Программа кружка "Соленое тесто"
Составила: воспитатель
Преснякова Антонина Ивановна.
с. Б-Сорокино
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа имеет художественную направленность. Ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации, обучить толерантному поведению, уважению и терпимости.
Особенность программы состоит в том, что она рассчитана на категорию детей с легкой степенью умственной отсталости, адаптированной для занятий во внеурочное время в коррекционной школе. При проведении занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, и осуществляется индивидуально-дифференцированный подход.
Одним из наиболее востребованных видов декоративно-прикладного творчества является лепка. Сегодня такой материал как соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества. Изделия из данного материала в отличие от пластилина долговечны и не требуют дорогостоящей обработки обжигом как изделия из глины. Кроме того, соленое тесто по многим показателям (прежде всего, техническим и, безусловно, экологическим) превосходит популярную за рубежом полимерную глину, которая, достаточно давно появилась на прилавках наших магазинов.
Разработанная образовательная программа лепка из соленого теста является педагогически целесообразной и обладает новизной. Ее актуальность не вызывает сомнения, исходя из опроса детей и родителей удовлетворенностью внеурочной занятостью 2018-19 уч.года.
Цель программы – развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.
Задачи:
-ознакомить воспитанников с основами знаний в области декоративно-прикладного искусства: народная и авторская игрушка из глины, керамика, аппликация, вышивка, фитодизайн, лепка из соленого теста;
-развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение; ознакомить с основами проектировочной деятельности;
-сформировать умения и навыки в практической творческой деятельности;
-научить работать с соленым тестом;
-выработать навык работы с книгой, развить индивидуальную творческо-поисковую деятельность, умение оценивать свою работу, корректировать деятельность с целью исправления недочетов;
-организовать творческого общения в процессе обучения, воспитать умение работать в коллективе.
Ведущими идеями программы является создание:
-условий для удовлетворения индивидуальных потребностей и эстетических запросов через вариативность содержания программы;
-нравственно-эмоционального климата и чувственно-эмоциональной поддержки, -условий для самоопределения, саморазвития, свободного самовыражения;
отношений, при которых возможна такая форма общения, как сотрудничество и соавторство педагога и ученика.
Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов (12-16 лет).
Сроки реализации составляют один учебный год, программа рассчитана на 64 часа, 2 часа в неделю.
На первых занятиях педагог диагностирует уровень подготовленности учащихся с учетом их возрастных и психофизических особенностей для определения программы обучения.
На одном занятии могут быть использованы различные формы работы: фронтальная, работа в парах и индивидуальная.
Оптимальные условия для реализации потребностей и развития способностей учащихся формируются через постановку и принятие учебно-творческих задач, продуктивные виды художественно-творческой деятельности, выполнение авторских работ и коллективных заданий, а также методы контроля и самоконтроля. Кроме того, реализация данной программы помогает избежать узкой предметно-профильной направленности образовательного процесса. А организация на занятиях атмосферы взаимопонимания и дружеской поддержки, проявление внимания к индивидуальным особенностям детей приводят к высокой результативности в работе с учащимися, что позволяет повысить их уровень образованности.
Организационные формы работы на занятии определяются педагогом в соответствии с поставленными целями и задачами, а формы подведения итогов могут быть предложены и самими учащимися. Это могут быть и различные конкурсы, тематические выставки, мастер-классы, игры. Участие в районных и областных конкурсах и выставках.
Ожидаемые результаты апробации образовательной программы заключаются в формировании учащихся знаний, умений и навыков.
Завершением курса обучения является итоговая школьная выставка, призванная показать достижения детей за год. Лучшие изделия принимают участие в районных и областных конкурсах и выставках.
Хотя программой и предусматривается возможность дополнительного обучения, связанного с повышением уровня образованности при условии формирования у учащихся в процессе занятий устойчивого интереса и положительной мотивации к продолжению деятельности.
