Департамент Смоленской области по образованию и науке
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАМЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»
КАРДЫМОВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят на заседании педагогического совета МБОУ «Каменская основная школа» Протокол № 1 от 08.06.2022год | УТВЕРЖДАЮ Директор школы МБОУ «Каменская основная школа» ___________ Е.А. Минаева Приказ № 26 от « 30 » августа 2022 года |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Школа мудрецов»
Возраст обучающихся: 9 -11 лет
Срок реализации: 1 год
Автор составитель:
Полякова Анна Васильевна
учитель.
д. Каменка
2022 год
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования по естественнонаучной деятельности с детьми 9,10,11 лет «Школа мудрецов»разработана в соответствии с основными нормативными документами:
- Приказом Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года);
- Федеральным законом РФ от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 2 июля 2021 года); - Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 О направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы));
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Уставом МБОУ «Каменская основная школа»
Школа мудрецов»
Актуальность программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.
Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, что является актуальной задачей современного образования.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Адресат программы
«Школа мудрецов» ориентирована на обучающихся в возрасте 9-11 лет.
Заниматься по данной программе имеют возможность дети, проявляющие выдающиеся способности, а также дети, находящиеся в трудных жизненных ситуациях, так как данная программа не предусматривает дорогостоящих материалов и специального оборудования и дети с ОВЗ, которым по рекомендациям МППК рекомендованы занятия по дополнительным общеразвивающим программам художественной направленности в общих группах.
Срок реализации программы - 1 год в объеме 1 ч в неделю.
Объем программы: 36 академических часов;
1 год обучения-36 часов.
Форма организации образовательного процесса: очная.
Занятия индивидуальные, групповые (работа в парах) коллективные. Формы работы с детьми меняются в зависимости от поставленных задач.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятий: словесные, наглядные, практические, устное изложение, показ видеоматериалов, иллюстраций, беседы, объяснение.
Методы обучения, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся: объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию);репродуктивные методы обучения (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); частично-поисковые методы обучения (участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом); исследовательские методы обучения (овладение обучающихся методам научного познания, самостоятельной).
Виды занятий:
практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра, выполнение самостоятельной работы.
Занятия проводятся в совместной деятельности педагога и детей в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
В процессе обучения так же используются проблемное обучение; личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии.
В программе используются различные методы и приемы:
одномоментности (обеспечивает самостоятельный поиск детьми средствами выразительности);
метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
практический (самостоятельное выполнение детьми заданий);
эвристический (развитие находчивости и активности);
частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
мотивационный (убеждение, поощрение);
жест руки.
Срок освоения программы- программа рассчитана на 1 год обучения- от 9 до 11 лет.
Режим занятий: рабочая программа рассчитана на 36 учебных часа: занятия проходят 1 раз в неделю.
Длительность занятий 45 минут.
Количество учащихся в группе – 7-10 человек.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: Кружок «Школа мудрецов» представляет систему духовно-нравственных занятий для детей (возраст 9-11 лет). Учитывает возрастные и психологические особенности детей этого возраста.
Образовательная деятельность осуществляется на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе на русском языке как родном языке, в соответствии с образовательной программой школьного образования и на основании заявления родителей (законных представителей).
Новизна программы «Школы мудрецов» состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
Цель программы. Развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы.
Расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Задачи программы.
создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер;
повышение математической культуры ученика;
воспитание настойчивости, инициативы;
развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.
Планируемые результаты
Основной результат обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно- познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения,
прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме
(таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметными результатами являются формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:
формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
соблюдать нормы этики и этикета;
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
учиться аргументировать, доказывать;
учиться вести дискуссию.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
выделять свойства предметов;
обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
сопоставлять части и целое для предметов и действий;
описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
приводить примеры истинных и ложных высказываний;
приводить примеры отрицаний;
Условие реализации программы
помещение для занятий, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам
и требованиям техники безопасности;
столы и стулья;
оформление кабинета для занятий;
необходимые инструменты, принадлежности и материалы для работы.
