой Анджиевский?, достопримечательности Пятигорска: Грот Дианы( в честь восхождения на Эльбрус), посещение музея «ЦВПВМ» зал№1, традиционная дата День защитника Отечества, люди, вошедшие в историю Пятигорска Нина Попцова- разведчица- пятигорчанка,  Юрий Гагарин –первый космонавт, герои ВОв- пятигорчане (Шошин).

Практические занятия: работа по карте Пятигорска (где моя улица), архитектура и история здания школы №17, экскурсия в сквер Анджиевского, достопримечательности Пятигорска: Цветник (самая красивая часть города), встреча с военнослужащими воинской части №7427 г. Пятигорска, экскурсия к памятнику Н.Попцовой» Мы помним тебя, Нина!», экскурсия в сквер Гагарина, вспомним их поимённо ул. Козлова (в честь героя СССР).

Моя Родина

Теоретический материал: беседа «Моя Родина – Россия», День Воинской Славы России ( далее ДВСР) день победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками с Куликовской битве (1380г.), ДВСР день освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612г.), диспут  «Мои чувства по отношению к Родине»,  ДВСР день снятия блокады г. Ленинграда (1944г.), ДВСР празднование годовщины разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в  Сталинградской битве, традиционная дата празднование Международного Женского дня 8 Марта, встреча с членами женского совета города, участницами ВОв, матерями и жёнами погибших при исполнении воинского долга., Дата  Памяти: 11 апреля - День освобождения узников фашистских лагерей, традиционная дата празднование 38-летия Поста№1 г. Пятигорска.

Практические занятия: конкурс рисунков «Флаг России», «Что такое Родина?» стихи о Родине, песни о Родине (слушаем в исполнении детского хора и поём сами), Урок Мужества  традиционное  выступление в музее Боевой Славы перед ветеранами- участниками снятия блокады Ленинграда ( Дневник Тани Савичевой), изготовление поздравительных открыток для мам и бабушек к 8 Марта, встреча с ветераном узником концлагеря.

Это важно помнить

Теоретический материал: Беслан – моя боль(2004),  ДВСР день Бородинского сражения русской армии под командованием М,И. Кутузова с французской армией Наполеона (1812г.),  ДВСР день победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790г.), ДВСР день победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853г.), ДВСР День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских захватчиков в битве под Москвой (декабрь 1941г.), празднование годовщины со дня освобождения г. Пятигорска от немецко-фашистских захватчиков (11.02.43г.), Урок Мужества выступление с концертом перед матерями и жёнами погибших солдат, День Космонавтики, ДВСР празднование годовщины Великой Победы( 1941-1945гг)

Практические занятия: просмотр в музее Боевой Славы фильма о Беслане, Урок Мужества в Музее Боевой Славы о М. Кутузове , Урок Мужества в Музее Боевой Славы о Ф. Ушакове, женщины- космонавты, Митинг у Вечного огня в память о погибших во время ВОв.












Учебно-тематическое планирование

1 класс


Мы вместе

Мой город

Моя Родина

Это важно помнить




Сентябрь

(8 ч. )

Теоретический

материал (9ч.)

Практические занятия (9ч.)

Теоретический

материал (9ч.)

Практические занятия (8ч.)

Теоретический

материал (9ч.)

Практические занятия (6ч.)

Теоретический

материал 9(ч.)

Практические занятия (5ч.)

Моя семья – живёт в России (1ч.)



Составле-

ние древа жизни (1ч.)

Я живу в Пятигорске (1ч.)



Рассматри-

вание карты Пятигорска (1ч.)

Моя Родина – Россия (1ч.)


Рисунки флага России (беседа о символах) (1ч.)

Беслан – моя боль

(2004г) (1ч.)



Просмотр д\ф «Беслан» (1ч.)

Октябрь

(8 ч.)

Наши семейные традиции.

(1ч.)



Рисунок семейного праздника (1ч.)