Для успешной реализации образовательной программы разработан учебно-тематический план. Методическое обеспечение образовательной программы (лепка из соленого теста) включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов.
При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие детей умственного развития учащихся, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.
Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:
-Словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, сказка);
-Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);
-Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).
При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, открытки и эскизы, инструкционные карты, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ.
Техническое оснащение занятий включает в себя:
Учебный кабинет для занятий лепкой из соленого теста;
Рабочие столы и стулья по количеству учащихся;
Материалы, инструменты, приспособления и фурнитура, необходимые для занятия: клеенки, набор стеков, спички или зубочистки, материалы для приготовления соленого теста (мука, соль, вода, клей, картофельный крахмал), пищевые красители, мерка, миска для замеса теста, кисти, стаканчики для воды, краски (гуашь, акварель, акриловые), картон, цветная и бархатная бумага, клей, скрепки, природные материалы.
Использование технического оснащения в виде теле и видеоаппаратуры или компьютера, а также электрических духовых шкафов не являются строгой необходимостью, но может улучшить качество учебно-воспитательного процесса.
Организационные формы работы на занятиях определяются педагогам в соответствии с поставленными целями и задачами.
На одном занятии могут быть использованы различные формы работы: фронтальная, работа в парах и индивидуальная.
Оптимальные условия для реализации потребностей и развития способностей учащихся формируются через постановку и принятие учебно-творческих задач, продуктивные виды художественно-творческой деятельности, выполнение авторских работ и коллективных заданий, а также методы контроля и самоконтроля. Кроме того, апробация данной программы помогает избежать узкой предметно-профильной направленности образовательного процесса. А организация на занятиях атмосферы взаимопонимания и дружеской поддержки, проявление внимания к индивидуальным особенностям детей приводят к высокой результативности в работе с учащимися, что позволяет повысить их уровень образованности.
Формы подведения итогов образовательной программы включают в себя:
Организацию и проведение открытых занятий для педагогов и учителей;
Проведение мастер-классов;
Участие в школьных тематических выставках (День знаний, Мастерская деда Мороза, 8 марта, итоговая выставка и т.д.);
Участие в районных и областных конкурсах и выставках.
Содержание изучаемого курса
1 раздел
Технология выполнения изделий из соленого теста
Темы:
Беседа о курсе.
История возникновения и развития промысла.
Народная и авторская игрушка из глины.
Керамика и керамические изделия.
Знакомство с соленым тестом как с основным материалом для лепки.
Способы лепки и использование дополнительных приспособлений.
формы занятий: беседа, лекция, показ трудовых приемов, упражнения по выполнению приемов, операций, самостоятельные работы.
1 уровень (минимальный)
теоретические сведения: беседа о курсе, история возникновения и развития промысла, народная игрушка из глины (дымковская); керамика и керамические изделия (посуда, горшки, кирпичи); знакомство с основным материалом на теоретическом уровне;
способы лепки: вырезание готовыми формочками, конструктивный, пластический, комбинированный, основные приемы лепки, использование дополнительных приспособлений (стек, формочки, спички, пуговицы, проволока, скрепки, бисер, стеклярус, бумага, расческа, ткань).
практические работы: выполнение зарисовок глиняных игрушек и керамических изделий, выполнение образцов изделий предложенных учителем, отработка основных приемов и элементов лепки.
2 уровень (достаточный)
теоретические сведения: беседа о курсе, история возникновения и развития промысла, народная игрушка из глины (дымковская, филимоновская, каргопольская); современная авторская игрушка из глины; знакомство с основным материалом на теоретическом уровне;
способы лепки: основные элементы и приемы лепки, конструктивный, пластический, комбинированный, приемы рельефной лепки, вырезание по шаблону, изготовление шаблонов, использование дополнительных приспособлений (стек, формочки, спички, пуговицы, скрепки, бумага, расческа, ткань);
практические работы: выполнение зарисовок глиняных игрушек и керамических изделий, лепка основных элементов, отработка приемов, выполнение образцов изделий, фантазийное осмысление работ по заданной теме, самостоятельное выполнение изделия - проявление индивидуальности.