Формы аттестации/контроля
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля: Стартовый (тест), позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
Итоговый контроль в формах:
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.
Критерии оценки результатов тестов.
80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
60-80% - уровень выше среднего;
50-60% - средний уровень;
30-50% - уровень ниже среднего;
меньше 30% - низкий уровень.
Освоение части содержания кружка «Школа Мудрецов» в случае необходимости возможно с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в следующих формах: общедоступные образовательные электронные ресурсы, онлайн-платформы (https://education.yandex.ru/main/; https://resh.edu.ru; https://uchi.ru)
Учебный план
Тема | Общее количество часов | В том числе | Формы аттестации/ контроля |
Теоретические | Практические |
I.Введение. Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | - | Инструктаж. Беседа. |
II. Свойства, признаки и составные части предметов | 3 | - | 3 | Тест. Практическая работа |
III. Сравнение | 4 | - | 4 | Практическая работа. Тест. |
IV. Комбинаторика | 2 | - | 2 | Творческая работа |
V. Действия предметов | 4 | - | 4 | Тест. Творческая работа. |
VI. Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями | 2 | - | 2 | Самооценка, самоконтроль |
VII. Элементы логики | 10 | - | 10 | Самооценка, Самоконтроль. Практическая работа |
VIII. Развитие творческого воображения | 3 | | 3 | Творческая работа. |
IX.Практический материал | 5 | | 5 | Практическая работа. Тест. |
X. Обобщающее занятие «Наши достижения» | 2 | - | 2 | Практическая работа. Тест. |
Итого | 36 | 1 | 35 | |
Содержание программы. (36 занятий)
Свойства, признаки и составные части предметов (3 часа)
Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.
Сравнение (4 часа)
Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.
Комбинаторика (2 часа)
Перестановки. Размещения. Сочетания.
Действия предметов (4 часа)
Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.
Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями (2 часа)
Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.
Элементы логики (10 часов)
Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.
Развитие творческого воображения (3 часа)
Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».
Практический материал (8 часов)
Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.
Календарный учебный график
1-год обучения
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | сентябрь | пятница | 12.25-13.10 | Теоретическое | 1 | Введение. Инструктаж по ТБ. | класс | Беседа |
2 | сентябрь | пятница | 12.25-13.10 | Практическое занятие. | 1 | Закономерности в чередовании признаков. | класс | Тест Ролевая игра |
3 | сентябрь | пятница | 12.25-13.10 | Практическое занятие. | 1 | Классификация по какому-то признаку. | класс | Практикум |
4 | сентябрь | пятница | 12.25-13.10 | Практическое занятие. | 1 | Сравнение предметов по признакам. | класс | Тест |
5 | октябрь | пятница | 12.25-13.10 | Практическое занятие. | 1 | Тест «Сравнение». | Класс | Тест |
6 | октябрь | пятница | 12.25-13.10 | Практическое занятие. | 1 | Состав предметов. | класс | Тренинг |
7 | октябрь | пятница | 12.25-13.10 | Практическое занятие. | 1 | Логические упражнения. Игра «Угадай предмет». | класс | Ролевая игра |
8 | октябрь | пятница | 12.25-13.10 | Практическое занятие. | 1 | Найди отличия. | класс | Деловая игра |
9 | ноябрь | пятница | 12.25-13.10 | Практическое занятие | 1 | Действия предметов. Игра «Кто так делает?» | класс | Ролевая игра |
10 | ноябрь | пятница | 12.25-13.10 | Практическое занятие | 1 | Комбинаторика. Перестановки, размещения. | класс | Самостоятельная работа |
11 | ноябрь | пятница | 12.25-13.10 | Практическое занятие | 1 | Функциональные признаки предметов. | класс | Самостоятельная работа |
12 | ноябрь | пятница | 12.25-13.10 | Практическое занятие | 1 | Симметрия. Симметричные фигуры. | класс | Тренинг |
13 | декабрь | пятница | 12.25-13.10 | Практическое занятие | 1 | Логическая операция «и». | класс | Самостоятельная работа |
