МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20»
(МАОУ СОШ №20)
мкр-н Менделеево, 6, г. Тобольск, Тюменская область, 626128
Телефон (3456) 36-33-16, тел./факс (3456)36-23-17, 36-33-43 E-mail School43-mendeleevo@mail.ru
Рассмотрена на МО Утверждена
Протокол № 1 приказом директора
от . 08. 2023г. МАОУ СОШ №20
№ от .08.2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности «Занимательная математика»
3 класс
1 час в неделю, в год 34 часа
Составитель: Сидорова Оксана Викторовна, учитель начальных классов
2022-2023год
1.Содержание программы учебного предмета
Числа. Арифметические действия. Величины – 7ч
Названия и последовательность чисел от 1 до 1000. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 1000. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Мир занимательных задач – 20ч
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрическая мозаика 7ч.
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1— 1^, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
2. Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
простое наблюдение,
проведение математических игр,
опросники,
анкетирование
психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса во 3-м классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
3. Тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем уроков | Электронно-образовательные ресурсы | Форма организации | Кол-во часов |
-1- | -2- | -3- | -4- | -5- |
Числа. Арифметические действия. Величины. | 7ч |
1 | Интеллектуальная разминка | Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (Диск CD-ROM), авторы С.И. Волкова, С.П. Максимова. | конкурсы эрудитов | 1 |
2 | Быстрый счет. | Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (Диск CD-ROM), авторы С.И. Волкова, С.П. Максимова. | знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой | 1 |
3 | В царстве смекалки | Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (Диск CD-ROM), авторы С.И. Волкова, С.П. Максимова. | конкурсы эрудитов, работа в группах | 1 |
4 | Величины. Преобразование величин. | Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (Диск CD-ROM), авторы С.И. Волкова, С.П. Максимова. | знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой | 1 |
5 | Числовые головоломки | Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (Диск CD-ROM), авторы С.И. Волкова, С.П. Максимова. | выполнение заданий повышенной сложности, творческих заданий, работа в группах, оформление математической газеты | 1 |
6 | Математические игры | Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (Диск CD-ROM), авторы С.И. Волкова, С.П. Максимова. | выполнение заданий повышенной сложности, творческих заданий | 1 |
7 | Математические фокусы | Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (Диск CD-ROM), авторы С.И. Волкова, С.П. Максимова. | конкурсы эрудитов, выполнение заданий повышенной сложности, творческих заданий работа в группах | 1 |
Мир занимательных задач | 20ч |
8 | Задачи в стихах | Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (Диск CD-ROM), авторы С.И. Волкова, С.П. Максимова. | решение занимательных задач | |
9 | Старинные задачи. Как решать? | Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (Диск CD-ROM), авторы С.И. Волкова, С.П. Максимова. | конкурсы эрудитов, выполнение заданий повышенной сложности, творческих заданий | 1 |
10 | Решение логических задач. | Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (Диск CD-ROM), авторы С.И. Волкова, С.П. Максимова. | решение занимательных задач | 1 |
11 | Задачи с многовариантными решениями | Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (Диск CD-ROM), авторы С.И. Волкова, С.П. Максимова. | выполнение заданий повышенной сложности, творческих заданий | 1 |
12 | Задания по комбинаторике. | Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (Диск CD-ROM), авторы С.И. Волкова, С.П. Максимова. | решение занимательных задач | 1 |
13 | Задачи с познавательным содержанием. | Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (Диск CD-ROM), авторы С.И. Волкова, С.П. Максимова. | выполнение заданий повышенной сложности, творческих заданий | 1 |
14 | Решение олимпиадных задач | Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (Диск CD-ROM), авторы С.И. Волкова, С.П. Максимова. | решение занимательных задач | 1 |
15 | Задачи на нахождение шестого недостающего. | Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (Диск CD-ROM), авторы С.И. Волкова, С.П. Максимова. | выполнение заданий повышенной сложности, творческих заданий | 1 |
16 | Математика в сказках. | Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (Диск CD-ROM), авторы С.И. Волкова, С.П. Максимова. | решение занимательных задач, работа в группах | 1 |
17 | Математика в сказках. | Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (Диск CD-ROM), авторы С.И. Волкова, С.П. Максимова. | выполнение заданий повышенной сложности, творческих заданий, оформление математической газеты | 1 |
18 | Веселые задачи. | Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (Диск CD-ROM), авторы С.И. Волкова, С.П. Максимова. | решение занимательных задач | 1 |
19 | Решение заданий международной игры «Кенгуру» | Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (Диск CD-ROM), авторы С.И. Волкова, С.П. Максимова. | выполнение заданий повышенной сложности, творческих заданий | 1 |
20 | Математические фокусы. | Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (Диск CD-ROM), авторы С.И. Волкова, С.П. Максимова. | конкурсы эрудитов решение занимательных задач | 1 |
21 | Математические игры. | Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (Диск CD-ROM), авторы С.И. Волкова, С.П. Максимова. | выполнение заданий повышенной сложности, творческих заданий | 1 |
22 | Тренинг вычислительных навыков. | Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (Диск CD-ROM), авторы С.И. Волкова, С.П. Максимова. | решение занимательных задач | 1 |
23 | «Часы нас будят по утрам…» | Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (Диск CD-ROM), авторы С.И. Волкова, С.П. Максимова. | выполнение заданий повышенной сложности, творческих заданий | 1 |
24 | Дважды два — четыре | Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (Диск CD-ROM), авторы С.И. Волкова, С.П. Максимова. | решение занимательных задач | 1 |
25 | В царстве смекалки | Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (Диск CD-ROM), авторы С.И. Волкова, С.П. Максимова. | конкурсы эрудитов выполнение заданий повышенной сложности, творческих заданий | 1 |
26 | Задачи-смекалки | Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (Диск CD-ROM), авторы С.И. Волкова, С.П. Максимова. | решение занимательных задач, конкурсы эрудитов | 1 |
27 | Математическая карусель | Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (Диск CD-ROM), авторы С.И. Волкова, С.П. Максимова. | выполнение заданий повышенной сложности, творческих заданий, оформление математической газеты | 1 |
Геометрическая мозаика | 7ч |
28 | Здравствуй, геометрия! | Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (Диск CD-ROM), авторы С.И. Волкова, С.П. Максимова. | исследование | 1 |
29 | Точки. Углы, виды углов | Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (Диск CD-ROM), авторы С.И. Волкова, С.П. Максимова. | знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой | 1 |
30 | Отрезок. Обозначение отрезков, их сравнение. | Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (Диск CD-ROM), авторы С.И. Волкова, С.П. Максимова. | знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой | 1 |
31 | Лучи. Ломаная, виды ломаных | Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (Диск CD-ROM), авторы С.И. Волкова, С.П. Максимова. | исследование | 1 |
32 | Геометрический лабиринт. | Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (Диск CD-ROM), авторы С.И. Волкова, С.П. Максимова. | проект | 1 |
33 | Тайны окружности | Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (Диск CD-ROM), авторы С.И. Волкова, С.П. Максимова. | выполнение заданий повышенной сложности, творческих заданий | 1 |
34 | Математическая эстафета | Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (Диск CD-ROM), авторы С.И. Волкова, С.П. Максимова. | выполнение заданий повышенной сложности, творческих заданий | 1 |