Планируемые результаты освоения курса.
В результате изучения учебного курса «История российской культуры » на уровне среднего общего образования:
Выпускник научится:
владеть ключевыми понятиями культурно – исторической эпохи;
рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
уметь выявлять культурную доминанту исторического времени через специфику картины мира и системы ценностей;
уметь определять культурно - исторические эпохи в истории России через ведущие формы культурного творчества;
представлять культурное наследие России и других стран;
уметь классифицировать исторические события через культурный опыт, биографию человека;
уметь определять стилевые особенности памятников отечественной литературы и искусства, сопоставлять имена крупнейших деятелей культуры с контекстом данной культурно - исторической эпохи;
уметь систематизировать полученные знания (составлять аннотации, рецензии, схемы, таблицы и т.д.);
представлять результаты совей деятельности в форме исторического эссе, рецензии, презентации, тезисов, реферата, выступления на конференции и т.д.;
работать с историческими документами;
сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
критически анализировать информацию из различных источников;
соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет - ресурсов;
работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
оценивать роль личности в отечественной культуре.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
определять место и время создания исторических документов;
проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и д.р.;
приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
владеть элементами проектной деятельности.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:
1. в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
2. в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
3. в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
4. в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
5. в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;
6. в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
7. в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
8.в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Предметные результаты:
-владеть ключевыми понятиями культурно-исторической эпохи, указывать хронологические рамки исторических периодов;
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); соотносить единичные исторические факты и общие явления; называть характерные, существенные признаки исторических
событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий;
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей; на основе текста и иллюстраций составлять описание исторических объектов, памятников;
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; способствовать сохранению памятников истории и культуры;
- определять культурно-исторические эпохи в истории России через ведущие формы культурного творчества.
- рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
- знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;
- определять последовательность и длительность исторических событий, явлений,процессов;
-характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- представлять культурное наследие России и других стран;
-работать с историческими документами; сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
- критически анализировать информацию из различных источников;
- соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
- использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
- использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
- составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
- работать с хронологическими таблицами, картами и схемами; читать легенду исторической карты;
- владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
- демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
- оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
- ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Метапредметные результаты:
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам;
- проводить исследовательские работы, связанные с поиском, отбором, анализом и обобщением материала, выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- систематизировать полученные знания (составлять аннотации, рецензии, схемы, таблицы и т.д.); представлять результаты своей деятельности в форме исторического эссе, рецензии, претензии, тезисов, реферата, выступления на конференции и т.п.
Содержание курса
"История русской культуры"
11 класс -34 часа
Введение. (1 час) Культура и человек в XX в. Катастрофичность XX в. в России в ее культурных моделях. Массовая культура и массовая информация как технологии современного общества. «Опасность информационной культуры» для человека. Необходимость умения работать с большим объемом культурной информации в современном мире. Необходимость поиска культурного языка для диалога Запада и Востока в эпоху глобализирующегося мира.
Раздел 1 Серебряный век русской культуры и его альтернативы (13 часов )
Тема 1. «Новая» русская культура рубежа веков (6 часов)
Понятие «культура Серебряного века» и ее хронологические рамки, мировоззренческие истоки. «Новый гуманизм» в философии B.C. Соловьева. «Сюжет человеческой души» в творчестве Ф.М. Достоевского. Декаданс как реакция на уходящий век и как новый порыв национального духа. Всемирные истоки художественной культуры Серебряного века. Новый интерес к культуре античного мира. Возрождение национальных художественных традиций: научное изучение русской старины, «открытие» русской иконы. «Русские сезоны» и новое «открытие» живописи XVIII в. Новое поколение русской интеллигенции. Поиски и открытия в литературе. Символизм как новое миропонимание и новая поэзия (В.Я. Брюсов, А.А. Блок, А. Белый). «Молодое поколение» символистов 1910-х гг. (О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий). Новые формы творческой жизни в начале XX в. Философские и литературные объединения интеллигенции. Журналы «нового искусства» и направления их деятельности. Многообразие и поисковый характер культурного творчества начала XX в. Художественный язык модерна. Движение «Мир искусства» как обновление культуры. Самобытность стилистики «Голубой розы». «Союз русских художников» как национальный вариант модерна. Особенности проявления модерна в архитектуре. Модерн как «большой стиль» культуры начала XX в. Тяготение к синтезу искусств. Идеология нового театра (В.Э. Мейерхольд, Н.Н. Евреинов). 10 Модерн начала XX в. как стиль жизни. Роль меценатства в культурной жизни России конца XIX — начала XX в. Культура Серебряного века как культура нового типа. Новые явления в классической культуре начала XX в. Трансформация критического реализма в творчестве Л.Н. Толстого. «Литературная революция» А.П. Чехова. М. Горький как основатель нового направления в литературе начала XX в.