14 | декабрь | пятница | 12.25-13.10 | Практическое занятие | 1 | Координатная сетка. | класс | Практикум |
15 | декабрь | пятница | 12.25-13.10 | Практическое занятие | 1 | Решение логических задач и задач-шуток. | класс | Практикум |
16 | декабрь | пятница | 12.25-13.10 | Практическое занятие | 1 | Результат действия предметов. | класс | Семинар |
17 | январь | пятница | 12.25-13.10 | Практическое занятие | 1 | Обратные действия. | класс | Практикум |
18 | январь | пятница | 12.25-13.10 | Практическое занятие | 1 | Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток. | класс | Самоконтроль. самооценка |
19 | январь | пятница | 12.25-13.10 | Практическое занятие | 1 | Тест «Отношения». | класс | Тест |
20 | январь | пятница | 12.25-13.10 | Практическое занятие | 1 | Порядок действий, последовательность событий. | класс | Практикум |
21 | февраль | пятница | 12.25-13.10 | Практическое занятие | 1 | Комбинаторика. Размещение, сочетание. | класс | Тренинг |
22 | февраль | пятница | 12.25-13.10 | Практическое занятие | 1 | Составление загадок, чайнвордов. | класс | Самостоятельная работа |
23 | февраль | пятница | 12.25-13.10 | Практическое занятие | 1 | Множество. Элементы множества. | класс | Практикум |
24 | февраль | пятница | 12.25-13.10 | Практическое занятие | 1 | Тест «Классификация». | класс | Тест |
25 | март | пятница | 12.25-13.10 | Практическое занятие | 1 | Тест «Классификация». | класс | Тест |
26 | март | пятница | 12.25-13.10 | Практическое занятие | 1 | Способы задания множества. | класс | Тренинг |
27 | март | пятница | 12.25-13.10 | Практическое занятие | 1 | Сравнение множеств. | класс | Практикум |
28 | март | пятница | 12.25-13.10 | Практическое занятие | 1 | Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). | класс | Семинар |
29 | апрель | пятница | 12.25-13.10 | Практическое занятие | 1 | Решение задач с использованием понятий о множествах. | класс | Практикум |
30 | апрель | пятница | 12.25-13.10 | Практическое занятие | 1 | Выражения и высказывания. | класс | Тренинг |
31 | апрель | пятница | 12.25-13.10 | Практическое занятие | 1 | Высказывания со связками «и», «или». | класс | Деловая игра |
32 | апрель | пятница | 12.25-13.10 | Практическое занятие | 1 | Отрицание. | класс | Тренинг |
33 | май | пятница | 12.25-13.10 | Практическое занятие | 1 | Отрицание. | класс | Практикум |
34 | май | пятница | 12.25-13.10 | Практическое занятие | 1 | Итоговый тест. | класс | Тест |
35 | май | пятница | 12.25-13.10 | Практическое занятие | 1 | Работа над ошибками. Подведение итогов. | класс | Самоконтроль, самооценка |
36 | май | пятница | 12.25-13.10 | Практическое занятие | 1 | Подведение итогов. | класс | Деловая игра |
Методические рекомендации.
Все темы занятий кружка «Школа мудрецов» подобраны по принципу нарастания сложности математических заданий, что дает возможность ребенку распределять свои силы равномерно и получить желаемый результат. Возможно внесение изменений в содержательную часть программы на последующие годы реализации, с учетом интересов и возможностей детей, пожеланий родителей.
Главная задача педагога состоит в том, чтобы сохранить массовый характер кружков занятий по математике. Математический кружок - это одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий. В основе кружков работы лежит принцип строгой добровольности. Обычно кружковые занятия организуются для хорошо успевающих учащихся. Однако следует иметь ввиду, что иногда и слабо успевающие учащиеся изъявляют желание учувствовать в работе математического кружка и не редко весьма успешно занимаются там. Но не всегда такие ученики изъявляют желание посещать такие занятия. Учителю не следует препятствовать посещению таких учащихся. Необходимо лишь более внимательно отнестись к таким ученикам, постараться укрепить имеющиеся у них ростки интереса к математике, проследить за тем, чтобы работа в математическом кружке оказалась для них посильной. Конечно, наличие слабоуспевающих учащихся среди членов математического кружка затрудняет работу учителя, однако путем индивидуализации заданий, предлагаемых учителем участникам кружка, можно в некоторой степени ослабить эти трудности.
