Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никольская средняя общеобразовательная школа им. А.С. Жадова»
Свердловского района Орловской области
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от_________2017 года протокол №1
Председатель_________ ___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления
«Две недели в лагере здоровья»
для 4 класса начального общего образования
на 34 часа
Учитель: Савенок М.И..
Программа разработана на основе авторской программы.
Составитель: Безруких М.М., Макеева А. Г., Филиппова Т.А.
Пояснительная записка.
Программа «Две недели в лагере здоровья» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе Программ: «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009), «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2007), «Формула правильного питания» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009).
Учебно-методический комплект «Две недели в лагере здоровья» реализуется в рамках программы «Разговор о правильном питании» и является ее содержательным продолжением. Он предназначен для детей 10—11 лет, познакомившихся с первой частью программы «Разговор о правильном питании», и состоит из рабочей тетради для школьников и методического пособия для педагога.
Цель курса «Две недели в лагере здоровья» - формирование у детей основных представлений и навыков рационального питания, связанных с соблюдением режима, правил гигиены, умением выбирать полезные продукты и блюда.
Учебно-методический комплект «Две недели в лагере здоровья» предназначается для реализации следующих воспитательных и образовательных задач:
расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила;
формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;
формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста.
Содержание курса «Две недели в лагере здоровья» отвечает следующим принципам:
возрастная адекватность — соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям детей младшего школьного возраста;
научная обоснованность — содержание комплекта базируется на данных исследований в области питания детей;
практическая целесообразность — содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей младшего школьного возраста;
необходимость и достаточность предоставляемой информации — детям предоставляется только тот объем информации, касающийся правильного питания, которым они реально могут воспользоваться в реальной жизни и который имеет для них практическую значимость;
модульность структуры — учебно-методический комплект может использоваться на базе традиционных образовательных учреждений различного типа в факультативной работе, при включении в базовый учебный план, во внеклассной работе;
вовлеченность в реализацию тем программы родителей учащихся;
культурологическая сообразность — в содержании комплекта учитывались исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся отражением культуры народа;
социально-экономическая адекватность — предлагаемые формы реализации программы не требуют использования каких-то материальных средств, а рекомендации, которые даются в программе, доступны для реализации в семье учащихся.
Общая характеристика программы
Преимущество курса заключается в том, что его материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.
Учебно-методический комплект «Две недели в лагере здоровья» как продолжение программы «Разговор о правильном питании» включает в себя 14 тем. Реализация программы определяется ее модульным характером, что предполагает:
вариативность при выборе площадок для реализации;
вариативность способов реализации.
Содержание программы, а также используемые формы и методы ее реализации носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Задания, предлагаемые в рабочей тетради, также ориентированы на творческую работу ребенка самостоятельную или в коллективе.
В качестве организации занятий педагогу могут быть рекомендованы следующие формы:
сюжетно-ролевые игры (темы 4, 5, 6, 9);
чтение по ролям (все темы);
рассказ по картинкам (темы 1, 4, 5, 6, 13);
выполнение самостоятельных заданий (все темы);
игры по правилам — конкурсы, викторины (темы 1 , 5, 6, 9, 10);
мини-проекты (темы 2, 13, 7, 11, 12, 13);
совместная работа с родителями (3, 5, 6, 8).
Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогом работы — непременное условие для успешной реализации задач программы.
Методы:
Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).
Проблемный
Частично-поисковый – (творческие задания: Режим для моей семьи. Любимые блюда мамы. Чем тебя накормит лес).
Объяснительно-иллюстративный.
В процессе обучения учащиеся познакомятся с народными традициями, связанными с питанием и здоровьем;
с правилами питания, направленными на сохранение и укрепление здоровья;
с правилами этикета, связанных с питанием, осознанием того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности. Овладеют навыками правильного питания как составной частью здорового питания.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Обучение по курсу «Две недели в лагере здоровья» организовано в основное учебное время и внесено модульно в программу «Физическая культура» из расчета один раз в неделю (20 минут от урока). Обучение организовано для обучающихся 3-4 классов в четвертой четверти 2014-2015 учебного года и составляет 9 занятий.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Отбор содержания программы «Разговор о правильном питании» осуществлён на основе следующей ведущей ценности: ценность заботы о своём здоровье и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета, курса
Личностными результатами освоения учащимися программы являются:
проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;
овладение установками, нормами и правилами правильного питания;
готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном питании, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
способность к сотрудничеству и коммуникации;
способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику;
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в области здорового питания.
Предметными результатами освоения программы являются:
В познавательной сфере:
рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания личной траектории здорового питания;
оценка технологических свойств сырья и областей их применения;
владение методами чтения штрих-кодов на продуктах питания, приобретаемых в розничной торговле;
формирование представления о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности.
В трудовой сфере:
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
планирование технологического процесса труда.
В мотивационной сфере:
выраженная готовность в потребности здорового питания;
осознание ответственности за качество правильного питания.
