СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Окружающий мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Окружающий мир"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новокасторенская средняя общеобразовательная школа»

Касторенского района Курской области


Рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов


Руководитель ____________________/И.В. Орехова/

(Протокол №____ от __________________ 2020 года)


Принята на заседании педагогического совета



(Протокол №____ от __________________2020 года)



УТВЕРЖДЕНА


Директор школы _______________/А.В. Матяшова/

(Приказ №____ от ___________________2020 года)









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Окружающий мир»

ДЛЯ 4 КЛАССА

НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД






Составитель:

Студеникина Любовь Васильевна, учитель начальных классов 1 категории




п. Новокасторное, 2020 г.



1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса составлена на основе:

1

Федерального закон  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года N 273-ФЗ

2

ФГОС НОО, утверждённый приказом Минобразования РФ №373 от 6.10.2009г., зарегистрирован в Минюсте РФ 22.12.2009г. №17785 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22. 09.2011 №2357)

3

ООП НОО Новокасторенской средней общеобразовательной школы

4

Учебного плана Новокасторенской средней общеобразовательной школы на 2020-2021учебный год

5

Календарного учебного графика Новокасторенской средней общеобразовательной школы на 2020-2021 учебный год

6

Примерной программы по учебному предмету «Окружающий мир» автора А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»)


В соответствии с Образовательной программой школы, данная рабочая программа рассчитана на 68 часов в год при 2 часах в неделю с использованием учебных пособий:



Авторы


Название


Год

издания


Издательство


1

Плешаков А.А.

Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений В 2-х частях

2015

М.: Просвещение

2

Плешаков А.А.

Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс.


2019

М.: Просвещение






3

Яценко И.Ф.

Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 4 класс

2019

М.: ВАКО


  1. Планируемые образовательные результаты освоения предмета, курса


Личностные

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;

  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;

  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;

  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;

  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;

  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;

  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;

  • этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;

  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;

  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.


Метапредметные

Регулятивные УУД:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

  • планировать свои действия в течение урока;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.


Познавательные УУД:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

  • сравнивать объекты по различным признакам;

  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;

  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).


Коммуникативные УУД:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

  • готовить сообщения, фото рассказы, проекты с помощью взрослых;

  • составлять рассказ на заданную тему;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.


Предметные

  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;

  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;

  • определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;

  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;

  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;

  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;

  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;

  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;

  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;

  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;

  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;

  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;

  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;

  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

  • вырабатывать правильную осанку;

  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;

  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;

  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;

  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;

  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;

  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;

  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;

  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;

  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;

  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;

  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;

  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;

  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;

  • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;

  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);

  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;

  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.


Ученик научится:

  • определять: Земля — планета Солнечной системы,

  • объяснять причины смены дня и ночи и времен года;

  • распознавать способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, гео­графическая карта;

  • рассказывать что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;

  • называть некоторые современные экологические проблемы;

  • определять природные зоны России;

  • отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

  • объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

  • по году определять век, место события в прошлом;

  • отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

  • отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

  • объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

  • отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

  • объяснять своё отношение к прошлому и настоящему родной страны.

  • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;

  • называть особенности природы своего края: формы земной поверх­ности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;

  • характеризовать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

  • называть важнейшие события и великих людей отечественной ис­тории;

  • знать государственную символику и государственные праздни­ки современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.


Ученик получит возможность научиться:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-опре­делителя; различать важнейшие полезные ископаемые свое­го края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;

  • проводить наблюдения природных тел и явлений;

  • в учебных и реальных ситуациях в доступной форме да­вать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологи­ческой допустимости; определять возможные причины: отри­цательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, ва­рианты личного участия в сохранении природного окруже­ния;

  • приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;

  • соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

  • приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

  • приводить примеры народов России;

  • владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

  • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

  • понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;

  • уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

  • осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей ,норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений;

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края;

  • проводить наблюдения природных тел и явлений; *осваивать доступные способы изучения природы и общества ( наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение и т.д.);

  • устанавливать и принимать причинно-следственные связи в окружающем мире.



  1. Содержание учебного предмета, курса


Раздел / тема


Часы

Содержание

Раздел «Земля и человечество»



Мир глазами астронома

Планеты Солнечной системы.

Звездное небо – великая книга Природы



Мир глазами географа




Мир глазами историка

Когда и где? История – путешествие в глубь времен.


Мир глазами эколога.

Сокровища Земли под охраной человечества.




Обобщение знаний по разделу «Земля и человечество».






9



Что изучает астрономия. Небес­ные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — пла­нета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Зем­ли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.


Что изучает география. Изобра­жение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.


Что изучает история. Историчес­кие источники. Счет лет в истории. Историческая карта.



. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Междуна­родное сотрудничество в области охраны окружающей сре­ды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.


