2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Архангельской области
«Архангельский политехнический техникум»
ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум»
| УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум» по учебно-производственной работе ___________________ А.В. Афанасьева. «_____» _______________ 20 _____ г. Регистрационный номер: ___________ |
Рабочая ПРОГРАММа Учебной дисциплины
ОП.02 ОСНОВЫ ДИЗАЙНА И КОМПОЗИЦИИ
основной программы профессионального обучения –
программа профессиональной подготовки по профессии рабочего, должности служащего
по профессии рабочего
19525 Цветочница
для очной формы обучения
Архангельск
2021
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе учебного плана основной программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессии рабочего, должности служащего ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум» по профессии рабочего 19525 Цветочница для очной формы обучения, с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), 2019, выпуск № 44, утвержден Постановлением Минтруда РФ от 14.07.2003 № 51, раздел «Производство текстильной галантереи».
Организация-разработчик: государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Архангельский политехнический техникум» (ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум»), г. Архангельск.
Разработчик:
Пантелеева Л. Г. преподаватель
(Ф.И.О. автора) (звание, ученая степень, должность, квалификационная категория)
ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум»
(место работы)
___________________________________________
(подпись разработчика рабочей программы учебной дисциплины)
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании предметно-цикловой комиссии (ПЦК) _____________________________________________
(указывается наименование ПЦК)
Протокол заседания ПЦК от «_____»________________ 20___ г. № _____
Председатель ПЦК: ________________ /_____________________/
(подпись) (расшифровка подписи)
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины ……………………... | 4 |
Структура и содержание учебной дисциплины …………………………... | 6 |
Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины ………. | 11 |
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ………. | 13 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Основы дизайна и композиции является частью основной программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессии рабочего, должности служащего ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум» по профессии рабочего 19525 Цветочница (далее – образовательная программа).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной программы профессионального обучения.
Учебная дисциплина ОП.02 Основы дизайна и композиции относится к общепрофессиональным дисциплинам и входит в состав общепрофессионального учебного цикла образовательной программы.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
различать функциональную, конструктивную и эстетическую составляющую объектов флористического оформления и дизайна;
создавать рисунки, эскизы и иные наглядные изображения объектов флористического оформления;
использовать художественные средства композиции, цветоведения для решения задач флористического оформления;
выстраивать композиции с учетом перспективы и визуальных особенностей среды;
выдерживать соотношение размеров;
соблюдать закономерности соподчинения элементов.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные художественные стили;
основные виды форм (конструктивные, свободные) и движение в них;
основные приемы художественного проектирования эстетического облика среды;
принципы и законы композиции;
виды композиций;
принципы построения (гармоничность, затухание, повторение, заполняемость, группирование);
средства композиционного формообразования:
пропорции, масштабность, ритм, контраст и нюанс;
специальные выразительные средства: план, ракурс, стиль, колорит, изобразительные акценты, фактуру и текстуру материалов;
основные и дополнительные цвета, принципы их сочетания;
цветовые контрасты и настроения;
символические значения цветов (красок);
особенности различных видов освещения;
свойства поверхностей;
сочетания формы, цвета и структуры;
понятие перспективы;
общие положения теории аранжировки цветов (симметрию, асимметрию, пропорции, ряды, ступенчатость, акцент, напряжение, создание глубины, цвет).
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины.
