СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "2 недели в лагере здоровья"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "2 недели в лагере здоровья"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "2 недели в лагере здоровья"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никольская средняя общеобразовательная школа им. А.С. Жадова»

Свердловского района Орловской области





УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от_________2017 года протокол №1

Председатель_________ ___________










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления

«Две недели в лагере здоровья»

для 4 класса начального общего образования

на 34 часа

Учитель: Савенок М.И..

Программа разработана на основе авторской программы.

Составитель: Безруких М.М., Макеева А. Г., Филиппова Т.А.


















  1. Пояснительная записка.


Программа «Две недели в лагере здоровья» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе Программ: «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009), «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2007), «Формула правильного питания» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009).

Учебно-методический комплект «Две недели в лагере здоровья» реализуется в рамках программы «Разговор о правильном питании» и является ее содержательным продолжением. Он предназначен для детей 10—11 лет, познакомившихся с первой частью программы «Разговор о правильном питании», и состоит из рабочей тетради для школьников и методического пособия для педагога.

Цель курса «Две недели в лагере здоровья» - формирование у детей основных представлений и навыков рационального питания, связанных с соблюдением режима, правил гигиены, умением выбирать полезные продукты и блюда.

Учебно-методический комплект «Две недели в лагере здоровья» предназначается для реализации следующих воспитательных и образовательных задач:

  • расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила;

  • формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;

  • формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;

  • пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;

  • просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста.

Содержание курса «Две недели в лагере здоровья» отвечает следующим принципам:

  • возрастная адекватность — соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям детей младшего школьного возраста;

  • научная обоснованность — содержание комплекта базируется на данных исследований в области питания детей;

  • практическая целесообразность — содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей младшего школьного возраста;

  • необходимость и достаточность предоставляемой информации — детям предоставляется только тот объем информации, касающийся правильного питания, которым они реально могут воспользоваться в реальной жизни и который имеет для них практическую значимость;

  • модульность структуры — учебно-методический комплект может использоваться на базе традиционных образовательных учреждений различного типа в факультативной работе, при включении в базовый учебный план, во внеклассной работе;

  • вовлеченность в реализацию тем программы родителей учащихся;

  • культурологическая сообразность — в содержании комплекта учитывались исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся отражением культуры народа;

  • социально-экономическая адекватность — предлагаемые формы реализации программы не требуют использования каких-то материальных средств, а рекомендации, которые даются в программе, доступны для реализации в семье учащихся.


  1. Общая характеристика программы


       Преимущество курса заключается в том, что его материал носит практико-ориентированный характер,  актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.

Учебно-методический комплект «Две недели в лагере здоровья» как продолжение программы «Разговор о правильном питании» включает в себя 14 тем. Реализация программы определяется ее модульным характером, что предполагает:

  • вариативность при выборе площадок для реализации;

  • вариативность способов реализации.

Содержание программы, а также используемые формы и методы ее реализации носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Задания, предлагаемые в рабочей тетради, также ориентированы на творческую работу ребенка самостоятельную или в коллективе.

В качестве организации занятий педагогу могут быть рекомендованы следующие формы:

  • сюжетно-ролевые игры (темы 4, 5, 6, 9);

  • чтение по ролям (все темы);

  • рассказ по картинкам (темы 1, 4, 5, 6, 13);

  • выполнение самостоятельных заданий (все темы);

  • игры по правилам — конкурсы, викторины (темы 1 , 5, 6, 9, 10);

  • мини-проекты (темы 2, 13, 7, 11, 12, 13);

  • совместная работа с родителями (3, 5, 6, 8).

Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогом работы — непременное условие для успешной реализации задач программы.

Методы:

  • Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).

  • Проблемный 

  • Частично-поисковый – (творческие задания: Режим для моей семьи. Любимые блюда мамы. Чем тебя накормит лес).

  • Объяснительно-иллюстративный.

В процессе обучения учащиеся познакомятся с народными традициями, связанными с питанием и здоровьем;
с правилами питания, направленными на сохранение и укрепление здоровья;
с правилами этикета, связанных с питанием, осознанием того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности. Овладеют навыками правильного питания как составной частью здорового питания.


  1. Место учебного предмета, курса в учебном плане


Обучение по курсу «Две недели в лагере здоровья» организовано в основное учебное время и внесено модульно в программу «Физическая культура» из расчета один раз в неделю (20 минут от урока). Обучение организовано для обучающихся 3-4 классов в четвертой четверти 2014-2015 учебного года и составляет 9 занятий.


  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


Отбор содержания программы «Разговор о правильном питании» осуществлён на основе следующей ведущей ценности: ценность заботы о своём здоровье и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.


5. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета, курса


Личностными результатами освоения учащимися программы являются:

  • проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;

  • овладение установками, нормами и правилами правильного питания;

  • готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.


Метапредметными результатами освоения программы являются:

  • способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном питании, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

  • способность к сотрудничеству и коммуникации;

  • способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику;

  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в области здорового питания.


