СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа (консультация) по русскому языку в 9 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа (консультация) по русскому языку в 9 классе»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Элективный курс русского языка «Готовимся к ОГЭ» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Задачи изучения элективного курса:

  • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;

  • применение обобщённых знаний и умений при анализе текста.

Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.

Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.

Механизм формирования лингворечевой компетенции:

  • использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;

  • анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;

  • анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;

  • анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;

  • тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.

В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой гимназии у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

Курс рассчитан на 34 часа. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ОГЭ – основной результат изучения данного курса.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Спецификация первой части экзаменационной работы – изложения.

Первая часть экзаменационной работы – написание сжатого изложения на сонове услышанного текста. Эта часть экзамена требует особого внимания. Текст читается два раза.

В глубина и точность понимания содержания, проблематики исходного текста; характер смысловых отношений между частями текста; особенности использования лексических средств и средств выразительности; уровень лингвистической и языковой компетенции, т.е. уровень владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского зыка. Знакомство с образцами вариантов заданий уровней В.

Обучающиеся должны знать:

  • основные правила работы с текстом.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать характер заданий к тексту.

Тема 2. Стилистика русского языка

Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса); анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.

Обучающиеся должны знать:

  • основные средства выразительности.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать средства выразительности;

  • находить в тексте средства выразительности;

  • анализировать текст с точки зрения средств выразительности.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.


Тема 3. Нормы русской орфографии

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Обучающиеся должны знать:

  • основные сведения по стилистике русского языка.

Обучающиеся должны уметь:

  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;

  • работать со стилистическими синонимами.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.

Тема 4. Синтаксические и пунктуационные нормы

Правописание корня слова. Правописание гласных после шипящих и Ц. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

Обучающиеся должны знать:

  • орфографические правила.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа


Тема 5. Синтаксические и пунктуационные нормы

Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.

Обучающиеся должны знать:

  • синтаксические и пунктуационные нормы.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тема

Кол-во

часов

Формы контроля

Тема 1. Спецификация первой части экзаменационной работы – изложения.

8

Текущий контроль – тренировочные упражнения

Практическая работа – 3

Тема 2. Стилистика русского языка

4

Текущий контроль – тренировочные упражнения

Тема 3. Нормы русской орфографии

3

Текущий контроль – тренировочные упражнения

Тема 4. Спецификация третьей части экзаменационной работы – сочинения

8

Текущий контроль – тренировочные упражнения

Практическая работа - 3

Тема 5. Синтаксические и пунктуационные нормы

10

Текущий контроль – тренировочные упражнения

Итоговая практическая работа - 1

Итого:

  1. аса



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения элективного курса русского языка «Содержание и языковой анализ текста» ученик должен

знать/понимать

  • основные правила работы с текстом;

  • основные средства выразительности;

  • основные сведения по стилистике русского языка;

  • орфографические правила; синтаксические и пунктуационные нормы;

уметь

  • различать средства выразительности;

  • находить в тексте средства выразительности;

  • анализировать текст с точки зрения средств выразительности;

  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;

  • работать со стилистическими синонимами;

  • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста;

  • использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

  • совершенствования коммуникативных способностей;

  • развития интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.






















Календарно-тематический план элективного курса по русскому языку

в 9 классе на 2018-2019 учебный год


Виды контроля

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт



Первое полугодие





Тема 1. Спецификация первой части экзаменационной работы




1-3


Изложение. Приемы сжатия текста (упрощение, исключение, обобщение)

3

4.09

11.09

18.09


4-5

Текущий контроль

Изобразительно-выразительные средства. Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности

2

25.09

2.10

9.10



6-8

Практическая работа

Практическая работа. Написание сжатого изложения

3

16.10

23.10

30.10





Тема 2. Стилистика русского языка



9


Стили русского литературного языка. Виды стилистической окраски слов

1

13.11



10-12

Текущий контроль

Тренировочные упражнения по стилистике

3

20.11

27.11

4.12




Тема 3. Нормы русской орфографии




13


Текущий контроль

Правописание корня слова. Правописание гласных после шипящих и Ц

1

11.12


14-15


Правописание приставок. Слитное и раздельное написание НЕ. Правописание суффиксов различных частей речи

2

18.12

25.12





Второе полугодие






Тема 4. Спецификация третьей части экзаменационной работы – сочинения




16


Тема и основная мысль текста (15.3)

1

15.01



17


Микротема. Аргументация

1

22.01


18-20


Текущий контроль

Тренировочные упражнения по анализу текста

3

29.01

5.02

12.02


21-23

Практическая работа

Практическая работа. Написание сочинений с приведением примеров-аргументов

3

19.02

26.02

5.03




Тема 5. Синтаксические и пунктуационные нормы



25


Словосочетание. Предложение

1

12.03


26-27


Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении

2

19.03

2.04


28-29


Текущий контроль

Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм – тренировочные упражнения

2

9.04

16.04


30-32



Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении

3

23.04

30.04

7.05


33

Текущий контроль

Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм – тренировочные упражнения

1

14.05


34



Практическая работа

Итоговая практическая работа

1

21.05