Приложение 8
Музыка
Рабочая программа по музыке для 1- 4 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, авторской программой «Музыка»1-4 классов, авт.Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина (УМК «Школа России»)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Музыка»
Программа обеспечивает достижение определённых личностных, метапредметных и предметных результатов. Планируемые результаты изучения курса «Музыка» разработаны в соответствии с особенностями структуры и содержания данного курса.
Личностные результаты:
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки:
формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
формирование общего представления о музыкальной картине мира;
формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях
1 класс
К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:
1 . Понимать жанры музыки (песня, танец, марш);
2. Оценивать эмоциональный характер музыки.
3.Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, пауза, концовка.
4. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, игре на простейших шумовых инструментах ).
2 класс
К концу обучения во втором классе учащиеся научатся:
1. Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония)
2. Знать особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.
3. Оценивать эмоциональный характер музыки.
4. Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало.
5. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении,пластическом интонировании, игре на простейших шумовых инструментах).
3 класс
К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:
1. Знать особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.
2. Выявлять жанровое начало музыки;
3.Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало.
4. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).
4 класс
К концу обучения в четвёртом классе учащиеся научатся:
1. Знать особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.
2. Выявлять жанровое начало музыки;
3. Оценивать эмоциональный характер музыки.
4.Понимать основные дирижерские жесты.
5. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).
7. Эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
8. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных.
Содержание учебного предмета «Музыка»
1 класс
Музыка вокруг нас
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши - основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты.
Композитор - исполнитель - слушатель. Песни, танцы и марши - основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Образы осенней природы в музыке. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.
Музыка и ты
Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты.
Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова — краски — звуки). Образы защитников Отечества в музыке. Музыкальные поздравления. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Былины и сказки о воздействующей силе музыки.
2 класс
Россия — Родина моя
Мелодия. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Гимн России.
Образы родной природы в музыке русских композиторов. Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Государственные символы России (флаг, герб, гимн). Гимн — главная песня нашей Родины. Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр).
День, полный событий
Музыкальные инструменты. Природа и музыка. Прогулка. Танцы, танцы… Эти разные марши. Звучащие картины. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.
Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П.Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальные инструменты: фортепиано — его выразительные возможности. Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке. Колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и различие.
«О России петь — что стремиться в храм»
Великий колокольный звон. Звучащие картины. Святые земли Русской. Александр Невский. Сергий Радонежский. Молитва. С Рождеством Христовым!
Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различных жанров: народные песнопения, кантата. Жанр молитвы, хорала. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки. Музыка на новогоднем празднике.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Выходили красны девицы. Бояре, а мы к вам пришли. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Проводы зимы. Встреча весны.
Фольклор — народная мудрость. Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной музыке. Ритмическая партитура. Традиции народного музицирования. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица), встреча весны. Песня-игра, песня-диалог, песня-хоровод. Народные песенки, заклички, потешки.
В музыкальном театре
Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Театр оперы и балеты. Волшебная палочка. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал.
Многообразие сюжетов и образов музыкального :пектакля. Детский музыкальный театр: опера и бают. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Элементы оперного и балетного спектаклей. Увертюра. Сцены из оперы «Руслан и Людмила». Музыкальные темы — характеристики главных действующих лиц. Финал.
В концертном зале
Симфоническая сказка «Петя и Волк».
Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…
Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты. И всё это — Бах! Всё в движении. Тройка. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада. Легенда. Природа и музыка. Весна. Осень. Печаль моя светла. Первый. Мир композитора.
Композитор — исполнитель — слушатель. Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты (орган). Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочинения И.-С. Баха, М. Глинки, В.-А. Моцарта, Г. Свиридова, Д. Кабалевского. Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия — рисунок, лад — цвет). Международный конкурс исполнителей им. П.И. Чайковского в Москве. Темы, сюжеты и образы музыки С. Прокофьева, П. Чайковского.
3 класс
Россия- Родина моя
Мелодия – душа музыки. Природа и музыка. Звучащие картины. Виват Россия! Кантата «Александр Невский». Опера «Иван Сусанин»
Раскрываются следующие содержательные линии. Песенность музыки русских композиторов. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма- композиция, приемы развития и особенности музыкального языка.
