Управление образования Администрации Касторенского района Курской области
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Новокасторенская средняя общеобразовательная школа»
Касторенского района Курской области
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета Директор школы
от «25» 08.2020г. _______/А.В.Матяшова /
Протокол № 1 приказ №107
от « 25» 08. 2020 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
Литературные традиции Курского края
Возраст обучающихся: 17-18 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Циценко Л.В.,
учитель русского языка и литературы
п.Новокасторное, 2020г.
Пояснительная записка
Актуальность. Содержание кружка создаёт условия для качественного обновления структуры и содержания историко- культурологического образования, его гуманизации, вариативности, способствуя тем самым процессу возрождения истории своего края. Наиболее существенную роль в формировании положительного отношения подростков к учению, как показали исследования, играют научное содержание материала, его связь с жизнью, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой познавательной деятельности учащихся, которая дает им возможность переживать радость самостоятельных открытий. Экскурсии, разнообразные виды исследовательских работ помогают формировать положительное отношение подростка к учению. Именно в силу вышеперечисленных фактов деятельность кружка следует считать целесообразным и даже необходимым.
Отличительные особенности. По содержанию деятельности литературно-краеведческий кружок - историко-литературный ( изучение литературной истории родного края, жизни и творчества писателей-земляков)
Педагогические принципы
принцип сознательности и активности, ведь именно с ясностью понимания целей и задач при выполнении задания возможно достижение результата деятельности;
принцип доступности. Обучение учитывает возрастные, индивидуальные особенности школьников.
индивидуальности ̶ необходимо учитывать, что индивидуальные особенности каждого ребёнка позволяют тренировать его способности лишь в определенных пределах;
принцип связи теории с практикой. Эффективность и качество обучения проверяются практикой, именно практика является критерием истины, источником положительного действия и областью приложения результатов обучения;
принцип последовательности ̶ предлагать упражнения надо начиная с самых простых, постепенно усложняя их по мере овладения.
Нормативные документы
-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г.№1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
-Концепция развития дополнительного образования детей ( Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
-Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. .№ 09-3242 о направлении информации ( методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ( включая разноуровневые программы)
Цель:
формировать личность школьника, основанную на осознании им нравственных ценностей и проблем, мотивации к изучению отечественных культурных традиций .
Задачи:
Обучающие:
- обеспечить понимание важности изучения истории литературы края, в котором живешь;
-дать необходимый объем знаний, помогающий осмыслить самобытность края.
Развивающие:
-развивать способность анализировать и оценивать факты, явления, события, имеющие место в крае, раскрывать причинно- следственные связи между ними, а также высказывать обоснованные суждения о действиях людей, оставивших след в истории края.
Воспитательные :
-приобщить школьников к социальному опыту и нравственным ценностям, к национальной культуре края;
-привить практические навыки работы в библиотеке.
Адресат. Программа рассчитана на школьников 17-18 лет
Режим занятий. Программа рассчитана на 1 год, 36 часов, 1 занятие в неделю. В связи с праздничными днями в программу внесены изменения. Календарный учебный график рассчитан на 35 часов.
Особенности организации образовательного процесса. Уровень освоения программы базовый. Содержание программы дает возможность ученикам получить тот запас знаний, умений, навыков, который поможет им в дальнейшем самостоятельно разбираться в историко- литературном материале краеведческой тематики.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
-Школьники получат минимум знаний по истории литературы своего края;
- Научатся вести экскурсии, собирать и учитывать материал, оформлять экспозиции;
создавать компьютерные презентации;
работать с документами, осуществлять поисковую деятельность;
работать с литературой и использовать её в проектной деятельности
Личностные результаты:
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;
- понимание культурного многообразия мира.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-определять и формировать цель деятельности;
-проговаривать последовательность действий ;
- работать по предложенному плану
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную и общественную;
Познавательные УУД:
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (экскурсии, сообщения, презентации, реферат и др.);
-делать выводы в результате совместной работы ;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других;
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия .
Учебный план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля |
Всего | Теория | Практика |
1-6 | Встреча с прошлым | 6 | 3 | 3 | Вводный контроль |
7-12 | Литературный процесс XIX века | 6 | 2 | 4 | Текущий контроль Рубежный контроль |
13-16 | Литературный процесс первой половины XXвека | 4 | | 4 | Текущий контроль Рубежный контроль |
17-36 | Литературный процесс середины XX века – начала XXI века | 20 | | 20 | Текущий контроль Рубежный контроль Итоговый контроль |
| Всего | 36 | 5 | 31 | |
Содержание учебного плана
Встреча с прошлым
Устное народное творчество и Курский край. Курские мотивы в «Слове о полку Игореве». Сильвестр Медведев- поборник русского просвещения. Возникновение «литературного гнезда» в Курске.
Литературный процесс XIX века
Курские поэты-декабристы: В. Ф.Раевский, Ф.Ф.Вадковский, М.Н.Паскевич, Н.Ф.Заикин, С.М.Семёнов, Е.Е.Лачинов(обзор).
Курский край в «Записках охотника»И.С.Тургенева.
Н.С.Лесков «Овцебык»(обзор).
Тютчевская страничка в развитии истории литературы Курского края..
А.А.Фет и его сборник «Вечерние огни».
Литературный Курск во второй половине XIX века.
Литературный процесс первой половины XX века
Поэзия начала XX века (обзор).
Н.Н.Асеев. Жизнь и творчество. Цикл «Курские края»(1930-1943гг).»Богатырская поэма».
Курские литературные объединения.
А.П.Гайдар. Жизнь и творчество. Автобиографическая повесть «Школа».Трагизм Альки в произведении «Военная тайна». Повесть «На графских развалинах» и её герои.
Ю.П.Герман. «Дело,которому ты служишь». Основные темы и герои произведения.
В.Кубанёв. Жизненный путь молодого поэта и его связь с Касторенским районом. Основные темы творчества.
Литературный процесс середины XX века – начала XXI века
Литературная жизнь Курского края в военные и послевоенные годы.
В.В.Овечкин. Тема деревни в произведениях писателя (очерки «Районные будни»).
М.Козловский «Любаша»,»Своя земля». Изображение жизненной позиции человека, его ответственности перед другими людьми в произведениях писателя.
К.Воробьёв.Жизнь и творчество.Тема Великой Отечественной войны в произведениях «Это мы,Господи!», «Убиты под Москвой».
Образ Курской земли в поэзии Е.Полянского ( «А мои-то куряне»), «О фамильной гордости…» и др.)
В.Корнеев, Образ А.С.Пушкина в цикле стихотворений «Поэзия всегда жива».Тема памяти в цикле «Отцам-фронтовикам». Тема любви к Родине, природе в стихотворениях поэта.
А.Ф.Шитиков,тема войны в цикле «Блики войны».Образ природы в цикле «Блики природы».Тем любви в стихотворениях поэта.
В.Г.Золотарёв.Образ России и Курской земли в стихотворениях поэта. Тема любви в цикле «Язык любви и свят, и вечен!»
Е.И.Носов.Взаимоотношения человека с природной средой в книге «На рыбацкой тропе»,. Герои рассказов писателя- жители Курского края.( «Шуба», «На рассвете», «Пятый день осенней выставки», «Домой за матерью» и др.). Тема Великой Отечественной войны в произведениях «Красное вино победы», «Шопен, соната номер два». Последние произведения Е.Носова.
«Вечная тема в произведениях В.Деткова «Люблю Жду Лена», «Свет мой светлый».
В.Гордейчев. Образ малой родины ( п.Касторное) в творчестве поэта.
