СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Русская словесность. От слова к слову» 7-9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного курса состоит в том, чтобы заложить у учащихся основы знаний о русской словесности через раскрытие своеобразия языка художественной литературы, выразительных средств языка, создание собственных текстов.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Русская словесность. От слова к слову» 7-9 класс»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Русская словесность. От слова к слову»

7-9 класс

Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Личностные результаты:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).


Метапредметные результаты

Регулятивные:

• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.

Коммуникационные:

• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Познавательные:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;

• эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
















Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности


7 класс

I. Слово и словесность

Язык и слово. Значение языка в жизни челове­чества. Многогранность понятия слово.

Словесность как словесное творчество, способ­ность изображать посредством языка различные предметы и явления, выражать мысли и чувства. Словесность как произведения искусства слова, со­вокупность всех словесных произведений — книж­ных и устных народных. Словесность как совокуп­ность наук о языке и литературе.

Русская словесность, ее происхождение и разви­тие.

Работа со словарями различного типа; обога­щение словарного запаса; определение темы и ос­новной мысли произведения; выразительное чте­ние произведений.

II. Разновидности употребления языка

Разговорный язык, его особенности. Разновид­ности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные и профессио­нальные диалекты, жаргоны, арго. Использование разговорного языка в общении людей и в литера­туре.

Литературный язык. Нормы употребления язы­ка, их обязательность для всех, кто говорит и пи­шет на данном языке. Употребление литературного языка в разных сферах жизни. Разновидности ли­тературного языка: официально-деловой, научный и публицистический стили.

Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка. Язык как «ма­териал», из которого строится художественное про­изведение, и язык как результат художественного творчества, важнейшая сторона произведения сло­весности.

Работа со словарями. Различение разговор­ного языка и разновидностей литературного языка, их употребление. Создание текстов официально-де­лового, научного и публицистического стилей. По­нимание роли употребления разновидностей языка в художественном произведении.

III. Формы словесного выражения

Устная и письменная формы словесного выраже­ния. Возможность употребления разговорного и ли­тературного языка в устной и письменной формах.

Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности. Формы словесного выражения в ху­дожественном произведении. Повествование, опи­сание и рассуждение в произведении словесности.

Изображение разговорного языка в художест­венном произведении. Диалог и монолог героя. Сказ.

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Особенности словесного выражения в стихах и в прозе. Ритм и интонация в стихах и в прозе. Стих и смысл.

Выразительное чтение повествования, описа­ния, рассуждения, диалога в художественном про­изведении. Рассказывание о событии с использова­нием диалога. Выразительное чтение сказа. Созда­ние собственного сказа (рассказ о событии от лица героя с сохранением особенностей его речи). Выра­зительное чтение стихов и прозы. Создание устного монолога в научном стиле.

IV. Стилистическая окраска слова. Стиль

Стилистические возможности лексики и фразе­ологии. Слова и выражения нейтральные и стилис­тически окрашенные. Зависимость смысла выска­зывания от стилистической окраски слов и выра­жений.

Стилистические возможности грамматики: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Стиль как разновидность употребления языка и стиль художественной литературы как идей­но-художественное своеобразие произведений.

Стилизация как воспроизведение чужого стиля: иной эпохи, иной национальной культуры, народ­ной поэзии, иного автора, определенного жанра.

Пародия — воспроизведение чужого стиля с целью его осмеяния.

Работа со словарями. Употребление стилис­тически окрашенных слов. Понимание стилистиче­ской выразительности различных средств языка п умение передать свое понимание в выразительном чтении произведения. Создание стилизации и паро­дии.

V. Роды, виды и жанры произведений словесности

Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жиз­ни в эпических, лирических и драматических про­изведениях. Понятия рода, вида и жанра.

Различение родов словесности. Определение вида и жанра произведения.

VI. Устная народная словесность, ее виды и жанры

Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загад­ка, историческая песня, былина, анекдот.

Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной сло­весности.

Лирические виды народной словесности: песня, частушка.

Особенности словесного выражения содержания в лирических произведениях устной народной сло­весности.

Драматические виды народной словесности: на­родная драма, театр Петрушки.

Особенности языка и стиха (раёк) драматиче­ских произведений устной народной словесности.

Умение видеть особенности словесного выра­жения содержания в разных родах и видах народ-

ной словесности, понимание их идейно-художест­венного своеобразия. Выразительное чтение произ­ведений разных видов народной словесности.

VII. Духовная литература, ее жанры

Библия: уникальность жанра этой Книги. Биб­лия как Откровение, как история духовного вос­хождения человечества и как произведение словес­ности.

