РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Директор
МОУ«Школа № 3 МОУ«Школа № 3
города Докучаевска» города Докучаевска»
Протокол от _________№ ____ __________ Я.В. Хоменко
Рабочая образовательная программа
по предмету
«Музыкальное искусство»
Класс: 2-Б
Учитель: Лаврова Ольга Сергеевна
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «К вершинам музыкального искусства» по предмету «Музыкальное
искусство» для I-IV классов начальной школы общеобразовательных учреждений соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта начального
общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой
Народной Республики от 25.07.2018 № 665). Содержание программы разработано в рамках музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и призвано «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как неотъемлемую часть всей их духовной культуры». Педагогические технологии, реализуемые в программе, способствуют раскрытию творческого потенциала каждого учащегося, формированию его мировоззренческой, гражданской позиции, ценностных ориентаций, интеграции личности ребенка в национальную и мировую культуру.
Задачи музыкального образования данной программы:
1) формировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к музыкальному искусству на основе лучших образцов народного и профессионального музыкального творчества, аккумулирующих духовные ценности человечества;
2) развивать музыкально-образное мышление школьников адекватно природе музыки –
искусства «интонируемого смысла», в процессе постижения музыкальных произведений
разных жанров, форм, стилей;
3) формировать опыт музыкально-творческой деятельности учащихся как выражение
отношения к окружающему миру с позиции триединства композитора-исполнителя-
слушателя.
4) формировать у школьников потребность в музыкально-досуговой деятельности,
обогащающей личность ребенка и способствующей сохранению и развитию традиций
отечественной музыкальной культуры.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Концепция предметной линии музыкальное искусство («К вершинам музыкального
искусства») предлагает новый вектор развития музыкальной культуры школьников,
направленный на интенсификацию музыкального мышления и творческое проявление
ребенка во всех формах общения с музыкой в процессе целостного постижения
произведений мировой и отечественной классики.
Это выражено:
в логике тематического построения курса, реализующей путь развития музыкального восприятия школьников от отдельных музыкальных образов к целостной музыкальной драматургии произведений крупных жанров и форм;
в реализации интонационно-стилевого подхода к отбору музыкального материала, освоению содержания музыкальных произведений, изучению особенностей музыкального языка;
в разнообразии ракурсов постижения фольклорных образцов, в том числе сквозь призму произведений композиторского творчества как органичной составляющей жизни музыкальных героев;
в построении творческого диалога ребенка с композитором и исполнителем посредством проектирования музыкальных образов и их развития в опоре на собственный жизненный и музыкальный опыт; в методическом подходе к освоению музыкального произведения в процессе создания его моделей: вербальной, графической, пластической, звуковой.
Процесс введения учащихся в мир высокой музыки строится на основе следующих
методических принципов:
адекватность постижения каждого музыкального произведения природе музыкального искусства, специфике его стиля, жанра, драматургии;
освоение интонационного языка музыки как «родного», понятного без перевода;
целостность изучения музыкальных произведений как основа гармонии эмоционального и интеллектуального начал в музыкальном развитии ребенка;
взаимодействие визуального, аудиального и кинестетического каналов восприятия как фактор индивидуализации процесса освоения ребенком музыкальных произведений.
Социальную значимость музыкальных занятий усиливает публичное исполнение детьми оперной и симфонической музыки. Конкурсы «дирижеров» и эскизные постановки
оперных сцен – это и праздник музыки, и своеобразный отчет о проделанной работе в классе, и продолжение обучения, поскольку только в условиях концертного исполнения музыки для других в полной мере выявляются ее коммуникативные функции – возникает общение с публикой посредством музыки. Качество знания и понимания учащимися музыки, уровень это усиливает эмоционально-художественное воздействие музыки на детей, формирует у них ощущение успешности обучения, стимулирует интерес к музыке и индивидуальное творчество.
Место учебного предмета «Музыкальное искусство» в Примерном учебном плане
начального общего образования
Урок музыкальное искусство поддерживается разными формами внеурочной музыкальной деятельности школьников: вне школы – посещением концертов, спектаклей, экскурсиями в музеи, на выставки; в школе – кружками (например, сольного и хорового пения, инструментального музицирования, электронного музыкального творчества), студиями (музыкально-театральной) и другими творческими объединениями учащихся. Их работа создаст благоприятную среду для творческого самовыражения ребенка, расширит границы его познавательной активности, общения со сверстниками, учителями, родителями.