Тема 2. Условия появления и формы массовой городской культуры в России (3 часа)
Факторы формирования массовой культуры. Город как лидер культурного движения. Новая техническая эпоха и развитие системы начального образования. Основные формы и характерные черты массовой культуры в начале XX в. Особенности художественного языка массовой культуры. Культурный смысл искусства «авангарда». Предпосылки появления авангарда в России, его ментальные и мировоззренческие основы. Основные творческие и выставочные объединения художников-авангардистов. «Бубновый валет» как экспериментальная площадка авангардного искусства. Эксперименты художниковавангардистов в области художественного языка (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, К.С. Малевич, В.Е. Татлин). Место и роль авангарда в культуре России начала XX в. Футуризм как авангардистский поиск в поэзии (В.В. Маяковский, В.В. Хлебников). Кризис «русской идеи» в начале XX в. Опыт первой русской революции в национальном самосознании. Нарастание радикализма в общественном сознании в 1910-е гг. Сборник «Вехи» как попытка изменить ценностные установки и тип общественного поведения русской интеллигенции. Нравственные установки в самосознании интеллигенции 1910-х гг. Поиски национальной идеи накануне Первой мировой войны и революции.
Тема 3. Революция и судьба культуры (4 часа)
«Революционный романтизм» культуры. Утопическая картина будущего в футуристическом проекте «Живое творчество масс». Идея и программа проекта «Пролетарская культура». Активизация поиска новых культурных форм и авангардного художественного языка. Новации революционного авангарда в архитектуре и дизайне (В.Е. Татлин, К.С. Мельников). Революция в театральном деле (В.Э. Мейерхольд) и кинематографе (С.М. Эйзенштейн). Отношение новой власти к новаторским экспериментам авангарда и судьбе культурного наследия. Культурная политика советской власти в 1918—1920 гг. Создание государственных органов по управлению культурой. Программа «культурной революции». Эксперименты в области образования. План «монументальной пропаганды» и причины его неудачи. Идеологические задачи и художественное творчество 1920-х гг. Содержание и символика массового политического плаката. Главные тенденции новой культурной политики. Традиции Серебряного века в культуре русской эмиграции. Культурная миссия русской пореволюционной эмиграции. Формирование центров русского зарубежья. Интеллектуальный мир и издательская деятельность. Литературная жизнь русского зарубежья. Судьбы русского искусства. Русский авангард в контексте европейской 11 культуры. Русская музыкальная культура за рубежом. Место классического наследия в культуре пореволюционной эмиграции: А.С. Пушкин как культурный символ русского зарубежья. Вклад культуры русской эмиграции в мировое творческое наследие.