При организации математического кружка необходимо заинтересовать учащихся, показать им, что работа в кружке не является дублированием классных занятий, четко сформулировать цели и раскрыть характер предстоящей работы (для этого целесообразно выделить часть времени на одном из уроков математики, с тем чтобы обратиться с сообщением об организации кружка ко всему классу).
Работа с родителями.
В рамках реализации программы естественнонаучного направления «Школа мудрецов» определена система работы с родителями (законными представителями) воспитанников.
* Ежегодно изучается статус семьи, проводится анкетирование опрос родителей.
* Изучение запросов родителей на воспитательные, образовательные услуги.
* Организованна систематическая работа родительского комитета.
Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и др.
Организуются разные формы работы с родителями.
Методическое обеспечение
Перфокарты
Карточки
Таблицы
Схемы
Игры
Головоломки
Пазлы
Наглядно-иллюстративный материал и др.
Материалы и инструменты для работы с детьми ручка шариковая, простой и цветные карандаши, линейка, угольник, тетрадь.
А также компьютер, интерактивная доска.
Список литературы
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. М.: Айрис – пресс,2008
Максимова Т. Н. Олимпиадные задания. 3-4 кл. М.: «ВАКО», 2011
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Н.В.Тутубалина Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста
Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994
Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т. Дьячкова. Волгоград 2000 г.
«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
Кенгуру -2010 . Задачи, решения, итоги.
В. Волина. «Праздник числа», Издательство Москва 1993
Т.К. Жикалкина. «Игровые и занимательные задания по математике 1-4 классы», Москва «Просвещение»1985.
Г.А. Лавриненко. Задания развивающего характера по математике» Саратов, Издательство «Лицей» 2002.
Т.А. Комзалова. Развлечения на досуге. - Русич, 1996.
Вадченко Н.Л., Хаткина Н.В. 600 задач на сообразительность. -
Сталкер, 1997
Мартин Гарднер. Математические головоломки и развлечения. - Мир, 1999.
Мочалов Л.П. Головоломки и занимательные задачи. - ФИЗМАТЛИТ, 2006.
Лихтарников Л. М. «Задачи мудрецов», Москва «Просвещение» - АО «Учебная литература», 1996
ПРИЛОЖЕНИЕ Диагностика.
Входной тест
Логика – это наука о том, как нужно , , .
Вспомните логические операции.
а) Обобщение.
Назови одним словом, исключив лишнее:
мальчик, девочка, бабушка - … .
сметана, кефир, майонез - … .
Земля, Луна, Венера, юпитер - … .
дуб, баобаб, береза, осина - … .
предательство, доброта, честность - … .
б) Сравнение.
Солнце – Луна: сходство, различие. в) Классификация.
Раздели слова на три группы: футбол, хоккей, мяч, баскетбол, штанга, кубок, медаль, лыжи, грамота.
1 группа | 2 группа | 3 группа |
| | |
г) Аналогия.
Вверх – вниз
Говорил - …
Думать – размышлять
Ломать - …
Брюки – штанина
Рубашка - …
1 2 3 – 2 3 4
3 4 5 - …
Анаграммы (расшифруй слова).
Ю Г Т У
Я М Л О Н И У А К Т Р К
Тест «Классификация»
Исключи лишнее понятие, назови общий признак оставшихся элементов.
Коза, корова, лось, лошадь - … .
в, з, ш, д - … .
Апельсин, груша, малина, яблоко - … .
Юбка, брюки, полотенце, пальто - … .
Добрый, жадный, честный, голодный - … .
Напиши основание классификации ( по какому признаку разделили слова?).
| ромашка | шиповник |
| ландыш | смородина |
| колокольчик | сирень |
Раздели на группы. Дай группам название.
Слон, муравей, бабочка, волк сокол, курица, мышь, пчела, страус.