В рамках данной программы предлагаются следующие направления музыкальной деятельности учащихся:
«Вокальный практикум» (хоровое, ансамблевое и сольное пение), создающий условия для овладения школьниками культурой вокального исполнительства в различных формах музыкально-творческой деятельности.
«Фольклорное творчество», раскрывающее обряды и традиции, верования и представления о нравственных ценностях народа в синтезе музыкально-поэтической и танцевальной деятельности детей.
«Музыкально-театральная студия», призванная расширить пространство для художественного самовыражения учащихся путем приобщения к театральному искусству в разных видах деятельности.
«Электронное музыкальное творчество», предполагающее организацию практики музицирования учащихся с использованием современных технических средств создания и воспроизведения музыки (компьютеры, синтезаторы).
Большое значение в организации музыкального образования младших школьников имеют проектные работы: «конкурсы дирижеров», инсценировки (эскизное исполнение) опер, фестивали и праздники любителей классической музыки, организация которых предполагает тесную взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности школьников.
Ценностные ориентиры содержания
учебного предмета «Музыкальное искусство»
Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:
1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.
2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.
3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.
4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.
5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.
6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы.
7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.
8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.
В программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство учащихся с музыкальными традициями Донецкого края.
Перечень произведений для восприятия и исполнения является ориентировочным. Его можно изменять, используя вариативный и этнорегиональний материал (в пределах 10%).
Основным видом домашних заданий по предмету должны быть задания на слушание и интерпретацию музыки в окружающей культурной среде. Задания носят творческий характер, записываются в журнал, но не являются обязательными на каждом уроке.
Количество часов. Программа «Музыкальное искусство» для учреждений общего начального образования составлена в соответствии с объемом учебного времени, отведенным на изучение данного предмета в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыкальное искусство» изучается в 1-4-х классах в общем объеме не менее 131 часа (32 часа в I классе, по 33 часа – во II–IV классах).
Во время поурочного тематического распределения содержания предусмотрено резервное время, которое может использоваться для проведения обобщающих уроков, в частности, уроков-концертов, тематической аттестации и тому подобное.
С целью реализации задач учебной программы по музыкальному искусству и их дополнения по усилению практической направленности учебно-воспитательного процесса целесообразно организовывать посещение музыкальных театров, филармоний, концертных залов, литературных и художественных музеев; изучение и воспроизведение элементов народных обрядовых праздников с учетом региональных особенностей, условий и местных традиций. Данная программа не подразумевает жестко регламентированного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности».
Данный учебный курс опирается на музыкально-педагогические идеи Д.Б. Кабалевского и нацелен на развитие музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры. Новизна этого курса, его образовательный и воспитательный потенциал определяются концепцией, призванной приблизить уровень музыкального образования в школе к современному уровню развития музыкального искусства за счет адекватного освоения шедевров мировой и отечественной классики, включая наиболее развитые жанры и формы; за счет интенсификации развития музыкального мышления школьников и создания приоритета творческого начала во всех формах общения ребенка с музыкой.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании», утвержденный Постановлением №I – 233П – НС Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 июня 2015года.
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, разработанной и утвержденной совместным приказом Министерства молодежи, спорта и туризма № 94 от 22.06.2015года и Министерства образования и науки №322 от 17.07.2015года.
Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №310 от 04.04.2016 года.
Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики, утверждённой Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 16.08.2017 г. № 832.
Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённой приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №843 от 03.08.2016.
Государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25 июля 2018 года № 665.
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №691 от 07.08.2018 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2018-2019 учебном году».
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от «23» августа 2018 года №725 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №691 от 07.08.2018 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2018-2019 учебном году».
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 12.10.2015 № 4574 «Рекомендации к ведению классного журнала 1-11-х классов общеобразовательных организаций».
