ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, планируемыми результатами начального общего образования, с учебным планом МБОУ Мухоршибирской СОШ на 2018-2019 учебный год, примерной программой по « Основам религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. » начального общего образования, авторской программой «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» автор составитель А.И.Шемшурина (М.: Просвещение 2015 г.) к учебнику А.И.Шемшурина «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.» для 4 класса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики»)
Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения
школьников:
Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.
Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.
Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Испытывать уважение к своему народу, к другим народам, принимать ценности других народов.
Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже
универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
Совместно с учителем составлять план решения задачи.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, рисунок и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
определять причины явлений и событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Составлять сложный план текста.
Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе. Предвидеть последствия коллективных решений.
Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.
Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе
проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.
Содержание учебного курса ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») 34 часа
Содержание и последовательность изучения всех разделов соответствует авторской программе в полном объеме.
№ | Тема раздела | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе |
1 | Этика-наука о нравственной жизни человека. | 1 | 1 |
2 | Этика общения | 4 | 4 |
3 | Этикет | 4 | 4 |
4 | Этика человеческих отношений | 4 | 4 |
5 | Этика отношений в коллективе | 4 | 4 |
6 | Простые нравственные истины | 4 | 4 |
7 | Душа обязана трудиться | 4 | 4 |
8 | Посеешь поступок- пожнешь характер | 4 | 4 |
9 | Судьба и Родина едины | 4 | 4 |
10 | Обобщающий урок. Слово, обращённое к тебе. | 1 | 1 |
Итого | 34 | 34 |
Раздел «Введение. Этика-наука о нравственной жизни человека - 1час
Обучающие научатся:
понимать и объяснять систему общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика (познавательные действия):
Добывать и критически оценивать поступающую информацию.
Систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (в его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).
Обучающиеся получат возможность научиться:
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.
Раздел «Этика общения» 4 часа
Обучающие научатся:
Систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (в его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).
Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
Обучающиеся получат возможность научиться:
Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).
Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (в учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за него.
Обучающие научатся:
Первоначальным представлениям об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности.
Раздел « Этикет » 4часа
Обучающиеся получат возможность научиться:
Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
Обучающие научатся:
Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Раздел «Этика человеческих отношений» 4часа
Обучающиеся получат возможность научиться:
Правилам поведения в школе.
Что значит играть роль ученика?
Равновесие прав и обязанностей школьника
Новые ситуации – новые правила.
Этикет – форма для содержания этики.
Обучающие научатся:
Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Раздел «Этика отношений в коллективе.» 4часа
Обучающиеся получат возможность научиться:
Правилам поведения в коллективе.
Равновесие прав и обязанностей школьника
Новые ситуации – новые правила.
Этикет – форма для содержания этики.
Форма в отношениях между людьми в школе.
Действия – форма для поступков. Обучающие научатся:
Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Раздел «Простые нравственные истины» 4часа
Обучающиеся получат возможность научиться:
Осознавать и переживать вечные истины как субъективно значимых, устойчивых жизненных ориентиров, распознавать такие понятия «добро», «милосердие»
Обучающие научатся:
Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).
Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (в учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за него.
Раздел «Душа обязана трудиться» 4часа
Обучающиеся получат возможность научиться:
Проявлять человеческое соучастие в проявлении сочувствия, сопереживания, сострадания по отношению к другому человеку.
Обучающие научатся:
Понимать, сочувствовать , терпимо относится по отношению к другим людям.
Раздел «Посеешь поступок- пожнешь характер» 4часа
Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
Обучающие научатся:
Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Раздел «Судьба и Родина едины» 5часов
Обучающие научатся:
понимать и объяснять систему общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры.
Добывать и критически оценивать поступающую информацию.
Систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (в его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).
Обучающиеся получат возможность научиться:
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Тема | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Дата прохождения |
1 | Этика-наука о нравственной жизни человека | Знакомство с общественными нормами нравственности и морали | |
Этика общения- 4 часа |
2 | Добрым жить на белом свете веселей | Ознакомление уч-ся с основными этическими понятиями добра и зла, воспитание добрых взаимоотношений | |
3 | Правила общения для всех | Установка взаимосвязи между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственные формы поведения, сопоставление их с нормами разных культурных традиций | |
4 | От добрых правил-добрые слова и поступки | Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические понятия | |
5 | Каждый интересен | Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | |
Этикет- 4 часа |
6 | Премудрости этикета | Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | |
7 | Красота этикета | Установка взаимосвязи между культурой и поведением людей. | |
8 | Простые школьные и домашние правила этикета | Готовность и способность выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | |
9 | Чистый ручеек нашей речи | Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного труда; Овладение логическими действиями анализа готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения | |
Этика человеческих отношений-4 часа |
10 | В развитии добрых чувств-творение души | Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.) | |
11 | Природа- волшебные двери к добру и доверию | Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения. | |
12 | Чувство Родины | Обучение толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России. | |
13 | Жизнь протекает среди людей | Развитие представлений уч-ся о значении понятий мораль, нравственность.светская и религиозная этика, какое значение имеет в жизни человека этика, готовность слушать собеседника и вести диалог; Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | |
Этика отношений в коллективе-4 часа |
14 | Чтобы быть коллективом | Развитие представлений уч-ся о значении понятий мораль, нравственность.светская и религиозная этика, какое значение имеет в жизни человека этика, готовность слушать собеседника и вести диалог | |
15 | Коллектив начинается с меня | Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного труда; Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | |
16 | Мой класс-мои друзья | Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | |
17 | Ежели душевны вы и к этике не глухи… | Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.); Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | |
Простые нравственные истины- 4 часа |
18 | Жизнь священна | Познакомить с основными понятиями: справедливость, моральные правила справедливого человека. Формирование справедливого отношения к людям. Готовность и способность выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.) | |
19 | Человек рожден для добра | Развитие этических чувств и норм; Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры; Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. | |
20 | Милосердие-закон жизни | Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного труда; Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. | |
21 | Жить во благо себе и другим | Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного труда; Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. | |
Душа обязана трудиться- 4 часа |
22 | Следовать нравственной установке | Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного труда; Анализ моральных и этических требований, предъявляемых к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях. | |
23 | Достойно жить среди людей | |
24 | Уметь понять и простить | |
25 | Простая этика поступков | |
Посеешь поступок-пожнешь характер-4 часа |
26 | Общение и источники преодоления обид | Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей; Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного труда; Познакомить с основными понятиями: справедливость, моральные правила справедливого человека, сопереживание, соучастие. | |
27 | Ростки нравственного опыта поведения | |
28 | Доброте сопутствует терпение | |
29 | Действия с приставкой «со» | |
Судьба и Родина едины-5 часа |
30 | С чего начинается Родина | Знакомство с ценностями: Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России; анализ важности соблюдения человеком нравственных и моральных норм | |
31 | В тебе рождается патриот и гражданин | |
32 | Человек-чело века | |
33 | Слово, обращенное к себе | |
34 | Обобщающий урок. Слово, обращённое к тебе. | Подведение итогов. Презентация творческих работ. Участие в диспутах, обучение слушать собеседника и излагать своё мнение. | |
| ИТОГО: | 34 | |