Календарный учебный график
N п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | 09 | 07 | 1350-1430 | Беседа | 1 | Вводное занятие. По следам времени | Учебный кабинет | Вводный |
2 | 09 | 14 | По графику | Видеопросмотр | 1 | Заочная экскурсия по литературным местам Курска | Учебный кабинет | Текущий |
3 | 09 | 21 | По графику | Видеопросмотр | 1 | Заочная экскурсия по литературным местам Курской области | Учебный кабинет | Текущий |
4 | 09 | 28 | По графику | Лекция | 1 | Устное народное творчество и Курский край | Учебный кабинет | Текущий |
5 | 10 | 05 | По графику | практикум | 1 | Курские мотивы в «Слове о полку Игореве» | Учебный кабинет | Рубежный |
6 | 10 | 12 | По графику | Лекция | 1 | Развитие литературных традиций в Курске XVII-XVIII веков | Учебный кабинет | Текущий |
7 | 10 | 19 | По графику | Лекция | 1 | Курские поэты-декабристы | Учебный кабинет | Текущий |
8 | 10 | 26 | По графику | практикум | 1 | Курский край в произведениях И.С.Тургенева | Учебный кабинет | Текущий |
9 | 11 | 09 | По графику | Практикум | 1 | Курская действительность в рассказе Н.С.Лескова «Овцебык» | Учебный кабинет | Текущий |
10 | 11 | 16 | По графику | Практикум | 1 | Литературно-музыкальная композиция «Воробьёвка- последняя обитель великого поэта» | Учебный кабинет | Текущий |
11 | 11 | 23 | По графику | Презентация | 1 | Курск литературный во второй половине XIX века | Учебный кабинет | Рубежный |
12 | 11 | 30 | По графику | Беседа | 1 | Поэты-куряне начала XX века | Учебный кабинет | Текущий |
13 | 12 | 07 | По графику | Практикум | 1 | «Родной край» в поэзии Н.Н.Асеева | Учебный кабинет | Текущий |
14 | 12 | 14 | По графику | Исследование | 1 | Творчество А.Гайдара | Учебный кабинет | Текущий |
15 | 12 | 21 | По графику | Конференция | 1 | Конференция по произведению Ю.П. Германа «Дело, которому ты служишь» | Учебный кабинет | Текущий |
16 | 12 | 28 | По графику | Фотовыставка | 1 | В.Кубанёв и Касторенская земля | Учебный кабинет | Текущий |
17 | 01 | 11 | По графику | Презентация | 1 | Тема деревни в очерках В.Овечкина | Учебный кабинет | Рубежный |
18 | 01 | 18 | По графику | Беседа | 1 | «Районные будни» В.Овечкина | Учебный кабинет | Текущий |
19 | 01 | 25 | По графику | Беседа | 1 | М.Козловский «Любаша», «Своя земля» | Учебный кабинет | Текущий |
20 | 02 | 01 | По графику | Видеопросмотр | 1 | К.Воробьёв «Это мы,Господи» | Учебный кабинет | Текущий |
21 | 02 | 08 | По графику | Исследование | 1 | К.Воробьёв «Убиты под Москвой» | Учебный кабинет | Текущий |
22 | 02 | 15 | По графику | Исследование | 1 | Образ курской земли в стихотворениях Е.Полянского «А мои-то куряне», «О фамильной гордости» | Учебный кабинет | Текущий |
23 | 02 | 22 | По графику | Исследование | 1 | Образ А.С.Пушкина в цикле В.Корнеева «Поэзия всегда жива» | Учебный кабинет | Рубежный |
24 | 03 | 01 | По графику | Концерт | 1 | Литературная композиция «Отцам-фронтовикам» | Учебный кабинет | Текущий |
25 | 03 | 15 | По графику | Беседа | 1 | А.Ф.Шитиков .Тема войны в цикле «Блики войны» | Учебный кабинет | Текущий |
26 | 03 | 22 | По графику | Исследование | 1 | Тема природы и любви в поэзии А.Ф.Шитикова | Учебный кабинет | Текущий |
27 | 03 | 29 | По графику | Исследование | 1 | Поэзия В.Г.Золотарёва | Учебный кабинет | Текущий |
28 | 04 | 05 | По графику | Презентация | 1 | Человек и природа в сборнике рассказов Е.Носова На рыбацкой тропе» | Учебный кабинет | Текущий |
29 | 04 | 12 | По графику | Презентация | 1 | Герои рассказов Е.Носова | Учебный кабинет | Рубежный |
30 | 04 | 19 | По графику | Занятие -концерт | 1 | Тема войны в рассказах Е.Носова | Учебный кабинет | Текущий |
31 | 04 | 26 | По графику | Беседа | 1 | Рассказы Е.Носова «Памятная медаль», «Красное вино Победы» | Учебный кабинет | Текущий |
32 | 05 | 10 | По графику | Исследование | 1 | В.Детков.Повесть «Люблю. Жду. Лена» | Учебный кабинет | Текущий |
33 | 05 | 17 | По графику | Исследование | 1 | В.Детков Повесть «Свет мой светлый» | Учебный кабинет | Текущий |
34 | 05 | 24 | По графику | Исследование | 1 | Творчество В.Гордейчева | Учебный кабинет | Текущий |
35 | 05 | 31 | По графику | Презентация | 1 | Итоговое занятие | Учебный кабинет | Рубежный |
Условия реализация программы
Материально-техническая база
Ноутбук
Экран
проектор
Информационное обеспечение
– аудио-,
-видео-,
-фотоматериалы,
- интернет –источники,
-архив музея
Кадровое обеспечение
Занятия кружка ведёт педагог дополнительного образования
Организационно-педагогические условия
Особенности организации образовательного процесса
-очно;
-заключение договора с родителями ребёнка (или лицами, их заменяющими) по оказанию дополнительных образовательных услуг;
-сотрудничество с другими коллективами;
-участие в общекружковых проектах.
