СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Музыка»

Приложение 8

Музыка

Рабочая программа по музыке для 1- 4 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, авторской программой «Музыка»1-4 классов, авт.Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина (УМК «Школа России»)


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Музыка»

Программа обеспечивает достижение определённых личностных, метапредметных и предметных результатов. Планируемые результаты изучения курса «Музыка» разработаны в соответствии с особенностями структуры и содержания данного курса.

Личностные результаты:

  • умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их пони­мание и оценка - умение ориентироваться в культурном мно­гообразии окружающей действительности, участие в музы­кальной жизни класса, школы, города и др.;

  • уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

  • формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляю­щего себя в эмоционально-ценностном отношении к искус­ству, понимании его функций в жизни человека и общества.


Метапредметные результаты:

  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-твор­ческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешколь­ной музыкально-эстетической деятельности;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-твор­ческих возможностей;

  • приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направ­лений в соответствии с задачами коммуникации;

  • формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презен­тации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки:

  • формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

  • формирование общего представления о музыкальной картине мира;

  • формирование устойчивого интереса к музыке и различ­ным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

  • умение эмоционально и осознанно относиться к музы­ке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержа­ние, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

  • умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях

1 класс

К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:

1 . Понимать жанры музыки (песня, танец, марш);

2. Оценивать эмоциональный характер музыки.

3.Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, пауза, концовка.

4. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, игре на простейших шумовых инструментах ).

2 класс

К концу обучения во втором классе учащиеся научатся:

1. Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония)

2. Знать особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.

3. Оценивать эмоциональный характер музыки.

4. Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало.

5. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении,пластическом интонировании, игре на простейших шумовых инструментах).

3 класс

К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:

1. Знать особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.

2. Выявлять жанровое начало музыки;

3.Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало.

4. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).

4 класс

К концу обучения в четвёртом классе учащиеся научатся:

1. Знать особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.

2. Выявлять жанровое начало музыки;

3. Оценивать эмоциональный характер музыки.

4.Понимать основные дирижерские жесты.

5. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).

7. Эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;

8. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных.

  1. Содержание учебного предмета «Музыка»

1 класс

Музыка вокруг нас

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши - основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты.

Композитор - исполнитель - слушатель. Пес­ни, танцы и марши - основа многообразных жизнен­но-музыкальных впечатлений детей. Образы осенней природы в музыке. Нотная запись как способ фикса­ции музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Интонация как озвученное состояние, выраже­ние эмоций и мыслей. Музыка в праздновании Рож­дества Христова. Музыкальный театр: балет.

Музыка и ты

Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты.

Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова — краски — звуки). Образы защитников Отечества в музыке. Музыкальные позд­равления. Музыкальные инструменты: лютня, клаве­син, фортепиано, гитара. Былины и сказки о воздей­ствующей силе музыки.


2 класс

Россия — Родина моя

Мелодия. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Гимн России.

Образы родной природы в музыке русских композиторов. Песенность как от­личительная черта русской музыки. Средства музы­кальной выразительности. Государственные символы России (флаг, герб, гимн). Гимн — главная песня на­шей Родины. Художественные символы России (Мос­ковский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр).

День, полный событий

Музыкальные инструменты. Природа и музыка. Прогулка. Танцы, танцы… Эти разные марши. Звучащие картины. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.

Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П.Чайковского и С. Прокофь­ева. Музыкальные инструменты: фортепиано — его выразительные возможности. Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоцио­нального строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке. Колыбель­ные песни. Своеобразие музыкального языка компо­зиторов, сходство и различие.

«О России петь — что стремиться в храм»

Великий колокольный звон. Звучащие картины. Святые земли Русской. Александр Невский. Сергий Радонежский. Молитва. С Рождеством Христовым!

Колокольные звоны России: набат, трезвон, бла­говест. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: князь Александр Невский, преподобный Сергий Ра­донежский. Воплощение их образов в музыке различ­ных жанров: народные песнопения, кантата. Жанр молитвы, хорала. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песно­пения и колядки. Музыка на новогоднем празднике.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Русские народные инструменты. Плясовые наигры­ши. Разыграй песню. Выходили красны девицы. Боя­ре, а мы к вам пришли. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Проводы зимы. Встреча весны.

Фольклор — народная мудрость. Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Ва­риации в русской народной музыке. Ритмическая пар­титура. Традиции народного музицирования. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масле­ница), встреча весны. Песня-игра, песня-диалог, пес­ня-хоровод. Народные песенки, заклички, потешки.

В музыкальном театре

Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Театр оперы и балеты. Волшебная палочка. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал.