Жанры библейских книг: историческая по­весть, житие, притча, молитва, проповедь, посла­ние, псалом.

Своеобразие стиля Библии.

Использование библейских жанров и стиля в русской литературе.

Чтение Библии. Понимание библейских текстов в соответствии с их жанровой спецификой. Понимание обобщенного смысла библейского по­вествования. Умение видеть своеобразие стиля в различных библейских текстах. Умение заметить использование жанров и стиля Библии в различ­ных произведениях словесности.

VIII. Эпические произведения, их виды

Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман.

Литературный герой в рассказе и повести.

Языковые средства изображения характера: описание (портрет, интерьер, пейзаж), повествова­ние о поступках героя и о происходящих с ним со­бытиях, рассуждение-монолог героя и автора, диа­логи героев.

Сюжет рассказа и повести, созданный средства­ми языка. Этапы сюжета.

Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизо­дов, картин, героев. Художественная деталь.

Автор и рассказчик в эпическом произведении.

Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения. Выразитель­ное чтение и пересказ эпизода с употреблением раз­личных средств изображения характера. Сочине­ние: характеристика героя и сравнительная харак­теристика нескольких героев. Использование в нем различных средств словесного выражения содер­жания.

IX.. Лирические произведения, их виды

Виды лирики.

Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в лирике.

Лирический герой. «Ролевая лирика».

Композиция лирического стихотворения.

Образ-переживание в лирике.

Понимание смысла лирического произведе­ния на основе наблюдений над словесными средст­вами выражения его содержания. Умение передать в выразительном чтении идейно-художественное своеобразие стихотворения. Сочинение-эссе, рас­крывающее личное впечатление о стихотворении, об использовании специфических средств изобра­жения и выражения, присущих лирическому про­изведению.

X. Драматические произведения, их виды

Виды драматического рода словесности: траге­дия, комедия, драма.

Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, слова автора (ремарки).

Особенности драматического конфликта, сюже­та и композиции. Роль художественной детали в драматическом произведении.

Понимание характера героя драматического произведения с учетом различных языковых средств его изображения. Выразительное чтение драматического произведения. Создание режиссер­ского плана эпизода. Создание сценки с использо­ванием специфических языковых средств драмати­ческого рода словесности. Сочинение: анализ эпи­зода пьесы.

XI. Лиро-эпические произведения, их виды

Взаимосвязи родов словесности. Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в прозе.

Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, нали­чие сюжета. Черты лирики в балладе и поэме: непо­средственное выражение чувств и мыслей автора, стихотворная форма.

Повести в стихах и стихотворения в прозе — соединение в них признаков лирики и эпоса.

Значение стихотворной или прозаической фор­мы словесного выражения содержания произведе­ния. Использование в лиро-эпических произведе­ниях форм словесного выражения содержания, свойственных лирике и эпосу.

Понимание смысла произведений лиро-эпи­ческих жанров: их героев и сюжета, созданных по­средством языка, стихотворной или прозаической формы выражения. Выразительное чтение ли­ро-эпических произведений. Сочинение-рассужде­ние о героях баллады и поэмы.

XII. Взаимовлияние произведений словесности

Использование чужого слова в произведении: цитата, эпиграф, реминисценция.

Использование пословицы и загадки, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей.

Понимание смысла использования чужого слова в произведениях словесности. Умение пере­дать это понимание в выразительном чтении произ­ведений. Использование мотивов народной словес­ности в собственном литературном творчестве.


8 класс

I. Средства языка художественной словесности

Многообразие языковых средств и их значение.

Лексическое значение слова, определяемое в словаре, и семантика слова, словосочетания, оборо­та речи, которая возникает при употреблении язы­ка. Способность языка изобразить предмет и выра­зить авторскую точку зрения.

Семантика фонетических средств языка. Значе­ние интонации: роль лексики и синтаксиса, логи­ческого и эмоционального ударения, паузы, мело­дики (повышения и понижения голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.

Семантика словообразования. Значение сопос­тавления морфем, создания новых сложных слов.

Значение средств лексики. Роль синонимов, ан­тонимов, паронимов, омонимов. Роль архаизмов, историзмов, славянизмов. Роль неологизмов и за­имствованных слов. Употребление переносного значения слов — тропов. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии.

Значение изобразительных средств синтаксиса. Употребление различных типов предложений. Упо­требление поэтических фигур: антитезы, оксюмо­рона, инверсии, анафоры, эпифоры, рефрена, пов­тора, умолчания, эллипсиса.