Методическое обеспечение программы
Методы обучения
Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа)
Наглядные методы обучения (просмотр литературы, показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу )
Практические методы обучения (работа по образцу, творческие задания, практические работы ,исследовательские работы )
Метод стимулирования и мотивации (творческие конкурсы, экскурсии, итоговые мероприятия) .
Формы организации образовательного процесса
индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая.
Выбор той или иной формы обосновывается с позиции содержания образовательной программы
Формы организации учебного занятия
беседа
встреча с интересными людьми
выставка
защита проектов
конференция
практическое занятие
лекция
наблюдение, экскурсия
презентация
поисковая работа
оформительская работа
сбор фотоматериалов
создание компьютерных презентаций
фото и видеосъемка
Критерии и нормы оценки
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
- вводный (проводится перед началом работы, предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам);
- текущий (проводится в ходе учебного занятия, позволяет закрепить знания по изученной теме);
- рубежный (проводится после завершения изучения каждого раздела программы);
- итоговый (проводится после завершения всей учебной программы).
Формы аттестации:
отчёт о проделанной работе
творческая работа
исследовательская работа
выставка
конкурс
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
аналитическая справка
аналитический материал
готовая работа
журнал посещаемости
материалы анкетирования и тестирования
методическая разработка
портфолио
газетные публикации
информация на сайте школы
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
выставка
защита творческих работ
конкурс
научно-практическая конференция
портфолио
Формы подведения итогов реализации программы:
- оформление выставок, экспозиций
- участие в районных и областных конкурсах (школьных музеев, исследовательских работ)
-ежегодные походы с целью поиска экспонатов для музея (в соседние сёла)
Оценочные материалы
Система мониторинга результатов реализации программы:
На первых занятиях проводится входная диагностика (в форме анкетирования) для выявления запроса детей, их интересов и цели посещения объединения. (Приложение1).
В конце учебного года проводится анкетирование (мнение детей о работе в кружке ) по результатам учебного года (Приложение2).
По окончании изучения каждого модуля происходит просмотр работ, обсуждение, подведение итогов. Ребята оценивают свою деятельность по разработанным совместно критериям, поэтому критерии оценки, их количество могут быть разными по годам обучения. Каждый критерий оценивается по десятибалльной системе. Совместный анализ и оценивание работ автором, другими детьми и педагогом фиксируется в творческой карте учащегося (Приложение 3).
Это помогает отследить результаты освоения разделов программы каждым ребёнком. Результаты освоения программы у детей одного года обучения могут существенно отличаться. Особенности формирования групп (разновозрастные, разноуровневые), индивидуальный выбор заданий по уровням сложности в одном учебном материале), интерес, возрастные и психологические особенности ребенка, уровня начальной подготовки оказывают влияние на результат. Степень предъявляемых педагогом требований, будет зависеть от способностей и возможностей каждого обучающегося индивидуально. В течение года отслеживается уровень достижений каждого учащегося. Результаты участия в выставках различного уровня, конкурсах, праздниках заносятся в банк достижений в течение всего учебного года (Приложение 4 ).
Проверка полученных знаний, приобретенных навыков происходит в форме итоговой выставки, научно-практической конференции. По результатам итоговой выставки, конференции, данным экрана достижений дети получают дипломы, грамоты.