2 раздел
Технология сушки и обжига изделий из соленого теста
Тема:
Способы сушки изделий из соленого теста.
Эффекты цветовые, подрумянивание, глазирования..
Цветное тесто.
формы занятий: лекция, сказка, самостоятельные работы.
1 уровень (минимальный)
теоретические сведения: обработка изделий в домашних условиях;
способы сушки: воздушная, сушка в духовом шкафу, комбинированная сушка.
практические работы: определение уровня подготовки изделия к следующему этапу обработки.
2 уровень (достаточный)
теоретические сведения: обработка изделий в домашних условиях;
способы сушки: воздушная, сушка в духовом шкафу, комбинированная сушка;
эффекты подрумянивания, цветовые эффекты.
практические работы: определение уровня подготовки изделия к следующему этапу обработки; техническое выполнение различных эффектов.
3 раздел
Технология раскраски изделий из соленого теста
Темы:
Краски и лакокрасочные материалы. Приспособления и инструменты.
Цветовые сочетания, основные цвета, цветовой круг.
Получение произвольных цветов. Работа с палитрой.
Специфика раскраски изделий из соленого теста.
формы занятий: устное изложение, беседа, игра - сказка “Бедная кисточка”, показ трудовых приемов, самостоятельные наблюдения учащихся, упражнения по выполнению комплексных работ.
1 уровень (минимальный)
теоретические сведения: основные приемы работы с красками по тесту и бумаге; гуашь, акварель, пищевые красители; цветовой круг; ощущение цвета; родственные контрастные цвета; цветовое сочетание; получение произвольных цветов (использование палитры); высветление цвета; затемнение цвета; наложение одного цвета на другой.
практические работы: работа с палитрой по получению дополнительных цветов; использование красок для раскраски эскиза (работа с бумагой); выполнение работы по раскраске изделий из теста;
2 уровень (достаточный)
теоретические сведения: основные приемы работы с красками по тесту и бумаге; пищевые красители, гуашь, акварель, темпера, акриловые краски, лакокрасочные материалы; ощущение цвета (холодный, теплый); родственные контрастные цвета; цветовое сочетание; получение произвольных цветов (использование палитры); высветление цвета; затемнение цвета; наложение одного цвета на другой; цветовой круг; цветовые признаки: хроматический, ахроматический.
практические работы: работа с палитрой по получению дополнительных цветов; использование красок для раскраски эскиза (работа с бумагой); выполнение работы по раскраске изделий из теста;
4 раздел
Технология сочетания изделий из соленого теста с природными материалами.
Темы:
Фитодизайн. Природные материалы в сочетании с изделиями из соленого теста.
Особенности сушки изделия оформленного засушенными растениями.
Отпечатки на тесте, использование различных семян, декоративные композиции.
формы занятий: рассказ – объяснение, самостоятельные работы.
1 уровень (минимальный)
теоретические сведения: фитодизайн как искусство; природные материалы и их использование; использование различных семян; особенности сушки изделия оформленного засушенными растениями.
практические работы: составление небольших букетиков из сухих растений; практическое использование и красочное оформление работы выполненной с использованием природных материалов.
2 уровень (достаточный)
теоретические сведения: фитодизайн как искусство; природные материалы и их использование; отпечаток на тесте при помощи трав и злаков; использование различных семян; особенности сушки изделия оформленного засушенными растениями; декоративные решетки и композиции.
практические работы: составление небольших букетиков из сухих растений; выполнение отпечатка на тесте; практическое использование и красочное оформление работы выполненной с использованием природных материалов.
5 раздел
Технология сочетания изделий из соленого теста с тканью
Темы:
Понятие об аппликации, ее применение. Цветовые сочетания, подбор лоскута.
Особенности выкраивания деталей из ткани, приемы работы с иглой.
Простейшие и отделочно-декоративные швы.