Методические рекомендации к оцениванию учебных достижений учащихся в системе общего и среднего образования (по 5-балльной шкале), утвержденные научно-методическим советом Донецкого ИППО «29» января 2015 года протокол №1
Критерии оценивания учебных достижений учащихся (воспитанников) в системе общего среднего и начального профессионального образования, студентов среднего профессионального образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23.08.2018 г. № 13
Музыкальное искусство: 1-4 кл.: Примерная программа начального общего образования для общеобразоват. организаций. / Сост. Манейчик М.В., Синенко-Панченко И.В., Марунич М.Ю. — 2-е издание, доработанное. — ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018.– 37 c.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свой край и его историю, освоение вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития
музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях при выполнении проектных заданий и проектных работ в процессе индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности;
формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Учащиеся научатся:
логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала.
обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своего музыкального творчества с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха музыкально-практической деятельности;
понимать различие отражения жизни в музыкально и художественных текстах; адекватно воспринимать музыкальные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности;
распознавать типы жанровых моделей при изучении музыкального явления, моделировать и преобразовывать их в соответствии с содержанием музыкального материала и поставленной учебной целью;
пользоваться различными способами поиска информации (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями у предмета «Музыкальное искусство».
Учащиеся получат возможность:
реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
мобилизовать силы и волевую саморегуляцию в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и
учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
опыту общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Предметные результаты:
У учащихся будут сформированы:
первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно- нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.
Учащиеся научатся:
активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, узнавать характерные черты стилей разных композиторов;
ориентироваться в жанрах музыкально-поэтического творчества разных народов;
наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
воплощать художественно-образное содержание музыки, выражать свое отношение к ней в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах;
участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально- сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;
Учащиеся получат возможность научиться:
ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально- творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ (КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ):
Оценивание осуществляется по 3 основным аспектам:
Художественно-теоретическая деятельность.
Знание специальной художественной терминологии, понимание художественных
особенностей направлений, стилей, видов, жанров, законов развития искусства.
Восприятие произведений музыкального искусства.
Способность эмоционального восприятия произведений искусства, определение их
связи с жизненными явлениями; умение обосновывать личностно-эстетическое отношение к художественному произведению и автору; способность интерпретировать художественно–культурные явления.
Художественно – практическая деятельность.
Использование художественно-теоретического материала, приобретенных художественных умений, навыков в практической работе и во внеурочной деятельности.
Объектами проверки и оценивания результатов музыкального образования являются основные компетентности:
предметные (интерпретационные и деятельностно-творческие);
межпредметные эстетические (эстетические оценки и восприятие);
ключевые (общекультурные, информационно - коммуникативные, социальные).
Уровни | Отметка | Критерии оценивания учебных достижений учащихся |
