РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по гитаре «Волшебная струна»
Руководитель: Галицкая А.И.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа кружка по гитаре «Волшебная струна» составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
В основу программы заложено воспитание думающего и чувствующего человека, так как, размышляя о духовном развитии детей и подростков, о нашем духовном возрождении, мы должны понимать, что душу ребенка можно обогатить только с помощью прекрасного, с помощью искусства. Программа предусматривает формирование основ и развитие общей музыкальной культуры; знакомство с особенностями жанра авторской песни, культурным наследием прошлого и творчеством современных авторовисполнителей (бардов); освоение средств, форм и методов творческого выражения; освоение основ гитарного аккомпанемента.
Разнообразие форм обучения, приоритетность задач формирования сознания молодого человека как гражданина и патриота, возможность проявления индивидуальности и проживание ситуации успеха, творческая самореализация и социальнозначимые направления деятельности - всё это отвечает растущим запросам подростков, увлечённых вхождением в мир искусства, и делает данную программу для них привлекательной.
Направленность дополнительной образовательной программы: художественная. Актуальность образовательной программы заключается в том, что в творческом объединении созданы условия для самореализации, самовыражения детей и подростков. Они получают уникальную возможность овладеть инструментом в короткие сроки. Как следствие, становится естественным стремление детей играть на гитаре, сочинять музыку, писать стихи.
Особое внимание уделяется сохранению эмоционального контакта с педагогом и другими воспитанниками объединения, осознанию чувства солидарности и товарищеской взаимопомощи при выстраивании игры в ансамбле. Чувства одиночества, заброшенности и неприкаянности, связанные с особенностями становления личности подростка отступают, спасая его от скуки, формируя целостную самооценку и способность к установлению, развитию и сохранению позитивных отношений в группе и с другими людьми за её пределами.
Отличительной особенностью данной программы является обучение детей, которое быть скорректировано в соответствии с индивидуальными данными учащегося. Педагогическая целесообразность программы в учете особенностей детей подросткового возраста, в разнообразии видов деятельности в условиях общеобразовательной школы, в дополнительной возможности самоутверждения и самореализации, в том числе и участие в сборах ученического самоуправления, акциях, слётах и концертной деятельности.
Программа не предусматривает профессионального обучения, так как ориентирована на детей с различными музыкальными данными, на всех, кто желает научиться играть на шестиструнной гитаре.
Цель программы: создание условий для развития у детей и подростков сознательного отношения к музыкально-творческой деятельности, воспитание их активными пропагандистами музыкального искусства.
Задачи: · развивать интерес к музыке;
· обучить основам и навыкам игры на шестиструнной гитаре;
· обогатить знания воспитанников в области бардовских, туристских и авторских песен; · формировать навыки игры в ансамбле;
· формировать у воспитанников коммуникативную, социальную, этическую и гражданскую компетентности.
Основные направления деятельности
Обучение детей игре на музыкальном инструменте ведется в двух главных и взаимосвязанных направлениях.
Первое – формирование, развитие и совершенствование техники игры на музыкальном инструменте как необходимого средства для достижения художественного результата. Второе – развитие потребности подростков в выражении своих чувств, мыслей и настроений через собственное сочинение поэтическо-музыкального произведения или оригинальное исполнение произведений других авторов.
Весь коллектив делится на два состава: начинающий и основной.
Задача начинающего состава – овладение навыками игры на инструменте, ознакомление с компонентами музыкального языка.
Задача основного состава – углубленная работа над исполнительским мастерством, пропаганда бардовских, туристских и авторских песен, т. е. участие в концертах, расширение репертуара и подготовка необходимых программ.
Программа построена на следующих принципах: · доступности (с учетом возрастных и психологических особенностей); · заинтересованности; · наглядности; · индивидуальности; · комплексности, системности и последовательности; · преемственности (овладение новыми знаниями, умениями и навыками возможно только на базе уже усвоенного материала).
Отличительные особенности: На начальном этапе дается максимум базовых знаний необходимых для формирования дальнейшего учебного процесса. Программа оказывает не только содействие в обучении игре на гитаре, она помогает полюбить этот инструмент, воспитывает художественный вкус и этику поведения детей не сцене и в жизни.