Предметными результатами освоения программы являются:

В познавательной сфере:

  • рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания личной траектории здорового питания;

  • оценка технологических свойств сырья и областей их применения;

  • владение методами чтения штрих-кодов на продуктах питания, приобретаемых в розничной торговле;

  • формирование представления о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности.

В трудовой сфере:

  • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

  • планирование технологического процесса труда.

В мотивационной сфере:

  • выраженная готовность в потребности здорового питания;

  • осознание ответственности за качество правильного питания.

В эстетической сфере:

  • дизайнерское проектирование блюд с точки зрения здорового питания;

  • освоение навыков сервировки стола.

В коммуникативной:

  • публичная презентация и защита мини-проектов по здоровому питанию.


  1. Cодержание учебного предмета, курса


Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Где и как готовить пищу. Кухонное хозяйство и предметы, используемые для приготовления пищи. Как правильно накрыть стол. Варианты сервировки стола для завтрака, обеда и ужина. Молоко и молочные продукты. Значение молока и молочных продуктов; польза молока и молочных продуктов. Блюда из зерна. Значение блюд из зерна в рационе питания человека. Какую пищу можно найти в лесу. Правила безопасного поведения при сборе. Что и как можно приготовить из рыбы. Значение рыбных блюд. Дары моря. Морские обитатели, которых употребляют в пищу. «Кулинарное путешествие» по России. Богатства родного края и приготовление блюд. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Виды витаминов, которые содержатся в продуктах. Как правильно вести себя за столом. Значение правильной осанки при воспитании культуры поведения за столом.


7. Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности обучающихся


Тема занятия

Содержание и форма занятия

1

Давайте познакомимся

Разговор о здоровье и правильном питании

2

Из чего состоит наша пища

Необходимость разнообразного питания. Решение кроссвордов, викторина, изучение плакатов, рисунки. Игра «Меню сказочных героев». Составление меню на день. Энергетическая ценность продуктов питания.

3

Здоровье в порядке -спасибо зарядке

Подвижные игры на прогулке. Конкурс пословиц о зарядке


4

Закаляйся, если хочешь быть здоров

Беседа о правилах закаливания. Соблюдение режима дня, приема пищи. Упражнения для зарядки. Что такое прививки. Мультфильма стихи Михалкова С. «Я прививок не боюсь!»

5

Как правильно питаться, если занимаешься спортом

Что можно съесть в походе. Рацион питания спортсмена. Все о воде

6

Где и как готовят пищу

Как пища попадает на стол. Приборы для приготовления пищи. Поход в школьную столовую.

7

Блюда из зерна

Все о зерновых культурах. Как хлеб попадает на стол.

8

Молоко и молочные продукты

Польза молока и молочных продуктов, как обязательном компоненте ежедневного рациона

Ассортимент молочных продуктов, их польза. Кроссворды и ребусы

9

Что можно съесть в походе?

Лесные ягоды и травы. Продукты, необходимые впоходе.

10

Вода и другие полезные напитки

Фильм о воде. Чай как традиционный напиток. Культура чаепития. Традиционные напитки нашей страны, стран мира.

11-12

Что и как можно приготовить из рыбы Дары моря

Польза и значение рыбных блюд

Ассортимент блюд из рыбы морские съедобные растениях и животных, многообразие блюд, которые могут быть из них приготовлены.

13

«Кулинарное путешествие» по России

Кулинарные традиции и обычаи, как составная часть культуры народа

Национальные блюда, способы их приготовления. Загадки. Презентации.

14

Спартивное путешествие по России

Спортивные традиции и обычаи, как составная часть культуры народа. Национальные игры. Загадки. Презентации.

15

Олимпиада здоровья

Подведение итогов. Спортивные игры. Выставка рисунков, плакатов о здоровом питании


8. Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса


1. Печатные пособия.

  1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья / Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 80 с.

  2. Образовательной программа, разработанная специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М. Безруких, директора этого института, академика РАО - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.-80 с.

  3. Рабочая тетрадь. Разговор о правильном питании/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 72 с.



2. Интернет-ресурсы.

www.prav-pit.ru


3. Материально-технические средства.

Компьютерная техника


4. Дополнительная литература

1. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология. М., 2002.

2. Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 1998

3. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 13, 15, 1- 15 июля/ 2005.

4. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15 , 1- 15 августа/ 2004.

5. Калерин И. В. Поваренок. М., Прогресс, 2001.

6. Кондова Сашка Н. Что готовить, когда мамы нет дома. М., 1990.

7. Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987

8. Ладого К.С., Отт В.Д., Фатеева Е.М. и др.Основы рационального питания детей. Киев, 1987.

9. Методическое пособие по воспитательной работе образовательной программы «Мой выбор». М., Ижица-2005

10. Огуреева Г. Н. Краткий атлас-справочник грибника и ягодника. М., Издательство АСТ, 2001.

11. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы. - М.: ВАКО, 2004

12. Похлебкин В. В. Тайны хорошей кухни. М., 2001.

13. Похлебкин В. В. История важнейших пищевых продуктов. М., 2000.

























«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР __________ Басова И.И.

«____» _______ 2017 г.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никольская средняя общеобразовательная школа им. А.С. Жадова»

Свердловского района Орловской области







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ





по курсу «Две недели в лагере здоровья»



Класс: 3-4

Учитель: Поповичева К. П.