День, полный событий
Утро.Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. В детской. На прогулке. Вечер.
Раскрываются следующие содержательные линии. Жизненно- музыкальные впечатления ребенка «с утра до вечера». Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров ( инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет…) и стилей композиторов ( П.Чайковский, С.Прокофьев, М. Мусоргский, Э.Григ)
О России петь - что стремиться в храм
Радуйся, Мария! Богородице, Дево, радуйся. Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, добрая моя, мама! Вербное воскресенье. Святые земли русской.
Раскрываются следующие содержательные линии. Образы Богородицы, Девы Марии, матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской- величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: вход Господень в Иерусалим, Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской: княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения ( тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Настрою гусли на старинный лад… Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе. Лель, мой Лель… Звучащие картины. Прощание с Масленицей.
Раскрываются следующие содержательные линии. Жанр былины в русском фольклоре. Особенности повествования ( Мелодика и ритмика былин). Образы былинных сказителей (Садко, баян) певцов- музыкантов (Лель). Народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле.
В музыкальном театре
Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Опера «Орфей и Эвредика». Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Океан море синее. Опера «Садко». Балет «Спящая красавица». Сцена на балу. В современных ритмах.
Раскрываются следующие содержательные линии. Путешествие в музыкальный театр. ( Обобщение и систематизация жизненно- музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей) Мюзикл- жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.
В концертном зале
Музыкальное состязание. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Сюита «Пер Гюнт». «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена.
Раскрываются следующие содержательные линии. Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П.Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка – их выразительные возможности. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (духчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л.Бетховена. Музыкальные инструменты: скрипка.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
Чудо- музыка. Острый ритм – джаза звуки. Мир С. Прокофьева. Певцы родной природы. Прославим радость на земле.
Раскрываются следующие содержательные линии.
Музыка источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя. Слушателя в создании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации. Джаз- искусство ХХ века. Известные джазовые музыканты- исполнители. Мир музыки С.Прокофьева. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир.
4 класс
Россия- Родина моя!
Мелодизм – основное свойство русской музыки. Вокализ.
Характерные особенностей русской музыки. Близость мелодий Рахманинова к русским темам. Определение «концерта» и «вокализа».Повторение куплетной формы. Многообразие жанров народных песен.
Процесс создания народной песни. Характерные особенности различных жанров народных песен: солдатских, трудовых, колыбельных, лирических, игровых, обрядовых, шуточных, танцевальных и т.д.
Тема раздела: «О России петь, что стремиться в храм»(1ч.)
Образ Ильи Муромца в разных видах искусства. Характерные черты духовной музыки. Особенности жанра былины, тембров. Характеристика инструмента гуслей. Отражение богатырской тематики в музыке.
День, полный событий
Пушкин и музыка. Образы осени в музыке М.П.Мусоргского, П.И. Чайковского, Г. Свиридова. Определение «лирического образа» в поэзии и музыке. Понятие «пасторали». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных образов.
Сказочные образы Пушкина в музыке Римского-Корсакова.
Понятие «музыкальной живописи».Повторение тембровых и регистровых особенностей музыкальных инструментов .
Жанры народной музыки: хороводные и плясовые песни. Обработка русской народной песни. Подбор музыкального ряда для «озвучивания» картины. Пушкин в Тригорском. Светская музыка пушкинской поры
«Образы поэзии А.С.Пушкина в музыке».Многообразие образов поэзии А.С. Пушкина в музыке. Воплощение жанровых особенностей в музыке.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
Песни разных народов мира. Музыкальные инструменты России. Разнообразие народных песен. Выявление отличительных особенностей разных музыкальных культур на примере народных песен. Музыка в народном стиле. Воплощение народных тем в музыке русских композиторов. Оркестр русских народных инструментов. Классификация инструментов оркестра русских народных инструментов, викторина на определение тембров (балалайка, гармонь, баян и т.д.)..
В концертном зале
Музыкальные инструменты симфонического оркестра (скрипка, виолончель).
Струнно-смычковая группа музыкальных инструментов симфонического оркестра. Определения «струнного квартета» и «ноктюрна». Штрихи: легато, стаккато, акценты.