Моя школа (1ч.)





Архитекту-

ра и история здания (1ч.)


ДВСР. День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380). (1ч.)




Что такое Родина? Стихи о Родине (1ч.)

День воинской славы России (ДВСР). День Бородинского сражения русской армии под командова-

нием М.И.Кутузова с французской армией Наполеона (1812). (1ч.)



Урок Мужества в музее Пост №1 (1ч.)


Ноябрь

(7 ч.)


Профессии моей семьи (1ч.)




Встреча с династиями в семьях учащихся (1ч.)

Кто такой Анджиевский ?(1ч.)




Сквер Анджи-

евского Г.Г.(1ч.)


ДВСР. День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузь мы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612). (1ч.)







ДВСР. День победы русской эскадры под командова-

нием Ф.Ф.Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790). (1ч.)




Урок Мужества в музее Пост №1 (1ч.)

Декабрь

(7ч.)

Семейные реликвии (1ч.)



Памятные вещи их история и ценность. (1ч.)

Грот Дианы

(в честь восхождения на Эльбрус) (1ч.)



Цветник (самая красивая часть города) (1ч.)

Мои чувства по отношению к Родине? (1ч.)



Песни о Родине (1ч.)

ДВСР. День победы русской эскадры под командова-

нием П.С.Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853). (1ч.)


Январь

(6ч.)

Трудовые будни моей семьи (1ч.)


Рисунок «Кем хочу быть»(1ч.)

Музей «ЦВПВМ»

Пост№1 (1ч.)



ДВСР. День снятия блокады г.Ленинграда (1944). (1ч.)



Урок Мужества (выступ-

ление перед ветерана-ми) (1ч.)

ДВСР. День начала контрнаступ-

ления советских войск против немецко-фашистских захватчиков в битве под Москвой

(декабрь 1941). (1ч.)


Февраль

(6ч.)

Как воевали мои предки. (1ч.)


Сообщения, презента-

ции о родствен-

никах, воевавших во время ВОв (1ч.)

День защитника

Отечества. (1ч.)




Встреча с военно-

Служа-

щими воинской части 7427 города Пятигор-

ска. (1ч.)

Празднование 68-й годовщины со Дня разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. (1ч.)



Празднование 68-й годовщины со дня освобождения г. Пятигорска

от немецко-фашистских захватчиков (11.01.1943). (1ч.)


Март

(7ч.)

Моя мамочка

(сообщение) (1ч.)



Рисунок портрета мамы, стихотворение собствен-

ного сочинения(1ч.)

Нина Попцова-разведчица пятигорчанка. (1ч.)



Экскур-

сия. Мы помним тебя, Нина! (1ч.)

Празднование Международного Женского дня 8 марта. Встреча с членами женского совета города Пятигорска, участницами ВОВ, матерями и жёнами погибших при исполнении воинского долга. (1ч.)

Поздра-

Витель-

ные открытки для женщин (1ч.)

Урок Мужества (выступление перед Матерями и жёнами погибших солдат) (1ч.)


Апрель

(8ч.)

Семейное творчество (1ч.)



Выставка работ совместно-

го прикладно-

го творчества учащихся и родителей (1ч.)

Юрий Гагарин-1 космонавт (1ч.)



Сквер Гагарина (1ч.)

11 апреля –

День освобождения узников фашистских концлагерей (1ч.)



Встреча с ветера-

ном-узником концла-

геря (1ч.)

День космонавтики. (1ч.)



Женщины –космонав-

ты (1ч.)

Май

(7ч.)

Семейное фото. (1ч.)



История фотографии её значимость. (1ч.)

Герои ВОв - пятигорчане . (1ч.)



Вспом-

ним их поимён-

но ул. Козлова

( улицы, назван-

ные в честь героев). (1ч.)



Празднование 38-летия Поста № 1 города Пятигорска. (1ч.)


Празднование годовщины Великой Победы (1941-1945). (1ч.)



Митинг у Вечного огня