Раздел 2 Культура советского общества (11)
Тема 4. Становление культуры советского общества в 1930—1940-е гг. (5 часов)
Культура как средство и объект государственной политики. Введение государственного контроля над духовной культурой и интеллигенцией. Изживание литературного многообразия 1920-х гг. Литературное творчество и идеологические задачи. Постановление ЦК РКП(б) от 18 июня 1925 г. «О политике партии в области художественной литературы» и его влияние на литературное творчество. Создание Ассоциации художников революционной России (АХРР). Борьба за классовую чистоту художественного творчества. Отказ от педагогических исканий 1920-х гг. Превращение образования в средство политики. Формирование новой социалистической интеллигенции и «перевоспитание» «старой». Государственный диктат над научной деятельностью. Утверждение идеологического единства как главного направления политики государства по отношению к культуре. Человек в системе культуры советского общества. Классовое воспитание человека нового общества. Картина мира и система ценностей советского человека. Стиль жизни человека советской культуры. Иерархизация и унификации жизненного пространства. Темы и герои литературы социалистического реализма. Феномен советского кино. Язык социалистического реализма в живописи, в театральном искусстве, в архитектуре. Ценности и идеалы советской культуры. Служение идее и свобода творчества в культуре советского общества 1930— 1940-х гг. Культ слова в культуре. Мифы советской культуры. Социалистический реализм как мировоззрение и как художественный метод. Достижения и уроки культуры социалистического реализма. Культура как основа формирования советского менталитета.
Тема 5. Официальное и неофициальное пространство советской культуры(6 часов)
Послевоенное советское общество как «общество надежд». Новая волна борьбы с инакомыслием. Постановления ЦК ВКП (б) 1946—1948 гг. по вопросам литературы и искусства как начало новой волны ужесточения идеологического контроля над культурным творчеством. Кампания борьбы с «космополитизмом» и ее результаты. Культурный эффект «оттепели». Научно-технический прогресс как символ «освобожденного» общества. Ускорение динамики жизни. Открытия литературы 1950—1960-х гг. Эффект поэтического творчества в освобождении личности. «Двоецентрие» в литературе как выражение сущностных черт «оттепели». «Новый мир» и начало процесса десталинизации сознания советского общества. Поиск возможностей и форм свободного творчества в театральном искусстве, в кинематографе. Обращение к «отложенной» литературе 1920—1940-х гг. Творчество как способ сопротивления идеологизации и унификации культуры. Границы свободы 12 творчества в период «оттепели». Библиотека «отложенной литературы» 1960— 1970-х гг. Феномен «самиздата». «Шестидесятники» и начало кризиса общественного сознания. Судьбы И.А. Бродского, А.А. Галича и других писателей, вынужденных покинуть Родину. Особенности стиля жизни советского человека 1960-х гг. Варианты культурных героев времени. Разочарования периода «оттепели» и начало полосы «похолодания» в культурной жизни советского общества. Культурное «двоемирие» 1970—1980-х гг. Дистанцирование официальной государственной культуры от культурного творчества народа. Новая волна идеологизации культурной политики после «оттепели». Особенности культурного процесса в 1970—1980-е гг. Формы культурного сопротивления огосударствлению духовной жизни. Диссидентство как духовный опыт поколения 1970-х гг. Пространство «неофициальной» культуры 1970—1980-х г: авторская песня, «народный театр», андеграунд, этажная бытовая культура. Ирония и смех в культуре 1970—1980-х гг
Раздел 3 Культура постсоветской России (8 часов)
Тема 6. Историческое самосознание и ценностные ориентиры постсоветского общества(4 часа)
Изменение внешних условий для культуры в середине 1980—1990-х гг. Феномен новой гласности. Трансформация исторического самосознания в условиях новой социокультурной ситуации. Публицистичность культуры перестроечного времени. Изменение образа национальной истории в общественном сознании. Активизация интереса к историко-культурному наследию и современная трактовка «национальной идеи». Изучение «локальной истории» как возможность осмысления истории через связь времен. Духовный кризис человека и общества постсоветского времени. Варваризация вкусов. Кризис культурной идентичности на уровне общества и на уровне личности. Язык как знак культуры, как «диагностика» социокультурного кризиса. Социальная направленность литературы и искусства в 1990-е гг. Разрушение иерархии социалистических идеалов и жизненных ценностей. Роль средств массовой информации в общественном движении «перестройки». Этапы эволюции СМИ от функции информации общества к функции развлечения.