Учебная нагрузка обучающегося – 58 часов, в том числе:
аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 42 часа, включая 28 часов практических занятий и 1 час дифференцированного зачета (промежуточная аттестация по дисциплине);
самостоятельная работа обучающегося – 15 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Объем часов |
1 | 2 |
Объем учебной дисциплины (всего) | 58 |
Аудиторная учебная нагрузка обучающегося (всего) | 43 |
в том числе: | |
теоретические занятия | 14 |
практические занятия | 28 |
промежуточная аттестация по учебной дисциплине в форме дифференцированного зачета | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 15 |
в том числе: | |
конспектирование информационных источников | 1 |
подготовка презентаций | 2 |
выполнение эскизов | 12 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02 Основы дизайна и композиции.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Раздел 1. Основы дизайна. | | 6 |
Тема 1.1. Дизайн – искусство организации среды. | Содержание учебного материала | 2 |
Понятие дизайна. Этапы формирования искусства дизайна. Закономерности развития стиля. Формула стиля. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Подготовка презентации по темам «Промышленный дизайн», «Графический дизайн», «Ландшафтный дизайн», «Дизайн интерьера» (по индивидуальному заданию преподавателя). |
Тема 1.2. Основы флористического дизайна. | Содержание учебного материала | 2 |
Флористический дизайн. Фактура, структура, характер. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Подготовка презентации по теме «Стили в искусстве флористики». |
Раздел 2. Основы колометрии. | | 13 |
Тема 2.1. Основы цветоведения. | Содержание учебного материала | 1 |
Основы теории цвета. Цветовой круг. |
Практическое занятие № 1 | 2 |
Определение свойств и характеристик цвета: ахроматические и хроматические цвета. |
Практическое занятие № 2 | 2 |
Определение свойств и характеристик цвета: цветовой тон, насыщенность, температура, светлота. |
| Практическое занятие № 3 | 2 |
Природа света и цвета. Смешение цветов. Цветовая гармония. |
Практическое занятие № 4 | 2 |
Изучение принципов построения композиции в цвете. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Выполнение эскиза в определенной цветовой гамме (по индивидуальному заданию преподавателя). |
Тема 2.2. Цвет во флористическом дизайне. | Содержание учебного материала | 2 |
Символика цвета. Воздействие цвета на человека. «Цветочный алфавит». |
Раздел 3. Основы композиции. | | 38 |
Тема 3.1. Основы композиции. | Содержание учебного материала | 3 |
Понятие композиции. Объективность существования законов композиционного творчества. Виды композиции. Свойства композиции. Средства композиции. Средства художественной выразительности. Решение задач эстетического и эмоционального воздействия на зрителя. Правила построения композиции. Основные стили флористических композиций. |
Практическое занятие № 5 | 2 |
Определение основных характеристик фронтальных, объемно-пространственных и глубинно-пространственных композиций. |
Практическое занятие № 6 | 2 |
Определение основных характеристик открытых и закрытых композиций. |
| Практическое занятие № 7 | 2 |
Определение основных характеристик симметричных и асимметричных, статичных и динамичных композиций. |
Практическое занятие № 8 | 2 |
Определение основных характеристик моно- и полихромных композиций. |
Практическое занятие № 9 | 2 |
Классификация основных средств композиции. |
Практическое занятие № 10 | 2 |
Классификация основных средств художественной выразительности. |
Практическое занятие № 11 | 2 |
Определение признаков правильно составленной композиции. |
Самостоятельная работа обучающихся | 7 |
Выполнение эскиза композиции (по индивидуальному заданию преподавателя). |
Тема 3.2. Флористические композиции. | Содержание учебного материала | 2 |
Ознакомление с видами декоративной флористики. Стили во флористике. |
Практическое занятие № 12 | 2 |
Определение основных характеристик массивного и линейного стилей флористических композиций. |
Практическое занятие № 13 | 2 |
Определение основных характеристик абстрактного и эко стилей флористических композиций. |
Практическое занятие № 14 | 2 |
Определение основных характеристик каркасного и параллельного стилей флористических композиций. |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 |
Выполнение эскиза композиции в определенном стиле (по индивидуальному заданию преподавателя). |
Тема 3.3. Основные техники при создании флористических композиций. | Содержание учебного материала | 2 |
Основные флористические техники. Основные способы постановки материала в работах. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Составление развернутого конспекта по темам «Организация плоскости при выполнении флористической композиции», «Организация объема при выполнении флористической композиции». |
Дифференцированный зачет | 1 |
Всего | 58 |
3. условия реализации РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация рабочей программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы дизайна и композиции».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект раздаточного учебного материала, компьютерных презентаций по разделам учебной дисциплины: «Основы дизайна», «Основы колометрии», «Основы композиции».
Технические средства обучения:
ноутбук;
аудиоколонки;
мультимедийный проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники.
Основы дизайна и композиции: современные концепции [Электронный ресурс] : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. Э. Павловская [и др.] ; ответственный редактор Е. Э. Павловская. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 183 с. – (Профессиональное образование). – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа : https://urait.ru/bcode/442383, свободный (дата обращения: 21.05.2021).
Дополнительные источники.
Брашнов, Д. А. Технологии аранжировки композиций [Текст] : Учебное пособие / Д. А. Брашнов. – М. : ИНФРА-М : АЛЬФА-М, 2017. – 224 с.
Виды флористических работ [Электронный ресурс] // Пектораль [сайт] / Пектораль : декоративно-прикладное искусство. – [?], [2020]. – Электрон. дан. – Режим доступа : https://www.tvorchistvo.ru/vidy-floristicheskix-rabot-buket-i-kompoziciya-v-sosude-venok/, свободный (дата обращения: 21.05.2021).