Высокий | 5 | Музыкально-теоретическая деятельность. Учащийся (Учащаяся) имеет основательные знания тематического музыкального материала. Свободно оперирует специальной музыкальной терминологией. Использует приобретенные знания, умения и навыки в разных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально- пластические движения, импровизация и др.) Аргументировано обосновывает свое мнение. Знает особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа. Различает основные жанры народной и профессиональной музыки. Классифицирует изученные объекты и явления музыкальной культуры. Выявляет устойчивую положительную мотивацию в познании жизненных и художественных явлений, имеет прочные знания программного материала. Восприятие музыки. Учащийся (Учащаяся) стремится к самостоятельному общению с высокохудожественными музыкальными произведениями и музыкальному самообразованию. Применяет ассоциативные связи между музыкальными произведениями, произведениями других видов искусств. Высказывает оценочные суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение результата восприятия музыкального произведения в виде словесной модели, звуковой картины, пластического этюда, соответствующих музыкальному образу. Обнаруживает нестандартность художественно-образного восприятия. Художественно-практическая деятельность. Учащийся (Учащаяся) владеет необходимыми навыками и умениями, которые дают возможность полноценно исполнить музыкальные произведения. Самостоятельно использует приобретенные знания, умения и навыки в музыкальной деятельности на уроках и во внеурочное время (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально- пластическое движение, импровизация и др.) Осуществляет элементарную композиторскую деятельность в соответствии с собственными возможностями и предпочтениями (сочиняет простые мелодии, делает аранжировку и инструментовку фрагментов музыкальных произведений). Инициирует готовность к сотворчеству с учителем. |
Достаточ- ный | 4 | Музыкально-теоретическая деятельность. Учащийся (Учащаяся) владеет тематическим музыкальным материалом в пределах программы. Анализируя музыкальные произведения, может допускать небольшую неточность в формулировках специальной музыкальной терминологии. Допущенные неточности исправляет самостоятельно. Различает особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа. Представляет место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества. Иногда непоследовательно излагает свои мысли. Не всегда умеет соединять музыкальные произведения и жизненные явления. Восприятие музыки. Учащийся (Учащаяся) воспринимает музыкальные произведения, довольно полно анализирует его художественно-образное содержание. Определяет зависимость художественной формы от цели творческого замысла. Проявляет устойчивый интерес к искусству, художественным традициям народов мира и достижениям музыкальной культуры, расширяет свой эстетический кругозор. Художественно-практическая деятельность. Учащийся (Учащаяся) владеет необходимыми навыками и умениями, которые дают возможность исполнить музыкальные произведения (в основном чистое интонирование; мягкая атака звукоизвлечения; тембр голоса звонкий, полетный; дикция четкая; исполнение достаточно выразительное и эмоциональное). Испытывает некоторые трудности в интепретационно-исполнительской деятельности, но выражает стремление самостоятельно исправлять допускаемые им неточности. Нуждается в периодической коррекции учителя. |
Средний | 3 | Музыкально-теоретическая деятельность. Учащийся (Учащаяся) обладает определенным терминологическим запасом, но в изложениимыслей и впечатлений допускается неточности. Ответ в основном правильный, но не полный: содержит характеристику только эмоционального содержания музыкального произведения и недостаточно раскрывает то, какими средствами музыкальной выразительности оно передано Его ответ требует уточнений и дополнительных вопросов. Знания изучаемого материала неустойчивы. Восприятие музыки. Учащийся (Учащаяся) имеет слабо сформированное художественное мышление, не понимает художественно-образной сферы музыкальных произведений, не всегда умеет интерпретировать произведения, которые требуют абстрактного мышления. К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес. Художественно-практическая деятельность. Учащийся (Учащаяся) владеет частично необходимыми навыками и умениями, которые дают возможность исполнить отдельные музыкальные произведения. Фрагментарно применяет их в практической деятельности (относительно чистое интонирование; придыхательная атака звука; тембр слабый, чистый, легкий; дикция не достаточно активная; исполнение не достаточно выразительное) Проявляет стремление к самостоятельности. Нуждается в периодической теоретической и практической помощи учителя |
