ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс русского языка «Готовимся к ОГЭ» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Задачи изучения элективного курса:
обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
применение обобщённых знаний и умений при анализе текста.
Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой гимназии у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Курс рассчитан на 34 часа. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ОГЭ – основной результат изучения данного курса.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Спецификация первой части экзаменационной работы – изложения.
Первая часть экзаменационной работы – написание сжатого изложения на сонове услышанного текста. Эта часть экзамена требует особого внимания. Текст читается два раза.
В глубина и точность понимания содержания, проблематики исходного текста; характер смысловых отношений между частями текста; особенности использования лексических средств и средств выразительности; уровень лингвистической и языковой компетенции, т.е. уровень владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского зыка. Знакомство с образцами вариантов заданий уровней В.
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Тема 2. Стилистика русского языка
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса); анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
различать средства выразительности;
находить в тексте средства выразительности;
анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 3. Нормы русской орфографии
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
работать со стилистическими синонимами.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 4. Синтаксические и пунктуационные нормы
Правописание корня слова. Правописание гласных после шипящих и Ц. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа
Тема 5. Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Кол-во часов | Формы контроля |
Тема 1. Спецификация первой части экзаменационной работы – изложения. | 8 | Текущий контроль – тренировочные упражнения Практическая работа – 3 |
Тема 2. Стилистика русского языка | 4 | Текущий контроль – тренировочные упражнения |
Тема 3. Нормы русской орфографии | 3 | Текущий контроль – тренировочные упражнения |
Тема 4. Спецификация третьей части экзаменационной работы – сочинения | 8 | Текущий контроль – тренировочные упражнения Практическая работа - 3 |
Тема 5. Синтаксические и пунктуационные нормы | 10 | Текущий контроль – тренировочные упражнения Итоговая практическая работа - 1 |
Итого: | аса | |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения элективного курса русского языка «Содержание и языковой анализ текста» ученик должен
знать/понимать
основные правила работы с текстом;
основные средства выразительности;
основные сведения по стилистике русского языка;
орфографические правила; синтаксические и пунктуационные нормы;
уметь
различать средства выразительности;
находить в тексте средства выразительности;
анализировать текст с точки зрения средств выразительности;
определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
работать со стилистическими синонимами;
использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста;
использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
совершенствования коммуникативных способностей;
развития интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.
Календарно-тематический план элективного курса по русскому языку
в 9 классе на 2018-2019 учебный год
№ | Виды контроля | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
| | Первое полугодие | | |
| | Тема 1. Спецификация первой части экзаменационной работы | | | |
1-3 | | Изложение. Приемы сжатия текста (упрощение, исключение, обобщение) | 3 | 4.09 11.09 18.09 | |
4-5 | Текущий контроль | Изобразительно-выразительные средства. Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности | 2 | 25.09 2.10 9.10 | |
6-8 | Практическая работа | Практическая работа. Написание сжатого изложения | 3 | 16.10 23.10 30.10 | |
| | Тема 2. Стилистика русского языка | | |
9 | | Стили русского литературного языка. Виды стилистической окраски слов | 1 | 13.11 | |
10-12 | Текущий контроль | Тренировочные упражнения по стилистике | 3 | 20.11 27.11 4.12 | |
| | Тема 3. Нормы русской орфографии | | | |
13 | Текущий контроль | Правописание корня слова. Правописание гласных после шипящих и Ц | 1 | 11.12 | |
14-15 | | Правописание приставок. Слитное и раздельное написание НЕ. Правописание суффиксов различных частей речи | 2 | 18.12 25.12 | |
| | Второе полугодие | | | |
| | Тема 4. Спецификация третьей части экзаменационной работы – сочинения | | | |
16 | | Тема и основная мысль текста (15.3) | 1 | 15.01 | |
17 | | Микротема. Аргументация | 1 | 22.01 | |
18-20 | Текущий контроль | Тренировочные упражнения по анализу текста | 3 | 29.01 5.02 12.02 | |
21-23 | Практическая работа | Практическая работа. Написание сочинений с приведением примеров-аргументов | 3 | 19.02 26.02 5.03 | |
| | Тема 5. Синтаксические и пунктуационные нормы | | |
25 | | Словосочетание. Предложение | 1 | 12.03 | |
26-27 | | Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении | 2 | 19.03 2.04 | |
28-29 | Текущий контроль | Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм – тренировочные упражнения | 2 | 9.04 16.04 | |
30-32 | | Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении | 3 | 23.04 30.04 7.05 | |
33 | Текущий контроль | Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм – тренировочные упражнения | 1 | 14.05 | |
34 | Практическая работа | Итоговая практическая работа | 1 | 21.05 | |