Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 133»
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета МБОУ «Школа № 133» протокол от 30.08.2019 г.№ 1 | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ «Школа № 133» от 30.08.2019 г. № 305 |
| |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Основы тайм менеджмента»
Возраст обучающихся:12-15 лет
Срок реализации программы 1 год
Автор составитель: Минеева Любовь Александровна
Учитель математики
МБОУ «Школа №133»
Нижний Новгород
2019 г.
Пояснительная записка
Направленность программы – социально-педагогическая.
Новизна и актуальность программы. Современный ребенок растет и развивается в интенсивной среде, сталкивается с колоссальным потоком новой информации, которая постоянно обновляется, с большим количеством деловых и личных контактов (в том числе и виртуальных). Быть успешным в современном мире, не научившись управлять этими потоками, невозможно.
Управление временем (Time Management, тайм-менеджмент, ТМ) — это междисциплинарный раздел науки, посвященный изучению проблем и методов оптимизации временных затрат в различных сферах человеческой деятельности. Тайм-менеджмент (ТМ) имеет обширные связи с множеством других наук: философией, психологией, социологией, биологией, физикой и др. — во всех этих многочисленных науках содержится множество знаний о времени.
Цель: Формирование и развитие у учащихся системы навыков в области организации учебного и свободного времени, а также умений конструктивного управления им.
Задачи:
1. помочь детям осознать то, зачем им нужно осваивать приемы тайм-менеджмента.
2. ознакомить учащихся с различными аспектами категории времени: время физическое, психологическое, историческое.
3. создать условия для осознания своих целей и осуществления выбора на основании своих ценностей.
4. познакомить с правилами планирования; создать условия для освоения приемов планирования и формирования индивидуального стиля организации времени.
Адресат программы: учащиеся гимназии в возрасте 12-15 лет
Объем и срок освоения программы: 1 год (34 часа)
Формы обучения и режим занятий: групповая форма обучения – кружок, 1 занятие в неделю продолжительностью 45 минут.
Планируемые результаты
Ученики научатся применять на практики навыки тайм-менеджмента, соотносить понятия «цель» - «время» - «приемы планирования», продуктивно взаимодействовать с окружающими.
Учебный план
№ п/п | Темы | Общее кол-во часов | В том числе |
теоретические часы | практические часы | Формы аттестации/ контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1 | Что такое тайм менеджмент и зачем он нужен? | 2 | 2 | - | Опрос |
2 | Что такое время. Виды времени | 3 | 2 | 1 | Тестирование |
3 | Влияние индивидуальных особенностей характера на способы организации деятельности. | 3 | 1 | 2 | Тестирование |
4 | Методология GTD (Getting Thing Done) | 3 | 1 | 2 | Дискуссия |
5 | Методология Тайм-Драйв | 4 | 1 | 3 | Опрос |
6 | Целеполагание как основа эффективного тайм-менеджмента | 4 | 2 | 2 | Решение творческих задач |
7 | Планирование | 10 | 5 | 5 | Подготовка презентаций |
8 | Хронометраж своего времени | 2 | 1 | 1 | Решение творческих задач |
9 | Эффективное сочетание работы и отдыха | 3 | 1 | 2 | Решение творческих задач |
| Итого | 34 | 16 | 18 | |
Содержание
Наименование разделов и тем | Содержание программы | Объем часов |
1. Что такое тайм менеджмент и зачем он нужен? | Теоретические занятия | 2 ч |
Многообразие форм тайм-менеджмента Определение целей управления временем |
2. Что такое время. Виды времени | Теоретические занятия | 2ч |
Понятие и философия времени. Основные концепции психологического времени. Психологическое, социальное и профессиональное время. Основные свойства времени. |
Практическое занятия | 1ч |
Индивидуальное восприятие времени. Объективное и субъективное время. |
3. Влияние индивидуальных особенностей характера на способы организации деятельности. | Теоретические занятия | 1ч |
Типы характера, основные черты характера. |
Практические занятия | 2ч |
Построение графика «акцентуации характера» |
4. Методология GTD (Getting Thing Done) | Теоретические занятия | 1ч |
Основные положения GTD |
Практические занятия | 2ч |
Примение методологии GTD |
5. Методология Тайм-Драйв | Теоретические занятия | 1ч |
Основные положения методологии Тайм-Драйв |
Практические занятия | 3ч |
Применение методологии Тайм-Драйв |
6. Целеполагание как основа эффективного тайм-менеджмента | Теоретические занятия | 2ч |