Стили флористики [Электронный ресурс] // Пектораль [сайт] / Пектораль : декоративно-прикладное искусство. – [?], [2020]. – Электрон. дан. – Режим доступа : https://www.tvorchistvo.ru/stili-floristiki/, свободный (дата обращения: 21.05.2021).
Флористика [Электронный ресурс] // GreenInfo [сайт] / GreenInfo : информационный портал по садоводству, цветоводству и ландшафтному дизайну. – [Москва], [2002-2021]. – Электрон. дан. – Режим доступа : https://www.greeninfo.ru/floristics/index.html, свободный (дата обращения: 21.05.2021).
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения обучающимися учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, проверки результатов выполнения самостоятельной работы обучающихся, проведения зачета по учебной дисциплине.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
различать функциональную, конструктивную и эстетическую составляющую объектов флористического оформления и дизайна; | проверка результатов выполнения самостоятельной работы обучающихся по темам 1.1, 1.2; дифференцированный зачет |
создавать рисунки, эскизы и иные наглядные изображения объектов флористического оформления; | практические занятия № 1-14; проверка результатов выполнения самостоятельной работы обучающихся по теме 2.1, 2.2, 3.1, 3.2; дифференцированный зачет |
использовать художественные средства композиции, цветоведения для решения задач флористического оформления; | практические занятия № 1-4, 10, 12-14; проверка результатов выполнения самостоятельной работы обучающихся по теме 2.1, 2.2, 3.1-3.3; дифференцированный зачет |
| практические занятия № 5, 6, 12-15; проверка результатов выполнения самостоятельной работы обучающихся по темам 3.1-3.3; дифференцированный зачет |
| проверка результатов выполнения самостоятельной работы обучающихся по теме 3.3; дифференцированный зачет |
| практические занятия № 11-14; проверка результатов выполнения самостоятельной работы обучающихся по теме 3.3; дифференцированный зачет |
Знания: | |
| проверка результатов выполнения самостоятельной работы обучающихся по темам 1.1, 1.2; дифференцированный зачет |
| проверка результатов выполнения самостоятельной работы обучающихся по темам 1.1, 1.2; дифференцированный зачет |
| проверка результатов выполнения самостоятельной работы обучающихся по теме 3.1; дифференцированный зачет |
| проверка результатов выполнения самостоятельной работы обучающихся по теме 3.1; дифференцированный зачет |
принципов построения (гармоничность, затухание, повторение, заполняемость, группирование); | проверка результатов выполнения самостоятельной работы обучающихся по теме 3.1; дифференцированный зачет |
средств композиционного формообразования: пропорции, масштабность, ритм, контраст и нюанс; | проверка результатов выполнения самостоятельной работы обучающихся по теме 3.1; дифференцированный зачет |
специальных выразительных средства: план, ракурс, стиль, колорит, изобразительные акценты, фактуру и текстуру материалов; | проверка результатов выполнения самостоятельной работы обучающихся по теме 3.1; дифференцированный зачет |
основных и дополнительных цветов, принципы их сочетания; | проверка результатов выполнения самостоятельной работы обучающихся по темам 2.1, 2.2; дифференцированный зачет |
| проверка результатов выполнения самостоятельной работы обучающихся по темам 2.1, 2.2; дифференцированный зачет |
| проверка результатов выполнения самостоятельной работы обучающихся по темам 2.1, 2.2; дифференцированный зачет |
| проверка результатов выполнения самостоятельной работы обучающихся по темам 2.1, 2.2; дифференцированный зачет |
| проверка результатов выполнения самостоятельной работы обучающихся по темам 2.1, 2.2; дифференцированный зачет |
сочетаний формы, цвета и структуры; | проверка результатов выполнения самостоятельной работы обучающихся по темам 2.1, 2.2; дифференцированный зачет |
| проверка результатов выполнения самостоятельной работы обучающихся по теме 3.1; дифференцированный зачет |
общих положений теории аранжировки цветов (симметрию, асимметрию, пропорции, ряды, ступенчатость, акцент, напряжение, создание глубины, цвет); | проверка результатов выполнения самостоятельной работы обучающихся по теме 3.2, 3.3; дифференцированный зачет |
Промежуточную аттестацию по учебной дисциплине в форме дифференцированного зачета следует проводить по накопительной системе.