Тема 7. Культурное пространство постсоветского общества(4 часа)
Формирование массовой культуры в постсоветском обществе и ее ценности. Причины снижения культурного вкуса. Роль рекламы в культуре повседневности. «Плюсы» и «минусы» массовой культуры в современном мире. Фундаментальная культура в структуре современной духовной жизни и противоречивость современного культурного процесса. Трансформация социальной литературы. Сюжеты и герои кинематографа современной России. Обретение нового образа в театральном творчестве. Переосмысление культурного наследия в изобразительном искусстве. Альтернативные формы и темы современного творчества. Феномен «другой литературы». Причины позиции «безыдейности» литературного творчества. Поиск 13 новых форм художественного творчества в конце XX—XXI в. Интеллектуальные основания национального самосознания в современной культуре.
Заключение.(1 час.) Культура как способ сохранения целостности общества в современном мире. Урок- повторение и урок-зачёт.
Формы и средства контроля:
Основной формой контроля знаний обучающихся является текущий контроль. В процессе текущего контроля оценивается самостоятельная работа обучающегося над изучаемым материалом. Виды текущего контроля - устный (индивидуальный или групповой опрос, сообщение по избранной теме, индивидуальная или групповая презентация, анализ ситуаций, защита выполненных заданий и другие), письменный (самостоятельная работа, эссе, презентация и др.).
Тематическое планирование курса «История российской культуры»
11 класс.
№ п/п | Содержание (разделы, темы урока) | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся( на уровне универсальных учебных действий) | Основные направления воспитательной деятельности |
| 11 класс | | владеть ключевыми понятиями культурно – исторической эпохи; рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; уметь выявлять культурную доминанту исторического времени через специфику картины мира и системы ценностей; уметь определять культурно - исторические эпохи в истории России через ведущие формы культурного творчества; представлять культурное наследие России и других стран; уметь классифицировать исторические события через культурный опыт, биографию человека; уметь определять стилевые особенности памятников отечественной литературы и искусства, сопоставлять имена крупнейших деятелей культуры с контекстом данной культурно - исторической эпохи; уметь систематизировать полученные знания (составлять аннотации, рецензии, схемы, таблицы и т.д.); | |
| Введение. | 1 | |
1. | Культура и человек в XX в. Катастрофичность XX в. в России в ее культурных моделях. Массовая культура и массовая информация как технологии современного общества. «Опасность информационной культуры» для человека. Необходимость умения работать с большим объемом культурной информации в современном мире. Необходимость поиска культурного языка для диалога Запада и Востока в эпоху глобализирующегося мира. | 1 | 2,3 |
| Раздел 1. Серебряный век русской культуры и его альтернативы. | 13 | |
| Тема 1. «Новая» русская культура рубежа веков. | 6 | |
2. | Понятие «культура Серебряного века» и ее хронологические рамки, мировоззренческие истоки. «Новый гуманизм» в философии B.C. Соловьева. «Сюжет человеческой души» в творчестве Ф.М. Достоевского. Декаданс как реакция на уходящий век и как новый порыв национального духа. | 1 | 2.5 |
3. | Всемирные истоки художественной культуры Серебряного века. Новый интерес к культуре античного мира. Возрождение национальных художественных традиций: научное изучение русской старины, «открытие» русской иконы. «Русские сезоны» и новое «открытие» живописи XVIII в. Новое поколение русской интеллигенции. | 1 | 2.4 |
4. | Поиск и открытия в литературе. | 1 | 2.5 |
5. | Символизм как новое миропонимание и новая поэзия(В.Я. Брюсов, А.А. Блок, А. Белый). «Молодое поколение» символистов 1910-х гг. (О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий). Новые формы творческой жизни в начале XX в. Философские и литературные объединения интеллигенции. Журналы «нового искусства» и направления их деятельности. Многообразие и поисковый характер культурного творчества начала XX в. | 1 | 2.4 |