Практические работы: знакомство с картой звездного не­ба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и геогра­фической карте; знакомство с историческими картами.

Раздел «Природа России»



Равнины и горы России.

Моря, озера и реки России.



Природные зоны России.

Зона арктических пустынь.

Тундра. Природа тундры.

Леса России.

Лес и человек.

Зона степей.

Пустыни.

У Черного моря.




Обобщение по разделу «Природа России».

11



Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).


Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.




Раздел «Родной край — часть большой страны»



Наш край.


Поверхность нашего края.




Водные богатства нашего края.



Наши подземные богатства.



Земля – кормилица.



Экскурсия в лес и на луг.

Жизнь леса.

Жизнь луга.

Жизнь в пресных водоемах.


Растениеводство в нашем крае.






Животноводство в нашем крае.









Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны».

13




      Наш край на карте Родины. Карта родного края.


Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами).


Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.


Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.


 Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.


 Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.



Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.


Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.


Экскурсии: знакомство с картой родного края; знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.


Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.


Раздел «Страницы всемирной истории»



Начало истории человечества.



Мир древности: далекий и близкий.


Средние века: время рыцарей и замков.



Новое время: встреча Европы и Америки.




Новейшее время: история продолжается сегодня.

5

      


Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество.


Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого.


Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина.


Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия.


Новейшее время. Представление о скорости перемен в ХХ в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.


Раздел «Страницы истории Отечества»



Жизнь древних славян.



Во времена Древней Руси.

Страна городов.

Из книжной сокровищницы Древней Руси.



Трудные времена на Русской земле.

Русь расправляет крылья.

Куликовская битва.



Иван Третий.

Мастера печатных дел.


Патриоты России.





Петр Великий.

Михаил Васильевич Ломоносов.

Екатерина Великая.



Отечественная война 1812 года.

Страницы истории XIX века.



Россия вступает в XX век.

Страницы истории 1920–1930-х годов Великая война и Великая Победа.




Страна, открывшая путь в космос.





Обобщение по разделу «Страницы истории Отечества».

21

     


 Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.


Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.


Наше Отечество в ХIII—ХV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья   — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.


Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХIII—ХV вв.


Наше Отечество в ХVI—ХVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в ХVI—ХVII вв.


Россия в ХVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в ХVIII в.


 Россия в ХIХ — начале ХХ в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в ХIХ — начале ХХ в.


 Россия в ХХ в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.


 Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. ХХ в. Культура России в ХХ в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

 Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).


Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.


Раздел «Современная Россия»

Основной закон России и права человека.



Мы – граждане России.



Славные символы России.

Такие разные праздники.


Путешествие по России. 3 ч




Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок) Презентация проектов.


9


















      


Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.


Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.


Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.


Многонациональный состав населения России. Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.


Резерв

1




  1. Учебно-тематический план



Наименование раздела


Всего часов


1

Раздел «Земля и человечество»

9

2

Раздел «Природа России»

11

3

Раздел «Родной край — часть большой страны»

13

4

Раздел «Страницы всемирной истории»

5

5

Раздел «Страницы истории Отечества»

21

6

Раздел «Современная Россия»

9

Итого

68



График проведения контрольно-измерительных работ


Период обу­чения

Тесты

Практические работы

Проверочные работы

Диагностиче­ские работы

Проектные работы

1 четверть

4

10

1

1

-

2 четверть

5

4

1

-

-

3 четверть

10

-

1

-

-

4 четверть

4

-

1

1

1

Итого:

23

14

4

2

1



  1. Календарно-тематическое планирование



Тема урока


Количество часов


Дом. задание

Дата




план

факт




Раздел «Земля и человечество» (9 часов)




1

Мир глазами астронома.

Входная диагностическая работа.

1

Стр.4-8

01.09





2

Планеты Солнечной системы.

Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца».

1

Стр.9-15

02.09





3

Звездное небо – великая книга Природы.

Тест.

1

Стр.16-21

08.09





4

Мир глазами географа.

Практическая работа №2 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте»

1

Стр.22-28

09.09





5

Мир глазами историка.

Тест.

1

Стр.29-35

15.09





6

Когда и где? История – путешествие в глубь времен.

Практическая работа №3 «Знакомство с историческими картами»

1

Стр.36-40

16.09





7

Мир глазами эколога.

1

Стр.41-47

22.09





8

Сокровища Земли под охраной человечества.

Тест.

1

Стр.48-56

23.09





9

Обобщение знаний по разделу «Земля и человечество».

Проверочная работа №1.

1

КИМ: стр.18 (тест 10)

29.09





Раздел «Природа России» (11 часов)




10

Равнины и горы России.

Практическая работа №4 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России».

1

Стр.60-65

30.09





11

Моря, озера и реки России.

Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России».

1

Стр.66-70

06.10





12

Природные зоны России.

Практическая работа №6 «Поиск и показ на карте природные зоны России».

