Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 5 класса по программе основного общего образования по ФГОС. Программа рассчитана на 68 часов , 2 часа в неделю.
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе авторской программы по литературе ( автор: В.Я. Коровина . Москва «Просвещение», 2014 г); учебник «Литература.5 класс» 2-х частях / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2014г.,рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации (серия «Академический школьный учебник»).
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионального трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смысла творчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих задач:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно – тематическое планирование. Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.
Планируемые результаты изучения предмета «Литература»
Личностные результаты должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитиеопыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметные результаты по литературе выражаются в следующем:
1)понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
2)понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
3)умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
4)определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
5)приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;
6)формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
7)собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
8)понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
9)восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
10)умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
11)написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
12)понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
13)понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание учебного предмета « Литература»
№ | Наименование раздела. Основные рассматриваемые вопросы |
1 | Введение -1ч. Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним. |
2 | Устное народное творчество -10ч. Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество. |
| Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки) |
| Русские народные сказки Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение. |
| «Царевна-лягушка» Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке. |
| «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. |
| «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» |
3 | Из древнерусской литературы -2ч. Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.Теория литературы. Летопись. |
| «Повесть временных лет» |
| «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле. |
4 | Из русской литературы XVIII века -1ч. |
| Михаил Васильевич Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. Научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы. |
5 | Из литературы XIX века – 25ч. |
| Русские басниЖанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке. |
| Иван Андреевич Крылов . Краткий рассказ о баснописце. |
| «Ворона и Лисица»,«Свинья под дубом» Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. |
| «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование). |
| Василий Андреевич Жуковский Краткий рассказ о поэте. |
| «Спящая царевна»Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. |
| «Кубок»Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада (начальное представление). |
| Александр Сергеевич Пушкин Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). |
| «Няне»Поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. |
| «У лукоморья дуб зеленый…» - пролог к поэме «Руслан и Людмила»Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. |
| «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки. |
| Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» Краткий рассказ о писателе. Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание. |
| Всеволод Михайлович Гаршин«AttaleaPrinceps» Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. |
| Михаил Юрьевич Лермонтов«Бородино» Краткий рассказ о поэте. Отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация. |
| Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. |
| «Заколдованное место»Повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. Теория литературы. Фантастика. Юмор. |
| «Вечера на хуторе близ Диканьки» |
| Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте. |
| «Мороз, красный нос» (отрывок из поэмы) Поэтический образ русской женщины. |
| «Крестьянские дети» Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Эпитет. |
| Иван Сергеевич Тургенев«Муму» Краткий рассказ и писателе. Повествование о жизни в эпоху крепостного права, духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой. |
| Афанасий Афанасьевич Фет«Чудная картина» Краткий рассказ о поэте. Радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. |
| Лев Николаевич Толстой«Кавказский пленник» Краткий рассказ о писателе. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Сравнение. Сюжет. |
| Антон Павлович Чехов«Хирургия» Краткий рассказ и писателе. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Теория литературы. Юмор. |
| Поэты XIX века о Родине и родной природе Выразительное чтение стихотворений. Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. |
| Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Весенние воды»А.Н. Плещеев «Весна» |
| И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»(отрывок) |
| А.Н. Майков «Ласточки»И.З. Суриков «Зима»(отрывок) |
6 | Из литературы XX века – 22ч. |
| Иван Алексеевич Бунин «Косцы» Краткий рассказ о писателе. Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. |
| Владимир Галактионович Короленко«В дурном обществе» Краткий рассказ о писателе. Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения. |
| Сергей Александрович Есенин«Я покинул родимый дом…»«Низкий дом с голубыми ставнями…»«С добрым утром!» Рассказ о поэте. Поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики. |
| Павел Петрович Бажов«Медной горы Хозяйка» Краткий рассказ о писателе. Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное). |
| Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. |
| «Теплый хлеб»«Заячьи лапы» |
| Самуил Яковлевич Маршак«Двенадцать месяцев» Краткий рассказ о писателе. Пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка |
| Андрей Платонович Платонов«Никита» Краткий рассказ о писателе. Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном произведении. |
| Виктор Петрович Астафьев«Васюткино озеро» Краткий рассказ о писателе. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу, основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения. |
| Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945) Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. |
| К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете» |
| А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста» |
| Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе Конкретные пейзажные зарисовки - обобщенный образ России. |
| И.Бунин«Помню долгий зимний вечер…» |
| А. Прокофьев «Аленушка». Д.Кедрин «Аленушка» |
| Н. Рубцов «Родная деревня»Дон-Аминадо «Города и годы» |
| Писатели улыбаются |
| Саша Черный. Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.Теория литературы. Юмор.«Кавказский пленник» |
| «Игорь-Робинзон» |
| Юлий Черсанович Ким«Рыба – кит»Краткий рассказ о писателе. Стихотворение-шутка. Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии. |
7 | Из зарубежной литературы 6ч. |
| Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед»Краткий рассказ о писателе. Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.Теория литературы. Баллада. |
| Даниэль Дефо«Робинзон Крузо» Краткий рассказ о писателе. Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. |
| Ханс Кристиан Андерсен«Снежная королева»Краткий рассказ о писателе. «Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды. |
| Марк Твен«Приключения Тома Сойера» Краткий рассказ о писателе. Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. |
| Джек Лондон«Сказание о Кише»Краткий рассказ о писателе. Сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. |
8 | Повторение изученного в 5 классе -1ч. |
№ | Наименование раздела | Темы | Р/Р | К/р | Внеклассное чтение |
1. | Введение | 1 | | - | - |
2. | Устное народное творчество | 10 | 2 | 1 | - |
3. | Из древнерусской литературы | 2 | | - | - |
4. | Из литературы XVIII века | 1 | | - | |
5. | Из русской литературы XIX века | 25 | 3 | 3 | 1 |
6. | Из русской литературы XX века | 22 | 1 | 2 | 2 |
7. | Из зарубежной литературы | 6 | | - | 1 |
8. | Повторение | 1 | | - | - |
| Итого | 102 | 6 | 6 | 3 |
Тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата план | Дата факт | Тема урока |
1 | | | Введение -1ч. Роль книги в жизни человека. |
Устное народное творчество - 10ч |
2 | | | Русский фольклор. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. |
3 | | | Сказка как особый жанр фольклора. |
4 | | | «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой. |
5 | | | Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Поэтика народных сказок. |
6 | | | Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников. |
7 | | | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. |
8 | | | Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. Тема мирного труда и защиты родной земли. |
9 | | | РР1 Устное сочинение-рассуждение о добре и зле (по по русским народным сказкам) |
10 | | | Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». |
11 | | | РР2. Подготовка к домашнему сочинению № 1 по теме «Сказки». |
Из древнерусской литературы -2 ч |
12 | | | Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет». |
13 | | | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. |
Из литературы 18 века -1 ч |
14 | | | М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…». |
Из литературы 19 века - 25 ч |
15 | | | Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр. И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне». |
16 | | | И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Басенный мир Ивана Андреевича Крылова. |
17 | | | В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. |
18 | | | Баллада В.А.Жуковского «Кубок». |
19 | | | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». Образ няни в стихотворении А.С.Пушкина «Няне». «У лукоморья…» - пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. |
20 | | | А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. Помощники царевны. Народная мораль, нравственность. Королевич Елисей |
21 | | | Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». Мир детства в изображении А.Погорельского. |
22 | | | В.М.Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «AttaleaPrinseps» «AttaleaPrinseps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения. |
23 | | | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Патриотизм в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино». Образ простого солдата – защитника Родины |
24 | | | Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место». Реальное и фантастическое в сюжете повести Н.В.Гоголя. |
25 | | | Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». |
26 | | | Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». |
27 | | | Контрольная работа № 1 за 1 полугодие по произведениям 1-ой половины 19 века. |
28 | | | И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе. |
29 | | | История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение. |
30 | | | Герасим и Муму. Счастливый год. Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства. |
31 | | | РР3. Подготовка к домашнему сочинению №2. «В чем трагедия Герасима» |
32 | | | А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, динамичная картина природы. |
33 | | | Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа. |
34 | | | Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе Л.Н.Толстого. Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения. |
35 | | | РР4. Сравнительная характеристика литературных героев. Жилин и Костылин - два разных характера. (План) |
36 | | | Контрольное сочинение №1«Жилин и Костылин: разные судьбы». |
37 | | | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» |
38 | | | Вн. чтение1. Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова. |
39 | | | Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев |
40 | | | Образ осени. Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков. Образ зимы. И.С.Никитин, И.З.Суриков. Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения. |
Из литературы 20 века (22 ч.) |
41 | | | И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. |
42 | | | В.Г.Короленко.Слово о писателе. «В дурном обществе». Сюжет и композиция повести «В дурном обществе». |
43 | | | Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру. |
44 | | | Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. РР5. Обучение навыкам характеристики литературного персонажа. |
45 | | | С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихотворениях Есенина. Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства» |
46 | | | П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. |
47 | | | «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова. |
48 | | | К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки. |
49 | | | Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки. Выразительность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». |
50 | | | К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». |
51 | | | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности. Герои пьесы-сказки. Роды и жанры литературы. |
52 | | | А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита». Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». |
53 | | | В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои. |
54 | | | Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро». РР6. Характеристика главного героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» |
55 | | | Контрольное сочинение № 2 по рассказу В.П.Астафьева«Васюткино озеро». |
56 | | | Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». |
57 | | | Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…». Поэма-баллада «Сын артиллериста». |
58 | | | Вн. чтение № 2. .hВеликая Отечественная война в поэзии |
59 | | | Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…». Н.М.Рубцов «Родная деревня». Дон -Аминадо «Города и годы». |
60 | | | Итоговая контрольная работа №2 |
61 | | | Саша Черный. Рассказ «Кавказский пленник» .Рассказ «Игорь-Робинзон». Юмор |
62 | | | Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». |
Из зарубежной литературы – 6ч |
63 | | | Р.Л.Стивенсон «Вересковый мед». Слово о писателе. Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. |
64 | | | Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека. |
65 | | | Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке «Снежная королева» |
66 | | | Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера. Том и Беки, их дружба. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. |
67 | | | Вн. чтение.№3. Джек Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише» |
68 | | | Повторение. Итоговый урок. Рекомендации на лето |