6. | Художественный язык модерна. Движение «Мир искусства» как обновление культуры. Самобытность стилистики «Голубой розы». «Союз русских художников» как национальный вариант модерна. Особенности проявления модерна в архитектуре. Модерн как «большой стиль» культуры начала XX в. Тяготение к синтезу искусств. Идеология нового театра (В.Э. Мейерхольд, Н.Н. Евреинов). 10 Модерн начала XX в. как стиль жизни. Роль меценатства в культурной жизни России конца XIX — начала XX в. Культура Серебряного века как культура нового типа. | 1 | 2.4 |
7. | Новые явления в классической культуре начала XX века. Трансформация критического реализма в творчестве Л.Н. Толстого. «Литературная революция» А.П. Чехова. М. Горький как основатель нового направления в литературе начала XX в. | 1 | 2.5 |
| Тема 2. Условия появления и формы массовой городской культуры в России. | 3 | |
8. | Факторы формирования массовой культуры. Город как лидер культурного движения. Новая техническая эпоха и развитие системы начального образования. Основные формы и характерные черты массовой культуры в начале XX в. Особенности художественного языка массовой культуры | 1 | владеть ключевыми понятиями культурно – исторической эпохи; рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; уметь выявлять культурную доминанту исторического времени через специфику картины мира и системы ценностей; уметь определять культурно - исторические эпохи в истории России через ведущие формы культурного творчества; представлять культурное наследие России и других стран; уметь классифицировать исторические события через культурный опыт, биографию человека; уметь определять стилевые особенности памятников отечественной литературы и искусства, сопоставлять имена крупнейших деятелей культуры с контекстом данной культурно - исторической эпохи; уметь систематизировать полученные знания (составлять аннотации, рецензии, схемы, таблицы и т.д.); | 2 |
9. | Культурный смысл искусства «авангард». Предпосылки появления авангарда в России, его ментальные и мировоззренческие основы. Основные творческие и выставочные объединения художников-авангардистов. «Бубновый валет» как экспериментальная площадка авангардного искусства. Эксперименты художниковавангардистов в области художественного языка (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, К.С. Малевич, В.Е. Татлин). Место и роль авангарда в культуре России начала XX в. Футуризм как авангардистский поиск в поэзии (В.В. Маяковский, В.В. Хлебников). | 1 | 5 |
10 | Кризис «русской идеи» в начале XX века. Опыт первой русской революции в национальном самосознании. Нарастание радикализма в общественном сознании в 1910-е гг. Сборник «Вехи» как попытка изменить ценностные установки и тип общественного поведения русской интеллигенции. Нравственные установки в самосознании интеллигенции 1910-х гг. Поиски национальной идеи накануне Первой мировой войны и революции. | 1 | 2 |
| Тема 3. Революция и судьба культуры. | 4 | |
11 | «Революционный романтизм» культуры. Утопическая картина будущего в футуристическом проекте «Живое творчество масс». Идея и программа проекта «Пролетарская культура». Активизация поиска новых культурных форм и авангардного художественного языка. Новации революционного авангарда в архитектуре и дизайне (В.Е. Татлин, К.С. Мельников). Революция в театральном деле (В.Э. Мейерхольд) и кинематографе (С.М. Эйзенштейн). Отношение новой власти к новаторским экспериментам авангарда и судьбе культурного наследия. | 1 | 2 |
12 | Культурная политика советской власти в 1918 – 1920 гг. Создание государственных органов по управлению культурой Программа «культурной революции». Эксперименты в области образования. План «монументальной пропаганды» и причины его неудачи. Идеологические задачи и художественное творчество 1920-х гг. Содержание и символика массового политического плаката. Главные тенденции новой культурной политики. | 1 | 2,5 |
13 | Традиции Серебряного века в культуре русской эмиграции. Культурная миссия русской пореволюционной эмиграции. Формирование центров русского зарубежья. Интеллектуальный мир и издательская деятельность. Литературная жизнь русского зарубежья. Судьбы русского искусства. Русский авангард в контексте европейской 11 культуры. Русская музыкальная культура за рубежом. | 1 | 2.4 |
14 | Место классического наследия в культуре пореволюционной эмиграции: А.С. Пушкин как культурный символ русского зарубежья. Вклад культуры русской эмиграции в мировое творческое наследие. | 1 | 4 |