Программа рассчитана на 1 год обучения и состоит из 3-х этапов: I – освоение техники игры на гитаре II - совершенствование исполнительских навыков III – освоение ансамблевого музицирования.
Материально-техническое обеспечение:
· Удобный, хорошо проветриваемый класс.
· Музыкальные инструменты.
· Сценическая площадка.
· Аудио - и видеоаппаратура: компьютер.
Информационно-методическое обеспечение:
· Обучающие схемы, таблицы аккордов;
· Сборники авторских и эстрадных песен, в том числе созданные автором программы;
· Подборка песенного репертуара из периодических изданий;
· Электронные носители;
· Интернет-ресурсы
Сроки реализации программы:
I этап: включает в себя знакомство ребенка с миром музыки, инструментом, основами игры на музыкальном инструменте, исполнение легких и простых песен.
II этап: в начале проводится закрепление теоретического и практического материала начального этапа; постепенно вводятся более сложные по характеру и исполнению произведения, уделяется большое внимание индивидуальной работе с каждым обучающимся, ведется постепенное приучение детей к публичным выступлениям, вначале внутри коллектива, в школе, а затем и на сценических площадках города. В конце II этапа делается попытка объединения обучающихся в ансамбли малых форм, что дает им возможность научиться основам ансамблевого музицирования.
III этап: Закрепляются навыки ансамблевого музицирования. Совершенствуется умение играть в ансамбле. В конце III этапа обучения воспитанникам предоставляется возможность выбора, как индивидуального репертуара, так и репертуара для ансамбля. Акцентируется внимание на самостоятельном подборе знакомых мелодий на слух и по памяти, сочинении собственных песен.
Форма занятий индивидуальная или индивидуально-групповая: по 2-3 человека в группе
Дополнительные формы проведения занятий:
· репетиции к подготовке выступлений;
· концертные выступления различного уровня; · творческие встречи с различными детскими коллективами;
· посещение концертов, театров с последующим обсуждением.
Критерии и формы оценки усвоения знаний:
· диагностика;
· контрольное прослушивание воспитанников;
· самостоятельная работа;
· наблюдение.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
- участие в концертах, творческих смотрах, фестивалях.
-демонстрация знаний и умений на открытых занятиях для родителей, педагогов. Планируемые результаты:
После освоения программы обучения обучающиеся должны научиться:
· ориентироваться в записи аккомпанемента песен;
· различать характер музыки в пределах начальной подготовки;
· играть осмысленно и выразительно простые песни;
· владеть техническими и исполнительскими навыками, которые определены программой. Содержание программы
1. Вводное занятие (1 час) Знакомство с детьми. Инструктаж по технике безопасности и правила поведения в кабинете музыки.
2. Знакомство с музыкальным инструментом (4 часа) Теория: Истории создания шестиструнной гитары. Устройство гитары, её составные части.
3. Посадка и постановка рук. Аппликатурные обозначения (13 часов) Теория: Посадка: положение корпуса, ног, правой и левой руки и их влияние на качество исполнения. Практика: Аппликатурные обозначения и их практическое применение на инструменте.
4. Обучение основам техники игры на гитаре (70 часов) Теория: - функции правой и левой руки, - название струн, - расположение соответствующих ладов, - различие октав, - диапазон инструмента, - изучение условных обозначений.
Практика: 1. Освоение инструмента. Приобретение умения элементарного звукоизвлечения. 2. Положение правой руки при исполнении упражнений. 3. Первые упражнения правой рукой. Овладение начальными двигательными и игровыми навыками: - игра ровным звуком; -арпеджио пальцев правой руки; - свобода исполнительского аппарата; - изучение техники боя. - начальная постановка левой руки: - простые аккорды; - чередование басов и аккордов. - игра двумя руками. Контроль над качеством звука.