Жанры вокальной и инструментальной музыки. Определение жанра «сюиты» и «серенады».
Мир музыкальных образов Ф.Шопена. Стилистические особенности музыкального языка Ф.Шопена. Характерные черты танцевальных жанров: полонеза, мазурки, вальса..
Революционный этюд Шопена. Расширение представлений о музыкальном жанре «прелюдии».Интонационно-образный анализ, сравнение интонаций и исполнительских трактовок прелюдий. Определение этюда в живописи и музыке.. Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). Знакомство с тембровыми особенностями гитары. Понятие «обработки» и «переложения».Определение жанра авторской песни.
Знакомство с тембровыми особенностями гитары.
Понятие «обработки» и «переложения». Определение жанра авторской песни.
Многообразие музыкальных образов/
День, полный событий
Зимние образы в музыке.
В музыкальном театре
Музыкальная характеристика поляков в опере «Иван Сусанин»
Отличительные черты русской музыки. Музыкальная характеристика Ивана Сусанина. Взаимодействие темы Сусанина и поляков .Сравнение музыкальных характеристик поляков и русских. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов Стилистические особенности музыкального языка Мусоргского М.П. Отличительные особенности восточных и русских интонаций. Русский Восток. Определение характерных черт колыбельной, тембров музыкальных инструментов, развития музыкального образа. Контраст в музыке. Отличительные черты восточной музыки.
Воплощение русских обычаев и обрядов в балетном жанре. Моделирование сцены балета:- режиссерская постановка;- подбор эскизов костюмов;- сочинение сочиненного.Музыка в народном стиле. Повторение обычаев и обрядов празднования масленицы на Руси, сравнение народных мелодий с музыкой Стравинского, выявление своеобразия музыкального языка Стравинского. Жанр оперетты и мюзикла. Определение жанров оперетты и мюзикла.
Определение сходства и различия музыкально-театральных жанров: оперы, балета и оперетты и мюзикла.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»
Определение музыкального жанра «прелюдии». Музыкальная характеристика зерен-интонаций.
«О России петь, что стремиться в храм»
Пасха – праздник праздников. Музыкальные особенности духовной музыки. Интонационно-образный анализ и сравнение жанра молитвы в русской и западноевропейской музыке. Сравнение мелодии молитв с величанием и русскими народными песнями.
Святые земли русской. Кирилл и Мефодий. Отличительные черты величаний. Выявление характерных черт гимна.
Музыкальные портреты главных персонажей сюиты. Сочинение сюжетов с развитием на заданную музыку.
Рассвет на Москве-реке. Определение основной идеи симфонической картины, проведение ассоциативного ряда: «рассвет природы – рассвет, начало новой жизни». Великая сила музыки. Роль музыки в жизни человека.
Подготовка афиши к заключительному уроку-концерту.
Тематическое планирование учебного предмета «Музыка»
1 класс
33 ч.
№ | Тема | Количество часов |
| Музыка вокруг нас. | 15 |
| Музыка и ты. | 15 |
| Повторение. | 3 |
2 класс
34 ч.
№ | Тема | Количество часов |
| Россия - Родина моя. | 3 |
| День, полный событий. | 7 |
| О России петь, что стремиться в храм. | 6 |
| Гори, гори ясно, чтобы не погасло. | 2 |
| В музыкальном театре. | 4 |
| В концертном зале. | 3 |
| «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…». | 6 |
| Повторение. | 3 |
3 класс
34 ч.
№ | Тема | Количество часов |
| Россия – Родина моя. | 5 |
| День, полный событий. | 4 |
| О России петь, что стремиться в храм. | 6 |
| Гори, гори ясно, чтобы не погасло. | 2 |
| В музыкальном театре. | 6 |
| В концертном зале. | 3 |
| «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 5 |
| Повторение | 3 |
4 класс
34 ч.
№ | Тема | Количество часов |
| Россия - Родина моя. | 4 |
| О России петь – что стремиться в храм. | 4 |
| День, полный событий. | 6 |
| Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 2 |
| В концертном зале. | 5 |
| В музыкальном театре. | 5 |
| «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 5 |
| Повторение. | 3 |