1

Стр.71-75

07.10





13

Зона арктических пустынь.

Практическая работа №7 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике».

1

Стр.76-83

13.10





14

Тундра. Природа тундры.

Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне тундры».

1

Стр.84-94

14.10





15

Леса России.

Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов».

1

Стр.95-102

20.10





16

Лес и человек.

Тест.

1

Стр. 103-109

21.10





17

Зона степей.

Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степи».

1

Стр. 110-117

27.10





18

Пустыни.

Растения, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустыни».

1

Стр.118-125

28.10





19

У Черного моря.

Тест.

1

Стр.126-134

10.11





20

Обобщение знаний по разделу «Природа России».

Проверочная работа №2.

1


11.11





Раздел «Родной край — часть большой страны» (13 часов)




21

Наш край.

Практическая работа №11«Знакомство с картой родного края».

1

Стр.134-144

17.11





22

Поверхность нашего края.

Тест.

1

Стр.139-144

18.11





23

Водные богатства нашего края.

Тест.

1

Стр. 145-148

24.11





24

Наши подземные богатства.

Тест.

1

Стр.149-159

25.11





25

Земля – кормилица.


1

Стр. 160-163

01.12





26

Экскурсия в лес и на луг.

1

-

02.12





27

Жизнь леса. Лес – природное сообщество.

Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание».

1

Стр. 164-169

08.12





28

Жизнь луга. Луг – природное сообщество.

Практическая работа №13«Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание».

1

Стр. 170-177

09.12





29

Жизнь в пресных водоемах.

Практическая работа №14 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание»

1

Стр. 178-186

15.12





30

Растениеводство в нашем крае.

Тест.

1

Стр. 187-194

16.12





31

Животноводство в нашем крае.

Тест.

1

Стр. 195-203

22.12





32

Обобщение знаний по разделу «Родной край – часть большой страны».

Проверочная работа №3.

1

Стр.204-205

23.12





Раздел «Страницы всемирной истории» ( 5 часов)



Стр. ПТ: стр. №

33

Начало истории человечества

1

Стр. 4-7

29.12





34

Мир древности: далекий и близкий

Тест.

1

Стр. 8-14

30.12





35

Средние века: время рыцарей и замков

Тест.

1

Стр.15-21

12.01





36

Новое время: встреча Европы и Америки

Тест.

1

Стр. 22-27

13.01





37

Новейшее время: история продолжается сегодня

Тест.

1

Стр.28-32

19.01





Раздел «Страницы истории Отечества» (21 час)



Стр. ПТ: стр. №

38

Жизнь древних славян.

1

Стр.34-39

20.01





39

Во времена Древней Руси.


1

Стр.39-45

26.01





40

Страна городов.

1

Стр.46-54

27.01





41

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

Тест.

1

Стр.55-58

02.02





42

Трудные времена на Русской земле.

1

Стр.59-61

03.02





43

Русь расправляет крылья.

1

Стр.65-69

09.02





44

Куликовская битва.

Тест.

1

Стр. 70-74

10.02





45

Иван Третий.

1

Стр.75-81

16.02





46

Мастера печатных дел.

Тест.

1

Стр. 82-86

17.02





47

Патриоты России.

Тест.

1

Стр. 87-93

24.02





48

Петр Великий.

1

Стр.94-100

02.03





49

Михаил Васильевич Ломоносов.

1

Стр.101-104

03.03





50

Екатерина Великая.

Тест.

1

Стр.105-111

09.03





51

Отечественная война 1812 года.

1

Стр.112-121

10.03





52

Страницы истории XIX века.

Тест.

1

Стр.122-126

16.03





53

Россия вступает в XX век.

1

Стр.127-135

17.03





54

Страницы истории 1920–1930-х годов.

1

Стр.136-139

06.04





55

Великая война и Великая Победа.

Тест.

2

Стр.140-146

07.04





56

Страна, открывшая путь в космос.

Тест.

1

Стр.147-152

13.04





57

Обобщение знаний по разделу «Страницы истории отечества».

Проверочная работа №4.

1

КИМ: стр.75.

14.04





Раздел «Современная Россия» (9 часов)



Стр. ПТ: стр. №

58

Основной закон России и права человека.

Тест.

1

Стр. 156-161

20.04





59

Мы – граждане России.

1

Стр. 164-167

21.04





60

Славные символы России.

Тест.

1

Стр.168-174

27.04





61

Такие разные праздники.

1

Стр. 175-179

04.05





62

Диагностическая итоговая работа.

1

-

05.05





63

Путешествие по России.

1

Стр. 180-193

11.05





64

Путешествие по России.

1

Стр.193-203

12.05





65

Презентация проектов «Россия – Родина моя».

1

-

18.05





66-68

Резервный урок.

1

-

19.05

25.05

26.05