СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе (ФГОС). 68 часов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 5 класс»



Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 5 класса по программе основного общего образования по ФГОС. Программа рассчитана на 68 часов , 2 часа в неделю.

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе авторской программы по литературе ( автор: В.Я. Коровина . Москва «Просвещение», 2014 г); учебник «Литература.5 класс» 2-х частях / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2014г.,рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации (серия «Академический школьный учебник»).

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионального трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смысла творчества.  Это предопределяет направленность  целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих задач:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно – тематическое планирование. Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.


Планируемые результаты изучения предмета «Литература»


Личностные результаты должны отражать:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитиеопыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.



Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

Предметные результаты по литературе выражаются в следующем:

1)понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

2)понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

3)умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

4)определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

5)приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;

6)формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;

7)собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

8)понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

9)восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

10)умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

11)написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

12)понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

13)понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание учебного предмета « Литература»


Наименование раздела. Основные рассматриваемые вопросы

1

Введение -1ч.

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

2

Устное народное творчество -10ч.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.


Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)


Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.


«Царевна-лягушка»

Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.


«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»

Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.


«Журавль и цапля», «Солдатская шинель»

3

Из древнерусской литературы -2ч.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.Теория литературы. Летопись.


«Повесть временных лет»


«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

4

Из русской литературы XVIII века -1ч.


Михаил Васильевич Ломоносов.

«Случились вместе два астронома в пиру…»

Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. Научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

5

Из литературы XIX века – 25ч.


Русские басниЖанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.


Иван Андреевич Крылов . Краткий рассказ о баснописце.


«Ворона и Лисица»,«Свинья под дубом»

Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости.


«Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).


Василий Андреевич Жуковский Краткий рассказ о поэте.


«Спящая царевна»Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.


«Кубок»Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).


Александр Сергеевич Пушкин

Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).


«Няне»Поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.


«У лукоморья дуб зеленый…» - пролог к поэме «Руслан и Людмила»Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.


«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.


Антоний Погорельский

«Черная курица, или Подземные жители»

Краткий рассказ о писателе. Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.


Всеволод Михайлович Гаршин«AttaleaPrinceps»

Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.


Михаил Юрьевич Лермонтов«Бородино»

Краткий рассказ о поэте. Отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.


Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.


«Заколдованное место»Повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.


«Вечера на хуторе близ Диканьки»


Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.


«Мороз, красный нос» (отрывок из поэмы)

Поэтический образ русской женщины.


«Крестьянские дети» Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Эпитет.


Иван Сергеевич Тургенев«Муму»

Краткий рассказ и писателе. Повествование о жизни в эпоху крепостного права, духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.


Афанасий Афанасьевич Фет«Чудная картина»

Краткий рассказ о поэте. Радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.


Лев Николаевич Толстой«Кавказский пленник»

Краткий рассказ о писателе. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.


Антон Павлович Чехов«Хирургия»

Краткий рассказ и писателе. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.


Поэты XIX века о Родине и родной природе

Выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.


Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Весенние воды»А.Н. Плещеев «Весна»


И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»(отрывок)


А.Н. Майков «Ласточки»И.З. Суриков «Зима»(отрывок)

6

Из литературы XX века – 22ч.


Иван Алексеевич Бунин «Косцы»

Краткий рассказ о писателе. Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.


Владимир Галактионович Короленко«В дурном обществе»

Краткий рассказ о писателе. Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.


Сергей Александрович Есенин«Я покинул родимый дом…»«Низкий дом с голубыми ставнями…»«С добрым утром!»

Рассказ о поэте. Поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.


Павел Петрович Бажов«Медной горы Хозяйка»

Краткий рассказ о писателе. Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).


Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.


«Теплый хлеб»«Заячьи лапы»


Самуил Яковлевич Маршак«Двенадцать месяцев»

Краткий рассказ о писателе. Пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка


Андрей Платонович Платонов«Никита»

Краткий рассказ о писателе. Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.


Виктор Петрович Астафьев«Васюткино озеро»

Краткий рассказ о писателе. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу, основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.


Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945)

Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.


К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»


А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»


Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе

Конкретные пейзажные зарисовки - обобщенный образ России.


И.Бунин«Помню долгий зимний вечер…»


А. Прокофьев «Аленушка». Д.Кедрин «Аленушка»


Н. Рубцов «Родная деревня»Дон-Аминадо «Города и годы»


Писатели улыбаются


Саша Черный. Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.Теория литературы. Юмор.«Кавказский пленник»


«Игорь-Робинзон»


Юлий Черсанович Ким«Рыба – кит»Краткий рассказ о писателе. Стихотворение-шутка.

Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.

7

Из зарубежной литературы 6ч.


Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед»Краткий рассказ о писателе. Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.Теория литературы. Баллада.