Количество часов: всего – 34 ч; в неделю – 1 ч.

Учебный год: 2017-20108





















Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности

«Две недели в лагере здоровья»


п/п

Название темы

Задачи

Основные понятия

Кол-во часов

Дата

Приме

чания

план

факт

1

Давайте познакомимся

  • обобщить имеющиеся у школьников представления о правилах питания

  • развивать представление о роли правильного питания для здоровья человека

Здоровье, питание

1

7.09



2-6

Из чего состоит наша пища

  • формировать представления об основных питательных веществах и их роли для организма человека, продуктах и блюдах — источниках питательных веществ

  • формировать представления о важности разнообразного питания для здоровья человека

Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, рацион

5

14.09

21.09

28.09

5.10

12.10



7-8

Здоровье в порядке – спасибо зарядке

  • формировать представления о роли физической активности в укреплении здоровья, развитии силы и выносливости

  • формировать представления о необходимом объеме физической активности в младшем школьном возрасте

  • развивать представление видах двигательной активности, зарядке – как обязательном элементе режима дня

  • развивать интерес к занятиям физкультурой и спортом

Физические упражнения, зарядка, здоровье

2

19.10

26.10



9-11

Закаляйся, если хочешь быть здоров

  • формировать представления о закаливании как одном из важных способов укрепления здоровья, вариантах закаливания

  • формировать представление об основных правилах при проведении закаливающих процедур

  • развивать представление об ответственности человека за свое здоровье, о связи поведения и здоровья.

Здоровье, закаливание, закаливание воздухом, закаливание водой

3

2.11

16.11

23.11



12-14

Как правильно питаться, если занимаешься спортом

  • развивать представление о зависимости рациона питания от физической активности человека

  • развивать представление о важности занятий спортом для здоровья

Здоровье, питание, спорт, рацион

3

30.11

7.12

14.12



15-16

Где и как готовят пищу

  • формировать представление об основных правилах гигиены и техники безопасности, которые необходимо соблюдать на кухне во время приготовления пищи

  • развивать интерес и желание участвовать в приготовлении пищи, помогать родителям на кухне

Кухня, техника безопасности, кулинария, бытовая техника

2

21.12

28.12



17-18

Блюда из зерна

  • развивать представление о продуктах и блюдах, приготавливаемых из зерна, как обязательном компоненте ежедневного рациона

  • развивать представление о пользе и значении продуктов и блюд, приготавливаемых из зерна

  • расширять представление об ассортименте зерновых продуктов и блюд

Зерно, злаки, зерновые продукты и блюда, хлебобулочные изделия

2

11.01

18.01



19-20

Молоко и молочные продукты

  • развивать представление о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона

  • расширять представление об ассортименте молочных продуктов, их пользе

Молоко, молочные продукты, кисломолочные продукты

2

25.01

1.02



21-22

Что можно есть в походе

  • расширить знания о дикорастущих растениях как источниках полезных веществ

  • расширить представления об ассортименте блюд, приготовленных с использованием дикорастущих растений

  • расширять представление о разнообразии и богатстве растительных пищевых ресурсов своего края или области

  • дать представление о правилах поведения в лесу

Поход, дикорастущие растения, съедобные растения, растительные ресурсы снаряжение для похода

2

8.02

15.02



23-24

Вода и другие полезные напитки

  • развивать представление о питьевом режиме, роли жидкости для нормальной работы организма

  • расширять представление о разнообразии напитков, их пользе для организма

  • формировать представление об основных способах очистки питьевой воды

  • развивать представление о бережном отношении к источникам питьевой воды

Вода, питьевой режим, полезные напитки, источники питьевой воды

2

22.02

1.03



25-26

Что и как можно приготовить из рыбы

  • развивать представление о пользе и значении рыбных блюд

  • расширять представление об ассортименте блюд из рыбы

  • формировать представление о природных ресурсах своего края

Рыба, рыбные блюда

2

15.03

22.03



27-28

Дары моря

  • формировать представление о морских съедобных растениях и животных, о многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены

  • формировать представление о пользе морепродуктов, важности включения их в рацион

Морепродукты

2

5.04

12.04



29-30

«Кулинарное путешествие» по России

  • формировать представление о кулинарных традициях и обычаях как составной части культуры народа

  • расширить представление о кулинарных традициях и обычаях края или области, в которой проживает ученик, а также о традициях и обычаях, сложившихся в других регионах нашей страны

Кулинария, кулинарные традиции и обычаи

2

19.04

26.04



31-32

Спортивное путешествие по России

  • развивать представление о важности физической активности для здоровья

  • расширить представление о многообразии спортивных занятий

  • формировать представление о национальных спортивных играх

  • формировать представление о спортивных достижениях

Здоровье, спорт, виды спорта, физическая нагрузка

2

3.05

10.05



33-34

Олимпиада Здоровья

  • обобщить знания о питании и физической активности

  • развивать навыки, связанные с заботой о собственном здоровье, о личной ответственности за свое здоровье

  • развивать желание заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни


2

17.05

24.05