| Раздел 2. Культура советского общества. | 11 | владеть ключевыми понятиями культурно – исторической эпохи; рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; уметь выявлять культурную доминанту исторического времени через специфику картины мира и системы ценностей; уметь определять культурно - исторические эпохи в истории России через ведущие формы культурного творчества; представлять культурное наследие России и других стран; уметь классифицировать исторические события через культурный опыт, биографию человека; уметь определять стилевые особенности памятников отечественной литературы и искусства, сопоставлять имена крупнейших деятелей культуры с контекстом данной культурно - исторической эпохи; уметь систематизировать полученные знания (составлять аннотации, рецензии, схемы, таблицы и т.д.); | |
| Тема 4. Становление культуры советского общества в 1930- 1940-е гг. | 5 | |
15 | Культура как средство и объект государственной политики. Введение государственного контроля над духовной культурой и интеллигенцией. Изживание литературного многообразия 1920-х гг. Литературное творчество и идеологические задачи. Постановление ЦК РКП(б) от 18 июня 1925 г. «О политике партии в области художественной литературы» и его влияние на литературное творчество. Создание Ассоциации художников революционной России (АХРР).Борьба за классовую чистоту художественного творчества. . Отказ от педагогических исканий 1920-х гг. Превращение образования в средство политики. Формирование новой социалистической интеллигенции и «перевоспитание» «старой». Государственный диктат над научной деятельностью. Утверждение идеологического единства как главного направления политики государства по отношению к культуре. | 1 | 2 |
16 | Человек в системе культуры советского общества. Классовое воспитание человека нового общества. Картина мира и система ценностей советского человека. Стиль жизни человека советской культуры. Иерархизация и унификации жизненного пространства. | 1 | 2.6 |
17 | Темы и герои литературы социалистического реализма. | 1 | 2.6 |
18 | Феномен советского кино. Язык социалистического реализма в живописи, в театральном искусстве, в архитектуре. | 1 | 4 |
19 | Ценности и идеалы советской культуры. Служение идее и свобода творчества в культуре советского общества 1930— 1940-х гг. Культ слова в культуре. Мифы советской культуры. Социалистический реализм как мировоззрение и как художественный метод. Достижения и уроки культуры социалистического реализма. Культура как основа формирования советского менталитета. | 1 | владеть ключевыми понятиями культурно – исторической эпохи; рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; уметь выявлять культурную доминанту исторического времени через специфику картины мира и системы ценностей; уметь определять культурно - исторические эпохи в истории России через ведущие формы культурного творчества; представлять культурное наследие России и других стран; уметь классифицировать исторические события через культурный опыт, биографию человека; уметь определять стилевые особенности памятников отечественной литературы и искусства, сопоставлять имена крупнейших деятелей культуры с контекстом данной культурно - исторической эпохи; уметь систематизировать полученные знания (составлять аннотации, рецензии, схемы, таблицы и т.д.); | 3 |
| Тема 5. Официальное и неофициальное пространство советской культуры. | 6 | |
20 | Послевоенное советское общество как «общество надежд». Новая волна борьбы с инакомыслием. Постановления ЦК ВКП (б) 1946—1948 гг. по вопросам литературы и искусства как начало новой волны ужесточения идеологического контроля над культурным творчеством. Кампания борьбы с «космополитизмом» и ее результаты. | 1 | 2 |
21 | Культурный эффект «оттепели». Научно-технический прогресс как символ «освобожденного» общества. Ускорение динамики жизни. Открытия литературы 1950—1960-х гг. Эффект поэтического творчества в освобождении личности. «Двоецентрие» в литературе как выражение сущностных черт «оттепели». «Новый мир» и начало процесса десталинизации сознания советского общества. Поиск возможностей и форм свободного творчества в театральном искусстве, в кинематографе. | 1 | 2 |
22 | Обращение к «отложенной» литературе 1920 – 1940 гг. Творчество как способ сопротивления идеологизации и унификации культуры. Границы свободы 12 творчества в период «оттепели». Библиотека «отложенной литературы» 1960— 1970-х гг. | 1 | 2 |
23 | Феномен «самиздата». «Шестидесятники» » и начало кризиса общественного сознания. Судьбы И.А. Бродского, А.А. Галича и других писателей, вынужденных покинуть Родину. | 1 | 2 |