Умение видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения. Понимание значе­ния лексических, фонетических, словообразова­тельных, грамматических средств языка в произве­дениях словесности. Выразительное чтение текстов различной эмоциональной окраски. Применение различных языковых способов выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных вы­сказываниях.

II. Словесные средства выражения комического

Возможность выразить в слове авторскую оцен­ку явления. Комическое как вид авторской оценки изображаемого.

Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха.

Языковые средства создания комического эф­фекта. Своеобразие речи героев в юмористическом и сатирическом произведении, использование «го­ворящих» имен и фамилий, парадокса, каламбура, остроумия.

Малые жанры комического: афоризм и эпиграм­ма.

Понимание сущности комического, разви­тие чувства юмора. Умение видеть авторский идеал в сатирическом и юмористическом произведениях. Выразительное чтение и рассказывание сатириче­ских и юмористических произведений. Использо­вание языковых средств комического изображе­ния в собственных сочинениях.

III. Качество текста и художественность произведения словесности

Текст и его признаки. Тема и идея текста. Основ­ные требования к художественному и нехудожест­венному тексту: правильность, точность, последо­вательность, соответствие стиля цели высказыва­ния. Высказывание как выражение мысли.

Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении.

Выбор необходимых языковых средств, соответ­ствие стилистической окраски высказывания его цели.

Богатство лексики и емкость слова в художест­венном произведении.

Стройность композиции, последовательность из­ложения, соразмерность частей.

Выражение авторской индивидуальности, ори­гинального взгляда на мир. Открытие нового.

Великие художественные произведения.

Развитие «чувства стиля». Умение оценить качество текста: его правильность, точность, строй­ность композиции, соответствие стиля цели выска­зывания. Различение удачных и неудачных выра­жений. Редактирование и совершенствование текс­та. Умение увидеть своеобразие художественного текста, его достоинства и недостатки. Создание соб­ственного высказывания, отвечающего требовани­ям к тексту.

IV. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении

Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления повествова­ния, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включенном в повествование, и несобственно-пря­мая речь в монологе.

Понятия: образ героя, литературный герой, ха­рактер, типический герой. Литературный герой, изображенный средствами языка, как способ воп­лощения мыслей автора о человеке и мире.

Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выраже­ния авторской идеи.

Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования: повествование от лица «всеведуще­го автора», от лица рассказчика— участника или свидетеля событий. Сказ.

Умение понять авторскую мысль, учитывая все средства ее выражения в эпическом произведе­нии. Умение различать героя, рассказчика и авто­ра, видеть разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя. Создание собствен­ного произведения, употребление в нем различных средств словесного выражения идеи. Сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобра­зии эпического произведения.

V. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении

Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства автора в лирическом произведении.

Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова.

Ритм как способ сопоставления и противопостав­ления слов, словосочетаний, предложений для вы­ражения мысли и чувства автора. Значение соотно­шения ритма и синтаксиса. Перенос как вырази­тельное средство в стихах.

Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мысли автора. Рифма в лири­ческом произведении. Звукопись.

Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фи­гурные стихи, монорим.

Понимание значения средств языкового вы­ражения содержания при чтении лирического про­изведения. Умение почувствовать и передать в чте­нии своеобразие образа-переживания в лирическом произведении. Создание стихов, использование в них различных способов выражения идеи. Сочине­ние — анализ отдельного стихотворения.

VI. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении

Своеобразие языка драматического произведе­ния. Значение диалога и монолога как главных средств изображения жизни и выражения автор­ской точки зрения в драматическом произведении. Отличие этих форм словесного выражения содер­жания в драматическом произведении от их упо­требления в эпическом и лирическом произведе­ниях.

Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра.

Характеры героев, изображенные посредством языка, как способ выражения авторской позиции.

Значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции.

Значение композиции драматического произве­дения, роль диалога и авторских ремарок, художе­ственной детали, подтекста для выражения идеи произведения.

Понимание значения средств словесного вы­ражения содержания драматического произведе­ния. Умение понять идею драматического произве­дения и передать ее в чтении по ролям и в режис­серском решении сцены. Создание собственного драматического произведения с использованием различных способов выражения идеи. Сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобра­зии драматического произведения.

VII. Взаимосвязи произведений словесности

Взаимовлияние произведений словесности — за­кон ее развития. Взаимосвязь произведений сло­весности в качестве реминисценций или на уровне языка, образа, сюжета, композиции, темы, идеи, рода, вида, жанра, стиля.