По результатам анализа данных текущего мониторинга, промежуточной диагностики и итоговых форм контроля педагог совместно с ребёнком может рассматривать возможность освоения того или иного уровня программы, перехода на другой уровень.
Методические материалы
Методы обучения:
Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа)
Наглядные методы обучения (просмотр литературы, показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу )
Практические методы обучения (работа по образцу, творческие задания, практические работы ,исследовательские работы )
Метод стимулирования и мотивации (творческие конкурсы, экскурсии, итоговые мероприятия) .
Педагогические технологии:
Современные образовательные технологии | Цель использования технологий | Результат использования технологий |
Информационно-коммуникационные технологии | формирование и развитие информационной и коммуникативной компетенции, мотивации к изучению нового | -Разработка презентаций -Использование материалов Интернет- сайтов |
Технология личностно-ориентированного обучения | Создание условий для самореализации, саморазвития, адаптации, самовоспитания и других, необходимых механизмов для становления самостоятельной творческой личности ребенка, развитие творческих способностей. | Реализация индивидуальных образовательных маршрутов одаренных детей успешное участие детей в конкурсах, конференциях |
Метод проектного обучения | Создание условий для развития личности ребёнка, организация самостоятельной познавательной и практической деятельности | Разработка индивидуальных и групповых проектов школьников |
Список литературы
1.Концепция развития дополнительного образования детей, утверждѐнной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р, URL: http://www.rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html.
2.О деятельности музеев образовательных учреждений: Письмо Министерства образования России № 28-51-181/16 от 12.03.2003./ Российский вестник детско-юношеского туризма и краеведения, № 2(46) -М.:2003.
3.Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации №653/19-15 от 7.121998г. «О программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество».
4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», URL: http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html.
5.Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11 «Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений»
6.Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «ОТЕЧЕСТВО». Утверждено Заместителем Министра общего и профессионального образования Российской Федерации 8 декабря 1998 г. и Председателем Союза краеведов России 7 декабря 1998 г.
7.Федеральный Закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» № 54-ФЗ от 26 мая 1996 г. /Российская культура в законодательных и нормативных актах: Музейноо дело и охрана памятников: 1991-1996. - М.: 1998.
8 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897- [Электронный ресурс]-Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации.
9.ФГОС среднего общего образования.Приказ Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 г. N 413
10.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приложение 1
Анкета
1. Чему бы ты хотел научиться в кружке «Литературные традиции Курского края», что ты ждешь от занятий в этом году ________________________________________________________________________________
2. В каких мероприятиях, праздниках, интересных делах ты бы хотел принять участие
___________________________________________________________________
3. Как ты думаешь, полученные знания пригодятся тебе в дальнейшей жизни, где ты их сможешь применить ________________________________________________________________________________
4. Что ты уже умеешь ____________________________________________________________
Приложение 2
Анкета
Дорогой друг! Мне очень важно узнать твоё мнение. Запиши свои размышления в виде окончания предложений.
1. Занятия для меня в этом году
________________________________________________________________________________
2.Больше всего мне запомнилось
________________________________________________________________________________
3.В этом году я узнал (научился) ________________________________________________________________________________
4. На занятиях мне нравится
________________________________________________________________________________
5. На занятиях мне не нравится
________________________________________________________________________________
6. На будущий год мне хотелось бы
________________________________________________________________________________
7.Я думаю, в жизни мне пригодится ________________________________________________________________________________
Приложение 3
Творческая карта обучающегося
Ф.И.О.___________________________________
Модуль | Название работ | Отзыв о работе (Сложно, легко, интересно, скучно, понравилось или нет) | Критерии оценки (самооценка, оценка педагога) |
| | | |
| | | |
Примечание:
Критерии оценки разрабатываются совместно с детьми:
аккуратность, креативность, отбор материала, качество выполнения, завершённость и т.д. (Оценивание по 10 бальной системе)
Приложение 4
Банк достижений кружковцев
ФИО | Количество выполненных работ ( в баллах) | Участие в конкурсах участие-1 (балл, победа-3 балла) | Участие в мероприятиях кружка (участник -1 балл, организатор- 3 балла) | Посещение занятий: 1 занятие -1 балл | Итог |
16