Произведи классификацию по основанию: материал изделия.
Произведи классификацию самостоятельно.
Исправь ошибки в классификации.
Согласные звуки делятся на звонкие и мягкие.
Деревья делятся на хвойные и фруктовые.
Водоемы делятся на океаны и моря.
Вычеркни то, что не является классификацией, а является делением целого на части.
Люди делятся на детей и взрослых.
Машины делятся на грузовые и легковые.
Год делится на зиму, лето, осень, весну.
Горы делятся на старые и молодые.
Меры веса – это тонна, центнер, килограмм, грамм.
Час состоит из минут и секунд.
Тест «Сравнение»
Назови не менее трех признаков (свойств): а) автомобиля; b) слова автомобиль; с) числа 343.
Впиши ответы:
;
;
.
Напиши три слова, состоящие из четырех слогов.
Впиши ответ: .
Напиши три числа, каждое из которых четное и делится на 3.
Ответ: .
Чем похожи и чем отличаются: а) кошка и собака; b) дятел и комар; с) ласточка и самолет; d) самолет и вертолет?
Ответы впиши в таблицу:
Сходство: Различие:
_а)
_b)
_c)
_d)
d) .
Какой предмет лишний: чашка, стакан, зонтик, тарелка, блюдце?
Ответ подчерки и объясни.
Запиши числа 62, 25, 27, 49: а) в порядке убывания; b) по убыванию последней цифры; с) *по возрастанию наименьшего делителя.
Ответы:
;
;
.
Бел, да не сахар, Ног нет, а идет, На все садится, Тепла боится.
Ответ: .
Тест «Отношения»
Назови общим словом: сапоги, туфли, валенки, кроссовки, ботинки. Ответ: .
Зачеркни лишнее; все остальное назови общим словом:
a) Утка, ласточка, петух, индейка, гусь;
b) 8, 17, 24, 32, 2;
c) Сказка, рассказ, сказание, рассказывать, подсказка. Ответы:
;
;
.
Укажи родовое понятие:
Пятиугольник, семиугольник, семнадцатиугольник;
Пятиугольник, круг, квадрат;
Пчела, муха, бабочка;
Ель, береза, сосна, клен. Ответы:
.
Заполни таблицу.
Род | Виды |
Птица | Ворона | 2) | 3) |
Металл | 1) | 2) | 3) |
Нечетное число | 1) | 2) | 3) |
Глагол | 1) | 2) | 3) |
Имя собственное | 1) | 2) | 3) |
Итоговый тест за курс
Напиши название предмета, который имеет данные признаки:
быстрая, бурная, горная, … .
крупный, вкусный, круглый, грецкий, … . летняя, теплая, звездная, … .
меткая, поучительная, мудрая, … .
Вычеркни неверные сравнения.
У зайца длинные уши, а у страуса сильные ноги.
Курица – домашняя птица, а лебедь – дикая.
В сказке говорится про зверей, а в рассказе много юмора.
Остров омывается водой со всех сторон, а полуостров – с трех сторон.
Выполни классификацию следующих слов. Основание классификации – вид орфограммы.
Резкий, зеленый, местность, жидкость, поздний, взглянул, пятерка.
Произведи классификацию по любому основанию.
а) Все экосистемы делятся на … .
б) Всех зверей можно разделить на … .
Дай группе слов родовое понятие.
Яблоко, желудь, шишка - … .
Тополь, кошка, мухомор - … .
Шелк, ситец, вельвет - … .
Пронумеруй понятия от более узкого к более широкому.
Животные, кот Тиша, звери, домашние звери, кошки.
Что это?
… - движение воздуха с определенной скоростью в каком-либо направлении.
… - одна сторона листа.
… - знаки, с помощью которых записываются числа.
Составь определение.
Чемодан – это … .
Напиши противоположное понятие.
Замерз - … .
Огорчить - … .
Напиши следствие указанной причины.
Федя и Петя не умеют уступать друг другу, поэтому … .
Напиши причину указанного следствия.
Автобус не приехал вовремя, потому что … .
Напиши вопрос, на который можно ответить: хвойные.