Началь- ный | 2 | Музыкально-теоретическая деятельность. Учащийся (Учащаяся) обнаруживает незнание и непонимание изучаемого материала. Излагает мысли на элементарном уровне. Незначительный объем понятийного аппарата не позволяет характеризовать художественные образы. Владеет незначительной частью тематического материала. Периодически проявляет интерес к познанию музыкальной картины мира. Восприятие музыки. Учащийся (Учащаяся)) имеет слабо сформированный уровень восприятия музыкальных произведений, воспринимая их фрагментарно. Проявляет низкий уровень эмоциональности, хотя способен эмоционально воспринимать музыкальные произведения с конкретным образно-художественным содержанием. Художественно-практическая деятельность. Учащийся (Учащаяся) владеет навыками и умениями в практической музыкальной деятельности на элементарном уровне (нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону; слабо развита координация между голосом и слухом; твердая атака звукоизвлечения; тусклый, резкий, глухой тембр голоса; нечеткая дикция; судорожное, поверхностное дыхание; вялое безразличное исполнение), при этом положительно реагирует на собственную практическую деятельность. Требует постоянно теоретической и практической помощи учителя |
Недоста- точный | 2 | Художественно-теоретическая деятельность Восприятие искусства Художественно-практическая деятельность Учащийся (Учащаяся) выявил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу. Требует постоянно теоретической и практической помощи учителя. |
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Личностные, предметные и метапредметные результаты |
план | факт |
РАЗДЕЛ I «Мир музыкальных историй» ТЕМА 1. Развитие в музыке (8 ч) |
1 | 06.09 | | Разнообразие музыкальных историй: песня, романс. Б.Савельев «Неприятность эту мы переживем». Слушанье муз. М.Хохлова «Гимн ДНР», П.Чайковский «Песня без слов» | 1 | Размышляет о музыкальном развитии как художественном воспроизведении явлений природы и жизни человека Исследует развитие музыкальных образов и передает их развитие в своём исполнении (пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластическом движении). Анализирует развёртывание музыкальных историй в романсе, песне, былине, характеризует их образный строй, особенности мелодии, сопровождения, манеры исполнения; видеофрагменты балета. Воплощает развитие музыкальных образов в разных жанрах вокальной музыки, а также слове, пантомиме, пластике. Исполняет мелодии романса и песни; составляет исполнительский план и инсценирует песни с одноклассниками. Импровизирует музыкальные характеристики персонажей в разных видах музыкальной деятельности; сочиняет мелодии для произведений известных композиторов на основе словесной характеристики. Определяет на слух звучание отдельных инструментов симфонического оркестра. Характеризирует особенности развития музыкальных историй в разных жанрах инструментальной музыки. Моделирует образное содержание фортепианной пьесы по эпиграфу. Сравнивает разные жанры музыки по существенным признакам. Распознаёт по музыке последовательность сценических событий, узнаёт лейтмотивы и соотносит их звучание со сценическим действием. Выявляет особенности претворения народной песни в симфонической музыке, следит за преобразованием тем в музыке, выявляет смысловые этапы их развития. |
2 | 13.09 | | Пьеса, концерт. Б.Савельев «Неприятность эту мы переживем». Слушанье С. Прокофьев Пьесы для фортепиано «Сказки старой бабушки» | 1 |
3 | 20.09 | | Опера. Балет. Симфония. А.Островский «До-ре-ми». Слушанье А.К.Лядов Симфоническая сказка «Кикимора» | 1 |
4 | 27.09 | | Народные песни. В. Шаинский «Неразлучные друзья». Слушанье Г.Гладков «Колыбельная» | 1 |
5 | 04.10 | | Развитие в музыке – преобразование, сопоставление. Д.Львов-Компанеец «Дружат дети всей земли». Слушанье Н.А.Римский-Корсаков финальная сцена из оперы «Снегурочка» | 1 |
6 | 11.10 | | Развитие в музыке – столкновение музыкальных интонаций, тем, образов. Д.Львов-Компанеец «Дружат дети всей земли». Слушанье Э.Григ «В пещере горного короля» | 1 |
7 | 18.10 | | Единство содержания и построения; взаимодействие слов и музыки. И.Космачёв «Самый маленький гном» Слушанье Ф.Шуберт «Вальс». | 1 |
8 | 25.10 | | Исполнительское развитие в песне, элементы театрализации. И.Космачёв «Самый маленький гном» Слушанье Ф.Шопен «Прелюдии» №7, №20 | 1 |
ТЕМА 2. Путешествие в мир симфонической музыки (8 ч) |