В эстетической сфере:
дизайнерское проектирование блюд с точки зрения здорового питания;
освоение навыков сервировки стола.
В коммуникативной:
Cодержание учебного предмета, курса
Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Где и как готовить пищу. Кухонное хозяйство и предметы, используемые для приготовления пищи. Как правильно накрыть стол. Варианты сервировки стола для завтрака, обеда и ужина. Молоко и молочные продукты. Значение молока и молочных продуктов; польза молока и молочных продуктов. Блюда из зерна. Значение блюд из зерна в рационе питания человека. Какую пищу можно найти в лесу. Правила безопасного поведения при сборе. Что и как можно приготовить из рыбы. Значение рыбных блюд. Дары моря. Морские обитатели, которых употребляют в пищу. «Кулинарное путешествие» по России. Богатства родного края и приготовление блюд. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Виды витаминов, которые содержатся в продуктах. Как правильно вести себя за столом. Значение правильной осанки при воспитании культуры поведения за столом.
7. Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ | Тема занятия | Содержание и форма занятия |
1 | Давайте познакомимся | Разговор о здоровье и правильном питании |
2 | Из чего состоит наша пища | Необходимость разнообразного питания. Решение кроссвордов, викторина, изучение плакатов, рисунки. Игра «Меню сказочных героев». Составление меню на день. Энергетическая ценность продуктов питания. |
3 | Здоровье в порядке -спасибо зарядке | Подвижные игры на прогулке. Конкурс пословиц о зарядке |
4 | Закаляйся, если хочешь быть здоров | Беседа о правилах закаливания. Соблюдение режима дня, приема пищи. Упражнения для зарядки. Что такое прививки. Мультфильма стихи Михалкова С. «Я прививок не боюсь!» |
5 | Как правильно питаться, если занимаешься спортом | Что можно съесть в походе. Рацион питания спортсмена. Все о воде |
6 | Где и как готовят пищу | Как пища попадает на стол. Приборы для приготовления пищи. Поход в школьную столовую. |
7 | Блюда из зерна | Все о зерновых культурах. Как хлеб попадает на стол. |
8 | Молоко и молочные продукты | Польза молока и молочных продуктов, как обязательном компоненте ежедневного рациона Ассортимент молочных продуктов, их польза. Кроссворды и ребусы |
9 | Что можно съесть в походе? | Лесные ягоды и травы. Продукты, необходимые впоходе. |
10 | Вода и другие полезные напитки | Фильм о воде. Чай как традиционный напиток. Культура чаепития. Традиционные напитки нашей страны, стран мира. |
11-12 | Что и как можно приготовить из рыбы Дары моря | Польза и значение рыбных блюд Ассортимент блюд из рыбы морские съедобные растениях и животных, многообразие блюд, которые могут быть из них приготовлены. |
13 | «Кулинарное путешествие» по России | Кулинарные традиции и обычаи, как составная часть культуры народа Национальные блюда, способы их приготовления. Загадки. Презентации. |
14 | Спартивное путешествие по России | Спортивные традиции и обычаи, как составная часть культуры народа. Национальные игры. Загадки. Презентации. |
15 | Олимпиада здоровья | Подведение итогов. Спортивные игры. Выставка рисунков, плакатов о здоровом питании |
8. Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
1. Печатные пособия.
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья / Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 80 с.
Образовательной программа, разработанная специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М. Безруких, директора этого института, академика РАО - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.-80 с.
Рабочая тетрадь. Разговор о правильном питании/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 72 с.
2. Интернет-ресурсы.
www.prav-pit.ru
3. Материально-технические средства.
Компьютерная техника
4. Дополнительная литература
1. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология. М., 2002.
2. Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 1998
3. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 13, 15, 1- 15 июля/ 2005.
4. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15 , 1- 15 августа/ 2004.
5. Калерин И. В. Поваренок. М., Прогресс, 2001.
6. Кондова Сашка Н. Что готовить, когда мамы нет дома. М., 1990.
7. Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987
8. Ладого К.С., Отт В.Д., Фатеева Е.М. и др.Основы рационального питания детей. Киев, 1987.
9. Методическое пособие по воспитательной работе образовательной программы «Мой выбор». М., Ижица-2005
10. Огуреева Г. Н. Краткий атлас-справочник грибника и ягодника. М., Издательство АСТ, 2001.
11. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы. - М.: ВАКО, 2004
12. Похлебкин В. В. Тайны хорошей кухни. М., 2001.
13. Похлебкин В. В. История важнейших пищевых продуктов. М., 2000.
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР __________ Басова И.И.
«____» _______ 2017 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никольская средняя общеобразовательная школа им. А.С. Жадова»
Свердловского района Орловской области
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу «Две недели в лагере здоровья»
Класс: 3-4
Учитель: Поповичева К. П.
Количество часов: всего – 34 ч; в неделю – 1 ч.