Воздействие Библии на русскую литературу. Черты влияния Библии в летописи, произведениях

древней русской литературы, словесности нового времени.

Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов.

Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности, тем, мотивов. Переосмысление сюжетов и образов фольклора с целью решения современных автору проблем. Использование стиля народной поэзии.

Понимание идейно-художественного смысла использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора. Умение видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используют­ся идеи, образы, стиль произведений прошлого. Со­здание собственных произведений с использовани­ем традиций.


9 класс

I. Средства художественной изобразительности

Своеобразие материала словесности. Значение средств художественной выразительности. Эпитет.
Сравнение и способы его словесного выражения..

Параллелизм.

Развернутое сравнение.

Олицетворение.

Аллегория.

Символ.

Гипербола.

Фантастика.

Парадокс.

Алогизм.

Гротеск.

Бурлеск.

«Макаронический» стиль.

Этимологизация. Внутренняя форма слова.

Этимологизация в произведении словесности.

Народная этимология.

Игра слов.

Ассоциативность языковых средств.

Ассоциативность сюжетов, образов, тем.

Квипрокво.

Практическая работа № 1.
«Сочиним рассказ по собственным впечатлениям»

Прямое и поэтическое значение слова.

Объект и предмет изображения.

Идея произведения.

Претворение жизненных впечатлений в явление искусств слова.

Прототип и литературный герой.

Выражение точки зрения писателя в эпическом произведении.

Выражение точки зрения писателя в лирике.

Правдоподобное и условное изображение.

Практическая работа №2. «Напишем эссе «Проза жизни и поэзия».

II. Историческая жизнь поэтического слова

Принципы изображения действительности и поэтическое слово.

Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки.

Средства художественной изобразительности языка древнерусской словесности.

Этикет и канон.

Повести петровского времени.

Система жанров и особенности языка произведений классицизма.

Теория трех штилей М.В.Ломоносова. Средства художественной изобразительности языка М.В.Ломоносова.

Новаторство Г.Р.Державина.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.

Изображение жизни и слово в искусстве романтизма.

Поэтические открытия В.А.Жуковского.

Романтический стиль А.С.Пушкина.

Слово в реалистическом произведении. Отбор, изображение и оценка явлений жизни в искусстве реализма.

Полифония.

Авторская индивидуальность.

Практическая работа №3.

«Сравним иллюстрацию и эпизод в романе «Евгений Онегин».

III. Роль словесности в развитии общества и в жизни личности

Произведение словесности как явление искусства. Эстетический идеал.

Художественный образ.

Художественная действительность.

«Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала.

Образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.

Хронотоп в сказке.

Хронотоп в эпическом произведении.

Хронотоп в лирическом произведении.

Хронотоп в драматическом произведении.

Идеализация и реальность в изображении человека.

Герой эпического произведения как средство выражения художественного содержания.

Герой лирического произведения как средство выражения художественного содержания.

Герой драматического произведения как средство выражения художественного содержания.

Практическая работа № 4.

«Выполним анализ любимого стихотворения»












Тематическое планирование 7 класс


№п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов по программе

В том числе

уроки

лабораторно-

практические занятия

контрольные работы

1

Введение. Слово и словесность.


4

3

1


2

Разновидности употребления языка.

2




3

Формы словесного выражения

4




4

Стилистическая окраска слова. Стиль.


4




5

Роды, виды и жанры произведений словесности

1




6

Устная народная словесность, ее виды и жанры.

3




7

Духовная литература, ее жанры.

4




8

Эпические произведения, их виды.

3




9

Лирические произведения, их виды.

4




10

Драматические произведения, их виды.

2




11

Лиро-эпические произведения, их виды.

2




12

Взаимовлияние произведений словесности.


1













Тематическое планирование 8 класс


№п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов по программе

В том числе

уроки

лабораторно-

практические занятия

контрольные работы

1

Средства языка художественной словесности


7

6

1


2

Словесные средства выражения комического

5

4

1


3

Качество текста и художественность произведений словесности

4

3

1


4

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении

7

6

1


5

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении

4

3

1


6

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении

4

3

1


7

Взаимосвязи произведений словесности

3

2

1












Тематическое планирование 9 класс


№п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов по программе

В том числе

уроки

лабораторно-

практические занятия

контрольные работы

1

Средства художественной изобразительности

11

9

1

1

2

Историческая жизнь поэтического слова

12

11


1

3

Роль словесности в развитии общества и в жизни личности

11

10

1