9 | 08.11 | | Музыкальное произведение как развертывающаяся во времени «музыкальная история». Р. Паулс «Алфавит». Слушанье Д.Кабалевский. «Три подружки» | 1 | Сопоставляет краткие истории небольших произведений. Выявляет жанровые основы образов. Характеризует особенности развития тем и образов. Определяет на слух звучание музыкальных инструментов. Выявляет интонационные связи частей симфонии. Воплощает развитие музыкальных образов в разных жанрах вокальной музыки, а также слове, пантомиме, пластике. Расширяет представление о тембровых красках и приёмах исполнения отдельных инструментов и групп симфонического оркестра. Моделирует образное содержание музыкального произведения Расширяет представления о культурных (обрядовых) традициях народа |
10 | 15.11 | | Сопоставление кратких истории небольших произведений и образов. А. Жидкевич «Семеро гномов» Слушанье Л.Бетховен «Веселая. Грустная» | 1 |
11 | 22.11 | | Скерцо. П.Синявский «Лунный кораблик». Слушанье И.Бах «Скерцо», П.Чайковский «Скерцо» | 1 |
12 | 29.11 | | Взаимосвязь характера тем и их развития. П.Синявский «Лунный кораблик». Слушанье Л.Бетховен Симфония №5 (3 часть) | 1 |
13 | 06.12 | | Пиццикато струнных. В.Шаинский «Снежинки». Слушанье Й.Штраус «Полька для пиццикато». | 1 |
14 | 13.12 | | Построение части (трехчастная форма). В.Шаинский «Снежинки». Слушанье П.Чайковский, симфония №4. | 1 |
15 | 20.12 | | Взаимосвязь характера тем и их развития. Ю.Ким «Новогодняя полька» Слушанье Н. Римский-Корсаков. «Полет шмеля» из оперы «Сказка про царя Салтане». | 1 |
16 | 27.12 | | Интонационные связи скерцо и финала. Ю.Ким «Новогодняя полька» Слушанье Э. Григ. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» | 1 |
РАЗДЕЛ II«Мир музыкальных образов» ТЕМА 3. Путешествие в театр оперы и балета (10 ч) |
17 | 17.01 | | Опера и балет как целостная музыкальная история. М.Пляцковский. Б.Савельев «Если добрый ты» Слушанье Н.Римский-Корсаков опера «Золотой петушок»: увертюра, ария «Звездочёта», ария «Шамаханской царицы» | 1 | Слушает и анализирует музыку. Участвует в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента музыкального произведения. Импровизирует движения польских танцев, обобщает их характерные черты. Ориентируется в графической записи тем полонеза и мазурки. Понимает смысл преобразований музыкальных тем и интонаций; понимает прямой и переносный смысл текста художественного произведения. Воплощает развитие музыкальных образов в разных жанрах вокальной музыки, а также слове, пантомиме, пластике. Определяет на слух звучание музыкальных инструментов. Использует графическую запись для решения музыкальных задач. Наблюдает за выражением в музыке различных человеческих чувств и мыслей. Импровизирует мелодии песен на народные слова, литературные тексты. Выявляет соотношение слов и мелодии в песне. Слушает, исполняет, симфонические, инструментальные и вокальные произведения композиторов. Моделирует образное содержание музыкального произведения. Воплощает музыкальные образы в разных видах музыкальной деятельности. |
18 | 24.01 | | Музыкальный портрет. Особенности музыкальной речи в опере. М.Пляцковский. Б.Савельев «Если добрый ты» Слушанье Н.Римский–Корсаков сцена прощания с «Масленицей» из оперы «Снегурочка» | 1 |
19 | 31.01 | | Особенности музыкальной речи в балете. Е.Четверикова «Мама и Родина» Слушанье П.Чайковский фрагменты из балета «Щелкунчик» | 1 |
20 | 07.02 | | Характерные интонации в музыкальной речи героев. Е.Четверикова «Мама и Родина» Слушанье М.Глинка увертюра к опере «Руслан и Людмила» | 1 |
21 | 14.02 | | Музыкально - образная характеристика героя. Ю.Антонов «Родные места» Слушанье М.Карасёв «Муха Цокотуха» | 1 |
22 | 21.02 | | Связь музыкальной речи героя с народной песней. Ю.Антонов «Родные места» Слушанье С.Прокофьев балет «Золушка» (сцена боя часов) | 1 |
23 | 28.02 | | Выразительность и изобразительность музыки. А.Ермолов «Моя семья» Слушанье П.Чайковский «Неаполитанская песенка» (фортепиано), «Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро». | 1 |
24 | 07.03 | | Отражение сценического действия в развитии музыки хора. А.Ермолов «Моя семья» Слушанье М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин» каватина и рондо Антониды | 1 |
25 | 14.03 | | Двуплановость музыкальной характеристики: сочетание героики и лирики. Б.Савельев «Поиграем в эхо» Слушанье В.Моцарт опера «Волшебная флейта» | 1 |
26 | 21.03 | | Жанровые истоки музыкальной речи. Б.Савельев «Поиграем в эхо» Слушанье С.Прокофьев «Любовь к трём апельсинам» | 1 |