Учебный год: 2017-20108
Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности
«Две недели в лагере здоровья»
№ п/п | Название темы | Задачи | Основные понятия | Кол-во часов | Дата | Приме чания |
план | факт |
1 | Давайте познакомимся | обобщить имеющиеся у школьников представления о правилах питания развивать представление о роли правильного питания для здоровья человека | Здоровье, питание | 1 | 7.09 | | |
2-6 | Из чего состоит наша пища | формировать представления об основных питательных веществах и их роли для организма человека, продуктах и блюдах — источниках питательных веществ формировать представления о важности разнообразного питания для здоровья человека | Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, рацион | 5 | 14.09 21.09 28.09 5.10 12.10 | | |
7-8 | Здоровье в порядке – спасибо зарядке | формировать представления о роли физической активности в укреплении здоровья, развитии силы и выносливости формировать представления о необходимом объеме физической активности в младшем школьном возрасте развивать представление видах двигательной активности, зарядке – как обязательном элементе режима дня развивать интерес к занятиям физкультурой и спортом | Физические упражнения, зарядка, здоровье | 2 | 19.10 26.10 | | |
9-11 | Закаляйся, если хочешь быть здоров | формировать представления о закаливании как одном из важных способов укрепления здоровья, вариантах закаливания формировать представление об основных правилах при проведении закаливающих процедур развивать представление об ответственности человека за свое здоровье, о связи поведения и здоровья. | Здоровье, закаливание, закаливание воздухом, закаливание водой | 3 | 2.11 16.11 23.11 | | |
12-14 | Как правильно питаться, если занимаешься спортом | развивать представление о зависимости рациона питания от физической активности человека развивать представление о важности занятий спортом для здоровья | Здоровье, питание, спорт, рацион | 3 | 30.11 7.12 14.12 | | |
15-16 | Где и как готовят пищу | формировать представление об основных правилах гигиены и техники безопасности, которые необходимо соблюдать на кухне во время приготовления пищи развивать интерес и желание участвовать в приготовлении пищи, помогать родителям на кухне | Кухня, техника безопасности, кулинария, бытовая техника | 2 | 21.12 28.12 | | |
17-18 | Блюда из зерна | развивать представление о продуктах и блюдах, приготавливаемых из зерна, как обязательном компоненте ежедневного рациона развивать представление о пользе и значении продуктов и блюд, приготавливаемых из зерна расширять представление об ассортименте зерновых продуктов и блюд | Зерно, злаки, зерновые продукты и блюда, хлебобулочные изделия | 2 | 11.01 18.01 | | |
19-20 | Молоко и молочные продукты | развивать представление о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона расширять представление об ассортименте молочных продуктов, их пользе | Молоко, молочные продукты, кисломолочные продукты | 2 | 25.01 1.02 | | |
21-22 | Что можно есть в походе | расширить знания о дикорастущих растениях как источниках полезных веществ расширить представления об ассортименте блюд, приготовленных с использованием дикорастущих растений расширять представление о разнообразии и богатстве растительных пищевых ресурсов своего края или области дать представление о правилах поведения в лесу | Поход, дикорастущие растения, съедобные растения, растительные ресурсы снаряжение для похода | 2 | 8.02 15.02 | | |
23-24 | Вода и другие полезные напитки | развивать представление о питьевом режиме, роли жидкости для нормальной работы организма расширять представление о разнообразии напитков, их пользе для организма формировать представление об основных способах очистки питьевой воды развивать представление о бережном отношении к источникам питьевой воды | Вода, питьевой режим, полезные напитки, источники питьевой воды | 2 | 22.02 1.03 | | |
25-26 | Что и как можно приготовить из рыбы | развивать представление о пользе и значении рыбных блюд расширять представление об ассортименте блюд из рыбы формировать представление о природных ресурсах своего края | Рыба, рыбные блюда | 2 | 15.03 22.03 | | |
27-28 | Дары моря | формировать представление о морских съедобных растениях и животных, о многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены формировать представление о пользе морепродуктов, важности включения их в рацион | Морепродукты | 2 | 5.04 12.04 | | |
29-30 | «Кулинарное путешествие» по России | формировать представление о кулинарных традициях и обычаях как составной части культуры народа расширить представление о кулинарных традициях и обычаях края или области, в которой проживает ученик, а также о традициях и обычаях, сложившихся в других регионах нашей страны | Кулинария, кулинарные традиции и обычаи | 2 | 19.04 26.04 | | |
31-32 | Спортивное путешествие по России | развивать представление о важности физической активности для здоровья расширить представление о многообразии спортивных занятий формировать представление о национальных спортивных играх формировать представление о спортивных достижениях | Здоровье, спорт, виды спорта, физическая нагрузка | 2 | 3.05 10.05 | | |
33-34 | Олимпиада Здоровья | обобщить знания о питании и физической активности развивать навыки, связанные с заботой о собственном здоровье, о личной ответственности за свое здоровье развивать желание заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни | | 2 | 17.05 24.05 | | |