Многообразие сюжетов и образов музыкального :пектакля. Детский музыкальный театр: опера и ба­ют. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спек­такля. Элементы оперного и балетного спектаклей. Увертюра. Сцены из оперы «Руслан и Людмила». Музыкальные темы — характеристики главных действую­щих лиц. Финал.

В концертном зале

Симфоническая сказка «Петя и Волк».

Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка «Пе­тя и волк» С. Прокофьева: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического ор­кестра. Партитура.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты. И всё это — Бах! Всё в движении. Тройка. Попутная песня. Му­зыка учит людей понимать друг друга. Два лада. Ле­генда. Природа и музыка. Весна. Осень. Печаль моя светла. Первый. Мир композитора.

Композитор — исполнитель — слушатель. Инто­национная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты (орган). Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочинения И.-С. Баха, М. Глинки, В.-А. Моцарта, Г. Свиридова, Д. Кабалевского. Му­зыкальные и живописные пейзажи (мелодия — рису­нок, лад — цвет). Международный конкурс исполни­телей им. П.И. Чайковского в Москве. Темы, сюже­ты и образы музыки С. Прокофьева, П. Чайковского.

3 класс

Россия- Родина моя

Мелодия – душа музыки. Природа и музыка. Звучащие картины. Виват Россия! Кантата «Александр Невский». Опера «Иван Сусанин»

Раскрываются следующие содержательные линии. Песенность музыки русских композиторов. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма- композиция, приемы развития и особенности музыкального языка.

День, полный событий

Утро.Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. В детской. На прогулке. Вечер.

Раскрываются следующие содержательные линии. Жизненно- музыкальные впечатления ребенка «с утра до вечера». Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров ( инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет…) и стилей композиторов ( П.Чайковский, С.Прокофьев, М. Мусоргский, Э.Григ)

О России петь - что стремиться в храм

Радуйся, Мария! Богородице, Дево, радуйся. Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, добрая моя, мама! Вербное воскресенье. Святые земли русской.

Раскрываются следующие содержательные линии. Образы Богородицы, Девы Марии, матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской- величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: вход Господень в Иерусалим, Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской: княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения ( тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Настрою гусли на старинный лад… Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе. Лель, мой Лель… Звучащие картины. Прощание с Масленицей.

Раскрываются следующие содержательные линии. Жанр былины в русском фольклоре. Особенности повествования ( Мелодика и ритмика былин). Образы былинных сказителей (Садко, баян) певцов- музыкантов (Лель). Народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле.

В музыкальном театре

Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Опера «Орфей и Эвредика». Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Океан море синее. Опера «Садко». Балет «Спящая красавица». Сцена на балу. В современных ритмах.

Раскрываются следующие содержательные линии. Путешествие в музыкальный театр. ( Обобщение и систематизация жизненно- музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей) Мюзикл- жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.

В концертном зале

Музыкальное состязание. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Сюита «Пер Гюнт». «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена.

Раскрываются следующие содержательные линии. Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П.Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка – их выразительные возможности. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (духчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л.Бетховена. Музыкальные инструменты: скрипка.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

Чудо- музыка. Острый ритм – джаза звуки. Мир С. Прокофьева. Певцы родной природы. Прославим радость на земле.

Раскрываются следующие содержательные линии.

Музыка источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя. Слушателя в создании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации. Джаз- искусство ХХ века. Известные джазовые музыканты- исполнители. Мир музыки С.Прокофьева. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир.


4 класс

Россия- Родина моя!

Мелодизм – основное свойство русской музыки. Вокализ.

Характерные особенностей русской музыки. Близость мелодий Рахманинова к русским темам. Определение «концерта» и «вокализа».Повторение куплетной формы. Многообразие жанров народных песен.

Процесс создания народной песни. Характерные особенности различных жанров народных песен: солдатских, трудовых, колыбельных, лирических, игровых, обрядовых, шуточных, танцевальных и т.д.

Тема раздела: «О России петь, что стремиться в храм»(1ч.)

Образ Ильи Муромца в разных видах искусства. Характерные черты духовной музыки. Особенности жанра былины, тембров. Характеристика инструмента гуслей. Отражение богатырской тематики в музыке.

День, полный событий

Пушкин и музыка. Образы осени в музыке М.П.Мусоргского, П.И. Чайковского, Г. Свиридова. Определение «лирического образа» в поэзии и музыке. Понятие «пасторали». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных образов.

Сказочные образы Пушкина в музыке Римского-Корсакова.

Понятие «музыкальной живописи».Повторение тембровых и регистровых особенностей музыкальных инструментов .