ТЕМА 4. Мир музыкальных историй (7 ч) |
27 | 04.04 | | Программная музыка. Соотношение литературной программы и музыкальной истории. А.Пахмутова «Добрая сказка» Слушанье П.Чайковский «Кот в сапогах и Белая Кошечка» | 1 | Распознаёт в музыкальной истории первой части симфонии жизненные образы и человеческие отношения. Моделирует темы, разделы музыки первой части до их прослушивания Воплощает музыкальные образы первой части симфонии и важнейшие моменты их развития в разных видах музыкальной деятельности. Проводит аналогии и устанавливает причинноследственные связи. Ориентируется в графической модели музыкального произведения. Имеет представление о функциях основных разделов первой части симфонии. Выявляет интонационные связи между темами (сходными и контрастными) первой части симфонии. Выявляет изменения, происходящие в музыкальных темах (на основе принципов повтора и контраста). Прогнозирует целое на основе его части. Делит произведение на смысловые части. Знакомится с понятием «конфликт», наблюдает за поведением героя в конфликтной ситуации. Расширяет представление о группах инструментов симфонического оркестра и тембрах отдельных инструментов. |
28 | 11.04 | | Основные этапы развития музыкального действия: интродукция, экспозиция, разработка, реприза, кода. Ю.Чичков «музыкант –турист» Слушанье Л.Бетховен, концерт для фортепиано с оркестром №4 | 1 |
29 | 18.04 | | Симфоническое развитие на основе принципов повтора и контраста. Взаимосвязь характера тем и их развития. И. Арсеев. «Крокодил и Чебурашка» Слушанье П. И. Чайковский. Четвертая симфония (первая часть) | 1 |
30 | 25.04 | | Диалогичность склада музыки симфонии. Особенности звучания темы главного героя в экспозиции, разработке, репризе и коде. Д.Кабалевский. «Игра в гостей» Слушанье М.Глинка увертюра к опере «Руслан и Людимла» | 1 |
31 | 02.05 | | Своеобразие симфонической сюжетности: значительность тем-образов и интенсивность их развития. Конфликт как «движущая сила» развития «музыкальной истории» Муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова, «Ты откуда, музыка» Слушанье Э.Григ сюита «Пер Гюнт» | 1 |
32 | 16.05 | | Единство симфонического цикла: содержание и построение частей, их соотношение в цикле как отражение многогранной жизни человека «музыкальной драмы». Характерные черты музыкального стиля композиторов-классиков. Б.Савельев, М.Пляцковский «Настоящий друг» Слушанье И. Дунаевский. Марш из кинофильма «Веселые ребята» | 1 |
33 | 23.05 | | Сходство и различие программной и не программной инструментальной музыки. Круг образов, особенности развертывания «музыкальных историй» Левин, Е.Латыш-Бирюкова «Прощальная песенка» Слушанье Ж. Бизе. Марш из оперы «Кармен» | 1 | |
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
№ п/п | Тема | Форма проведения | Дата |
1 | Угадай мелодию | Игра | Октябрь 2018 |
2 | Веселые нотки | Музыкальная викторина | Январь 2019 |
3 | Вместе весело поем, вместе весело живем | Караоке в рамках предметной недели | 11.04.2019 |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
Раздел І: Мир музыкальных историй |
1 | Тема №1«Развитие в музыке» | 8 |
2 | Тема №2«Путешествие в мир симфонической музыки» | 8 |
Раздел ІІ: Мир музыкальных образов |
3 | Тема №1 «Путешествие в театр оперы и балета» | 10 |
4 | Тема №2 «Мир музыкальных историй» | 7 |
Календарный учебный график | | Август 2018 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | | | | | | | | | | | | Сентябрь 2018 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | | | | | | | | | | Октябрь 2018 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | | | | | | | | | | | | | | Ноябрь 2018 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | | | | | | | | | | | | | | | | | | Декабрь 2018 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | | | | | | | | | Январь 2019 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | | | | | | | | | | | | | Февраль 2019 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | | | | | | | | | | | | | Март 2019 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | | | | | | | | | | | | | | | | Апрель 2019 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | | | | | | | | | | | | | | | Май 2019 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | | | | | | | | | | | | Июнь 2019 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | | | | | | | | | | Июль 2019 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | | | | | | | | | | | | | |
19