Понятие, причины и преимущества целеполагания. Ценности как основа целеполагания. Подходы к определению целей. «Life management» и жизненные цели. |
Практические занятия | 2ч |
Определение жизненных ценностей. Техники постановки целей. |
7. Планирование | Теоретические занятия | 5ч |
Что такое планирование? Виды планирования. Приоритизация. Для чего нужно планирование? |
Практические занятия | 5ч |
Методики планирования. ABC планирование. Принцип Эйзенхауэра. Правило Парето. Хронометраж. Диаграмма Ганта. Техника SMART. Список целей и задач. Принципы планирования |
8. Хронометраж своего времени | Теоретические занятия | 1ч |
Затраты рабочего времени. Методы определения затрат рабочего времени. Принципы и методы планирования рабочего времени. |
Практические занятия | 1ч |
Определение структуры рабочего времени. Хронометраж, калибровка. |
9. Эффективное сочетание работы и отдыха | Теоретические занятия | 1ч |
Возможности резервирования времени и регуляции ритма деятельности. Индивидуальный стиль и ритм работоспособности. Анализ временных приоритетов. |
Практические занятия | 2ч |
Индивидуальные особенности распределения временных ресурсов. |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | | | | Тема | | | |
1-2 | | | Лекция | Многообразие форм тайм-менеджмента. Определение целей управления временем | 408 | Опрос | |
3-5 | Лекция Практическое занятие | Понятие и философия времени. Основные концепции психологического времени. Психологическое, социальное и профессиональное время. Основные свойства времени. Индивидуальное восприятие времени. Объективное и субъективное время. | 408 | Тестирование | |
6-8 | | | Лекция Практическое занятие | Типы характера, основные черты характера. Построение графика «акцентуации характера» | 408 | Тестирование | |
9-11 | | | Лекция Практические занятие | Основные положения GTD Примение методологии GTD | 408 | Дискуссия | |
12-15 | | | Лекция Практические занятия | Основные положения методологии Тайм-Драйв Применение методологии Тайм-Драйв | 408 | Опрос | |
16-19 | | | Лекция Практические занятия | Понятие, причины и преимущества целеполагания. Ценности как основа целеполагания. Подходы к определению целей. «Life management» и жизненные цели. Определение жизненных ценностей. Техники постановки целей. | 408 | Решение творческих задач | |
20-29 | | | Лекция Практические занятия | Что такое планирование? Виды планирования. Приоритизация. Для чего нужно планирование? Методики планирования. ABC планирование. Принцип Эйзенхауэра. Правило Парето. Хронометраж. Диаграмма Ганта. Техника SMART. Список целей и задач. Принципы планирования | 408 | Подготовка презентаций | |
30-31 | | | Лекция Практическое занятие | Затраты рабочего времени. Методы определения затрат рабочего времени. Принципы и методы планирования рабочего времени. Определение структуры рабочего времени. Хронометраж, калибровка. | 408 | Решение творческих задач | |
32-34 | | | Лекция Практическое занятие | Возможности резервирования времени и регуляции ритма деятельности. Индивидуальный стиль и ритм работоспособности. Анализ временных приоритетов. Индивидуальные особенности распределения временных ресурсов. | 408 | Решение творческих задач | |
Методические материалы
Творческие работы
Собранный материал
Специальное оборудование: мультимедиа-проектор, компьютер, диски с обучающими программами, презентациями и фильмами.
Условия реализации программы Материально-технические:
Информационные: интернет-ресурсы
Упражнение. Игра https://uprazhnenie-igra.ru Упражнения по тайм-менеджменту для развития навыков планирования http://blog-bridge.ru/lichnostnyiy-rost/uprazhneniya-po-tajm-menedzhmentu.html Упражнения по управлению временем для учащихся и работающих
https://4brain.ru/blog
Список литературы
1. Абрамовский Иван «Практический курс по Тайм Менеджменту»
"Эффективное управление временем"
2. Александр Горбачев «Тайм-менеджмент в два счета», - Спб.: «Питер», 2009
3.Васильченко Ю.П., Таранченко З.В., М.Н.Черныш «Самоучитель по тайм менеджменту»
Изд.»Питер» 2007 год
3. С. И. Калинин « Тайм менеджмент. Практикум по управлению временем»
Издательство «Речь», Санкт-Петербург 2006
5. «Формирование универсальных основных действий в основной школе: от действия к мысли.» пособие для учителя под ред. А.Г. Асмолова. Стандарты второго поколения М., Просвещение, 2010 г.
6.Электронное издание. «Основы маркетинга и менеджмента» ООО»ИД «Равновесие» 2012