Жанры народной музыки: хороводные и плясовые песни. Обработка русской народной песни. Подбор музыкального ряда для «озвучивания» картины. Пушкин в Тригорском. Светская музыка пушкинской поры

«Образы поэзии А.С.Пушкина в музыке».Многообразие образов поэзии А.С. Пушкина в музыке. Воплощение жанровых особенностей в музыке.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

Песни разных народов мира. Музыкальные инструменты России. Разнообразие народных песен. Выявление отличительных особенностей разных музыкальных культур на примере народных песен. Музыка в народном стиле. Воплощение народных тем в музыке русских композиторов. Оркестр русских народных инструментов. Классификация инструментов оркестра русских народных инструментов, викторина на определение тембров (балалайка, гармонь, баян и т.д.)..

В концертном зале

Музыкальные инструменты симфонического оркестра (скрипка, виолончель).

Струнно-смычковая группа музыкальных инструментов симфонического оркестра. Определения «струнного квартета» и «ноктюрна». Штрихи: легато, стаккато, акценты.

Жанры вокальной и инструментальной музыки. Определение жанра «сюиты» и «серенады».

Мир музыкальных образов Ф.Шопена. Стилистические особенности музыкального языка Ф.Шопена. Характерные черты танцевальных жанров: полонеза, мазурки, вальса..

Революционный этюд Шопена. Расширение представлений о музыкальном жанре «прелюдии».Интонационно-образный анализ, сравнение интонаций и исполнительских трактовок прелюдий. Определение этюда в живописи и музыке.. Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). Знакомство с тембровыми особенностями гитары. Понятие «обработки» и «переложения».Определение жанра авторской песни.

Знакомство с тембровыми особенностями гитары.

Понятие «обработки» и «переложения». Определение жанра авторской песни.

Многообразие музыкальных образов/

День, полный событий

Зимние образы в музыке.

В музыкальном театре

Музыкальная характеристика поляков в опере «Иван Сусанин»

Отличительные черты русской музыки. Музыкальная характеристика Ивана Сусанина. Взаимодействие темы Сусанина и поляков .Сравнение музыкальных характеристик поляков и русских. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов Стилистические особенности музыкального языка Мусоргского М.П. Отличительные особенности восточных и русских интонаций. Русский Восток. Определение характерных черт колыбельной, тембров музыкальных инструментов, развития музыкального образа. Контраст в музыке. Отличительные черты восточной музыки.

Воплощение русских обычаев и обрядов в балетном жанре. Моделирование сцены балета:- режиссерская постановка;- подбор эскизов костюмов;- сочинение сочиненного.Музыка в народном стиле. Повторение обычаев и обрядов празднования масленицы на Руси, сравнение народных мелодий с музыкой Стравинского, выявление своеобразия музыкального языка Стравинского. Жанр оперетты и мюзикла. Определение жанров оперетты и мюзикла.

Определение сходства и различия музыкально-театральных жанров: оперы, балета и оперетты и мюзикла.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

Определение музыкального жанра «прелюдии». Музыкальная характеристика зерен-интонаций.

«О России петь, что стремиться в храм»

Пасха – праздник праздников. Музыкальные особенности духовной музыки. Интонационно-образный анализ и сравнение жанра молитвы в русской и западноевропейской музыке. Сравнение мелодии молитв с величанием и русскими народными песнями.

Святые земли русской. Кирилл и Мефодий. Отличительные черты величаний. Выявление характерных черт гимна.

Музыкальные портреты главных персонажей сюиты. Сочинение сюжетов с развитием на заданную музыку.

Рассвет на Москве-реке. Определение основной идеи симфонической картины, проведение ассоциативного ряда: «рассвет природы – рассвет, начало новой жизни». Великая сила музыки. Роль музыки в жизни человека.

Подготовка афиши к заключительному уроку-концерту.

  1. Тематическое планирование учебного предмета «Музыка»

1 класс

33 ч.

Тема

Количество часов

Музыка вокруг нас.

15

Музыка и ты.

15

Повторение.

3









2 класс

34 ч.

Тема

Количество часов

Россия - Родина моя.

3

День, полный событий.

7

О России петь, что стремиться в храм.

6

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

2

В музыкальном театре.

4

В концертном зале.

3

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…».

6

Повторение.

3















3 класс

34 ч.

Тема

Количество часов

Россия – Родина моя.

5

День, полный событий.

4

О России петь, что стремиться в храм.

6

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

2

В музыкальном театре.

6

В концертном зале.

3

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

5

Повторение

3















4 класс

34 ч.

Тема

Количество часов

Россия - Родина моя.

4

О России петь – что стремиться в храм.

4

День, полный событий.

6

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

2

В концертном зале.

5

В музыкальном театре.

5

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

5

Повторение.

3