формы занятий: Устное изложение, демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приемов, упражнения по выполнению приемов, операций, комплексных работ.
1 уровень (минимальный)
теоретические сведения: понятие об аппликации, ее применение; аппликация из бумаги и ткани; подбор лоскута, цветовое сочетание; приемы работы с иглой; особенности вырезания деталей из ткани;
теоретические сведения о простейших швах;
закрепление нитки в конце шва;
практические работы: развитие элементарных умений работы с тканью, нитками, иглой;
выполнение простейших швов: шов вперед иглу, шов за иглу;
использование теоретических знаний о работе с тканью.
2 уровень (достаточный)
теоретические сведения: понятие об аппликации, ее применение; аппликация из бумаги, ткани, кожи и меха; подбор лоскута, цветовое сочетание; материаловедение: различные виды ткани, их структура и свойства.
теоретические сведения о простейших и отделочно-декоративных швах;
дизайнерский подход к оформлению работы.
практические работы: развитие элементарных навыков работы с тканью, нитками, иглой;
оформление работы с учетом теоретических знаний о дизайнерском подходе;
сочетание в одном изделии разных видов декоративно-прикладного творчества: лепка, работа с тканью.
6 раздел
Творческо-поисковая работа, самостоятельная работа учащихся, анализ работ на творческих встречах и выставках
Темы:
Разработка и выполнение авторских работ.
Коллективные работы, как способ совместной творческой деятельности.
Как работать с книгой?
Что такое оценка и самооценка?
Посещение школьных и городских выставок.
формы занятий: Устное изложение, беседа, дискуссия, сказка «Две сестры» самостоятельная работа учащихся с литературой, самостоятельные наблюдения учащихся, самостоятельные и коллективные работы, работа в парах, экскурсии, управление технологическими процессами.
1 уровень (минимальный)
теоретические сведения: авторская работа, творчество; коллективная работа; творческая деятельность; работа в парах; работа с книгой; критерии оценки работ; самооценка; как найти ошибку в своей работе? как помочь своему товарищу?
практические работы: выполнение авторских и коллективных работ; оценка своих работ и работ товарищей по критериям предложенными учителем.
2 уровень (достаточный)
теоретические сведения: авторская и коллективная работа; как работать в коллективе? творческая деятельность; понятие о взаимовыручки и поддержки; работа с книгой; критерии оценки работ; самооценка своей деятельности; умение анализировать свою работу; как работать с книгой; как найти и вовремя исправить ошибку в своей работе?
практические работы: выполнение авторских и коллективных работ; анализ хода работы, начиная от эскиза и заканчивая готовым изделием; оценка своих работ и работ товарищей по критериям предложенными учащимися; помощь отстающим; работа в группах; критический подход к работе; отбор работ на выставку.
Приложения
Правила работы с соленым тестом.
перед работой с соленым тестом внимательно осмотри свои руки (соль, которая находится в тесте, при попадании в свежую ранку, может вызвать жжение);
соблюдай чистоту и порядок на рабочем месте;
ни в коем случае не бери тесто в рот;
соленое тесто есть нельзя;
не облизывай пальцы;
не три грязными руками глаза;
аккуратно используй при работе специальные инструменты и подручные приспособления;
после работы, обязательно помой руки с мылом и наведи порядок на рабочем месте.
Рецепты соленого теста.
2 стакана пшеничной муки, 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г
2 стакана пшеничной муки, 1 стакан соли, 1 стакан клейстера
2 стакана пшеничной муки, 1 стакан соли, 100 г клея ПВА, 80 г воды
1 ½ стакана пшеничной муки, ½ стакана крахмала, 1 стакан соли, 180 г воды
3 стакана пшеничной муки, 1 стакан ржаной муки, 2 стакан соли, 1,5 стакана воды
3 стакана пшеничной муки, 1 стакан соли, 2 ст. ложки крахмала, 2 ч. ложки растительного масла, 1 стакан воды