24 | Особенности стиля жизни советского человека1960-х гг. Варианты культурных героев времени. Разочарования периода «оттепели» и начало полосы «похолодания» в культурной жизни советского общества. | 1 | владеть ключевыми понятиями культурно – исторической эпохи; рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; уметь выявлять культурную доминанту исторического времени через специфику картины мира и системы ценностей; уметь определять культурно - исторические эпохи в истории России через ведущие формы культурного творчества; представлять культурное наследие России и других стран; уметь классифицировать исторические события через культурный опыт, биографию человека; уметь определять стилевые особенности памятников отечественной литературы и искусства, сопоставлять имена крупнейших деятелей культуры с контекстом данной культурно - исторической эпохи; уметь систематизировать полученные знания (составлять аннотации, рецензии, схемы, таблицы и т.д.); | 2 |
25 | Культурное «двоемирие» 1970 – 1980 гг. Дистанцирование официальной государственной культуры от культурного творчества народа. Новая волна идеологизации культурной политики после «оттепели». Особенности культурного процесса в 1970—1980-е гг. Формы культурного сопротивления огосударствлению духовной жизни. Диссидентство как духовный опыт поколения 1970-х гг. Пространство «неофициальной» культуры 1970—1980-х г: авторская песня, «народный театр», андеграунд, этажная бытовая культура. Ирония и смех в культуре 1970—1980-х гг | 1 | 2,4 |
| Раздел 3. Культура постсоветской России. | 8 | |
| Тема 6. Историческое самосознание и ценностные ориентиры постсоветского общества. | 4 | |
26 | Изменение внешних условий для культуры в середине 1980—1990-х гг. Феномен новой гласности. Трансформация исторического самосознания в условиях новой социокультурной ситуации. Публицистичность культуры перестроечного времени. Изменение образа национальной истории в общественном сознании. Активизация интереса к историко-культурному наследию и современная трактовка «национальной идеи». Изучение «локальной истории» как возможность осмысления истории через связь времен. | 1 | 2.5 |
27 | Духовный кризис человека и общества постсоветского времени. Варваризация вкусов. Кризис культурной идентичности на уровне общества и на уровне личности. Язык как знак культуры, как «диагностика» социокультурного кризиса. | 1 | 2,3 |
28 | Социальная направленность литературы и искусства в 1990 гг. Разрушение иерархии социалистических идеалов и жизненных ценностей. | 1 | 3 |
29 | Роль средств массовой информации в общественном движении «перестройки». Этапы эволюции СМИ от функции информации общества к функции развлечения. | 1 | 2 |
| Тема 7. Культурное пространство постсоветского общества. | 4 | владеть ключевыми понятиями культурно – исторической эпохи; рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; уметь выявлять культурную доминанту исторического времени через специфику картины мира и системы ценностей; уметь определять культурно - исторические эпохи в истории России через ведущие формы культурного творчества; | |
30 | Формирование массовой культуры в постсоветском обществе и ее ценности. Причины снижения культурного вкуса. Роль рекламы в культуре повседневности. «Плюсы» и «минусы» массовой культуры в современном мире. | 1 | 2,5 |
31 | Фундаментальная культура в структуре современной духовной жизни и противоречивость современного культурного процесса. Трансформация социальной литературы. | 1 | 2.3 |
32 | Сюжеты и герои кинематографа современной России. Обретение нового образа в театральном творчестве. Переосмысление культурного наследия в изобразительном искусстве. | 1 | 2 |
33 | Альтернативные формы и темы современного творчества. . Феномен «другой литературы». Причины позиции «безыдейности» литературного творчества. Поиск 13 новых форм художественного творчества в конце XX—XXI в. Интеллектуальные основания национального самосознания в современной культуре. | 1 | 2 |
| Заключение. | 1 | |
34 | Культура как способ сохранения целостности общества в современном мире. Урок- повторение и урок-зачёт. | 1 | 2,5 |
| Итого | 34 | | 34 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей историко-краеведческого курса ГКОУ НККК от 31.08. 2023 года № 1 ___________ _Чешенова Т.В. подпись руководителя МО Ф.И.О. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ Астрецова С.И. подпись Ф.И.О. 31.08.2023 года |