Даниэль Дефо«Робинзон Крузо»

Краткий рассказ о писателе. Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.


Ханс Кристиан Андерсен«Снежная королева»Краткий рассказ о писателе.

«Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.


Марк Твен«Приключения Тома Сойера» Краткий рассказ о писателе. Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.


Джек Лондон«Сказание о Кише»Краткий рассказ о писателе. Сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

8

Повторение изученного в 5 классе -1ч.





































Наименование раздела

Темы


Р/Р

К/р

Внеклассное

чтение

1.

Введение

1


-

-

2.

Устное народное творчество

10

2

1

-

3.

Из древнерусской литературы

2


-

-

4.

Из литературы XVIII века


1


-


5.


Из русской литературы XIX века

25

3


3

1

6.

Из русской литературы XX века

22

1

2

2

7.

Из зарубежной литературы

6


-

1

8.

Повторение

1


-

-


Итого

102

6

6

3

Тематическое планирование





















































Календарно-тематическое планирование


Дата план

Дата факт

Тема урока

1



Введение -1ч.

Роль книги в жизни человека.

Устное народное творчество - 10ч

2



Русский фольклор. Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

3



Сказка как особый жанр фольклора.

4



«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой.

5



Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Поэтика народных сказок.

6



Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников.

7



«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания.

8



Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. Тема мирного труда и защиты родной земли.

9



РР1 Устное сочинение-рассуждение о добре и зле (по по русским народным сказкам)

10



Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель».

11



РР2. Подготовка к домашнему сочинению № 1 по теме «Сказки».


Из древнерусской литературы -2 ч

12



Возникновение древнерусской литературы.

«Повесть временных лет».

13



«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи.

Из литературы 18 века -1 ч

14



М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…».

Из литературы 19 века - 25 ч

15



Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр. И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне».

16



И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Басенный мир Ивана Андреевича Крылова.

17



В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

18



Баллада В.А.Жуковского «Кубок».

19



А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне».

Образ няни в стихотворении А.С.Пушкина «Няне». «У лукоморья…» - пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

20



А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. Помощники царевны. Народная мораль, нравственность. Королевич Елисей

21



Антоний Погорельский.

Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». Мир детства в изображении А.Погорельского.

22



В.М.Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «AttaleaPrinseps» «AttaleaPrinseps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения.

23



М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Патриотизм в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино». Образ простого солдата – защитника Родины

24



Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место». Реальное и фантастическое в сюжете повести Н.В.Гоголя.

25



Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки».

26



Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

27



Контрольная работа № 1 за 1 полугодие по произведениям 1-ой половины 19 века.

28



И.С.Тургенев.

Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе.

29



История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение.

30



Герасим и Муму. Счастливый год. Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства.

31



РР3. Подготовка к домашнему сочинению №2. «В чем трагедия Герасима»

32



А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, динамичная картина природы.

33



Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.

34



Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе Л.Н.Толстого. Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения.

35



РР4. Сравнительная характеристика литературных героев. Жилин и Костылин - два разных характера. (План)

36



Контрольное сочинение №1«Жилин и Костылин: разные судьбы».

37



А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»

38



Вн. чтение1. Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова.

39



Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев

40



Образ осени. Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков. Образ зимы. И.С.Никитин, И.З.Суриков. Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения.

Из литературы 20 века (22 ч.)

41



И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

42



В.Г.Короленко.Слово о писателе. «В дурном обществе». Сюжет и композиция повести «В дурном обществе».

43



Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру.

44



Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. РР5. Обучение навыкам характеристики литературного персонажа.

45



С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихотворениях Есенина. Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства»

46



П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя.

47



«Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова.

48



К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки.

49



Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки. Выразительность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».

50



К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы».

51



С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности. Герои пьесы-сказки. Роды и жанры литературы.

52



А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита». Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита».

53



В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои.

54



Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро». РР6. Характеристика главного героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

55



Контрольное сочинение № 2 по рассказу В.П.Астафьева«Васюткино озеро».

56



Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста».

57



Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов

«Майор привез мальчишку на лафете…». Поэма-баллада «Сын артиллериста».

58



Вн. чтение № 2. .hВеликая Отечественная война в поэзии

59



Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…». Н.М.Рубцов «Родная деревня».

Дон -Аминадо «Города и годы».

60



Итоговая контрольная работа №2

61



Саша Черный. Рассказ «Кавказский пленник» .Рассказ «Игорь-Робинзон». Юмор

62



Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит».

Из зарубежной литературы – 6ч

63



Р.Л.Стивенсон «Вересковый мед». Слово о писателе. Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

64



Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

65



Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке «Снежная королева»

66



Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера. Том и Беки, их дружба. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями.

67



Вн. чтение.№3. Джек Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише»

68



Повторение.

Итоговый урок. Рекомендации на лето