5. Изучение простых и легких песен (85 часов) Теория: 1. Развитие умения определять характер музыки. 2. Определение по слуху направления мелодии. 3. Накопление простейших музыкальных впечатлений. 4. Понятие о музыкальных жанрах: - знакомство с буквенным обозначением аккордов; - ритмический рисунок пьесы; - отработка несложных динамических изменений; Практика: 1. Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения. 2. Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). 3. Формирование чувства целостности исполняемых песен. 6. Учебно-тренировочные задания (34 часа) Теория: 1. Привыкание к расположению струн с помощью простых упражнений на инструменте. 2. Ознакомление с приемами звукоизвлечения на гитаре. 3. Отработка правильного ритма. Практика: 1.Упражнения для правой руки: - правильное положение правой руки на инструменте. - правильная постановка пальцев. 2. Воспроизведение звучания открытых струн. 3. Упражнения на смену пальцев. 4. Овладение основными переборами: - 4-звучный, 6-звучный, сложный; 5. Отработка в упражнениях техники боя: простой и сложный; 7. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры (15 часов) Теория: Беседы об особенностях музыкально-выразительных средств инструментальных произведений. Практика: Посещение фестивалей и конкурсов, концертов.
Формирование культуры восприятия, умения грамотно оценивать исполнение музыкальных произведений.
Примерный репертуарный список песен: - «Частушки» (3 аккорда); - «Листья желтые» (3 аккорда); - «Звезда по имени Солнце» (4 аккорда); - «Война» (5 аккордов); - «Детство» (5 аккордов); - «Что такое осень» (5 аккордов)
СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Учебно-методическая литература 1. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1934, 1938, 1983, 1985 2. Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. - М., 2003 3. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. - М., 1995, 1999, 2002 4. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1970-2009 5. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1964-2009 6. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. - М., 1991 7. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1977-2009 Методическая литература 1. Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. - М., 2002 2. Домогацкий В. Семь ступеней мастерства: вопросы гитарной техники. М., Классика-XXI, 2004 3. Как научить играть на гитаре. Сост. В.Кузнецов. - М., 2006, 2010 4. Михайленко М. Методика преподавания на шестиструнной гитаре. Киев, 2003 Нотная литература 1. Барриос А. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В.Максименко.- М., 1989 2. Бах И.С. Сборник пьес для шестиструнной гитары / Сост. и обр. П.Исаков. - М.- Л., 1934 3. Вила-Лобос Э. Прелюдии для шестиструнной гитары. - Л.,1962 4. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка гитариста №3 / Сост. В. Кузнецов. - М., 2004 5. Из репертуара А.Иванова-Крамского: Произведения для шестиструнной гитары. / Сост. Н.Иванова-Крамская. - М., 1983 6. Классические этюды для шестиструнной гитары. Часть I / Сост. и ред. А.Гитмана. - М., 1997 7. Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 1/ Сост. А.Гитман. - М., 1998 8. Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 2/ Сост. А. Гитман. - М., 2002 9. Педагогический репертуар гитариста. Вып.1. Для 4 класса ДМШ / Сост. А.Иванов-Крамской. - М.,1966 10. Педагогический репертуар гитариста. Вып.2. Для 5 класса ДМШ / Сост. П.Вещицкий. - М., 1967 11. Педагогический репертуар гитариста. Младшие классы ДМШ: Пьесы, упражнения, ансамбли для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А.Гитман. - М., 2005 12. Педагогический репертуар гитариста. Средние и старшие классы ДМШ: Пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А.Гитман. - М., 1999, 2004 13. Популярные пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Репертуар музыкальных школ. Вып.1/ Сост. А.Гитман. - М., 2011 14. Таррега Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары / Сост. Е.Ларичев. - М., 1983 15. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-2 кл. детских музыкальных школ. Вып.1 / Сост. А.Иванов-Крамской. - М., 1971, 1976 16. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-3 кл. детских музыкальных школ / Сост. Е.Ларичев. - М., 1983, 1985 17. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 3-5 кл. детских музыкальных школ. Вып.1 / Сост. Е.Ларичев. - М., 1972 18. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 4-5 кл. детских музыкальных школ / Сост. Е.Ларичев. - М., 1984, 1986 19. Шестиструнная гитара: Подготовительный и первый классы детской музыкальной школы. / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1983 20. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (2 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1984 21. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (3 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1980, 1984 22. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (4 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1981, 1985 23. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (5 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1982, 1986